Киртан ББ Говинды Свами...

Не знаю, с какими ассоциациями пришло это воспоминание, но мне ужасно захотелось вспомнить самый лучший в моей жизни киртан. И я вспомнила. Это были два волшебных дня на фестивале в Кринице. Я ходила на лекции по Шаранагти к Говинде Свами Махараджу. Где-то 2008 год. Тогда все ещё было по наитию и на ощупь - только "врубалась" в Сознание Кришны. Пошла на лекции Говинды Свами Махараджа потому что как-то узнала, что он - профессиональный музыкант. Да ещё тема - поэзия, значит, нам туда дорога. Лекция была роскошно-поэтически-филологична. Я влюбилась в Шаранагати на всю жизнь, а киртан... С ним не сравнятся никакие мои хоровые опыты, хоть там трехголосные классические в училище искусств, хоть 20-тиголосные с профи-фольклористами в Крыму, когда мы изучали казацкое многоголосие.
Здесь, в Кринице, было великолепие групповой импровизации: слушатели в количестве так человек ста - все без исключения с сильными, поставленными голосами и тонким слухом (явно собрались гандхарвы со всей России-матушки, хотя там и планетарных преданных хватало), очень тонко-профессиональный ансамбль музыкантов самого Говинды Свами (казахи флейтистка, гитаристка, мриданга...кто-то ещё - запамятовала). И вот Говинда Свами ведет изысканный киртан со сложными мелодиями, витиеватыми фиоритурами и прочими украшениями, неожиданными модуляциями, а слушатели подхватывают, беезупречно повторяя каждый мелодический нюанс. Я со своим 11-летним музыкальным образованием чувствовала себя неумелым дилетантом - мне с некоторым трудом давалось запомнить изгибы новых мелодий, а окружающая меня цветочная толпа поющих душ с легкостью подхватывала киртан... как же было красиво, как чисто и светло, - музыка брала на руки, вихрила и уносила в заоблачность духовного мира...И было великолепное многоголосие - хор не стеснялся, по-джазовому импровизируя, разделяться на голоса-подголоски-подхватывать эхом и бежать наперегонки с единоголонсой волной... Это были свободна самовыражения и ликование от близости родственных душ, умеющих играть в те же, что и ты, игры...

...После первой лекции я спонтанно вошла в некий транс...и начала чудить. Ног под собой не чувствовала, запретов - тоже. Служила тогда в кафе - раздавала прасад. И вот вижу во дворе матаджи с 5 детишками, ползающими по скамейке у входа в кафе. Она никак не могла поделить между ними кусочек какой-то сладости. И я схватила в кафе поднос со сладостями и потащила детям. Вообще никакого страха перед начальством не испытывая. И начальство ни слов упрека мне не сказало. Мне кажется, эти дети впервые за весь фестиваль стали не голодны...

...На второй день транс прошел, но вдохновение от киртана не пропало. После в Тюмени были волшебные киртаны Дхруванатха Прабху, мелодии которых до сих пор - мои любимые. Та же выразительность, нюансы самых разных настроений и экспрессия, тот дух музыки, когда она не статична и выверена, как у посредственных киртани, а экспрессивна, вихрева, кружаща и возносяща в неземные выси... Я скучаю-скучаю-скучаю по этим киртанам. Ни одна запись не передаст очарования живого исполнения, не вытянешь из неё и толики той шакти, что вырывается из сердец гандхарвов, когда они сидят напротив тебя, и волшебство музыки рождается здесь и сейчас, но при этом время и пространство исчезают...


Рецензии