Моя первая поездка в Якутию за золотом

      
                Страна седых морозов.

                Искрится снег под солнцем зимним,
                Стоит мороз под минус пятьдесят.
                Якутские узоры в сопках дивных
                На лиственницах кружевом висят.

                Хрустящей лентой тянется дорога,
                От снега пыль летит из-под колёс.
                Глаза слезятся - света слишком много,
                Но, почему-то, мне не жалко слёз.

                В душе и памяти сидят "занозой"
                Суровые края - приют мужчин,
                Богатая страна седых морозов
                "И преждевременных мужских морщин".


        Никогда не забуду эту поездку! А с чего всё началось-то? Ах, ну да – всё с того же банального желания разбогатеть. Я, как и многие не бывавшие там ранее люди, считал, что стоит только приехать на север, так сразу же твои карманы начинают волшебным образом набиваться деньгами, золотом и разными драгоценными каменьями. Это далеко не так. Главное богатство на Севере – люди, которые там живут и работают в тяжёлых условиях, ну и, конечно же, сама природа тех мест. В этом рассказе я и поведаю о людях, с которыми мне впервые там пришлось встретиться.

       Итак, решив, что в 1996 году в Санкт-Петербурге закончились деньги, я поехал за ними на север, в Якутию. Прилетев в Якутск на самолёте и выйдя из аэропорта, я почему-то решил, что сел не на тот рейс. Справа от нового аэропорта стояло какое-то здание, больше напоминавшее большой деревянный туалет. Это было здание старого аэропорта. Я тогда невольно подумал, что было бы со мной, прилети в Якутск я чуть ранее именно в этот аэропорт. Но это было не всё. Глянув на дома, стоявшие недалеко от аэропорта, мне почему-то показалось, что денег мне тут не видать, так как дома были практически все деревянные, в два этажа и явно не из золота. Конечно - из Питера же приехал!Это потом, приехав в Якутск через 4 года, я его не узнал, ибо дома были уже совершенно другие.

      Мне нужно ещё было лететь в посёлок, называемый Тёплый Ключ, в котором, судя по его названию, я рассчитывал отогреться, так как на улице -20, а ещё был октябрь месяц. Погода была нелётная, и, судя по тому, как обосновались люди в зале ожидания аэропорта, уже давно нелётная. Желавшие улететь в Усть-Неру обитали там уже третью неделю и всё больше походили на цыган. На третий день мне удалось улететь местным рейсом до своего Тёплого Ключа. Температура внутри самолёта была чуть выше, чем за бортом, некоторые летели стоя - так, водила подбросил. Но что характерно - билет за 50 минут полёта без удобств на местных авиалиниях стоил чуть меньше, чем до Москвы, что явно свидетельствовало о высоком уровне жизни местного населения.

      Итак, прилетев в Тёплый Ключ, я пошёл искать нужных людей, написанных на бумажке. Хорошо, что они жили рядом с аэропортом, а то одет я был явно не по погоде, царившей в Тёплом Ключе. Сугробы были как раз по то место, которое у меня не могла прикрывать моя короткая куртка. «А мама дома ещё капусту даже не убирала», - с грустью подумал я. Меня пригласили в дом, накормили и стали собирать мне в дорогу новое для меня слово - «тормоЗок», почему не «термоСок», до сих пор не знаю - наверное потому что работу тормозит. Я ожидал увидеть всё, кроме свежих огурцов и помидоров из своей теплицы. На улице снега по «помидоры», а у них свежие огурцы! За мной в дом зашёл дядька-водитель, звали его Иван. Он спросил - я ли тот родственник, которого он поджидает, на что я утвердительно кивнул головой, и мы пошли к его «КРАЗУ».

      Через некоторое время мы двинулись в путь. С нами ехало ещё две машины, которые остановились около маленького посёлка, называемого Развилкой. Мужики куда-то срочно побежали, вернувшись с радостными лицами, и мы поехали дальше. Спустя некоторое время, мы въехали в сопки, для меня это были горы, так как я их видел первый раз в своей жизни. Красотища была неописуемая - кругом лежал снег, ярко отбрасывая солнечные лучи, всё сверкало и искрилось, я наслаждался красотой якутской природы…

       - А ты чего молчишь-то всю дорогу, – спросил меня водитель Иван, прервав моё пребывание в состоянии эйфории, - ты в первый раз что ли едешь на север?
       - Да, - тихо отозвался я, о чём потом малость пожалел, так как Иван оказался на редкость мужик разговорчивый.
       - Да ну! - сказал он, и я узнал практически обо всех авариях, случившихся на участке трассы до перевала, и обо всех названиях сопок и распадков.

      Иван был типичный представитель особой касты северных жителей - водитель. Мозолистые руки и изъеденное морщинами часто улыбающееся большое и добродушное лицо, которое украшали большие передние зубы, явно выдавали в нём простецкого мужика, располагающего к общению. На перевале все машины остановились, и мы вышли «перекусить». Я достал выданные мне огурцы с помидорами, а мужики практически всё тоже самое, но ещё и много водки.

        - Ну, - сказал Иван, разливая спиртное по стаканам, - до перевала добрались, дальше ерунда.

     Решив, что «на халяву» пить неудобно, я попытался отказаться, но тут из соседнего «КАМАЗа» вылез полуживой человек, звали его Котом. Он подошёл к наполненным стаканам и сказал мне с видом старого аксакала:

       - На Севере надо пить, иначе замёрзнешь, - и опустошил стакан, рухнув замертво на снег.
      «Замёрз», - с тоской в душе решил я, но его слова запомнил надолго. Мужики подняли его и заволокли в кабину. Дальше пошла обычная весёлая выпивка, а когда спиртное закончилось, Иван объявил, что пора ехать дальше.

       - Как, - наверное вслух подумал я, - впереди горы и скользкие спуски?!
       - Не боись, мы привыкшие, - сказал Иван, усаживаясь за руль.

     Поездка проходила гораздо веселее, и природа казалась ещё краше прежнего. К вечеру мы добрались до посёлка Нежданинский, где находился золотодобывающий рудник, куда я добирался на работу. Меня привезли и сдали моим родственникам. У моего двоюродного дяди Юры был как раз День рожденья. Я его не видел уже сто лет, но завидовал ему белой завистью с детства и всю жизнь мечтал приехать к нему на север. Мечты идиота сбылись - я на севере, у моего любимого дядьки, в загадочном и заманчивом посёлке Нежданинское.
 
Зайдя в его дом, я со всеми обнялся, поцеловался, меня посадили за стол, и моё знакомство с Севером продолжилось. Последнее, что я помню - баня, где я вероятно перегревшись, а может просто устав, неожиданно для себя потерял память, а заодно и сознание. Но, пока ещё находился при памяти, запомнил слова мывшегося с нами старого и очень мудрого геолога Степана Афанасьевича. Он у меня спросил, кем я тут приехал работать, а когда узнал, что проходчиком на руднике, то ответил мне очень коротко:

       - А оно тебе надо? Богаче меня ты всё-равно не станешь, а вот остаться под землёй раньше времени можешь.

     Умный дед был, работал с момента основания месторождения "Нежданинское", вместе с моим вторым дядькой Сашей, который тоже был геологом. Его словам я не придал особого значения тогда, но помню их до сих пор, познакомившись поближе с работой в шахте, отработав в ней всего лишь год. А наутро меня ждало удивительное знакомство с чудесным, затерянным в горах золотодобывающим посёлком и необыкновенными его жителями. Но это уже другая история.

         Ссылка на электронную книгу рассказов о таёжной жизни находятся внизу моей заглавной страницы.


Рецензии
Хорошее начало новой жизни было у Вас тогда.
Успехов Вам!

Татьяна Шмидт   07.03.2017 17:55     Заявить о нарушении
Спасибо! С праздником Вас, Татьяна! Здоровья, счастья, тепла и творческого вдохновения!
С весенним теплом, Олег.

Олег Сёмкин   08.03.2017 14:27   Заявить о нарушении
Спасибо большое, Олег.
Удачи Вам!

Татьяна Шмидт   08.03.2017 17:31   Заявить о нарушении