Реакция на катастрофы. Наблюдение
Возьмём западный фильм, про аварийный пассажирский самолёт.
У самолёта начинаются технические проблемы в воздухе - какова реакция людей?
В западной версии начинается паника, взаимные придирки и обвинения, борьба за власть.
Каждый борется только сам за себя, по возможности нанося наибольший вред другим.
У людей просыпаются все самые отрицательные качества характеров.
Энергия стресса направлена на саморазрушение.
Всё это усугубляет ситуацию, пока, наконец, не находится герой-одиночка, который раздаёт по морде всем паникёрам и сам сажает самолёт.
Аналогичный советский фильм: в той же ситуации команда вместе с пассажирами героически борется за жизнь,
все помогают друг другу. Если у кого-то паника - стюардесса находит в себе силы успокоить народ.
Энергия стресса направлена на созидание.
Если есть одиночка, пытающийся раздать всем по морде и посадить самолёт сам - то это обычно отрицательный персонаж.
Наконец, всеобщими усилиями, помогая друг другу, команда устраняет одну из неисправностей (герой с риском для жизни вылезает наружу и приколачивает оторвавшуюся обшивку)
и сажает самолёт на ледяное поле.
Возможны три личные позиции по отношению к таком у различию.
- На самом деле всё так, как описывается в западном фильме, и западный фильм полезен, так как готовит нас к реальности.
- На самом деле всё так, как описывается в советском фильме, и западный фильм как минимум глуп
- Люди в катастрофической ситуации будут реализовывать ту модель поведения, которую видели в фильмах (книгах и т.д.)
Но всё становится на места, если понять цель, с которой выпускался фильм:
западный - привлечь максимум публики, желающей пощекотать себе нервы. Поскольку отрицательные эмоции - самые сильные, то чем больше негатива - тем фильм сильнее. Однако, также необходим happy end.
советский - показать героизм советского народа и гордость за профессиональные качества простых людей. Happy end не обязателен, главное - процесс.
Ещё один показательный пример из области кино и литературы.
Практически все фильмы/книги о космических пришельцах...
На западе - пришельцы агрессивны и хотят завоевать землю. Всех спасает герой-одиночка или какой-либо случай.
В России (не говорю СССР, потому что, в том числе ещё задолго до) - пришельцы чаще всего мирные и несут прогресс. Если возникают проблемы - то они в основном из-за людей, пришельцы являются катализатором проблем.
Герой-одиночка, вероятно коренится где-то в области воспитания индивидулизма.
Отсюда же агрессивность, желание завоевать - вероятно, перенос собственного стремления подавить окружающих, чтобы выделиться самому?
Не факт, если учесть цели, которые ставили перед собой авторы фильма/книги.
Исскусство даёт нам удобную возможность изучения менталитета, однако, надо не забывать вносить поправки, учитывающие искажения, вносимые авторами в реальную картину.
Свидетельство о публикации №215033000899