Артёмкины каникулы

За хитрой черникой.

  В высоких резиновых сапогах, с берестяных лукошком, шагал Артёмка по узкой лесной тропинке, едва успевая за дедом.
 –Дед, где она спряталась-то, черника эта? Идём с тобой, идём, а её все нет! – с досадой в голосе спросил деда Тема.
– Спряталась, а ты как думал? Ту, которая спрятаться не сумела, собрали уже! А мы с ььлтобой за особенной идём, за хитрой!– улыбнулся дедушка в ответ.
– Значит, вкуснее она, – подумал Тема, и собравшись с силами пошагал дальше.
 Глубоко зашли они в лес, Артёмка даже немного боялся, что они сейчас заблудятся, но дед ловко ориентировался в лесу, как будто знал здесь каждое дерево, каждый кустик.
  Вдруг, дедушка присел на корточки, и присмотрелся.
– Вот она, полянка моя. Только я это место знаю. Смотри, Тема, сколько ягод!
   И в самом деле, перед ними синим ковром расстелилась небольшая поляна, будто усыпанная ягодами. Они довольно быстро набрали по целому лукошку. Артёмка, довольный, с синими от ягод руками, и таким же лицом, нес полную корзинку черники.
  – Деда, а это твой секрет был? Я ведь теперь тоже знаю это место!– почти шепотом, чтоб никто не услышал, спросил Артем деда.
– Секрет, конечно! Смотри не разболтай никому! А то на следующий год нам не куда будет идти с тобой! – так же шепотом, подыгрывая внуку, сказал старик.

Артем гордился, гордился тем, что дед открыл ему такую тайну! Только ему!
  Дома бабушка вымыла ягоды, насыпала не много в тарелку, и залила их молоком. Артем с удовольствием уплетал за обе щеки летнее лакомство. Ему казалось, что вкуснее он никогда ничего не пробовал.
– Где это вы столько ягод набрали? Ты ж больше трёх литров и не приносил никогда!  – спросила бабушка деда.
– Да у Петровича, у него в лесу полянка есть, знает только он, ну, вернее думает так. Вот мы с Тёмой и поживились. Ну а чего? Он у нас ещё почти два месяца будет, пущай витамины ест. А Петровичу хватит, он ещё на клюкве заработает.
 – Эх, узнает Петрович, не обраться брани будет! – засмеялась бабушка, а Тёма ничего не понимая продолжал уплетать чернику с молоком, и когда тарелка опустела, он протянул её бабушке, со словами, – «Баб, ещё хочу!»

На озеро!


 Артем всегда мечтал посетить это место. Дед много рассказывал о нем, и все обещал свозить туда внука, но почему то все время не получалось. То нездоровилось, то по хозяйству завал, то ещё чего. Мальчик уже и не думал, что получится туда съездить, как однажды вечером дед, придя домой, сообщил ему радостную новость.

 – Тёма, в пятницу на Бабье едем! Тебе два дня на сборы!–с улыбкой сказал дед.
– На Бабье! На озеро! Ура! – Артём обрадовался.
–Много ли для счастья человеку надо!– сказал дед бабушке, смеясь и подмигивая прыгающему от счастья Теме.
–Ну и поезжайте, кормите там комаров. – бабушка махнула рукой.
– Да ну, есть ведь этот, фаматокс, или как его, от комаров то, покупала ведь ты?
– Да есть, толку от его никакого. Нашим комарам хоть фаматокс, хоть кислота серная, жрут как звери!
А особенно в лесу, там оводы,слепни эти.

    Два дня показались Артему очень долгими. Так всегда, когда ждешь.
   Выехали рано утром. Ещё до восхода. На трёх тракторах. Артем с дедом, и ещё мужики с деревни. Ехали долго, сначала полем, потом лесом, перелесками, просеками. Трактора тонули в грязи, но выходили, потом катились по сухим грунтовкам, а грязь от колёс летела во все стороны. Теме все казалось забавным. Новым. Он даже ни разу не пожаловался что устал, хотя в тесной и пыльной кабине трактора, ехать было далеко не комфортно.
Наконец, вдали завиднелись крыши старой деревни. На въезде в неё трактора остановились. Дед вылез из кабины, и куда то пошёл.
– Темка, иди сюда!–позвал он внука.
Дедушка закурил сигарету, и присел в траву у какого-то большого камня.
Тема присмотрелся. Он напоминал тот камень, в сказках про богатырей, но написано было не как обычно –куда идти и что там будет, а одно, старыми красивыми буквами было высечено: «Вологодская губерния, деревня Бабья»
Артем достал из рюкзака свой фотоаппарат и сделал пару снимков.
   Все снова сели в трактора и продолжили путь. Буквально через метров триста, перед ними открылось захватывающее дух зрелище– огромное голубое полотно воды распласталось прямо посреди дремучих вологодских лесов. Лёгкие волны омывали берега озера, а небо тонуло в нем, и казалось, что в этом месте два неба, внизу и вверху.
  Артем долго купался в тёплой воде, потом они с дедом на лодке выплывали на середину озёра, ловили удочками рыбу, и ставили сетки.
  Как и любому мвльчишке, Артему было интересно все. Недалеко от озёра, из-за вершин берез, торчал купол старой, разрушенной церкви. Пока мужики варили уху, и разговаривали о чем-то своём, Артем, незаметно от всех, сквозь кусты и высокую траву пробрался к старой святыне. Завораживающее, диковинное кирпичное здание посреди леса манило к себе.
  Загадка старины, многовековая сказка, когда-то действующая, а сейчас пустующая, заросшая изнутри кустарниками и бурьяном церковь. Она восхищала мальчишку своими размерами, и какой-то особой тайной, кроющейся в этих стенах.
Он не много пофотографировал, и уже собрался уходить, но остановился. В промоине, по всей видимости, от весеннего ручья, сверкнуло золотом что-то блестящее.      Тема присел, разгреб руками землю, и аккуратно взял в руки находку. Красивая , даже почти не потускневшая от времени и погоды брошка, скорее всего из чистого золота, лежала у него на ладони. Он как-то не ловко извернулся, и получилось, так, что свез ногой в промоину ещё не много земли. После этого парень вскочил с колен, и отпрянул– череп. В промоину с края свалился настоящий человеческий череп!
Артем испугался, бросил брошь, и побежал к костру.
–Что случилось?– спросили мужики у перепуганного ребёнка.
 Артем рассказал им о своей находке, и про брпошь, и про череп, и про то, как испугался, и прибежал сюда.
 Нет, никто не кинулся в сторону церкви.
– Пусть там будет , у церквей ведь раньше кладбища были, хоронили там людей. И грех с кладбища тащить что-то.– спокойно сказал дед.–на вот, ухи лучше поешь,–и протянул Артему миску с душистой горячей ухой.Когда Артем уснул, дед взял лопату, и сходил закопал череп с брошью поглубже в землю.
 Перекрестился в сторону разрушенного алтаря. Потом долго сидел у костра и смотрел, как остатки солнца тонут в тёплой глади озёра, и, убаюканный тихим шопотом волн, и тёплым лесным ветром, тоже уснул.


Как Артем лешего поймал.


— Бабушка, а леший правда живет в лесу? Зачем ты вчера деда к нему послала? Ведь до сих пор его дома нет! — десятилетний Артем с серьезным взглядом допрашивал бабулю.
— Правда живет, а пусть сходит, все нервы вымотал, окоянной! — бабушка едва сдерживалась, чтоб не рассмеяться.

     Артем задумался. Интересно было увидеть этого,   Лешего, да и по деду уже соскучился. Вчера он пьяный с бабушкой ругался, а сегодня пропал. А баьушка не ищет.
— А вдруг , Леший его не отпускает? — подумал мальчик про себя, натягивая на ноги высокие резиновые сапоги — таак, в лесууу... это значит там, за деревней. Дорога-то одна!
  Парень накинул старую х/б- шную куртку, взял в чулане веревку, маленький топорик, налил в бутылку воды из ведра, и на всякий случай прихватил небольшой обрывок рыболовной сетки, который они с дедом на днях принесли с реки. Хотели зашить на нем большие дыры и сделать из него ловушку для карасей.
  Украдкой, чтоб бабушка не заметила, он пробежал за домом, и направился в сторону леса. Дорога была сухая, по ней часто ездили большие лесовозы. В городе Артем таких не видел, а здесь каждый день. Бабушка из-за них запрещала ему ходить одному по дороге.
  — Я вот сейчас поймаю этого Лешего! И деда домой приведу, на рыбалку завтра пойдем! — думал про себя мальчик.
 Он оглянулся назад. Деревня в далеке уже казалась игрушечной. Маленькие домики стояли друг за другом на небольшом холмике.
  Солнце все жарче грело. Артемка снял куртку, и повязал её на пояс за рукава. Потом присел в тенек, достал бутылку, и, сделав из неё пару глотков, убрал обратно в рюкзак.

— Мальчик осмотрелся вокруг. Дорога уже казалась бесконечной, и в обе сторону ничего, кроме серой ленты грунтовки ничего не было видно.
Вдруг, он увидел не далеко от себя тропинкукоторая уводила куда-то лес. Не долго думая, он пошел по ней.
Лес казался все темнее, и страшнее. Скоро он вышел на какую-то поляну. По краям её были свалены распиленые деревья, а в самом углу, под большой ёлкой, стояла маленькая избушка.
—Так вот где он живет! Леший! — Артемка чувствовал восторг от находки, и то же время какой-то непонятный страх.
 Аккуратно, чтоб Леший его не заметил, краем поляны, чуть заходя в лес, он пробрался к самой избушке, и, с большой осторожностью, заглянул в маленькое, еле прозрачное окошко. За столом сидел бородатый старик, а рядом на лавке кто-то спал.
—Дед! Чего же он там лежит? Может Леший его усыпил, и сейчас съест?—Артем испугался, но виду не подавал. Он потихоньку отошел от окна. Огляделся, и решил, что сначала потихоньку залезет на крышу избушки, а потом дождется, когда Леший будет выходить, и кинет на него сверху сеть. Потом свяжет его, разбудит деда, и вместе они пойдут домой. Сказано—сделано. Артем с большой ловкостью по елке, стоящей рядом с избушкой, взобрался на крышу, и тихо, чтоб Леший не услышал, прокрался по крыше к той стороне, на которую выходили двери.
  Теперь оставалось только ждать.
Леший, похоже услышал какой-то шум на крыше. Артем слышал, как он завозился в избушке.
—Кто там?— хриплым голосом спросил старик?—эх, опять наверно шишки валятся!
  Артем с облегчением вздохнул, и продолжил ждать.
Но прошла пара минут, как он услышал шаги в сторону двери, и она со скрипом отворилась.
    Тут-то и надо было действовать. Он быстро схватил уже расправленную сетку, и приготовился ее бросать , вот, показалась голова Лешего, а вот и он сам вышел, Артем от страха потерял контроль, и вместе с сеткой полетел прямо на старика. Они вместе кубарем скатились пригорка, на котором стояла будка. Старик не мог встать, и только  бубнил: «Матерь божья, помилуй, пить не буду больше, слыхал что до чертей допиваются, но не верил, прости, Господи, душу мою грешную!» Артем от страха так кричал, что у бедного старика закладывало уши.
  От крика проснулся дед, вышел из будки, и увидав, как барахтаются на земле в рыболовной сетке его товарищ, который при этом пытается креститься, и внук, который голосит, что есть сил,  почему-то от души рассмеялся.
  — Держи его! Дедушка! — кричал, увидевший деда мвльчик,—держи Лешего!

  Старик спустился к ним, распутал сетку, и сел рядом на землю, не переставая смеяться.
— Тёма, какой Леший? Это сосед наш, дед Коля— сквозь смех еле выговорил дед. — Петрович, вставай, хорош святых перебирвть, всех вспомнил. Это внук мой, потерял меня, видишь? — старик смеясь хлопал по спине своего товарища, а Артем, не понимая что происходит, моргал глазами, и не знал, смеяться ему или плакать. Долго потом они все вместе вспоминали эту историю, про то, как старики ушли в делянку самогон пить, а Артем лешего поймал.


Продолжение следует...


Рецензии
Два раза перечитала с одного места - был "Тёма", потом "Артём". В одном месте "мальчик", в другом "парень". Уточните всё-таки имя и возраст героя.
Истории занимательные. Я обожаю любые рассказы про детей. Спасибо вам за истории.

Сёстры Рудик   16.02.2018 13:34     Заявить о нарушении
В любом возрасте по-разному могут звать, причём одни и те же. И парнем в определённом контексте можно назвать даже дошкольника. Простите за вторжение!

Михаил Струнников   05.04.2023 18:45   Заявить о нарушении