Фредерик Лейтон и его Пылающий огонь

Фредерик Лейтон ,Пылающий огонь, 1895г. Музей де Арте-де-Понсе, Пуэрто-Рико.

 Сюжета нет. Просто девушка заснула. И главным героем картины стала удивительное, тонкое, розово-оранжевое платье, которое и дало необычное название виртуозно нарисованной картине.

        Эта картина притягивает взгляд своим ярким цветом. Сначала рассматриваешь платье,а потом взгляд останавливается на спящей девушке..Один раз увидев эту картину,её сложно забыть..

      Особенно поражает пылающий цвет платья,этот удивительный оранжевый цвет,действительно похож на огонь.От спящей фигуры девушки веет спокойствием и умиротворением.

О художнике.

    Фредерик Лейтон — английский живописец и скульптор, выдающийся представитель академической живописи Викторианской эпохи. Излюбленными темами его творчества были мифология и история.По сути он был одним из салонных художников.
Позже поступил в берлинскую Академию художеств.

         Он родился 3 декабря 1830 в Скарборо (графство Йоркшир). Его отец был врачом, а дед, сэр Джеймс Лейтон, придворным врачом русского императора Александра I.

    В детстве Фредерику Лейтону пришлось много путешествовать по Европе. Лейтон начал изучать живопись в возрасте десяти лет в Риме, а позже в Лондоне, Дрездене и Флоренции. Фредерик Лейтон жил и творил в эпоху королевы Виктории.

           В своих работах Лейтон часто обращался к мифологии, писал картины главным образом на сюжеты из античной истории с изображениями обнаженных фигур, часто вводил в свои композиции сентиментальные мотивы. И именно эта особенность работ стала одной из причин популярности художника.

             А стойкая приверженность классицизму принесла высокую репутацию среди коллег. В 38 лет он стал академиком Королевской Академии Художеств, а в 48 – ее президентом. За труды получил дворянство, титул барона, а за день до смерти в 1896 году, ему был пожалован королевой титул лорда. Таким образом Лейтон стал первым английским художником, удостоенным этой чести.

        Высокое общественное положение и блестящий успех не оградили живописца от личных утрат и неурядиц. В 1879 году скончалась его давняя подруга - Аделаида Сарторис. Эту смерть Лейтон переживал очень тяжело.Позже он обратил внимание на свою натурщицу Дороти Дин. Неизвестно, связывали ли художника и его последнюю музу романтические отношения, но Лейтон очень заботился о девушке - он занимался ее образованием, часто посещал бедный дом ее родителей.

      С уверенностью можно сказать лишь о том, что Дороти послужила моделью для таких работ Лейтона, как "Пылающий июнь", "Плененная Андромаха" и "Сад Гесперид".

      Когда Лейтон умер в 1896 году, он оставил Дин значительную сумму денег, которою она не успела воспользоваться, т.к. она умерла на 40-м году, после продолжительной болезни три года спустя. Она не выходила замуж.
      
    Знаменитый "Пылающий огонь" Лейтон написал незадолго до своей смерти в 1895году. По его словам, идея картины пришла ему в голову, когда он увидел натурщицу (Дороти Дин), уснувшую в его мастерской.

     "Меня поразила гибкость и податливость фигуры уставшей девушки, - говорил художник, -и я решил изобразить ее". Лейтон к тому времени уже не раз изображал спящих девушек. Да и сама тема сна была чрезвычайно популярна в викторианскую эпоху.

     Пожалуй, ни один живописец той поры не устоял перед соблазном написать "красивый" сон молодой женщины. Лейтон, безусловно, знал это, и тщательно прорабатывал композицию, стараясь, чтобы его картина не была похожа на сотни других "сонных полотен".
   
    Работая над "Пылающим огнём", он создал множество набросков, ища нужное положение тела натурщицы и наиболее выразительный формат картины. Мастер приблизил фигуру спящей девушки почти вплотную к зрителю и заключил ее в рамки "тесного", герметичного пространства, напоенного летним теплом и пронизанного таинственностью.

   Восхитительно передано замкнутое пространство картины, удивительное "пылание" шафранных драпировок, пронизанных яростным летним солнцем, трепет горячего воздуха, а возможно - и сам символ огненного сна июньской нимфы...
 
           Возможно, на изображение фигуры спящей женщины на картине Лейтона вдохновили многочисленные греческие скульптуры спящих нимф и наяд. В правом верхнем углу находится ветка олеандра, сок листьев которого ядовит, что может быть намёком на тонкую грань между сном и смертью.
               
   Сюжет красивого сна был очень популярен в Англии Викторианского периода,  Лейтон здесь шагнул за викторианские рамки. Великолепная картина радует схожестью идеальности своего таинственного мира с другим шедевром - картиной Джорджоне "Спящая Венера".1510г.

   Картина имеет и другое название-"Пылающий июнь".Мне понравилось больше - "Пылающий огонь".

 http://maxpark.com/community/6782/content/1605952


Рецензии
Какая миленькая идиллия! Посмотрел и остальные его работы: какая жалость!-родись он на лет сто раньше, цены бы ему не было! А так вроде вокруг и жизнь как не существует и его же соотечественник Альфред Сислей в это же время не умирал с голоду, оставаясь не понятым, а тут такая лабуда гладенькая, ровненькая и ,главное, красиво! Займись он фресками -было бы к месту!

Александр Пастернак   06.05.2015 18:29     Заявить о нарушении
Мне эта картина понравилась своей яркостью.Да,Лейтон романтик.Как ему повезло с карьерой. Слава и богатство шли за ним по пятам.Уже в начале 1860-х годов его ежегодный доход составлял около 4000 фунтов стерлингов. В 1864 году положение Лейтона ещё более упрочилось — он стал членом Королевской Академии художеств.Не всем улыбалась удача.

Алина Алексеева-Маркезин   06.05.2015 18:50   Заявить о нарушении
Как-то один наш хороший артист, а это Баталов, сказал: Как же часто слава идет не по назначению! Сплошь и рядом бездарность правит бал, а тот кто должен быть во славе -смешан с дер... Но есть время - вот уж кого не проведешь!

Александр Пастернак   06.05.2015 19:11   Заявить о нарушении
В этом вы правы. Время расставляет всё по местам,но художникам -то от этого не легче.Редко кто закончил жизнь в роскоши и богатстве.

Алина Алексеева-Маркезин   06.05.2015 19:17   Заявить о нарушении
Оно и понятно почему: на то он и талант, что выражает все по-своему, а это не всеми понимается и принимается сразу, а когда доходит до людей, уже поздно... Жизнь коротка. Факт печальный и все творцы должны быть готовы к этому. Будем надеяться, что когда-нибудь люди научатся определять вовремя кто есть кто.

Александр Пастернак   06.05.2015 19:36   Заявить о нарушении
Так не будет никогда. Просто не всякому таланту удаётся попасть в струю при жизни.Это,как раскрутка. Ведь Рембрандт сначала достиг успеха ,благодаря Саскии,она ввела его в высший свет Амстердама.Он начал получать заказы от богачей и зажил безбедно.А потом многое изменилось.

Алина Алексеева-Маркезин   06.05.2015 20:29   Заявить о нарушении
Все-таки будет такое, когда способность человека в этом деле будет определять машина. Сейчас есть люди, а мне приходилось с такими встречаться, которые могут определять энергетическую составляющую человека -этому, оказывается, можно научиться, но а там, где может человек, завтра придет автомат. Так,например, найденную работу ученика Рембрандта, смогли определить где и в каких местах правила рука мастера, а потом подтверждала экспертиза. Без энергетики нет художника. Так что будущее гораздо интереснее прошлого

Александр Пастернак   06.05.2015 21:21   Заявить о нарушении
Возможно.Наука шагнула вперёд. Меняется мораль и понятие о красоте и живописи.Но есть вещи,которые являются классическими,их проверило время.Единственное что не смогут заменить машины-это человеческое восприятие.Хотя...

Алина Алексеева-Маркезин   06.05.2015 21:30   Заявить о нарушении
Будем думать что машина будущего, которая не даст человеку ошибиться в определении кто есть кто в живописи, надо полагать, учтет эстетику и вкус прошлого

Александр Пастернак   06.05.2015 21:40   Заявить о нарушении
Будем надеяться.А то и люди скоро превратятся в машины и потеряют человеческую способность-чувствовать.

Алина Алексеева-Маркезин   06.05.2015 22:11   Заявить о нарушении