Последние дни Эсперанто

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЭСПЕРАНТО

Если рассматривать искусственные языки, то нетрудно обнаружить, что большая часть из них создана для развлечения, другая часть – тоже для развлечения, но сторонники при этом мечтают о большей популярности проекта, и третьи созданы специально с той целью, чтобы объединить весь мир под единым средством коммуникации. Примерно то же мы сейчас наблюдаем и с мобильной связью: она покорила весь мир.


У искусственных языков также существуют и флаги. Наверху этой страницы мы видим общий флаг искусственных языков. Там изображена Вавилонская башня. Хотя, надо заметить, вавилонские языки были именно естественными, а не искусственными. У меня также есть кое-какие идеи как нарисовать флаг Джолзика.


Но я заметил, что сами носители искусственных языков не вполне понимают, почему они выбрали именно этот язык, а не какой-то другой. На роль всемирного, как известно, претендуют: Идо, Эсперанто, Романид, Джолзик, Омо, Лидепла, Пандуния, Котава, Вела, Арос, Лангва, Интерлингва, и некоторые другие.


Сторонний наблюдатель, имея перед глазами такую охапку языков, не сразу сориентируется, какой из них лучше и перспективнее. Какой-нибудь, допустим, новый или старый язык сейчас почти совсем неизвестен, а через десяток лет, глядишь, станет сверхпопулярным.


Мне, к примеру, кажется несколько странным тот тип людей, которые смотрят на то, какой язык популярен сейчас, и выбирают его. Это, должно быть, такие консерваторы, которые, если дать им волю, всё вокруг заморозят. Для них главное – это чтобы ничего не менялось. Приняв без особого энтузиазма введение сотовой связи, они никак не желают избавиться от квартирного телефона. Некоторые из них давно выучили Эсперанто, и хотели бы, чтобы всё оставалось на своих местах. Но мне видится, что перемены к лучшему неизбежны, и язык эсперанто доживает свои последние дни.


Просматривая материалы различных проектов, я обнаружил, что последователи языков особенно не стараются убедить других изучать их язык. И это им, к слову сказать, удаётся: последователей проектов крайне мало. Я, со своей стороны, активно проповедую Джолзик, и вызываю тем самым раздражение. Даже говорят, что я «всё не унимаюсь». Можно, к примеру, прочесть тексты о том, что такое «Словио» и с чем его едят, но я не видел там какого-нибудь довода в пользу того, что надо изучать этот язык. Просто говорится, что такой язык есть, и если кто хочет войти в сообщество – то пожалуйте. Но существуют десятки подобных обще-славянских языков, и не ясно, какой из них лучше и зачем он вообще нужен.


Мне также приходилось просматривать литературу про язык Эсперанто и даже принимать участие в диалогах. И оказалось, что эсперантисты всё время твердят, что их язык самый лучший и не имеет альтернативы. Кто-то говорит, что язык очень лёгкий, и поэтому, следовательно, лишь глупец не признает его «лучшим». Но лёгкость – это всего лишь одно из свойств, далеко не единственное. В полном отчаянии, не зная что сказать, эсперантисты говорят: «читай умные книги». То есть те книги, где всё время повторяется, что «эсперанто – лучший язык». Просто лучший и всё, без каких-либо обоснований! Я могу с той же уверенностью сказать, что одна копейка больше, чем миллион долларов, и никаких доказательств не требуется, это то, что я хочу, и точка.


Есть, правда, и некоторые доводы. К примеру, говорится, что эсперанто испытан временем, и за эти 120 лет не вымер. Но можно взглянуть на это и с другой стороны: прошло столько лет, а толку-то! Утверждается, что «лучший в мире язык» не победил из-за тупости людей. Но откуда такая уверенность? Если люди не хотят изучать этот язык, то разве они виноваты? А может, они не хотят изучать именно ТАКОЙ язык? Легко всё валить на людей, а попробуй-ка начать с себя, и увидеть причину в себе… Но нет, мы тут святы, а весь мир погряз во грехах, несомненно… Но откуда такая уверенность?


И эти эсперантисты, число которых, я надеюсь, не превышает и 10% от общей массы эсперантистов, точно уверены, что мой язык, из которого они не знают ни слова, никогда не соберёт последователей… Где тут логика, где ум, где здравомыслие?


Один товарищ даже так и сказал, что идея всемирного языка заранее была обречена на провал. И он, разумеется, не собирался объяснять, почему он так думает. «Читай умные книги». А умные ли? Книги, где всё то же самое, одна голая уверенность в своей правоте, без желания посмотреть на себя критически.


Я думаю, что большая часть эсперантистов не таковы. Они изучили язык не потому, что он лучший, а потому, что этот язык есть, и есть те, кто на нём говорит. Аргумент достойный, никаких не может быть нареканий. Но для меня внешнее звучание языка Эсперанто кажется настолько безобразным, что оскверняет уши и вызывает отвращение. Уши у всех разные, и у кого уши не таковы, как у меня, того я не сужу. Всякий здравомыслящий субъект бывает достоин не только уважения, но и восхищения.


Всякий желающий может прочесть эсперантскую литературу и убедиться в моих словах. Но, тем не менее, читатель также не обязан слепо верить мне лично, и он имеет право подозревать меня в неискренности. И поэтому я привожу один эсперантский текст, скачанный из интернета, где тупо вдалбливается в голову, что эсперанто – это именно тот язык, который и надо изучать, и ничего лучшего нет. По крайней мере, мне так показалось. Самое забавное, это то, что частый повтор «истин» именуется ничем иным, как «исследование». Судите сами:

 
 
  Найти
Стратегический партнёр — Издательство «Просвещение»
• Главная
• Положение о фестивале
• Поиск по сайту

 Подать заявку
Приём заявок продлён до 15 февраля,
приём работ — до 15 марта.

РАЗДЕЛЫ СТАТЕЙ
• Конкурс «Презентация к уроку»
• Администрирование школы
• Внеклассная работа
• Классное руководство
• Коррекционная педагогика
• Логопедия
• Общепедагогические технологии
• Организация школьной библиотеки
• Преподавание астрономии
• Преподавание биологии
• Преподавание в начальной школе
• Преподавание географии
• Преподавание иностранных языков
• Преподавание информатики
• Преподавание истории и обществознания
• Преподавание литературы
• Преподавание математики
• Преподавание музыки
• Преподавание МХК и ИЗО
• Преподавание ОБЖ
• Преподавание русского языка
• Преподавание технологии
• Преподавание физики
• Преподавание химии
• Преподавание экологии
• Преподавание экономики
• Работа с дошкольниками
• Работа с родителями
• Социальная педагогика
• Спорт в школе и здоровье детей
• Школьная психологическая служба
 
 
Научно-исследовательская работа "Эсперанто — язык будущего"
• Новченко Александра Ивановна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Преподавание русского языка
________________________________________
Человечество издавна мечтало создать общий для всех народов язык. И он появился: Эсперанто - это универсальное средство общения между людьми всего мира. И этот всемирный язык давно и эффективно работает.
Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование появления "искусственного языка" эсперанто, его положительного воздействия на человека.
Объектами исследования является язык эсперанто.
Предмет исследования - особенности эсперанто, причины и факторы, побуждающие к овладению этим уникальным языком.
В соответствии с поставленной целью исследования определены следующие задачи:
1. Пробудить интерес к языку, который можно легко выучить и на котором со временем заговорит весь мир.
2. Показать, что дает эсперанто обычному человеку.
3. Выявить, станет ли эсперанто в будущем вторым языком для всех землян.
4. Назвать причины и факторы, способствующие распространению и изучению эсперанто.
5. Совершенствовать культуру речи учащихся, воспитывать уважение и любовь к своему родному русскому языку.
Методы исследования: наблюдение, блиц - опрос, тестирование, эксперимент.
Вид работы - поисково-реферативный.
Выводы по теме: В ходе исследования опрошено 50 человек, из них только 65% слышали о языке эсперанто, 18% интересуются языком эсперанто, 17% ничего не знают о языке.
Выводы по теме исследования:
1. Эсперанто - наиболее рациональное решение проблемы многоязычия.
2. Эсперанто - полноцветный культурный феномен и носитель.
3. Эсперанто - лучший способ узнать других людей, познакомиться с другими культурными обычаями.
4. Эсперанто - ключ к сердцам многих, "более талантливых", чем остальная масса людей.
5. Эсперанто - средство к более легкому освоению иностранных языков.
6. Эсперанто - своеобразная гимнастика ума.
7. Эсперанто - это новый мир со своей культурной, структурой, атрибутами, радостями и т.д.
Эсперанто - язык будущего.
Настанет время, когда "людская
речь в один язык сольется".
(Сергей Есенин)
Тема исследовательской работы очень актуальна в настоящее время: человечество издавна мечтало создать общий для всех народов язык. И он появился:
Прежде, чем подробнее рассказать о едином языке землян, констатирую некоторые интересные факты, а именно: многие слышали, что в2008 году исполнилось 100 лет Тунгусскому метеориту. Кроме того, сто лет назад в 1908 году впервые был осуществлен переход на летнее время, был утвержден сигнал SOS, изобретен чайный пакетик и показан первый мультфильм. А также была основана Всемирная Эсперанто - Ассоциация:
В октябре 2010 года у нас в гостях в Тынде был известный российский эсперантист Виктор Кудрявцев из Екатеринбурга. Он занимается международным языком эсперанто уже 32 года и использует любую возможность рассказать об этом замечательном явлении.
Несколько дней Виктор Кудрявцев выступал перед взрослой и молодежной аудиториями и "зацепил" меня, то есть, заинтересовал языком эсперанто. И теперь я знаю, что эсперанто - это универсальное средство общения между людьми всего мира. И это средство, этот всемирный язык давно и эффективно работает, к удовольствию его знатоков.
Сам по себе язык эсперанто настолько изящен в своей конструкции, что выучить его можно примерно в десять раз быстрее, чем любой иностранный язык в той же степени.
Заинтересовавшись сама, я стараюсь заинтересовать и других, ставлю для этого следующие цели и задачи:
1. Пробудить интерес к языку, который можно легко выучить и на котором со временем заговорит весь мир.
2. Показать, что даёт эсперанто обычному человеку.
3. Выявить, станет ли эсперанто в будущем вторым языком для всех землян.
4. Ответить на вопросы: Зачем учить эсперанто? Как познакомиться с эсперанто и его возможностями поближе?
Итак, что даёт эсперанто обычному человеку?
- Эсперанто не приносит прибыли в обычном понимании, он дает доход другого рода - радость общения, друзей, открывает возможности самореализации, что особенно важно для людей, живущих в провинции. Но эсперанто - это и целый мир практических возможностей, а именно:
- быстрое изучение иностранных языков. После эсперанто другой язык осваивается вдвое быстрее;
- международное общение, переписка, знакомства и контакты по всему миру без всяких посредников;
- необыкновенные путешествия - поездки к эсперантистам по личным приглашениям, через всемирную сеть эсперантистов, которые принимают у себя дома других эсперантистов совершенно бесплатно, поездки на эсперанто - встречи и конгрессы. Можно объездить весь мир, не пользуясь услугами турфирм.
- Интернет. Эсперанто и Интернет просто созданы друг для друга - ведь интернет позволяет мгновенно установить контакт с человеком в любом месте, не даёт только одного - общего языка. И тут эсперанто - как нельзя кстати! Во всемирной Интернет - энциклопедии, которая пишется на всех языках мира, эсперантский раздел имеет уже сто тысяч статей (на русском языке 300 000 статей).
Станет ли эсперанто в будущем вторым языком для всех землян?
Что сказать на это? Известнейший писатель - фантаст Гарри Гаррисон известен также как сторонник языка эсперанто! Во многих его произведениях герои будущего уже разговаривают на этом языке. (Кстати, на презентации своих книг в Москве Гарри Гаррисон даже произнес несколько фраз на эсперанто в эфире Первого канала). А имена героев в романе нашего земляка И. Ефремова "Туманность Андромеды", живших уже после наступления Века Общего Языка, очень похожи на слова современных национальных языков: Дар Ветер, Ляо Лан, Миико Эйгоро, Мвен Мас:
Подумайте, из каких языков заимствованы эти имена. Предвидения фантастов очень часто сбываются. Ведь ещё двадцать лет назад и сотовые телефоны казались фантастикой.
Сочетание слов "искусственный язык" не так уж головокружительно в век кибернетики. Многих охватывает нетерпение: "Потребность в едином языке существует уже сегодня. Раз лингвисты утверждают, что можно создать искусственный язык, так пусть поскорей создадут его". Что ж, возможно они и правы:
А сейчас немного из истории "искусственного языка" эсперанто :
По древнегреческому мифу, Прометея, открывшего людям секрет божественного огня, жестоко наказали боги. Таким же божеским наказанием выглядит множественность человеческих языков в библейской легенде о Вавилонской башне, которую якобы человечество задумало построить до самых небес: Бог разрушил планы людей самым простым способом: смешал их языки:
Почему люди говорят на столь непохожих языках? Почему история распорядилась так, что мы не понимаем друг друга? Люди давно ищут ответ на этот вопрос. Свидетельством тому - библейский миф о смешении языков в Вавилоне. "Языковой барьер - не иначе, как Божья кара", - считали древние. Люди в более поздние времена не только согласились с этим мнениям, но и попытались избавить человечество от сурового наказания.
Польский город Белосток, бывший в 19-ом веке одним из провинциальных местечек Российской империи, вполне заслуживал звание"Вавилона в миниатюре".
Здесь жили люди разных национальностей. На улицах Белостока звучали польский, русский, белорусский и идиш. При этом говорившие на разных наречиях не всегда ладили друг с другом. Так, может быть, помирить соседей, да и всё человечество, поможет единый язык?
Такая мысль посетила белостокского школьника, выходца из семьи литовских евреев Элизера Заменгофа.
Элизер родился в 1869 году и с детства говорил на идише, польском и русском. Жизнь в многоязыковой среде пробудила в юноше интерес к лингвистике, и позже он освоил ещё несколько языков, включая немецкий, древнегреческий, иврит и латынь.
Кстати, когда Заменгоф впервые задумался о едином средстве общения для всех землян, он сначала вспомнил о языке Цицерона и Апулея. Но, взявшись за изучение латыни, юноша понял, что грамматика этого языка очень сложна. И тогда ещё в школе Заменгоф создал первый проект языка, который можно легко выучить и на котором со временем заговорил бы весь мир.
Все изучающие русский язык ужасно мучаются со сложной системой падежей, заставляющих присоединять к одному и тому же слову разные окончания. Но вот английский, например, обходится без падежей. С другой стороны, всем знакома шутка: в английском языке если пишется "Манчестер", то читается "Ливерпуль", в каждой шутке, как известно, есть доля правды. И в английском и французском огромная разница между написанием и звучанием слов. В итальянском различие между звучанием и написанием значительно меньше! Но всё, что не выкинешь из исторически сложившихся языков, можно спокойно изъять из языка искусственного. Что Заменгоф и сделал.
В новом "международном языке" всё было просто и ясно. 16 основных грамматических правил, и никаких исключений! Каждая буква соответствует одному звуку. Ударение всегда на предпоследнем слоге слова. Слова происходят от корней самых распространенных европейских языков. В основном эти корни восходят к латыни, но есть заимствования из германских и даже из русских языков. Например:
Sputniko - спутник, paco - мир, milito - война, soldato - солдат, Moskvo - Москва, maro - море и т.д.
Существительные оканчиваются на - о, прилагательные на - а, глаголы на - и, наречия на - е и т.д.
Несколько десятков однозначных приставок и суффиксов делают очень прозрачной и легкой для усвоения словообразовательную систему Эсперанто. Зная тысячу корней, фактически располагаешь запасом примерно в десять тысяч слов. Поэтому языком овладеть нетрудно.
Поначалу Заменгоф не решался объявить себя автором нового языка. Ведь Элиезер (Лазарь) Людвик Заменгоф избрал карьеру врача - офтальмолога, для чего учился сначала в Москве, а потом в Варшаве.
Станут ли доверять пациенты доктору, балующемуся какими-то утопическими проектами? Чтобы не рисковать своей репутацией, первое подробное описание международного языка Заменгоф опубликовал в 1887 году в виде книги, на обложке которой стоял псевдоним - "Доктор Эсперанто" (Доктор надеющийся).
Псевдоним вскоре превратился в название языка, и именно распространение "эсперанто", а вовсе не офтальмология, стало делом всей жизни доктора из Белостока.
Сегодня, по разным подсчетам, от одного до нескольких миллионов людей на земле знакомы с эсперанто.
На языке Заменгофа выходят книги, издаются газеты, вещают радиостанции, выпускаются интернет - сайты.
На эсперанто существует своя литература.
На этот язык переведены крупнейшие произведения мировой художественной литературы.
Считается, что в мире есть от одной до двух тысяч людей, для которых эсперанто является родным языком. Так почему же на эсперанто, как и на любом другом искусственном языке, так и не заговорил весь мир?
Во-первых, эсперанто, хоть и создан "в пробирке", всё же по грамматике и словарному составу остался языком европейским. И если его действительно не сложно выучить тому, кто владеет испанским и английским, то для китайца или перса эсперанто на 100% чужой.
Во-вторых, статус международного языка имеет английский.
Так зачем же учить эсперанто, когда можно освоить широко распространенный на планете язык английский, на котором уже говорят сотни миллионов, на котором творили великие поэты и изъясняются нынешние поп - звёзды! Как бы то ни было, на сегодня эсперанто, хоть и является самым известным и распространённым из искусственных языков, всё же остается не более чем интересным экспериментом.
И всё же на вопрос: Зачем учить эсперанто? - отвечу: "Каждый находит в эсперанто что-то своё".
Привожу все известные мне причины и факторы:
Эсперанто - наиболее рациональное решение проблемы многоязычия.
Эсперанто - полноценный культурный феномен и носитель. Это реальная возможность приобрести вторую культуру (читать оригинальную литературу, петь эсперанто - песни).
Эсперанто - лучший способ узнать других людей, познакомиться с другими культурными обычаями.
Эсперанто - ключ к сердцам многих, "более талантливых", чем остальная масса людей.
Эсперанто - средство к более легкому освоению иностранных языков.
Эсперанто - своеобразная гимнастика ума.
Эсперанто - это новый мир со своей культурой, структурой, атрибутами, радостями и т.д.
Таким образом, сравнив причин, из-за которых люди учат любые иностранные языки, с причинами, по которым стоило бы учить эсперанто, Вы увидите, что они в принципе совпадают.
Конечно, сфера применения эсперанто меньше, чем у иных национальных языков, но, во-первых, эсперанто и учится значительно легче, а во-вторых, у него есть и то чего нет ни у кого другого.
Как учить эсперанто? Есть несколько способов овладеть им, а именно:
Посещать "традиционные курсы".
Самостоятельно изучать по одному из учебников (лучший учебник Бориса Колкера).
Использовать сайт Lernu. net.
Подключаться к виртуальной эсперанто - школе.
Использовать программу Kurso de Esperanto.
Написать в "Общество Эсперантистов" 620041 г. Екатеринбург, абон. ящик 132.
Вывод:
В ходе исследования опрошено 50 человек, из них 65% слышали о языке эсперанто, только 18% интересуются языком эсперанто, 17%ничего не слышали и не знают об этом языке.
Идея искусственного международного языка привлекает к себе своими возможностями.
Но дальнейшее развитие международный язык эсперанто получит лишь тогда, когда все мы сознательно, тщательно и заботливо овладеем богатствами своего родного языка.
Литература
1. Детская энциклопедия. Язык. Художественная литература. Издательство "Просвещение", Москва, 1988 год. Будущее человеческой речи.
2. Юный эрудит. Язык "из пробирки", октябрь 2006 г.
3. КВИН, 2008, 30 октября. Язык будущего.
4. З. В. Семенова, М.И. Исаев. Учебник языка эсперанто, Москва, "Наука", 1984.
5. А.И. Королевич. Книга об эсперанто. Киев, "Наукова думка", 1989 г.
Поделиться…
© 2003–2015 ИД «Первое сентября»
Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»
Эл. почта: festival@1september.ru     Телефон: +7 (499) 249-52-53
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterFacebookМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс

  Издательство
«ПРОСВЕЩЕНИЕ» — учителю
 
Все новости
20.03.2015Свыше пяти тысяч школьных сайтов России получили экспертную оценку



Если же кто-то решил, что наоборот, книга весьма умная, а мои выводы безосновательны – прошу к диалогу. Кроме того, что здесь есть возможность обсудить проблемы лингвистики, можно также говорить и о проблемах здравомыслия. А это гораздо важнее.


31.03.15


Рецензии