Образ положительного героя в искусстве

Размышление о теме положительного героя в искусстве после прочтения рассказа Вадима Трунина "Последний хлеб" (Журнал "Юность" №8 за 1961 год).

Положительный герой. Как не хватает его сейчас в искусстве: литературе, кино, театре. Героя, который защищает справедливость, нравственность, даже несмотря на то, что ему от этого хуже.

В рассказе Вадима Трунина трое друзей отправляются на машине колхоза без путевого листа в путь. Причина: старый работник колхоза обижен - из его комбайна вытащили все шестерёнки, чтобы отремонтировать 3 других машины. Он с большой любовью и тщательностью готовил комбайн к уборке, перебрал сам всю машину, не обращаясь за помощью к техникам. Но для администрации колхоза, как и для математики, 3 больше, чем 1. Запчастей не хватает. А план выполнять надо. Всё вроде бы логично и справедливо.

За деда вступается герой рассказа, его друг и любимая девушка. Вместе они совершают авантюрное, полное приключений путешествие и попадают в конце концов в милицию. Интересно поведение начальника отделения. С точки зрения закона, герои много чего нарушили. За рулём сидел не тот, за кем машина закреплена. Его документы размокли в воде. Нет путевого листа. Хозяин машины побитый с забинтованной головой и от обоих разит спиртным. Факты грубых нарушений налицо.

Поднимается важная тема: что важнее - юридические законы, выполнение правил или нравственный закон, понятие справедливости и взаимовыручки.

Законы всегда несовершенны и часто несправедливы. Ведь пишут их люди. Но есть какие-то высшие ценности, которые защитить гораздо важнее. И именно за них многие люди в истории жертвовали жизнью.

Главная идея рассказа выражена в одном абзаце:
"...рождают человека на свет, растят его заботливо, оберегают от болезней, нашлепают крепко, если без спросу зимой на улицу раздетым выскочит; потом посылают учиться и опять следят, чтобы учился хорошо; потом опять беспокоятся, чтобы не наделал глупостей, входя в жизнь: не заболел бы дурной болезнью, не женился бы на недостойной, а потом, случается, как с дедом Якушенко, остается человек один, никому уже не нужный, и тихо умирает".

Проблема поднята актуальная, особенно, в наши дни, время, когда жизнью управляет некая целесообразность и прагматизм. Людей можно опустить только потому, что это диктует экономическая эффективность. Пример из современности. От одного из депутатов поступила инициатива: давайте для инвалидов и беременных женщин сделаем в метро отдельные вагоны. Правильно. Зачем мешать остальным гражданам жить "полноценной" жизнью. Пусть заботу о социально незащищённых слоях возьмут на себя люди, которым за это платят зарплату. Так у нас появляются органы опеки, дома престарелых, социальные работники.

А души молодых полных сил людей почему-то черствеют, окостеневают. Люди перестают чувствовать боль другого человека, перестают жалеть, сочувствовать, сопереживать, заботиться о других. Даже, о своих детях. Сунул телефон в руки ребёнка - на, играй, только мне не мешай жить. Но такое общество долго не протянет. Сначала умирает душа, потом угасает сознание. А тело без первых двух составляющих не живёт. Это вроде дома, оставленного хозяевами. Он быстро разрушается, потому что из него ушло человеческое тепло и душа.

Вернувшись к рассказу. Алексей Дёмин, герой повествования, не то что очень переживающий за других человек. Вообще, в рассказе он и его друзья всё делают достаточно буднично, без надрыва, легко. И это несмотря на по-настоящему приключенческие события, с которыми они сталкиваются. Сначала Алексей не воспринимает серьёзно проблему деда. Ну раскурочили его самоходку. Ну так всю жизнь было. Постоянно не хватает запчастей. На носу уборка. Машины простаивают. Но только, видя состояние деда, Алексей почувствовал какой-то дискомфорт в душе. Почему? Потому что он отзывчивый человек. Он умеет сопереживать, ощущать боль души другого. Хотя даже не отдаёт себе в этом отчёт. Это уже потом, позже он задумается и попытается сформулировать, что же его так беспокоит. А вначале импульс, который им двигал, был инстинктивный, спонтанный. Он не идёт с пеной у рта ругаться с теми, кто разобрал комбайн деда. Он просто по-человечески хочет вернуть старику душевное равновесие. И у него такие же друзья. Дима, не задумываясь в выходном костюме идёт промерять брод через реку, влезает в драку, защищая товарища. Любимая девушка Иринка рвёт своё бельё, чтобы перебинтовать раны Алексея. Принимает роды у роженицы, не имеющая такого опыта. И всё это без громких слов. И даже любовь Алексея и Ирины какая-то тихая, спокойная. Говорят, раньше в человеческих взаимоотношениях не использовали слово "любовь", а говорили "жалею". Вот именно таким словом определяется отношение Ирины к Алексею. А это, наверное, и есть настоящая любовь. То, что сейчас пытаются выдавать за любовь, на самом деле, является эгоизмом. "Я хочу, чтобы мне было хорошо и комфортно. А этот человек мне как раз и даёт такое ощущение. Перестал давать - всё, я его разлюбил(а). Необходимо расстаться." Т.е. человек любит нарисованный идеал, а не реального человека. А "жалею" означает, что принимаю такого, какой есть, со всеми проблемами и недостатками.

Друзья буднично, спокойно совершают то, что другие сделать не в состоянии. Все защищают своё болото. Председатель колхоза защищает свой статус, приказывая разобрать комбайн деда Якушенко. Его задача - выполнить план любыми средствами. Даже, если и придётся кем-то пожертвовать. Но он защищает не общее дело. Общее дело - это государство. А государство - это народ, который его населяет. Когда-то народ объединился в государство именно для того, чтобы легче было жить, решать проблемы жизнеустройства, которые поодиночке и даже в родовой общине решать становится невозможно. Но председатель защищает не колхозников как членов трудового коллектива, а себя. Спасает свою шкуру. Потому что, если он выполнит план, его не будут ругать. Перевыполнит - похвалят.

Говорят, что здоровье общества определяется его отношением к детям и старикам. Поэтому и ставится под сомнение здоровье западного общества и либеральные ценности. Ведь в таком обществе принято избавляться от старости, отправляя стариков в дома престарелых, больницы. Дети готовы выложить кругленькие суммы, чтобы только не обременять себя заботой о своих родителях.

Алексей, Ирина, Дима интуитивно защищают душевное здоровье общества, в котором они живут. Если бы они были исключением из правил, им бы вряд ли удалось что-то сделать. Когда они попадают в милицию, то с формальной стороны они кругом виноваты. Милиционер накатал в протоколе целое сочинение. Но есть законы, которые пишут люди. А есть Законы Вселенной, которые идут от Творца. Они не всегда совпадают. Но при конфликте выполнять следует тот, который имеет более высокий приоритет для выживания общества. В идеале, человеческий закон должен защищать нравственность. А нравственность - это то, что оберегает нас от нарушения высших законов. Отсюда и появляются религия, заповеди, священные писания. Именно за нравственность и погибали пророки, святые и мученики. А героизм русских людей во время войны. Разве корыстью определялись поступки миллионов погибших советских граждан. Значит, есть ценности выше человеческой жизни, защиты своего "я".

И герои рассказа рискуют своим здоровьем, благополучием не ради одного только деда. А ради будущего своего колхоза, ради будущего свой страны. И Алексей встречает такого же неравнодушного человека в лице начальника отделения милиции. Тот закрыл глаза на все их прегрешения и помог достать запчасти. Потому что правильно понял ситуацию. Ведь он сам находился на пороге пенсии и видел, как быстро умирали его сослуживцы, оставаясь не у дел.

Небольшой рассказ, написанный 54 года назад. Можно сказать, первый рассказ Вадима Трунина, с которого началась его литературная карьера. Но как много пищи для размышлений он даёт спустя полвека. И не хочется, чтобы сейчас в период, когда книги печатаются тоннами, мы забыли наше литературное наследие советского времени. К сожалению, современные книги большей частью из-за своей коммерческой составляющей обращены на наши инстинкты, на потребление. Настоящее же искусство должно быть обращено всегда к душе человека, к его Божественной составляющей. В советском искусстве это было, несмотря на официальный атеизм в идеологии. И в литературе, и в кинематографе, и в театре. И пока мало достойных произведений современных, надо не забывать и популяризировать лучшие образцы советского искусства. Не только "Иронию судьбы" или песни Высоцкого. Но и вот такие произведения, искренние, честные, талантливые. Многие скажут, что всё это идеализация того времени, той эпохи. Отчасти. Идеалы - это то, к чему человек стремиться, то, что задаёт вектор цели. Например, в советских кинодетективах образ следователя - это исключительно положительный персонаж. И советское кино при поддержке правоохранительных органов пыталось создать образец для подражания. А кино, как известно, мощное средство пропаганды. И таким всегда было и остаётся сейчас. Но только пропагандировать можно разные идеалы.

В перестроечные годы в большом количестве появились фильмы, романтизирующие уголовный мир, образ жизни воров, киллеров, проституток. Это дало свои плоды. По опросам школьников, мальчики мечтали быть киллерами, а девочки проститутками. А несколько десятилетий до этого было покорение космоса, героизм лётчиков-полярников, молодогвардейцев. И мечты у детей были другие: стать космонавтами, лётчиками, путешественниками, покорителями малоизученных уголков земного шара.

Искусство - это не только и не столько приятное чтение или просмотр. Это, прежде всего, призыв к идеалам. Художник, мастер слова, режиссёр пытаются создать образ человека, который гармонично вписывается в окружающий мир, Вселенную. Или, наоборот, показать, что может произойти с человеком, который не хочет искать путь к гармонии.


Рецензии
Морализаторства много в вашем анализе. Не знаю, сколько вам лет, но пишете вы так, как писали советские критики. Главное для них в искусстве -- его воспитательная роль. Воспитывали партия, комсомол, и искусство туда же. И хотя многие ваши конкретные суждения вроде бы и разделяешь (любовь-жалость vs любовь-комфорт), но ваш метод вбивания их в мозги ("капать на мозги" -- так это называлось тогда) вызывает внутренний протест

Владимир Дмитриевич Соколов   11.04.2023 18:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.