САМый величАвый ГОРНый ВИД с переПАДом высОт 5 км

                А потОм был волшЕбный УРАЛ -
                ГДЕ увАлы идУт за увАл,
                МинерАлы сменЯл мнерАл -
                Их неМАЛо средИ древних СКАЛ...

Я немнОго по СВЕТу стрАнствовал,
За гранИцей ниГЛЕ НЕ бывАл,
Я в компАния ЗНАТных не пьЯнствовал,
В проститУтских вульвАх не eBAл...

Я в горАх поначАлу ходИл -
ПокА зрЕнья хватАло, СИЛ,
А потОм уж - по рЕкам плАвали -
С дЕтьми, внУками вмЕсте ходИл...

Я в горАх появИлся - не МОЛод уж -
Как-ниКАК - уж ТРЕТЬ ЖИЗНи прожИл...
Но, всё-ж, - в гОры влюбИлся СРАЗу уж -
Я в КрымУ, на Кавказе бродИл...

А потОм уж в Тянь-ШАНе я жил
И Тянь-ШАНь безКорЫстно любИл,
И слегкА я ЕМУ изменЯл:
На ПамИр, на АЛАЙ, на АЛТАЙ...

А потОм был Чудесный УРАЛ -
ГДЕ увАлы идУт за увАл,
МинерАлы сменЯл мнерАл -
Их неМАЛо средИ древних СКАЛ...

Я ХибИны видАл лишь Издали -
В КандалАкше вдоль МОРя цвелИ,
ЗатО дЕтки мои - ТАМ ПИ=3,14...дaлись -
ОЛю внУченьку ТАМ зачАли...

И из Этого мини-Опыта - можно вЫвести вот СЕЙ мини-ВЫВод:
САМый величАвый ГОРНый ВИД -
с переПАДом высОт 5 км по вертикАли от подНОЖья до верщИн -
ВИДен с ГОР Тянь-ШАНя на АЛАЙ!
     ВОТ КАК у меня ЭТО получилось:
                Ой...
МНЕ мИнуло - УЖ 25 ЗИМ,
И чуТЬ поМЕНЬШе тёплых ЛЕТ,
Когда впервОй - на ГОРы я полЕз
(хотЯ в пи=3,14...ДУ - я НИ в однУ ЕШЁ покА НЕ ВЛЕЗ!),
А СЧАСТЬя ДОЛи - ЧТО-то НЕТ,
Да и любОви - ЧТО-то НЕТ!
И СЛУХа, ЗРЕНия, соображЕнья - ТОЖе НЕТ -
УЖО вот 25 ЗИМ,
чуТЬ МЕНЬШе ЛЕТ!

И вот наконец - 1-е ПЕРвое июня 1960-того:
КомУ-то СВЯТого,
КомУ = проклЯТого,
А МНЕ - всё-таки - СВЯТого!

И вот наконец - я по ущЕлиям ЛоЯку, ПарАк-САю -
на хребЕт - ВЕСТМА высОконький залЕз -
ПочтИ четыри(е?) ТЫЩи метров ЕСТЬ!
КурамА-ТАу - КурамИн хребЕт =
узбЕков и тадж-Аков пОмесь смесь!

А ВИД с высОт 3840 МЕ -
ВелИчественней в МИРе НЕТ!

СЗАДи меня - ЧаткАл-хребЕт -
ТАМ переВАЛож НИЖе 3320 метров НЕТ!
ПЕРедо-МНОЙ - БобО-и-Об = 3868 ме = "ДЕДушка ВОД" -
СтенОю СКАЛЬною Себя вознЁс!

А за БобО - долИна долинА - Пар-ХонА Пар-ГонА иль ФерганА -
ЗА ДВЕСТи килО - прилИчна ширинА!
Ы НЕЙ - ЛЕНТа серебрА - Чир-ДарА иль Сыр-ДарьЯ,
Воды хранИлище КайрАкы-Кум на НЕЙ -
На сОтнню ВЁРСТ - иль даже подлиннЕй!

А ДАЛее - ЗА НЕЙ - ОЛОЙ или АЛАЙ хребЕт -
НИ красивЕе, НИ мощнЕе в МИРе НАШем НЕТ!

ОН - рукиЯть триЗУБа:
ЗАПаднее ПИКа ИГЛА (5310 ме) -
расхОдится на ТРИ могУчих тож хребтА:
Турки-СТАН, ЗарАф-ШАН, ХиссАр-ГиссАр...

А САМ АЛАЙ - лишь в СКАЗКе возжелАй!

ВЫСокО вознЁс НАД НебесАми -
ГОРные вершИны - стрАшны САМы,
МОЩные вершИны - СКАЛЬны САМы -
С ВЕЧными снегАми, ледникАми,
С Острыми - из СКАЛ зубцАми,
С ЯРкими - льда, снЕга поясАми...

ТУЧи МОЩны и могУчи -
ТЁМны СКАЛы обнимАют -
КАК любОвниц - ИХ ласкАют,
ОТ ЗЛЫХ взглЯдов укрывАют,
ЛЁД и СНЕГ на НИХ спускАют -
ЖИЗНи ВЛАГой наполнЯют!

И ЗРЕЛище Это - через бинокулЯр 12 крат -
НЕ довелОсь увИдЕть мне в инЫх местАх:
Даже Памир, пик СТАЛина, ТЕМ бОле - ЛЕНина -
АЛАю МНОГо уступАют!

ТЕМ бОлее - хребтЫ Тянь-ШАНя - Терс-КЕй, Ак-ШийрАк,
Хан-Тянь-ГирИ и пик "ПобЕда" -
Хоть ПОЛностью во льду, в сннегУ -
Но ВЫглядят, всё-ж, - БДЕДНо:
Ну - СЛОВно бАбушка остАлась БЕЗЪ обЕда!

Ну - а дальше - ТОЧКи -
В Этих милых мне местАх -
СЫНов МНЕ МАТЬ родилА,
Да вдобАвок - ДОЧку!
.......................................

ВЫ подскажИте мне - ГДЕ ЕЩЁ можно увидеть:
САМый величАвый ГОРНый ВИД -
с переПАДом высОт 5 км -
подНОЖия - ДО вершИн хребтА, -
да ЕЩЁ и увИдень НЕ с равнИны и НЕ с МОРя,
а с вершИн хребтА - с высотЫ 4 км!?

ГималАи - НЕТ: с высОт ТибЕта - переПАДов высОт в 5 км - НЕТ!

На ПамИре - тоже НЕТ!

На Тянь-ШАНе - тоже НЕТ!

Вот на-СЧЁТ ГиндуКУШа и Куэнь-ЛУНи - я ниЧЁ НЕ ЗНАю -
            но ТАМ МАЛо КТО бывАет...

На Кавказе, в Альпах - тоже НЕТ!

В ВелИких Андах - тоже НЕТ!

В ЮКОНских ВелИких ГорАх - тоже НЕТ!

В Африке - тоже НЕТ!

В АвстрАлие - тоже НЕТ!

Об Антарктиде, ГрюннЛАНДе - тоже даже РЕЧи НЕТ!

В ИндонЕзие - тоже НЕТ! -
   ВОТ МОЙ дилЕт-отвЕт!
......................

В АЛАе есть несколько больших долИн:
Шах-и-ЯрдАн, ВарУх, Сох, Шахри-Стан и другие - поменьше.
В Шахри-СТАНе - даж Александра ИмпотЕнтского-МакедОнского -
то-ли оЖЕНили, то-ль оженИли - до ТОГО милые ДИВы ТАМа жИли!

А долИна СОХ - вообще уникАльна!
НЕ ЗРЯ же СЛОВо СОГ или СОХ по-узбекски означает "ЗдорОвье" -
ИХ глАвное пожелАние при расставАние - звучИт ТАК:
"- СОГ БОЛ - касАл болмА!" =
"- ЗдорОвым БУДЬ, больонЫм - НЕ БУДЬ!"

2-3 ТЫЩи ЛЕТ назАд в Этих местах ПРОЦВТАЛа знаменитая СогдиАна -
НЕ уступАя знаменитой БАКТРие - БактриАне -
в ЧЕСТЬ котОрой даже ВИД двуГОРБых вeр****eй - прозвали <БактриАня> <БактриАннечка>!

Зато в ЧЕСТЬ знаменитой СогдиАны -
одной из БогИний - ПОЗЖе - дали Имечко преМИЛое -
   .....................               ДиАна = ДвойнАя, ДВАЖДы Ана Аня!

Питание РЕК АЛАя - смешанное, ледниково-снеговое, а также подземное.
Половодье бывает в период интенсивного таяния ледников - с июня по сентябрь.

РЕКи берУт начало на северных склонах Алайского хребта на высотах свыше 3000 м.

ВСЕ РЕКи АЛАя в среднем и нижнем течение служат основным источником
водоснабжения Сохского, ВарУхского и прочих районов (эксклАвов)
республии Узбекистан, Кырк-кыз-стан, Тадж-Ак-стан.
 В Ферганской долине полностью
разбирается на орошение, теряясь в ирригационных веерах и конусах выноса.
       До реки Сырдарья не доходит с конца 1940-х годов.
       Средний расход воды у кишлака СарЫ-КондА = 42 м3/секунлд

Воды используют для орошения и водоснабжения населения.
Из-за быстрого роста населения в долине рекИ Сох - здесь ощутима нехватка
воды, усугубляемая политико-административной чересполосицей. Так горные
киргизы верхней долины Соха задерживают воду, поступающую таджикам Сохского
анклАва, А дАлее - таджики ограничивают воду - киргизам нижней долины рекИ,
а те - в свою очередь - задерживают остатки - стекающие в Узбекистан:
    ВОТ ВАМ ярчАйший пример ДРУЖБы НарОдов - былОва эСэСэС-ЭР!
    По оценкам - на орошение рисовых чеков в предгорьях Бургандинского массива
Киргизия использует почти 30 % воды стока реки Сох. Освоение предгорий,
находящихся выше основной территории Ферганской долины - уже привело
к повышению уровня грунтовых вод в Риштанском и АлтЫ-арЫкском районах
Узбекистана. В результате - Риштанский район потерял 6313 гектаров
сель-хоз-угОдий - по причИне гибели садов и снижения урожайности других культур!

А в Северном СОхе: Узбекистан и Кыргызстан ДРУЖно дЕлят - и НЕДРа -
нефти-ГАЗовые местаРождения!
        ВладИмир Крыленко: Донецк 31 марта 2015


Рецензии