Спецхимики. Пиротехника, Атлантида или Николай Жир

                Пиротехника, Атлантида или
                Николай Федосьевич Жиров,
      доктор химических наук, кавалер ордена Трудового Красного Знамени
      Николай Жиров – одна из интереснейших личностей в советской спецхимии. Он родился в 1903 году в Киеве в интеллигентной семье и получил отличное семейное образование. Несмотря на социальные пертурбации, связанные с революцией и гражданской войной, в 1921 году закончил в Киеве гимназию. Талантливый и любознательный молодой человек особенно увлекался химией и иностранными языками. Однако получить высшее образование ему не удалось. Из-за смерти отца семья оказалась в трудном материальном положении, и Николай Жиров в 1924 году пошел добровольцем в Красную армию. Там он закончил артиллерийские курсы и стал военинженером. Одновременно он посещал курсы в политехникуме.
      На многообещающего молодого военинженера Жирова обратили внимание ученые, связанные с артиллерией и боеприпасами. По их рекомендациям и с их помощью он в 1934 году уволился из армии в звании военинженера 3 ранга, что примерно соответствует званию капитана, и получил должность старшего научного сотрудника Московского НИИ-6 наркомата боеприпасов СССР. 
       Здесь Н.Жиров проработал почти 15 лет. В военные годы он занимался разработкой и организацией производства новых пиротехнических составов и изделий на их основе. Он так и не получил высшего образования, но стал признанным авторитетом в исследовании горения порохов, взрывчатых веществ и пиротехники. В 1937-38 годах Н.Жиров подготовил рукопись первой своей монографии «Свечение пламени пиротехнических составов». Монография увидела свет в 1939 году и стала настольной книгой для советских пиротехников, хотя многие «корифеи» пиротехники не хотели принимать всерьез этот научный труд человека без высшего образования.
      Помимо работы по пиротехнике Н. Жирову пришлось в эти же годы заняться совершенно новым направлением науки и техники. Строители Московского метрополитена решили освещать метро совершенно новыми тогда люминисцентными лампами, как из стали позже называть лампами дневного света. Однако теоретические разработки в этом направлении к тому времени практически отсутствовали. Метростроевцы обратились за помощью к специалистам по свечению пламён, - к пиротехникам. Руководство НИИ-6 в лице главного инженера И.И.Вернидуба поручило новую теоретическую работу Н.Жирову.  Когда началась война, к заказу метростроевцев присоединились военные из службы ПВО, им очень необходимы было получить боеприпасы, которые светились бы интенсивным голубым свечением.
      Жиров провел огромный объем теоретических исследований в области люминофоров. По результатам своих работ он в 1944 году выпустил свою вторую монографию «Люминофоры». Его можно считать основателем нового направления в спецхимии: разработки и применения люминофоров. Если пиротехнические составы излучают электромагнитные волны в видимой части спектра за счет высокой температуры при горении, то люминофоры – это вещества, которые излучают видимый свет при облучении их электромагнитными волнами.
      В те бурные и романтические годы спецхимики, как и большинство советских ученых занимались одновременно несколькими направлениями прикладной науки. Так и Н.Жиров продолжал заниматься разработкой и исследованием пиротехнических составов, одновременно он вел теоретические исследования в области люминофоров. Кроме того, он разрабатывал и внедрял методы физико-химического контроля производства пиротехники и взрывчатых веществ на заводах. Его труды высоко оценило правительство СССР, и в 1944 году он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
         Высоко эрудированный спецхимик Н.Жиров после войны в 1945 году был командирован в Германию, в состав репарационной комиссии. Задачами этой комиссии стали исследования достижений немецких спецхимиков и расистской общественной организации Аненербе (общепринятый перевод - «Наследие предков») в годы гитлеровского правления. Комиссия среди многого прочего обнаружила некую загадочную шахту, в которой, по словам немцев, таилась смерть для каждого, кто осмелится спуститься в нее. Исследовать смертоносную шахту, окруженную страшной легендой, решился старший научный сотрудник Н. Жиров. Что он там обнаружил, неизвестно, результаты работ этой комиссии до сих пор глубоко засекречены. Однако вскоре после этого он серьезно заболел, врачи обнаружили у него опасное вирусное заболевание мозга. Болезнь прогрессировала, и через год, в 1946 году еще молодой доктор наук Жиров стал инвалидом, ему пришлось выйти на пенсию задолго до положенного срока. После этого он жил весьма скромно в материальном отношении.
      Руководство НИИ-6 для оказания ему материальной помощи оформило его на работу консультантом и переводчиком. Вскоре такую же работу Н.Жирову предложил новый подмосковный НИИ, который был создан в 1945 году по направлению пиротехники на базе небольшой пиротехнической мастерской, в которой работали в основном заключенные. Главным инженером нового НИИ назначили известного спецхимика, лауреата Сталинской премии И.И. Вернидуба. Именно И.И.Вернидуб поставил на научную основу исследования в новом НИИ, он хорошо знал Н.Жирова по совместной работе в НИИ-6 и теперь поддерживал его материально и оказывал ему всестороннюю научную помощь. Вернидуб сам отбирал трофейные немецкие, французские и английские книги для перевода. Поскольку Жиров владел тремя европейскими языками, немецким, английским и французским, то его работа по переводам оказалась весьма полезной для его заказчиков. Эта скромная работа приносила ему не только моральное удовлетворение, но и неплохой по сравнению с очень скромной пенсией заработок.
        Н.Жиров не просто переводил немецкие, английские и французские книги и статьи по спецхимии, но и творчески обрабатывал и обобщал информацию. Он в этот период выпустил около десятка статей по пиротехнике. За огромный вклад в спецхимию Высшая аттестационная комиссия (ВАК) министерства Высшего и среднего специального образования СССР в 1949 году присвоила Н.Жирову в порядке исключения ученую степень доктора химических наук, - без защиты диссертации. Об этом перед ВАК ходатайствовали две авторитетные научные организации: НИИ-6 и Институт общей и неорганической химии Академии наук СССР. Это исключительный случай в мировой науке и особенно в науке советской, так как старший научный сотрудник НИИ-6 Н.Ф.Жиров не имел ни ученой степени кандидата наук, ни даже законченного высшего образования.
      На пенсии, страдая тяжелой неизлечимой болезнью, Н.Жиров не сложил руки. Он с молодых лет увлекался Атлантидой, и теперь кроме консультаций и переводов для НИИ-6 и подмосковного НИИ на ранней вынужденной пенсии занялся ею всерьез. Его эрудиция, настойчивость, привычка к анализу и систематизации научных данных, его авторитет доктора наук вывели его в первый ряд исследователей Атлантиды мирового уровня. Н.Ф.Жиров подошел к сказке Платона весьма серьезно, как ко всем своим научным темам, ибо до пенсии работал он в области спецхимии, а за спецхимиками бдительно надзирали суровые компетентные органы, которые никаких небрежностей, шуток и юмора у своих подопечных не допускали.
      Именно Н.Ф.Жиров в 1959 г. впервые оформил разрозненные исследования Атлантиды и любительские усилия одиночек в поиске ее следов в строгую науку атлантологию и сформулировал, как положено в любой науке,  предмет, задачи и цели этой новой науки. Он выпустил две солидные книги и несколько научных статей об Атлантиде, и его можно считать основателем науки атлантологии.   
Кроме Н.Ф.Жирова еще некоторые атлантологи приобрели мировую известность. Это И. Донелли, О.Мук, М.Виссинг, Н. Зайдлер. Однако В XX-м веке увлечение Атлантидой распространилось очень широко. Однако широкая популяризация любого вопроса неизбежно приводит к катастрофической потере глубины его научной составляющей.
      Это естественно, - любое исследование идет или узко и глубоко, или широко и мелко. Так и атлантология, созданная Н.Ф. Жировым, сейчас практически полностью потеряла под собой научную почву. Основная масса современных поклонников Атлантиды – это не атлантологи, а, мягко говоря, атлантоманы, а точнее,  - это «упёртые», несгибаемые невежды-атлантофанаты, малограмотные мистики или оккультисты. Они превратили атлантологию в оккультно-мракобесную болтологию, которая не имеет ничего общего ни с наукой, ни с фактическими данными.
      К сожалению, это относится не только к атлантологии. Последняя сотня лет новейшей истории, при всех гигантских научно-технических достижениях, отличается чудовищным ростом безграмотности и вытекающего из нее мракобесия среди широких народных масс. Сейчас мы по умственному развитию безнадежно отстали от обитателей высоко просвещенного XIX-го века, поистине Золотого века науки и культуры.
      И не только от XIX-го. Мы по многим вопросам скатились на уровень средневекового невежества и мракобесия. Полторы тысячи лет назад, когда христиане готовились встретить 666-й год от Рождества Христова, Европу охватила волна настоящего религиозного безумия. Ведь 666 – это знаменитое апокалиптическое Число Зверя, число Антихриста, значит, в этот год грядет конец света! Христиане толпами приносили себя в жертву Господу, принимали добровольную мучительную смерть, дабы заслужить Царство Небесное. Однако год с Числом Зверя наступил и прошел, а конца света не случилось. Вы думаете, это чему-то научило темных фанатиков-христиан?
      Нет, к наступлению «юбилейного» 1000-го года от рождения Христа христианский мир Западной Европы опять охватила безумная боязнь конца света. Многие богатые люди отдавали все свое имущество в распоряжение церкви, дабы заслужить после смерти теплое местечко в Царствии Небесном. Но юбилейный год прошел,  никакого конца света не произошло. И это опять ничему не научило людей. Так и сейчас подавляющее большинство «атлантоманов» - это малограмотные фанаты, которым недоступен голос разума.
      В конце 2014 года повальное безумие, вызванное  безграмотностью;  снова охватило наш мир. Миллионы людей, искренне считающих себя грамотными и образованными, вдруг уверовали в небрежно переведенные неолитические надписи индейцев племени майя на каменной плите. Наши современники, получившие ущербное западное образование твердо уверовали, что индейцы майя в каменном веке знали Вселенную лучше, чем мы. Миллионы наших современников уверовали, что эти надписи предсказывают ни более, ни менее, как конец света в декабре 2014 года.
      Эти надписи насчитывали около тысячи лет от момента создания, тогда уровень развития науки в примитивном индейском племени майя с неолитической каменной культурой никак не позволял делать такие выводы. Но «упертые» фанаты подняли неистовую истерию, и им поверили большинство человечества, хотя на земле стоял уже просвещенный 21 век с его Космосом, атомной бомбой и компьютерами.
      Многие снова стали искать себе спасения он надвигающегося вселенского катаклизма, строили убежища, а некоторые наши россиянские «новые русские», о тупости которых сложены тысячи анекдотов, даже закупали себе самые глубокие шахты в Московском метро и платили по 20 тысяч долларов США за одну ночь, проведенную в таких шахтах. Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Атомная энергия, термоядерные бомбы, космос, электроника, глобализация и – такая абсолютная безграмотность на уровне средневековых деревенских знахарок.
      Основатель научной атлантологии Н.Ф.Жиров принимал рассказ Платона об Атлантиде за истину и, как серьезный ученый, выделял три основных направления своей науки:
      1.Геолого-географическое обоснование возможности существования достаточно обширной суши в Атлантической океане.
      2.Историко-этническое исследование возможности существования человека в Атлантиде, и ее роль в развитии человечества.
      3.Исследование развития взглядов на Атлантиду и их критическое осмысление. 
      Как видим, никакой мистически-астрально-оккультной начинки во взглядах Н.Ф.Жирова на Атлантиду и во всей атлантологии не существовало. Ученый предлагал серьезно, на основе объективных данных различных наук разобраться в невероятно живучей, романтической сказке Платона и сделать обоснованные, доказательные, логически не противоречивые выводы. Однако сам он рано умер от тяжелой болезни, а сейчас лишь немногие серьезные исследователи продолжают идти по этому пути.
      Неизвестно, какие выводы сделал бы Н.Ф.Жиров из совокупности новейших данных о геологическом строении дна Атлантического океана, в соответствии с которыми, здесь никогда не существовало никакой суши, тем более, крупных размеров. Но Н.Ф.Жиров полагал, что Атлантиду надо искать там, куда ее поместил Платон, в Атлантике. К сожалению, в его распоряжении было мало объективных океанографических и геологических данных. Сейчас геология Атлантического океана изучена достаточно полно, и специалисты не находят в Атлантическом океане места, где когда-то могла бы размещаться большая суша.
      Болезнь Н.Ф.Жирова прогрессировала. Ему все труднее становилось заниматься даже теоретическими исследованиями. Но он продолжал работать.
      Умер он в 1970 году, на 67-м году жизни.Незадолго до смерти он за заслуги в спецхимии был награжден орденом Трудового Красного Знамени.   


Рецензии
Вечная память! Для справки "Аненэрье" ("Ahnenerbe") означает в переводе с немецкого на русский язык "Наследие предков", а не "Память земли предков". С уважением,

Вольфганг Акунов   01.04.2015 21:36     Заявить о нарушении
Это слово имеет несколько значений, ближе к замыслу создателей - Память Земли предков. Но спасибо за помощь.Успеха Вам. Федин

Валерий Федин   02.04.2015 17:41   Заявить о нарушении
Прошу прощения, уважаемый господин Фетисов, мне, конечно, неизвестно, что создатели "Аненэрбе" (полное название которого звучало "Дойчеc Анэнэрбе", Deutsches Ahnenerbe) сообщили Вам в свое время о смысле, вложенном ими в название созданного ими научно-исследовательского общества СС, но позвольте носителю языка (выросшему двуязычным), филологу, переводчику, специалисту по эпохе Третьего рейха вообще и СС - в частности, автору четырех книг об СС, вышедших в московских издательствах "Эксмо" и "Ратник", не считая многочисленных статей и монографий, доступных в Интернете, и многолетнему автору московского журнала "Наследие предков" (все номера которого в электронном виде доступны в Сети) с Вами не согласиться. Немецкое сложносоставное слово "Аненэрбе" (встречается и менее точное написание "Аненербе" представляет собой сочетание двух слов, а именно, слова "Анен" (нем. Ahnen - множественное число от "Ан", нем.: Ahn - "предок", "пращур", "прародитель", хотя, если быть точнее, "предок" по-немецки "Форан", Vorahn, так что слово Ahnen означает, в самом точном смысле слова, "родичи, связанные бесконечной цепью рождений, уходящей в глубь времен и связующей прошлое, через настоящее, с будущим", соединяя предков ("форанен", Vorahnen) с потомками ("наханен", Nachahnen). тем не менее, в более узком и широко распространенном смысле слово Ahnen применяется только к предкам (в том числе и в немецкоязычном регионе) и слова "Эрбе" (Erbe), означающего "наследие", "наследство", хотя и похожего по звучанию на немецкое же слово "Эрде" (Erde), однако ничего общего с ним не имеющее. Поэтому сложносоставное немецкое существительное "Аненэрбе" означает лишь то, что оно означает, а именно "Наследие предков", безо всякого намека на немецкое слово "память" - "Эриннерунг" (Erinnerung) или "Гедэхтнис" (Gedaechtnis) и на немецкое же слово "земля" - "Эрде" (Erde) или "ланд" (Land). Желаю Вам всех благ)))

Вольфганг Акунов   03.04.2015 15:58   Заявить о нарушении
Спасибо. Федин

Валерий Федин   03.04.2015 22:00   Заявить о нарушении