Неординарный Мандельштам
- Сколько стоит, шоколад?
- 40 карбованцев.
Мандельштам пересчитал свои гроши и обнаружил, что у него всего 32 карбованца. И тут ему на ум пришла гениальная идея - предложить вместо недостающих денег яйцо.
- Вот, - говорит он торговцу, - вам это очень выгодно. Я даю вам прекрасное сырое яйцо и 32 карбованца за шоколад.
В это время, до того, как продавец шоколада успел что - то ответить, срывается с места торговка и кричит:
- Держите его, спекулянта проклятого! Он у меня за 7 карбованцев купил яйцо, а сам за 8 перепродаёт. Держите его! Милиционер! Где милиционер?
Со всех сторон сбежались люди. На крик прибежал и милиционер. Мандельштама арестовали и отвели в участок, где он просидел до вечера.
Интереснее всего то, что во время ареста, в суматохе, раздавили яйцо, а у нашего "спекулянта" кто -то украл его 32 карбованца. Вот так простое желание Мандельштама побаловать себя обернулось неожиданным и малоприятным визитом в милицию и потерей последних грошей.
Позже, рассказывая об этом, Мандельштам заливался звенящим смехом.
...Мандельштам - непонятно, почему - очень боялся милиционеров. У него не было никаких причин их бояться: документы были в порядке, ни в каких заговорах он никогда не участвовал и даже в разговорах избегал осуждать правительство. И, тем не менее, увидев милиционера, он весь съёживался, старался спрятаться, юркнуть в подворотню.
- Ух, на этот раз пронесло! - неизменно говорил он и, вздохнув с облегчением, плотно запахивал полы своего лёгкого пальто, заменявшего ему профессорскую шубу.
Понять это было трудно.
Но удивительно, что наряду с такой невероятной трусостью, уживалась такая же невероятная смелость. Он, например, не побоялся выхватить из рук чекиста Блюмкина пачку ордеров на расстрел и разорвать их. Кто мог бы решиться на такой отчаянный и геройский поступок? Как же так? Труслив, как кролик, и в то же время смел, как барс!
...Весной 1922 года до Петербурга долетел слух, что Мандельштам в Москве, и что он женился. Мало кто поверил этому:
- Не может быть! Вздор!
Женатого Мандельштама никто не мог себе представить. Это казалось "чудовищным". Но Корней Чуковский, побывавший в Москве, подтвердил правильность слухов. Улыбаясь. он заявил:
- Сущая правда! Женат.
И на вопрос:
- На ком?, волнообразно развёл свои длинные, гибкие руки и с недоумением ответил:
- Представьте, на женщине.
Мандельштам относился к женщинам рыцарски, романтически. Был такой случай. После литературного вечера по инициативе одной очаровательной светской дамы, дружившей с поэтами, затеяли странную и рискованную игру. Дама села посреди комнаты и предложила всем присутствующим поэтам подходить к ней и на ухо сообщать ей своё самое сокровенное желание о том, что невозможно признаться громко. Поэты подходили, что - то шептали, а дама, то взвизгивала, то смеялась, то кокетливо грозила пальчиком, то притворно возмущалась.
Очередь дошла до Мандельштама. Он подошёл, наклонился над дамой, с минуту молчал, потом нежно коснулся завитка под её ухом и прошептал:
- Милая, - и сразу отошёл.
Соблюдая очередь, уже подходил кто - то другой, но женщина вскочила вся красная и оттолкнула его:
- Не хочу! Довольно! Вы все мерзкие, грязные! Он один хороший, чистый! Вы все недостойны его!
Дама схватила Мандельштама за руку:
- Уйдём от них, Осип Эмильевич! Уйдём отсюда!
Но Мандельштам, покраснев ещё больше, чем она, вырвал руку и бросился бежать от неё. За ним кинулись в погоню.
- Постой, постой, Осип! Куда же ты? Ведь ты выиграл! Ты всех победил! Постой!
Но Мандельштам летел по коридору. Хлопнула дверь, щёлкнул замок. Он заперся в комнате, не отвечая ни на стуки, ни на уговоры.
И когда сказали, что он женился, никто не верил, что в мире есть женщина, которая могла бы с ним ужиться. И не может быть такой женщины!
Однако Мандельштам женился и был счастлив:
- Я так счастлив, что и в раю не может быть лучше. Да и какое глупое сравнение - рай! Я счастлив, счастлив, счастлив, - трижды, как заклинание, громко говорил он и вдруг, оглядываясь, добавлял:
- Я так счастлив, что за это, боюсь, придётся заплатить. И дорого.
Приходится только сожалеть, что опасение это оказалось пророческим...
Да, Надю он любил, как отметила в свих дневниках Ахматова, "невероятно, неправдоподобно". Когда ей резали аппендикс в Киеве, он не уходил из больницы и жил в каморке у больничного сторожа.
Мандельштам не отпускал жену ни на шаг, не разрешал ей работать, бешено ревновал. Анна Ахматова признаётся, что никогда в жизни не видела ничего подобного, и что сохранившиеся письма поэта к жене полностью подтверждают это её мнение.
Анна Андреевна пишет о Мандельштаме с любовью, откровеннойой симпатией и восхищением - как поэтом, так и человеком. Она подчёркивает в частности, что он был одним из самых блестящих собеседников. Он слушал не самого себя и отвечал не самому себе, как делают почти все. В беседе он учтив, находчив и бесконечно разнообразен.
Мандельштам необычайно легко учил языки. Он читал наизусть, страницами, "Божественную комедию" на итальянском, а незадолго до смерти попросил жену выучить его английскому...
Не случайно Мандельштам боялся недолговечности своего счастья... Наступили страшные 30-е... Мандельштама арестовали. За что? - вопрос риторический... Но очень красноречиво горькое признание его жены Нади:
- Я успокоюсь только тогда, когда узнаю, что он умер".
Свидетельство о публикации №215033101933
Рамира Минейра 25.11.2023 23:33 Заявить о нарушении
Здоровья и любви Вам и всем, кто рядом! Всё остальное - между этими двумя словами. С тёплой улыбкой. Магда.
Магда Кешишева 25.11.2023 23:49 Заявить о нарушении
Рамира Минейра 26.11.2023 01:01 Заявить о нарушении