С Богом 455 думай руками

    Артём Киракосов


цикл ГИМНЫ РАДОСТИ

2008 ****  2018


''' ТВОРЧЕСКИ ''' CREDO '''

|| обо всём || немного ||


13 Сборник

» С БОГОМ «


лето 2014 ~

~ 2015 лето





455


ДУМАЙ РУКАМИ


Когда я заходил к Лазарю, он ("отнюдь", как говорил Гайдар-младший) не всегда и ("отнюдь", как говорил Гайдар-младший) не сразу ПРЕКРАЩАЛ РАБОТУ, (а) тяну-у-у-у-л, тяну-у-у-у-л, тяну-у-у-у-л, время, продолжая рубить (камень, дерево), лепить (глину, пластилин), мастерить  (каркасы из досок и проволоки); не говоря уж о более ответственных вещах...
А уж потом (когда я не уходил и не отставал): "Ну пойдём пить чай".
Чай с МНОГИМ и СЛАДКИМ сахаром, белый хлеб, нарванный широко руками, обильное масло. Странно! -- я так помню этот вкус: вкусно было.
Но, говоря, не прекращал -- ДУМАТЬ-ДУМАТЬ руками, созидать что-то, даже в уме, разглядывая тебя.
И работал он и дома: лепил что-мелкое, резал...
В руках ЕГО -- был МАТЕРИАЛ.
"Иногда, -- говорил он, -- случайно и получаются ТАКИЕ... ЛУЧШИЕ ВЕЩИ. Я подарю тебе ОДНУ; ТЕБЕ понравится, (а) я знаю" (ну разве передашь эту дигорскую интонацию? СВЕРХ"астынскую" -- как он произносил...).
И подарил. Он, действительно, СДЕЛАЛ ЭТО невзначай, во время разговора. "Я считаю, это ЛУЧШАЯ МОЯ РАБОТА".
"Я вот мял глину, мял, и получилось! Мне кажется, я считаю, -- это ЛУЧШАЯ моя работа".
"<..> А что ГЛАВНОЕ, дядь Лазарь?" -- (я его называл так!).
"<...> лэпИт, лэпИт, лэпИт <...> ", -- всё ещё с акцентом (до конца жизни) произносил он (некоторые важные для себя слова), НЕ ОСТАНАВЛИВАЯСЬ ни на миг, лепя и держа в руках и пальцах -- глину, кусок скульптурного пластилина: ЛЕПИТЬ!.. ЛЕПИТЬ!.. -- ГЛАВНОЕ, -- "<...>  вот НАПОЛНЯТЬ МИР -- этим". "СОЗДАВАТЬ! (и он округлял воздух руками) СОЗДАВАТЬ... СОЗДАВАТЬ... -- вот это", -- и он обводил подбородком ОБЪЁМ своей МАСТЕРСКОЙ, НАПОЛНЕННОЙ, на мой взгляд, Ш Е Д Е В Р А М И его рук, души, мастерства и ДУХА!
ЛАЗАРЯ всегда слушал очень внимательно: речь неторопливая, умная, образная, артистичная, ПЕРЕполненная смыслами, юмором, отклонениями... -- великий рассказчик ЛАЗАРЬ, устный ПИСАТЕЛЬ; СЧАСТЛИВ всякий, кто знал, слушал, общался с ним, ПОПАЛ ЕГО ВНИМАТЕЛЬНОМУ ВЗГЛЯДУ, он смотрел -- будто лепил (а мог потом и по памяти тебе сделать! -- как оказалось, он много думал (и) НАД МОИМ ОБРАЗОМ, и сделал целую серию портретов |и рисовал он тоже безостановочно... и как ХОРОШО же|; два ЛИСТА из этой серии -- у меня есть |один -- от Лазаря, другой -- от его сына, Кости|).
НЕИЗВЕСТНО... НЕИЗВЕСТНО... вообще, всё неизвестно.
Неизвестно и всё!
ДУМАЙ РУКАМИ,
мастер...
ТВОЁ СЕРДЦЕ, оно там! в...
-- ? -- в руках твоих: <...>
Руки? -- они мудрее! ума.
"Не мудрствуй. Опять ты..." -- обличал меня. "Философствуешь?" Конечно: он -- крестьянский сын гор и своего народа. А я (по сути) РАФИНИРОВАННЫЙ ЭСТЕТ-эгоист-СИБАРИТ. Но и каждый -- иди своею  д о р о г о й .
Не умолкай НИКОГДА: держи! держи! держи! держи! держи! держи! -- собою пред, в пальцах своих, в руках -- МАТЕРИАЛ: глину, пластилин, краску, карандаши, тушь, стеки, резцы, кисть, перо, стих, песнь, нотный стан, ключи -- скрипичные, басовые, иные -- ТЫ СЛЕПИШЬ ЛУЧШЕЕ невзначай, забыв про всё, ЧТО ВОКРУГ, с чем и кем ты, что и кто тяготит; ИСКУССТВО? -- это по-прежнему -- НЕИЗВЕДАННОЕ, НЕСКАЗАННОЕ, НЕСФОРМУЛИРОВАННОЕ,  НЕУ- и -СХВАТИМОЕ. Его? нащупать? -- ищи! ищи! ищи! руками, руками, руками.
~~ ***** СКАЗАТЬ ЛЮБЛЮ МОГУТ ТОЛЬКО РУКИ ***** ~~ . Извини, по-прежнему так. И было. И есть. ОСТАЁТСЯ...
НАШИ ВЕЛИКИЕ УЧИТЕЛЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА! -- вам памятником наши благодарные слёзы-слова!


30 март понедельника утро 2015 ~ ~ 2015 утро понедельника март 30

под бронзу "С КИНЖАЛОМ" Лазаря Тазеевича ГАДАЕВА (1938, Сурх-Дигора, Северная Осетия -- 2008, Москва)
под "ОСЕТИНСКАЯ ГАРМОНЬ"


Рецензии