Прости меня, Ирка Шахматова

Мне вспомнилась история из детства. И я её расскажу.
С восьми лет я играла за сборную района по шахматам. Хорошо играла. Обыгрывала старшеклассниц. Поэтому меня брали на все соревнования – областные, всероссийские, даже всесоюзные. И на одном таком матче против меня играла девочка, обритая налысо и одетая в платье, которое ей, прямо скажу, было сильно мало. Я не помню, кто у кого выиграл. Честно. Это было в Туле, областные соревнования школьников, турнир «Белая ладья» -- это всё, что я помню наверняка. Зато я пронзительно помню, как меня поразил внешний вид соперницы. Я уже в том нежном возрасте необыкновенно бережно относилась к своим косам (девочки поймут), и не могла даже представить себе того ужасного обстоятельства или той внутренней свободы – «андеграунд» ( а такое уже тогда тоже допускала), чтобы обрили по самый черепок твои роскошные вьющиеся кудри… И, когда у нас случилось свободная минутка, перерыв, я решила с ней познакомиться.
- Как тебя зовут?
- Ира Шахматова.
- А кто твоя мама? – спросила я прямо, веря в свои восемь, что, конечно, и платье и причёска зависят от маминого настроения…
- Я из детского дома, - помедлив секунду, ответила Ира.
- А папа? – задала глупейший вопрос я.
- Ну, говорю же – из детдома я, никого у меня нет, - сказала Ира снисходительно, ничуть не раздражаясь.

Тут надобно оговориться, что в семье я была третьим ребёнком, любимым и избалованным, а по-своему «старшОй»: просто была стопроцентная уверенность, что, как я захочу, так родители и сделают… Только в детстве может придти мгновенное решение, что надо делать правильно...

- А хочешь быть моей сестрой? – спросила я, решительно взглянув на Иру. – У меня уже есть две, но они старше намного… А вот с тобой – с тобой бы мы были не только сёстрами, но и подружками… вместе бы играли… и в шахматы – тоже. У меня дома две доски – одна магнитная, с маааленькими фигурками, ну, чтобы не рассыпались в поезде, например. А другая большая, обычная, как вот здесь, на турнире.

- И обе твои? – с сомнением, граничащем с сожалением, спросила Ира.
- Ну да! А чьи же ещё?!
- А у нас одна доска на всех, - вздохнула она. – И там уже не хватает двух чёрных пешек и белого коня… Потеряли. Мы из хлебного мякиша слепили замену, но неудобно, глаза как-то режет…
Я понимающе кивнула, хотя, конечно, ничего не поняла тогда. Как это – на всех? На десять человек? Это, если хочешь поиграть, надо в очередь записываться, что ли?
- И сколько вас там, в доме? – нахмурившись, спросила я.
- Не знаю. Человек сто…
- Скооолько?!
- Хочууу, - взгляд у Ирины стал умаляющим. – Я хочу быть твоей сестрой…

***
- Потому у неё и фамилия «Шахматова» - заявил дома отец.
- Почему?
- Потому что в шахматы играет! Что тут неясного? Нет у неё фамилии. Родители бросили – вот и вся фамилия!
- Как это – бросили? – я была в шоке.
- Успокойся, Светочка! – защебетала, улыбаясь, мама. – Мы завтра же поедем к Ирочке!
- И заберём её к себе?
- Ну конечно! (и несколько хмурых взглядов на отца: мол, заткнись, не нервируй ребёнка!)

***
Мы и правда поехали. Мама дотошно расспрашивала, какой Ира комплекции и роста. Я сказала, что повыше меня и чуть-чуть крупнее в плечах. Мы купили два платья на два размера больше моего. И взяли пару Галькиных (моей старшей сестры) сапог (б/у, из которых та выросла).

По дороге меня осенило.
- А зачем мы везём всё это барахло? – спросила я. – Если Ира всё-равно поедет к нам, то дома уже и примерит? Зачем туда-то везти, а?
- Я говорил тебе, - сильнее схватившись за баранку, буркнул отец моей матери, которая сидела рядом с ним, справа от водительского сидения. Я сидела сзади, на «самом безопасном месте». – Говорил. Надо было сразу ей всё объяснить.

«Ей» - то есть мне.

Мама хмуро толкнула его в плечо (мол, молчи, я сама разберусь) и радушно повернулась ко мне:
- Светочка! Мы только навестим Ирочку… Она будет рада, правда! Ну кто и когда её навещал?! Мы подарим ей подарки… Она будет рада… А забрать… забрать мы её не сможем… по крайней мере, сразу… надо кучу документов оформлять, ну и потом… потом, хоть посмотреть-то нам на неё сперва надо?..
.
Я не дала матери договорить. Я всё поняла. И слёзы хлынули градом.
- А что на неё смотреть?! Мы что, в зоопарк едем?! – выговаривала я сквозь слёзы.- Человек она, понимаете? Че-ло-век! И что на неё смотреть?! Поворачивайте обратно! Не надо ей подарков!!!

Я вдруг ясно представила, что Ирка, которая ждёт меня, которой я дала честное слово, прибежит к нам прямо с вещами… и получит… два платья и сапоги б/у – как по морде получит…И как мы уедем, а она останется… там, одна, где сто человек на одну шахматную доску стоят в очереди…
- Поворачивайте!!! – кричала я, захлёбываясь от… стыда. – Поворачивайте обратно!

***
Отец повернул. Мама меня больше не пыталась утешать. Дома я провалялась неделю с температурой. Но мне не вызвали врача. Меня лечили мятой и мультиками.

Через 20 лет со мной повторилась аналогичная история. И всё, что я сумела – это подарить новый костюм мальчику, нуждающемуся в семье. Я ничуть не лучше своих родителей.
Прости меня, Ирка Шахматова.


Рецензии