C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Во всем виноват Вагнер

   

   Вот так всегда: какой-нибудь Рихард напишет музыку, а из русского мужика юшка летит.
История с новосибирским «Тангейзером» только разворачивается. Уже прошел суд, оправдавший директора театра Бориса Мездрича и режиссера Тимофея Кулябина, но готовится следующий. Уже прошло два митинга в защиту «святынь» и выступление митрополита Новосибирского Тихона, который назвал всех жителей Новосибирской области, а то и России, не явившихся на эти митинги «христопродавцами». Уже Минкульт уволил Мездрича, но зато возмутились театральные деятели России, потребовав, в свою очередь, увольнения министра культуры. В общем, опять сцепились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем на диво Гоголю и всем нам. А мы, в свою очередь, потихоньку ввязываемся в коллективную драку «все против всех». Забавно, что мало кто видел этот самый «Тангейзер». Но тем и интереснее схватка между силами зла и добра, света и тьмы, между коллективным «ободрям-с» и не менее коллективным «осуждам-с». В перерыве, впрочем, все могут посетить буфет, где подают горячительные напитки и вполне приличные закуски.
   Знаете, я припомнил историю, происшедшую много лет назад. У меня, тогдашнего неофита, случился острый приступ ПГМ, то есть «православия головного мозга», как это теперь называется. Проходя по улице, я увидел рекламный плакат на кинотеатре, который, чем уже, не помню, оскорбил мои христианские чувства. Первой моей мыслью было броситься в милицию, прокуратуру, мэрию с криками «да что же это делается, караул!» Но у меня хватило совести вдруг вспомнить то самое Евангелие, в защиту которого я и всполошился. Ведь там Христос недвусмысленно говорит устами апостола Матфея: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». И вот тогда я понял, что возмущаться и предпринимать реальные шаги в ту самую защиту – это совершенно разные вещи. Одно дело кричать и размахивать руками в толпе или перед толпой, и совсем другое – разговаривать один на один с виновниками, которые очень запросто тебя могут послать на все им известные буквы.
   Но, все же, преодолев нахлынувшую робость, я позвонил и администратору кинотеатра, и коммерческому директору той фирмы, которая вывесила этот богохульный, по моему мнению, плакат. К моему удивлению, ничего ужасного и фатального не произошло. Люди, которым я звонил, оказались вполне адекватными и вменяемыми. Мало того, они, очень далекие от религии, оказались внимательными к претензиям незнакомого прохожего, одержимого чистотой нравов, и пошли на уступки. В общем, плакат через некоторое время убрали, несмотря на то, что он, видимо, стоил фирме каких-то денег. Из этого случая я сделал вывод, что, во-первых, жить по Евангелию и добиваться своей цели это одно и то же, а, во-вторых, люди намного лучше, чем о них думаешь.
   Тем более я был удивлен, когда узнал, что люди, читающие Евангелие каждый день, то есть, священнослужители,  и получающие за это деньги, оказывается, не особенно задумываются над прочитанным. Ведь стоило кому-нибудь из них позвонить в Оперный театр, где не выражаются матом, как по телефону, так и по определению, а значит, риска быть посланным не существует, то вся проблема рассосалась бы за несколько минут. Мало того, как Мездрич, так и Кулябин – это люди вполне вменяемые и адекватные. И они обязательно пошли бы навстречу, я уверен, любому простому зрителю, я уже не говорю о митрополите. Что-то убрали бы, что-то бы подправили ко всеобщему и взаимному удовольствию.
   Вместо того, развернулось совершенно постыдное действо с участием новосибирцев, властей и духовенства. Кому это было нужно? Митрополиту Тихону? Судя по видеозаписи его скандального выступления, озвучил он свою речь без особого энтузиазма. Такое создалось впечатление, что его попросили выступить, а он, видимо, из вежливости, не смог отказаться.
   Оперный театр решил пропиариться? Да Новосибирский оперный в рекламе не нуждается лет еще на сто пятьдесят вперед.
Скорее всего, скандал нужен неким политическим силам, желающим заявить о себе таким мутным способом. Эти люди стоят у храмов, хватают прихожан за рукава и вменяют им в обязанность «придти на митинг и защитить православные ценности».  И некоторые соглашаются, идут мерзнуть на серьезном мартовском ветру, только бы не оказаться в одной компании с «христопродавцами».
   Но что бы мне не оказаться в компании тех, кто спектакля не видел, но имеет свое непоколебимое мнение, я решил найти «Тангейзер» на сайте Новосибирского оперного. Но там оказались лишь фотографии других спектаклей и интерьеров этого потрясающего театра.
   Тогда я просто нашел музыку Вагнера в интернете – увертюру к Тангейзеру, хор пилигримов. К стыду своему, я не слышал этого ранее, но теперь рад, что скандал мне помог исправить эту ошибку. И мне, познавшему эту величественную мощную музыку, стало совершенно ясно, что Тангейзер в принципе неодолим. Он не по зубам ни министру культуры, ни митрополиту Тихону, ни экстравагантному режиссеру, ни тысячам полуграмотных и несчастных защитников «православных ценностей». Это космическая музыка, это Божественная музыка, ее невозможно отменить или запретить.  Она сильнее всего и всех.
   Впрочем, в Новосибирске, тем не менее, собираются проводить еще один митинг – митинг в защиту спектакля. И если сообщить православным активистам, что Вагнер некогда был любимым композитором Адольфа Гитлера, то «защитники ценностей», возможно, придут и на этот митинг. Защищать Гитлера.

P.S. Только что сообщили: "Тангейзер" снят с репертуара решением нового директора театра. Тема закрыта: нет спектакля - нет проблем.
А может и Оперный пора закрыть, чтоб не искушал, зараза? И купол снести, а?


Рецензии
Я как то пошел в Мариинку на "Золушку". Тоже на классическую музыку Прокофьева, но что называется с осовремененными либретто и декорациями. Язык танца тоже видимо был осовременен, так как кроме прекрасной музыки все остальное вызвало во мне только омерзение. Там не было оскорбления чувств верующих. Там было оскорбление эстетики и, видимо, композитора, так как визуальное действо было отвратным.
Насколько я понял из либретто к новой постановке «Тангейзера» в Новосибирском театре, там то же сделали что то подобное. Уже одно это вызывает неприязнь к этой постановке. И уж совсем не стоило использовать образ Иисуса Христа в таком контексте. Если у режиссера нет таланта, то единственный шанс прославиться это скандал. К стати господин Кулябин именно на скандал и рассчитывал, так что обращаться предварительно к нему было бесполезно.(см. http://berdsk.bezformata.ru/listnews/krestyanov-skandal-s-tangejzerom/30346065/)
Впрочем если постановка в художественном плане действительно достойная, то она скоро появится на европейских сценах. Но что то мне подсказывает, что вряд ли.
Пусси райот тоже обещали мировое турне, только что то я о нем не слышал.

Сергей Большой   31.03.2015 19:05     Заявить о нарушении
Этот спектакль, Сергей, мало кто успел посмотреть, и уже никто не увидит.
Впрочем, позиция Кулябина понятна: если можно использовать имя и образ Христа для обогащения, то почему нельзя использовать его для протеста или экзальтации.
Господину Кулябину надо было вежливо сказать, что если первое теперь разрешено, то остальное еще нет. Об этом будет объявлено в свое время. И он бы все понял и успокоился.
Нет, нужен был погром с демонстрацией нарождающегося черносотенства. Сегодня они лезут в театр, завтра они полезут к вам в постель, причем, в одежде и сапогах.
Это было и не так давно, на самом деле. И очень не хотелось бы повторения

Андрей Новоселов   31.03.2015 19:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.