Дивный музыкант
ДИВНЫЙ МУЗЫКАНТ
13-го купила с рук билет на 13-е место (дело было в 13-й лунный день). То есть, тройка сработала.
Закрытие 18-го сезона – наш камерный оркестр «Времена года», в Днепре выступает при полных аншлагах в старом огромном здании драмтеатра1 раз в месяц.
На сей раз в 1-м отделении - всемирно известный пианист и дирижер Ваг (Ваагн) Папян – гражданин Израиля, окончил Московскую и Питерскую консерватории, 1956 года рождения. – исполнял один Моцарта, Шопена, Листа плюс две огромные сложные вещи – на бис.
Виктор Пинчук был первым спонсором оркестра, подарил им сверх дорогой и уникальный рояль.
Во втором отделении, Ваг Папян - дирижер с нашим оркестром - «Времена года» А Вивальди.
Ваг Папян уже был у нас с этим оркестром как приглашенный дирижер в 2008 г., я его слушала. Как и все исполнители Европы – без партитур, по памяти – всё!
Еще в феврале, в антракте, я подарила свою книгу «Прочтешь, захочешь жить» Белле Исааковне – маме Дмитрия, дирижера оркестра, и вдове прожившего чуть более 60-ти лет Гарри Логвина – первой скрипки этого оркестра, ими же и созданного.
Надо сказать, что у зрителей, практически все из которых — постоянные, ко всей их семье необычайно нежные чувства, искренне теплые.
Она – пианистка, удивительно красивая женщина (в книжке: о них - на стр. 163) и поразительно скромная.
Потом меня в феврале так лихо коротко кусками «опарикмахтерили», что я без головного убора не ходила до конца апреля. Тем белее, для меня оказались закрытыми театры и на выставки…
Прошлый их концерт состоял, практически, из одного только Чайковского. Я не пошла – у меня давно нет слез (что очень погано для организма), а у Чайковского даже «Вальс цветов» из рыданий… Стыдно, но с Чайковским у меня с детства «не сложилось», для меня родные: Бетховен, Бах, Моцарт...
То есть, мы с Белой встретились после долгого перерыва. Она еще тогда, только взяв книгу, в антракте успела прочитать какие-то стихи о музыке, после концерта предложила мне вместо цветов подарить оркестру книги, даже хотела найти спонсора, но я сказала, что могу просто подарить.
Она радостно отреагировала, увидев меня теперь перед концертом, высказала массу приятных слов восхищения и благодарности (даже неловко) по поводу моей книги.
Я перед концертом со стороны вахты передала свои книги оркестру в подарок.
Итак, концерт.
Пытаюсь расшифровать записанное мною во время аплодисментов и, немного, слушая «Баркороллу» .
1-е отделение шло 1 час 15 минут. Ваг Папян – пианист. Один.
Невысокий широкоплечий с густой шапкой волос, остриженной почти «под горшок», тихо выходит на сцену. Тихим же, тихим ровным голосом кратко объявляет свою программу, вставляет мягко интонацию-шутку, вызвав смех-радость от встречи с ним.
Уникальный виртуоз как пианист, оригинален и как человек. Перед пианино сидит немыслимо согбенный, голова почти лежит на клавиатуре. Ёжик! Порхающие руки совершенно закрывают лицо.
На бис он исполнял сложнейшую рапсодию Листа, которую мы знаем в исполнении оркестров. Он же один по звучанию превзошел оркестр. Все время хотелось подняться на верхние ярусы театра, чтобы сверху, а не с боку, увидеть кисти рук и движение пальцев. Невероятно!
Моцарт. Больше ничего не надо говорить. Космос. Воспаряешь, замерев, столбиком, зависнув в ноосфере. Сливаешься с музыкой настолько, что не возникает никаких аналогий.
Новелла Матвеева: «Вы объяснили музыку словами, но музыке не надобны слова… не то она, соперничая с вами, словами изъяснялась бы сама».
Обнаружила: так замер и весь зал. Поднялись над землей, и не они сидят в креслах, а те, воспарив, едва прикасаются к оседлавшим их, помогая сидеть. И только в конце третьей части, выдохнув долго и тихо, слегка опускаюсь, все так же, столбиком; опускаются и остальные.
Баркоролла.
Ноктюрн.
На бис:
Шопен ( непривычно очень большая вещь для подарка благодарным слушателям!);
Лист. Пармская рапсодия – нечеловечески гениальное воплощение и воспроизведение нечеловечески же гениального замысла!!! Переливы… Перезвоны… Как их только удалось записать нотами?!
Да, в иные времена этого уроженца Еревана сожгли бы на площади. Невозможно поверить, что создаваемое им чудо – игра на инструменте, пусть даже столь совершенном.
Кстати, за этим же инструментом мы имели восторг видеть и Крайнева и многих-многих…
ПРИЕЗЖИЙ ОРГАНИСТ
Берт Висгерхофт. Орган. Нидерланды.
Эдакий маленький старичок-боровичок из сказки. Чистенький гномик с белыми седыми волосами с округлой бородкой.
Естественно, репертуар составлен непривычно для нас, но очень хорошо: разнообразно, каждое произведение оригинально и демонстррует возможности органа. Причем, многое писалось для маленьких органов, у нашего возможности многократно выше.
Сидят иначе... нежное порхание волшебных рук.
Новая для меня музыка.
Иоаганн Пахельбель. Немецкое барокко. Чудно, словно перезвон деревянных палочек и гуслей. Клокотанье ручейка. Замирание сердца, сладкое замирание. Лесная тишина. Поет одна природа.
Музыка растекается в бесконечность и явно ощущается, что она, стекая, обволакивает весь шар земной. И все очищается, заполняясь салатово-лилово-голубыми потоками света.
Тоненько, лишь конец — торжество и тревога.
Аж.Мадсен. Дания. Четыре хоральные прелюдии.
Автор — близкий друг исполнителя. Явно ощущается рука и дух современника, особенно в контрасте с предыдущим.
О.Мессиан, Франция, опять же, двадцатый век. Объявлено, как медитация. «Явление предвечной церкви». Похоже, церкви протестантской. Очень безнадежно, тяжело; рыдания и страх, но не любовь. Ощущение, как в лютеранской кирхе. Грозят покаранием. Ох, грозят... Тяжело. Горько и грозно. Так и видишь грозящий кулак сидящего на облаке огромного бородатого хозяина извечного мира...
Свидетельство о публикации №215033100445