Стамбул - любовь моя...

Если бы мне 8 лет назад сказали,что я буду писать о Стамбуле, я вряд ли бы предположила, но согласилась бы сразу даже тогда, когда только приехала и сразу полюбила этот город.
За что я его люблю...Конечно в первую очередь за красоту, за величие мечетей и храмов, за многообразие культур, за его народ - открытый и гостеприимный и по-детски любопытный ко всем приезжающим, а их здесь не мало. А теперь немного подробнее об этом прекрасном городе...
Стамбул — четвертый по величине город после Шанхая, Мехико и Cан-Паулу. Здесь проживает более 15 млн.чел. и не просто проживает, а удивительно дружно уживаются много национальностей. С годами я заметила,что все, кто тут работал и уезжал якобы навсегда - вновь возвращался сюда. Стамбул манит своим великолепием и простотой.
Здесь 2500 мечетей,более 40 церквей и 16 синагог и для меня это было большим откровением, что в стране, которой принято считать мусульманской, уживаются все деноминации. Ярким примером тому явилось для меня то, что недалеко друг от друга — что называется лицом к лицу расположились две святыни — христианская и мусульманская. Я говорю о соборе Святой Софии и Голубой мечети. Не передать словами, когда ты оказываешься между ними и поражаешься тому, насколько это захватывает тебя изнутри и поражает своим великолепием снаружи. Как сказал мой племянник Женька, который живет в Америке и мечтает приехать в Стамбул и который любит и знает хорошо историю, что после того, как ты увидел Голубую мечеть - не жалко и умереть, а вам говорит он повезло, что вы там еще и живете.
Вторым местом,которое стало потом моим любимым тоже, я считаю Босфор, соединяющий Черное и Мраморное море и разделяющий Стамбул на Европу и Азию и мост, протяженностью 1,5 км, под которым я люблю постоять, задрав голову .Ежедневно 180 тысяч машин проезжают по нему.
Что поразило лично меня, когда я впервые прилетела в Стамбул и начала знакомство с ним. Это изобилие ухоженных и ярких клумб вдоль всего пути из аэропорта и много людей, которые кропотливо, как трудолюбивые муравьи этим занимаются и как выяснилось постоянно. В течении года меняется только их окраска и колорит- от анютиных глазок до пиршества тюльпанов - этому событию отведено особое место весной и особые места в парке Гюльхане и Эмирган парке, а также в других местах и по всему городу, где ежегодно с 2005 года проходит фестиваль тюльпанов, на который специально приезжают посмотреть туристы. Тюльпан даже стал своеобразным символом Турции и считается любимым цветком Османских султанов. Потом это розы - благоухающие и разноцветные и далее по списку до прихода холодов, а иногда и снега. Тогда можно наблюдать такую картину - новый урожай роз под белой шапкой.
Это конечно люди, которые не смотря на усталость всегда тебе улыбнуться и уступят место в чистых новеньких автобусах. Забавно было наблюдать первое время на церемонию чаепития повсюду из маленьких стаканчиков, как я называю мензурок, которые мне казались не удобными и смешными, а теперь чай из них кажется особенно вкусным. Никогда не забуду то удивление, которое охватило меня в дни наступившего Рамазана, как люди терпеливо держат пост весь день, не смотря на погоду, не смотря на возраст, а вечером наступает, как говорят христиане разговление и все дружно принимают пищу повсюду в парках и скверах и особенно под сводами Голубой мечети и Айя-Софьи. Чувствуешь единство веры в такие моменты и единство Бога, который сотворил этот прекрасный город.
И еще — Стамбул настолько удобен и для экскурсий и для шоппинга, что не замечаешь расстояний. И за час можно из Европейской части оказаться в Азии. Транспорт я считаю для такого большого мегаполиса продуман очень рационально. И для меня остается загадкой до сих пор, как в этом городе совсем случайно можешь наткнуться на старого знакомого или друга совсем в непредсказуемое время и в неожиданном месте. И так было не раз. Для себя я решила,что Стамбул соединяет людей, соединяет культуры и религии. Хотелось бы, чтоб так было всегда и никакие политические проблемы не разрушили этой самобытности и загадки.
Моя дочь говорит, что в прежней жизни я жила в Стамбуле, потому что мне здесь хорошо и комфортно так, что не хочется уезжать ни в Европу, ни в Америку. Единственное, что я поняла, оказавшись на огромной выставке туризма, что я мало видела еще Турцию, хотя была почти во всех курортных местах. Настолько многообразна эта страна. И даже в Стамбуле, живя 8 лет и зная город настолько хорошо, что сами турки удивляются - я могу сказать,что есть еще много мест, которые я не успела посмотреть. Этот город безграничный. Может поэтому мне навеяло много лирических настроений, которые вылились в стихи о Стамбуле и о Турции. Одним из них тогда и закончу свой небольшой рассказ о городе-сказке, городе-загадке и городе-мечте.


Город поющих мечетей,
В сердце запал ты мое
И без минут сожаления
Тебе отдаю я его...
Радостно я просыпаюсь,
Звуки с восторгом ловлю,
Чаек в небе парящих -
Все это очень люблю...
В небе дождливом сегодня
Ласковый слышится гул,
Дождь поливает дороги -
Это проснулся Стамбул.


Спасибо Богу, что он открыл для меня и для моих родных и друзей, которые гостили и периодически гостят у нас, этот прекрасный город и спасибо Стамбулу, что принял меня и дал мир, друзей и большие возможности.
( по материалам газеты "БОСФОР" )


Стамбул, июнь 2013г.


Рецензии