Таран оружие героев

В истории битвы за Воронеж было немало славных страниц. Пехотинцы, артиллеристы, танкисты проявляли храбрость, героизм, самопожертвование, борясь с ненавистным врагом.
Целые сражения разгорались в воздухе. Победы летчиков над врагом поднимали боевой дух солдат, а поражения вызывали злость к оккупантам. Очень часто, когда заканчивались боеприпасы, чтобы сорвать планы врага и не дать ему сбросить смертоносный груз на головы защитников Родины, пилоты шли на таран вражеских самолетов.
 Таран – это прием воздушного боя, при помощи которого самолет противника уничтожается ударом по нему какой-либо частью атакующего самолета: крылом, фюзеляжем, винтом, стойками шасси.
 Совершив таран, большинство летчиков, сохранив машины, возвращались на аэродромы. Многие приземлялись на подбитой машине в поле или, когда самолет нельзя было спасти выбрасывались на парашюте.

 Таран применяли истребители, штурмовики и даже бомбардировщики. За проявленный героизм командование награждало летчиков орденами, представляло к званию Героя Советского Союза, но есть и те чей подвиг не оценен по – достоинству. Это объясняется тем, что о них стало известно только после войны или летчик в последующих воздушных сражениях не возвращался с боевого задания. На пропавших без вести наградные документы изымались.

 В нашей работе мы постарались собрать материал о летчиках, совершивших воздушные тараны при защите Воронежской области в старых довоенных границах. В работе использовались материалы архива Министерства обороны, данные краеведов, свидетельства местных жителей, мемуары участников войны.

Первый таран, по данным краеведа Евгения Васильевича Владимирова, 11 ноября 1941 у деревни Щербаково Алексеевского района Белгородской области совершил экипаж заместителя командира 316 разведывательного авиаполка, уроженца Донбасса, майора Алексея Ивановича Красько.  В него входили штурман капитан Николай Михайлович Садиков из Рязанской области. Воздушный стрелок-радист начальник связи полка, капитан Константин Васильевич Козлов из Ленинграда. За воздушного стрелка в самолете находился оперуполномоченный особого отдела НКВД политрук  Назар Леонтьевич Выставной. Назар Леонтьевич родом был из Днепропетровской области. 

Летчики-разведчики имели боевой опыт. За успешное выполнение заданий командования майор Красько награждался орденом Красной Звезды, а штурман Садиков и начальник связи Козлов орденами Красного Знамени. Возвращаясь с боевого задания, наш самолет СБ-3 атаковали несколько вражеских истребителей. В бою закончились боеприпасы. Майор Красько повел бомбардировщик на таран. Сбив вражеский истребитель, экипаж погиб. Похоронены летчики в центре села Щербаково.

 

3 января 1942 года, патрулируя вблизи города Боброва, командир звена 487-го истребительного полка старший лейтенант Анатолий Григорьевич Лукьянов, обнаружив в воздухе вражеский бомбардировщик Ju-88, уничтожил его тараном. После этого он произвёл посадку на своём аэродроме. 4 марта 1942 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.
 Анатолий Григорьевич родился 12 марта 1919 года в городе Краматорске.  В 1938 году окончил Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу. Первый орден Красного Знамени Лукьянов получил за отражение первого большого налёта вражеской авиации на Москву в ночь на 22 июля 1941 года. Патрулируя в районе Наро-Фоминска на истребителе МиГ-3 на высоте 3000 м. младший лейтенант Лукьянов обнаружил и сбил бомбардировщик противника. Впоследствии, под Москвой он одержал ещё две победы. Войну летчик закончил командиром полка. Всего он совершил 325 боевых вылетов, в 110 воздушных боях сбил 17 самолетов противника.
 


20 мая 1942 года вылетел на самолёте И-153 на перехват вражеского разведчика Ju-88, фотографировавшего военные объекты в городе Ельце Липецкой области, младший лейтенант Виктор Антонович Барковский из 591-го истребительного полка.  Он атаковал «юнкерс» над городом. Пулемётными очередями наш летчик заставил немца маневрировать и тем самым сорвал его фотосъёмку. Воздушные стрелки бомбардировщика стреляли из пулеметов по самолету младшего лейтенанта. В этом противостоянии советскому летчику удалось поджечь вражеский самолёт. Он развернулся и пытался дотянуть до линии фронта.
Преследуя удирающего разведчика, Виктор Антонович попытался его добить, но у него кончились боеприпасы. Тогда наш пилот приблизился к вражескому самолету вплотную и направил свою «чайку» на его фюзеляж и таранным ударом уничтожил вражеский самолет-разведчик.
Сам Виктор Антонович погиб при таране. Похоронен он городе Ельце на воинском кладбище на площади Революции. Родился герой во Владивостоке. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года за исключительный героизм и самопожертвование во имя Родины Виктору Антоновичу Барковскому было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

3 июня 1942 года пилот 487-го истребительного полка на самолете МиГ-3 старший лейтенант Михаил Алексеевич Проскурин, в паре с ведомым заместителем командира эскадрильи были подняты в воздух на перехват разведывательного самолёта. В районе села Боринские заводы на высоте 7000 метров враг истребителями был настигнут и атакован. Ведущим слева, а Проскуриным со стороны солнца.  После нескольких длинных очередей 12,7-мм авиационный пулемет и 7,62 мм пулемет ШКАС отказали в работе, а горючее оказалось на исходе. Фашистский летчик с разворотом вправо со снижением пытался скрыться в облачности и уйти от наших летчиков.

Проскурин, несмотря на интенсивный огонь задних стрелков, подошел к врагу и выше киля отрубил винтом хвост самолета. Самолет врага вошел в штопор и врезался в землю. Успел выпрыгнуть на парашюте только один немец. Наш летчик, с неработающим мотором, планируя, посадил МиГ на Липецком аэродроме. После замены винта, через четыре часа он снова поднялся в небо.  Награжден орденом Ленина.

В газете «Известия» корреспондент Э. Виленский так описывает этот подвиг: «Лейтенант Проскурин поднялся в воздух, чтобы пресечь дорогу бомбардировщику Хе-111, который шел к большому городу на высоте шесть тысяч метров.

Проскурин вонзился в небо и погнался за немцем. Еще несколько минут и «хейнкелю» удастся сбросить бомбы. Проскурин нажимает, использует высокую скорость своего мига, настигает врага и, понимая, что минута промедления угрожает городу серьезными бедствиями, решает не стрелять, а бить наверняка, идти на таран. Это большой риск: таран – это значит, что летчик должен посмотреть в глаза смерти.

 И летчик решается, он стремительно идет на сближение и таранит. «хейнкель» падает, Проскурин целым и невредимым сажает самолет на свой аэродром. Там радость друзей, там встречает его командир, Герой Советского Союза капитан Лукьянов, и жмет руки смельчаку, и поздравляет его...».

      Выживший в бою немец лейтенант Д. Пюттер тоже оставил свои воспоминания о роковом для него бое: «Мы шли из Полтавы через Харьков в направлении Воронежа на высоте 7500 м, когда стрелок-радист доложил по самолетному переговорному устройству, что русские истребители сзади и сбоку, примерно в 50 м от хвоста. В тот же момент раздалась очередь, которая прошила правую плоскость и двигатель. Это была классная стрельба.

 Винт сделал несколько неровных оборотов, после чего мотор выпал из узла крепления. Истребитель, а это оказался МиГ-3, продолжал атаковать. Рядом со мной упал на пол кабины штурман. Пули попали ему в лицо. Не подавал признаков жизни и нижний стрелок.
     До линии фронта оставалось примерно 400 км. Началась неприятная тряска левого мотора, пришлось его выключить. Я решил сесть на «брюхо» и стал планировать с высоты 7000 м. Вдруг я услышал надсадный рев чужого мотора, а затем раздался жуткий удар, треск.
 Левый мотор слетел с крыла подобно правому, полностью оторвало хвостовое оперение. Стало невозможно удерживать самолет. Я попытался выброситься с парашютом, но самолет начал штопорить, меня с силой ударило о какую-то часть кабины.
Потеряв на некоторое время сознание, я затем пришел в себя и выбрался из кабины. Радоваться было рано: снизу началась очень интенсивная стрельба. Купол оказался весь изрешечен, поэтому я спускался очень быстро. К счастью, огонь велся неточно. Я приземлился на болото, и это смягчило удар. Тут показались подростки, которые чуть не растерзали меня. Подбежавшие солдаты из войск НКВД, без преувеличения, спасли мне жизнь. Меня доставили на автомашине в Воронеж. Я попросил показать мне летчика, сбившего наш самолет, что и было сделано...».


15 июня 1942 года заместитель командира 573 истребительного полка майор Семен Тимофеевич Пименов сбил таранным ударом вражеский истребитель в районе СХИ в городе Воронеже, по данным краеведа Павла Максимовича Арчакова.

 Летчик родился в 1912 году в городе Дмитров Московской области. Участник войны с Финляндией 30.11 1939 по 13.03.1940 г. Награжден двумя орденами Красного Знамени в декабре 1941 г. и 12 февраля 1942. Совершил более 75 боевых вылетов. Жена Реклина Евдокия Ивановна проживала по адресу Воронеж, Авиагородок, корпус 13. 18 июня 1942 года Пименов погиб в воздушном бою и похоронен селе Елец-Маланьино. После войны  его прах перенесен в г. Елец на старое городское кладбище.

 
      В начале июня (точную дату установить не удалось, но это произошло до 8 июня) 1942 года   в воздушном бою с самолетом разведчиком типа Ju-88 младший лейтенант 907-го истребительного полка особого назначения Алексей Максимович Орлов сбил фашистский самолет тараном.  Командир полка майор Диденко представил его к ордену Ленина. Из скупых строчек на награждение удалось узнать, что 23-летний пилот, призванный Мытищенским РВК в октябре 1941 года, совершил 146 боевых вылетов. В воздушных боях сбил лично три самолета и один в паре с товарищем. Особенно отличился Орлов во время массовых налетов на Курск 22 мая и 2 июня 1942 года, где он дрался, прикрывая своего командира.  Полк входил в состав 9-го Воронежского истребительного авиационного корпуса ПВО.

 
 
28 июня 1942 г. командир 15-го истребительного полка майор Герой Советского Союза Владимир Николаевич Калачев над своим аэродромом около деревни Мокрец Старо-Оскольского района Белгородской области атаковал немецкий разведчик «Хеншель-126», который сфотографировал наш аэродром.

 В бою у командира полка кончились боеприпасы, но враг не должен был уйти.  На командном пункте услышали слова командира по рации: «Кончились боеприпасы... Иду на таран!»
Майор Калачев дал полный газ. Самолет быстро настиг фашиста и правой плоскостью ударил его по хвосту. От сильного удара оба самолета разлетелись на куски. Командир полка погиб на глазах товарищей.

Похоронен в парке Пионеров в городе Старый Оскол Белгородской области. Герой Советского Союза Калачев награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, орденом «За воинскую доблесть» МНР.


     Командира звена 826-го истребительного полка старший лейтенант Алексей Тарасович Шкурупий на самолете И-16 с мотором М-25 произвел 235 боевых вылетов. 28 июня 1942 года над станцией Валуйки с группой из пяти самолетов И-16 навязал бой семи истребителям МЕ-109ф и двум МЕ-110.

 На помощь нашим летчикам пришли семь яков из 512-го авиаполка и шесть из 434-го авиаполка. В бою Шкурупий сбил вражеский истребитель, за что получил благодарность от начальника пункта ПВО Валуйки подполковника Жолтикова. В воздушном бою над станцией Лиски летчик один врезался в строй 12-ти ХЕ-111 и расстроил их боевой порядок, а после израсходования боеприпасов таранил «хейнкель», а сам посадил свой самолет на аэродроме. Награжден летчик орденом Ленина.

 



1 июля 1942 года на город Воронеж налетела группа бомбардировщиков противника. Пилот 573 истребительного полка младший лейтенант Василий Ефремович Колесниченко составе звена вступил в бой с превосходящими силами противника. В бою его самолет подбили.

 Горящую машину Колесниченко повел на таран вражеского бомбардировщика, который направлялся бомбить завод №19. Сбив врага он выпрыгнул из объятого пламенем самолета и приземлился на парашюте. Получив сильные ожоги и  ранение обеих ног, через десять часов он скончался в госпитале. Похоронен в братской могиле парка Юннатов в городе Воронеже.

       Колесниченко присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Летчик родился в Кировоградской области в селе Беждараки. В донесении о потерях указано отчество Ефимович. Мать Анна Федоровна проживала в городе Кироваграде. В армии герой с 1937 года. Закончил в июле 1941 года Сталинградскую военную школу пилотов.
 


4 июля 1942 года командир эскадрильи 487 истребительного полка лейтенант Константин Петрович Потапов в паре с лейтенантом Хасан Ханиповичем Ханиповым патрулируют на самолетах ЯК-1 небо в районе Воронежа. В воздухе они встречают группу бомбардировщиков, которых прикрывают 12 истребителей врага.  Наши летчики вступают с ними в бой.

 Вскоре у Ханипова был поврежден мотор, и он вышел из боя. Оставшись в одиночестве, Потапов продолжал вести бой. Преследуя «мессершмитта», пилот, израсходовав весь боекомплект, пошел на таран. Летчик увеличил скорость, догнал противника и винтом отрубил ему хвостовое оперение. Вражеский самолет упал в районе деревни Масловка. Поврежденный самолет Потапов посадил на свой аэродром, который восстановили через два часа.  Заменив ему пропеллер.  За этот подвиг лейтенант Потапов награжден орденом Ленина.


        9 июля 1942 года летчик 525 штурмового авиационного полка сержант Виктор Андреевич Тиханкин на ИЛ-2 не вернулся с боевого задания. Он родился в 1919 году в Саратовской области Балашовском районе на станции Аркадак.

 Закончил Балашовское летное училище. Командир части майор Михаил Иванович Ефремов и батальонный комиссар Яков Васильевич Марков написали в письме его матери, что летавшие на задание вместе с Виктором товарищи видели, как он мужественно воевал с фашистами в небе, но при возвращении на аэродром пропал без вести.

 Это сообщение не устроило родителей, и они написали письмо в полк сына с пометкой «друзьям Виктора Тиханкина» с просьбой рассказать подробности его гибели. Вскоре пришёл ответ от младшего лейтенанта Федора Петровича Тимофеева, который с Виктором обучался в Балашове в училище лётчиков, был его земляком и другом.

 Товарищ писал, что Виктор Тиханкин возвращался с штурмовки вражеского аэродрома. Недалеко от линии фронта на него напали несколько самолётов «Мессершмитт-109». Летчик вступил с ними в неравный бой и подбил два вражеских самолёта. Третьего врага он сбил тараном, когда у него, кончились патроны. На поврежденном самолете, раненный в бою, летчик перетянул линию фронта, но его догнал разъярённый потерями фашистский истребитель и атаковал уже на земле.

То, что произошло дальше видели бойцы 183 зенитно-артиллерийского полка.  Три захода немец делал на неподвижный самолет и в упор расстреливал летчика, который из-за ранения не мог выбраться из кабины. Самолёт загорелся.

 Его обгоревшее тело вытащили наши бойцы. Зенитчица Лидия Константиновна Грабенко вспоминала: «Я, Зоя Мудракова и Павел Пиунов отнесли его к дороге, что вела на село Придача. Здесь на краю поля его и похоронили. Грудь летчика была вся прострелена из пулемёта, перебиты пальцы. Лоб и нос уже обгорели. Судя по характеру ранения, он с прострелянными пальцами сажал самолёт».

В 1958 году красные следопыты школы из села Репное по координатам Лидии Грабенко нашли захоронение Виктора Тиханкина. Он был торжественно со всеми почестями перезахоронен в братскую могилу в селе Выкрестово Новоусманского района.

 


        13 июля 1942 года группа наших самолетов из 721-го истребительного полка среди которых был младший лейтенант Степан Федорович Кырчанов в районе деревни Каменка вступила в бой с шестью МЕ-109. В схватке с врагом Кырчанов был ранен в левую руку, а его подбитый самолет, загорелся и пошел в низ. Наш летчик не растерялся и, заметив ниже себя «мессершмитта», таранил его.

Самолеты горящим факелом пошли вниз, но раненому   младшему лейтенанту Кырчанову удалось воспользоваться парашютом. За этот подвиг он награжден орденом Красного Знамени. 
    Специальный корреспондент газеты «Известия» Л. Кудреватых в статье «Удары по немецкому авиационному корпусу «Рихтгофен» 29 июля 1942 года писал: «Лейтенант Кырчанов во время воздушного боя был ранен. Мотор его машины получил серьезные повреждения. Кырчанов пошел на свой аэродром. За ним погнались три немецких истребителя. Тогда Кырчанов таранил немецкую машину. Оба самолета в воздухе распались на куски. Кырчанову удалось выброситься на парашюте. Немецкий летчик разбился.»
 
      После госпиталя Кырчанов вновь в строю, сбивает еще несколько вражеских самолетов.

15 сентября 1942 года под Сталинградом тараном сбил бомбардировщик противника Ju-88. Награждён орденом Красного Знамени.Немецкие документы подтверждают, что в районе устья реки Царицы тараном был уничтожен Ju-88А-4 (w/n 5749, F1+ВТ) командира 9-го отряда 76-й эскадры.

 5 февраля 1943 года  самолет Кырчанова был сбит в районе Сталинграда. Приземлившись на вражеской территории, он пробирается раненый к своим, но через четыре дня схвачен фашистами.


      В плену содержался в лагере Луфтваффе 2. Отсюда он бежит, но неудачно. Второй побег привел его в ряды словацких партизан.  Из числа советских офицеров, бывших военнопленных, и словацких патриотов Кырчанов организовал партизанскую ударную группу. Она вошла в состав 2-й партизанской бригады «За освобождение Словакии», которую возглавлял известный разведчик Евгений Павлович Волянский. Их бригада, в которую входило 2000 человек, вела бои с фашистами. Летчик на земле командует отрядом имени Эрнста Тельмана.

 В августе 1944 г. отряд участвует в Словацком национальном восстании. Кырчанов с боевыми товарищами, громит немцев в городах Липтовски Градок, Левоча, Зволен.  Степан Федорович награжден в марте 1945 года словацкой медалью «За храбрость».  А на Родине грудь отважного летчика и партизана украсила медаль «Партизану Отечественной войны 1-й степени».

 


12 августа 1942 над селом Новая Усмань вступил в бой на американских самолетах P-39D командир авиационной эскадрильи 153-го истребительного полка капитан Александр Федорович Авдеев. Эскадрилья Авдеева, выпускника Борисоглебской военной авиационной школы завязала бой с большой группой вражеских бомбардировщиков Ju-88, сопровождаемых истребителями Me-109.

  С первой же атаки двадцатипятилетнему командиру эскадрильи удалось сбить самолет ведущего группы. Строй бомбардировщиков распался. Часть из них стала освобождаться от бомб и поворачивать обратно. Увертываясь от истребителей сопровождения, Авдеев продолжал атаковать «юнкерсы». Но за первой волной бомбардировщиков показалась новая группа самолетов врага. Александр Федорович с двумя ведомыми врезался в их строй, ведя огонь короткими очередями. Когда кончились боеприпасы он увеличил скорость и всей массой нанес удар по врагу.

 Оба самолета взорвались в воздухе. К январю 1942 года он совершил 189 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 7 самолетов противника. 10 февраля 1943 года капитану А.Ф. Авдееву присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Весной 1952 года трактористы, распахивая земли, обнаружили обломки самолета и останки летчика. По ордену Красной Звезды определили, что он принадлежал летчику Авдееву, который был родом был из Тамбовской области. Похоронен герой в поселке Новая Усмань. Это был первый таран, выполненный на американской «аэрокобре».

 


13 августа 1942 года командир звена 176 истребительного полка лейтенант   Сергей Васильевич Ачкасов, в паре с командиром эскадрильи лейтенантом Антоном Анатольевичем Оже, вылетели для прикрытия наземных войск, находящихся в Верхнехавском районе. 

 В газете «Красная Звезда» от 21 августа 1942 года об этом боевом вылете была опубликована статья: «Второй таран лейтенанта Ачкасова»: «В районе одного населённого пункта группа истребителей встретилась с 6 «юнкерсами», которые в сопровождении 7 «мессершмиттов» шли бомбить наши боевые порядки. Начался воздушный бой. Три «мессершмитта» атаковали машину лейтенанта Ачкасова, чтобы отогнать его от «юнкерсов», которые уже готовились сбросить бомбы.
 В самом начале атаки один «мессершмитт» загорелся. Остальные истребители повели бой на вертикальных фигурах. Самолёты поднимались всё выше и выше. На высоте в 5000 метров у Ачкасова вышли все боеприпасы, и он решил таранить врага. Машина нашего лётчика ударила по одному из «мессершмиттов», и тот стал разваливаться по частям. Самолёт лейтенанта потерял управляемость. Ачкасов выбросился на парашюте. Это был второй таран лётчика - коммуниста лейтенанта Сергея Ачкасова. На боевом счету у него 8 немецких самолётов, сбитых лично, и 2 уничтоженных в групповом бою».

 Всё это время бой проходил в районе сёл Марьевка и Ново-Троицкое. Южнее  Верхней Хавы. Ачкасова в бессознательном состоянии и с ранением плеча, подобрали колхозники села Ново -Троицкое и доставили в полевой госпиталь № 4348, находящийся в районном центре.


4 февраля 1943 года, ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Весной Ачкасова назначили командиром эскадрильи, но не долго пришлось повоевать ему в этой должности. Он погиб в возрасте 24 лет 14 марта 1943 года. Похоронен в городе Курск Курском районе на восточной окраине деревни Халино на территории военного городка № 26. 
 
2 октября 1942 года таран совершил командир 737 истребительного полка майор Николай Изотович Варчук.
Это подтверждается боевым журналом 207-й истребительной дивизии, где сказано:

«2 октября 737-й авиаполк отражал налеты бомбардировщиков у станций Графская, Беляево, Усмань. Проведено два воздушных боя. В первом бою в районе Дрязги командир полка майор Николай Изотович Варчук в атаке вплотную подошел к бомбардировщику ХЕ-111 и своей левой плоскостью таранил в правую плоскость «хенкель». Самолет врага упал у станции Графская. [Тараненый Варчуком Не-111Н-6 W.Nr. 7854 из 9-й эскадрильи КG55 «Грайф»  разбился при аварийной посадке в районе Графской. Все 5 летчиков остались живы, избежали попадания в плен и перешли линию фронта по данным В.Н. Латарцева-авт].
Второй бой произошёл в районе Рамони. Штурман полка капитан Павел Андреевич Пологов сбил Ме-109, который упал юго-западнее Рамони. [Это был Bf-109F-4 W.Nr. 8656 из 9-й эскадрильи JG3 «Удет», его пилот погиб-авт]
Потеряно два самолета. Не вернулись с боевого задания командир звена, младший лейтенант Николай Николаевич Галеев (похоронен в селе Завальное Усманского района Липецкой области) и старший лейтенант, заместитель командира авиаэскадрильи Лысенко». Из этого можно сделать вывод, что вторым летчиком, сражавшимся против шестнадцати самолетов врага, был будущий Герой Советского Союза Пологов. В бою, прикрывая спину ведущего, погиб заместитель командира эскадрильи Николай Иванович Лысенко.


 


27 декабря 1942 года старший лейтенант 722-го истребительного полка Петр Иванович Шавурин вылетев вдогонку за вражеским разведчиком «Юнкерс-88» в районе станции Поворино, настигает его. Противник, заметив нашего истребителя, переходит в пикирование, чтобы оторваться от преследователя.   Наш летчик, не прекращая огня по «юнкерсу», идет с ним на сближение.

Видя, что враг может уйти в облачность и скрыться Петр Иванович принимает решение таранить самолет. Он бьёт его в хвостовое оперение и проскочив дальше ударяет своей левой плоскостью по правой плоскости врага. Фашистский разведчик падает на землю вместе с экипажем.  Шавурин покинул, свой неуправляемый самолет на парашюте. Это был второй таран летчика.

Первый он совершил, защищая город Горький 27 июля 1942 года.  Вскоре, 14 февраля 1943 года летчик стал Героем Советского Союза.


12 марта 1943 гола на станцию Валуйки пытались совершить налет 84 фашистских бомбардировщиков. Фашисты подходили у цели волнами по девять самолетов. На перехват врага вылетела эскадрилья 573-го истребительного полка капитана Леонида Петровича Кальяна.

Шесть наших самолетов вступили в бой с первой девяткой врага, несшего в бомболюках смертоносный груз и планировавшего разрушить стратегически важный железнодорожный узел. В бою капитан Кальян сбил два вражеских самолета, но и его истребитель получил серьезные повреждения.

 Примеру командира последовал лейтенант Алексей Федорович Коковихин. Последовательно отбивая атаки бомбардировщиков, он зажег вражеский самолет, который факелом полетел к земле. Расстроенный строй стервятников сбросил бомбы вне цели и пустились на утек. В бою наш истребитель израсходовал весь боекомплект и у него был поврежден мотор, но к станции шла другая группа самолетов. Чтобы её остановить лейтенант Коковихин таранит бомбардировщик врага. Фашисты повернули назад, а летчик приземлился на поврежденном самолете.

 В этом бою младший командир звена лейтенант Иван Никифорович Бухтияров атаковал врага и сбил немецкий самолет. У него в бою тоже закончились все боеприпасы, а фашисты упрямо двигались к станции. Чтобы не допустить противника к важному железнодорожному узлу командир звена Бухтияров протаранил своим истребителем ЯК-1 вражеский бомбардировщик He-111. Увидев, своего собрата, летящего камнем к земле, остальные самолеты в панике, сбросив бомбы, не доходя до объекта, ушли от цели. А наш летчик произвел посадку в поле на поврежденном самолете. Это был единственный бой в нашем крае, в ходе которого произошло два тарана.
 
 24 мая 1943 года в 3 километрах западнее деревни Уразово Валуйского района Белгородской области на самолете Як-7б Иван Никифорович Бухтияров пошел на второй таран «юнкерса». От удара истребитель Бухтиярова загорелся. Летчик пытался приземлиться на парашюте, но погиб. Похоронен герой в сквере на Красной площади в поселке Уразово Валуйского района Белгородской области. За бой у станции Валуйки капитан Кальян награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, а младший лейтенант Бухтияров и лейтенант Коковихин получили ордена Ленина.

16 августа 1943 года у станции Чигла Таловского района лётчик 826-го истребительного авиационного полка лейтенант Александр Михайлович Маврин вступил в бой с фашистским бомбардировщиком. Израсходовав все боеприпасы, уничтожил его таранным ударом. Повреждённый самолёт посадил в поле.   Известно, что родился он в 1916 году в Новосибирске. 5 ноября 1943 года летчик не вернулся с боевого задания. Похоронен летчик-истребитель в городе Суммы. За совершенный подвиг не награжден.


Воздушный таран в годы Великой Отечественной войны советские летчики совершили более 600 раз. В нашей области нам удалось найти информацию о двадцати таранах. Конечно, их было больше. Хваленые гитлеровские летчики боялись этого русского оружия. Не случайно маршал Геринг запретил своим асам сближаться с нашими самолетами ближе, чем на 100 метров. Выполнить таран было непросто. Вражеский самолет отстреливался от преследовавшего его самолета, закладывал всевозможные виражи.

 Чтобы зайти ему в хвост, нужно было нашему летчику уничтожить  воздушных стрелков, или быстрым маневром попасть в «мертвую зону» самолета, которая не простреливалась из пулеметов. После этого летчик выравнивал скорости обоих самолетов, чему мешал сильный воздушный поток. Угол атаки нужно было рассчитать так, чтобы обломки вражеской машины не задели свой самолет. Во время сильного удара винта необходимо было удержать самолет, чтобы винт сделал свое дело. После тарана требовалось пилоту большое мужество, чтобы вышедшей из повиновения искалеченной машиной, дотянуть до аэродрома и совершить посадку.


Рисунок тарана из испанского журнала 1941 или 1942 года

 


Рецензии