Дефекты Речи - 2005

В городе парадоксов - Санкт-Петербурге (парадоксален он, например, в том,  что область его так и осталась ленинградской, а  его Октябрьская железная дорога доходит аж до самой Москвы) - так вот, в этом загадочном городе родилась, живёт и здравствует замечательная группа… Включает она в себя автора текстов - Марию Булат, автора музыки - Юрия Ельского, соло-гитариста - Артура Аксима, а также недавно влившегося в их состав клавишника Владимира Бурковского… Однозначно определить их стиль не удастся - это очень причудливый, неожиданный симбиоз жанров - авторская песня, рок-н-ролл, блюз… А называется очень неожиданно: "Дефекты Речи"… Откуда взялось это странное название? Как пишет Мария Булат, "Это, наверное, единственное, что объединяет нас с Юрием"… - действительно, представить их песни без этой специфической особенности их речи уже, пожалуй, невозможно, это уже своеобразная чёрточка их стиля, их имиджа… Но так ли всё просто, как кажется на первый взгляд? Изучив песни внимательнее, можно увидеть, что название-то намного глубже и серьёзней, чем показаться вначале…

Как мне кажется, одна из ключевых песен, которые могут помочь нам осмыслить, понять творчество группы - это написанная недавно Вавилонская Башня… Подсказка даётся тут же, в названии - ибо в скобках значится: "Песенка о большом человеческом непонимании"…
Хоть стой под окном, хоть не стой -
 всё равно ты не выйдешь…

Возникает образ менестреля, поющего под окном даме своего сердца… Казалось бы, вполне стандартный образ… НО! Обратите внимание, герой уже ЗАРАНЕЕ знает, что его попытка обречена на неуспех… Почему? Попробуем разобраться…
Пора бы привыкнуть. Нарезать из слов винегрет,
И всем раздавать просто так на тарелочках детских.

Слова обесцениваются, когда входят в привычку…
Запахнет приправой заморской и персиком крымским.

Апелляция к запаху - более совершенной материи, чем человеческая речь…
И, всё же, в итоге,
И ты мне поверишь, ведь, хоть и с грехом пополам
Я выучу русский.

Родной язык, при всех его несовершенствах, всё же оказывается главным связующим звеном…
Интересно, что наиболее встречающийся образ в песнях группы - белые ночи… Например, в песне "Восемь минут":
Окончилось время бессонниц и белых ночей…

Казалось бы, что тут такого? Все члены группы - из северной столицы, вполне естественно, что питерцы будут воспевать свои белые ночи… Ан нет, всё тут намного тоньше… Понимание приходит, когда слушаешь песню "Август":
Белые ночи — сплошная условность.
Только обнимешь — уже расставаться.
В августе ночи черны и беззлобны —
Ночи надежд после дней реставраций.

Условность… таинственность… загадка… непонимание… Что может быть таинственнее белой ночи? Вроде бы - солнца нет, ночь - а все равно светло! Но светло как-то не так…
Далось ему сердце! Оно ведь пустое внутри.

Да может, и нет его! Тянется на много миль тракт,
Широкий и гладкий. Зачем же нас тянет в кювет?
И щурится белая ночь сигаретой без фильтра.
И Робин не знает, зачем он явился на свет.

Ещё одна загадка, встречаемая в песнях: зеркала.
Я с зеркалом меняюсь отраженьем.
По вечерам. На час

Сразу вспоминается кэрроловская Алиса и "Королевство кривых зеркал… А вот Татьяной Пучко упоминаемая  (в её статье о проекте) "Третья сторона окна":
С одной стороны окна
Летит бесполезный снег,
С другой стороны окна
Кружит бесполезный век,
С третьей стороны сижу я.
И смотрю на них
Эта третья сторона -  уже что-то кельтское:  с их обожествлением порогов и оврагов - как невидимых человеческому глазу границ… Или как платформа "9 и 3 / 4" - о существовании которой неподготовленный человек и не догадывается…

Ещё большей задачкой, заданной космосом человечеству являются, пожалуй, чёрные дыры… Интересен на этом фоне финал песни "Философский романс":
Вот станешь черною дырою —
О, как мы заживем тогда!

Как можно разгадать загадку? Стать ею…

Тема - непонимания (в той или иной его форме), боязни непонимания встречается практически во всех песнях группы…
Ты станешь яблоки возами продавать,
Я — свежий морс непонимания варить…
А что слова?
О чем нам говорить?

И тут же - заметьте - опять апелляция к несовершенству языка: "А что слова?" Как и в песне "Играю…":
Лет пять все молчать и, дай Бог, на одном языке.

А вот ещё одна цитата на эту тему:
Мы прожили вечность в три дня,
Но чтобы друг друга понять,
Едва ли достаточно рядом проснуться.

И - наиболее полно раскрывает тему непонимания в человеческих отношениях песня "Мужчина и женщина"… Она показывает поэтапно, как отсутствие понимания между людьми вбивает клин в их отношениях…
"Между мужчиной и женщиной будет роман,
 Театры, музеи, кино и ночная дорога.

 Какое красивое начало! Да и продолжение - достойное похвалы: 
Между мужчиной и женщиной будет любовь.
Видишь — она улыбается, прямо Джоконда."

А что потом? "Любовная лодка разбилась о быт"?
И понесется повозка, сначала легка,
После заполнится бытом, детьми и заботой.
Между мужчиной и женщиной ляжет тоска,
Отпуск на даче, долги и друзья по субботам.

Люди не понимают Любовь, её природу, и оттого и происходят все непонимания и беды - что мы и видим в песне, которая так и называется: "Любовь".
И зреет городская смута:
Любовь сменила направленье!
И все с минуты на минуту
Ждут полноценного затменья.
Ждут наводнения и шторма,
Играют в карты, точат лясы,
А утро празднично и ясно,
А небо — сине и просторно.

Квартиры снова дорожают.
Любовь стрижется под мальчишку.
Задумчивая, ВСЕМ ЧУЖАЯ
Листает записную книжку.

А к чему ведёт непонимание? К нарастающей неискренности отношений: 
Время придет — карнавальные маски
Гримом замазывать — будет удобней"…

Как следствие - к боязни довериться, раскрыться:
Твое одиночество бродит с моим по соседству,
Ликуя под ливнем, сжимаясь от встречных шагов.
Боясь оступиться, обжечься и просто согреться,
Вальсирует в пламени кем-то зажженных костров.

Интересна взаимосвязь таких понятий, как "Понимание - Искренность -Свобода", которая отслеживается в песне "Закатное Солнце"
Кто знает, чья вечность беспечней, чья призрачней истина,
Чьи души вселяются в чаек, чьи — в рыб и медуз.
И если когда-нибудь я обрету твою искренность,
То ты мне мятежною чайкою крикнешь: “Вернусь!”

Сразу вспоминается Джонатан Ливингстон, которого Стая осудила на изгнание лишь потому, что не понимала его, не понимала, что "Есть, чтобы летать" - более Истинная Цель, чем "Летать, чтобы есть"… И только те, которые освободились от земных предрассудков и страхов, последовали за ним…

Интересный символ внутренней Несвободы вырисован в песне "Конвоир", где эти предрассудки и страхи очеловечиваются автором…
Отчего-то мне кажется клеткой мир
и знамением — ложь.
Я сама себе, кажется, конвоир.
От себя не уйдешь.

Можно закрывать глаза на них, отречься от борьбы с самим собой - но рано или поздно всё равно скажешь подобно лирическому герою:
Конвоир, сколько можно себя собирать
По кусочкам и прятать в карман?
И бояться тебя, и опять тебе лгать
И просить то огня, то стакан?
Конвоир, я бегу, эта жизнь не по мне,
Если можешь, стреляй и кричи.

Так что, как видим - в борьбе с собой можно себя и сломать, и ничего не добиться… А есть ли ради чего пытаться? Есть…
Там декабрь, леса, бездорожье и снег,
Заливные луга да студены ключи,
Там костер у реки…

Бездорожье - странный образ… С одной стороны, несколькими строчками выше видим его как препятствие:
Конвоир, не стреляй, я пройдусь до ворот,
Ну куда мне бежать?
Там декабрь, зима, бездорожье и лед,
Там ни зги не видать,

А с другой стороны, тропа - это тоже в какой-то мере несвобода: ты не первооткрыватель, а идёшь лишь по чьим-то следам… Поэтому так бездорожье и манит к себе героя… А в конце пути, как награда, "костёр у реки"… Вот только ли хватит духу "просто согреться"?

Какой же главный рецепт от непонимания? Всё кажется очень банальным: Любовь…
Обиды, как звезды, горят, но не греют.
Не бойся поверить, не бойся понять.
А если покажется медленным время,
То вспомни меня…
 
Ещё раз подчёркивается, что путь к настоящей Любви лежит только через Понимание… Пусть даже оно придёт путём проб и ошибок:
И в восторге от едущей крыши,
Сочиняя веселую жизнь,
Мы стремимся все выше и выше,
И безудержно падаем вниз.

всё же
Но если все будет сначала
Мы переживем метель.

Отбросив всё напускное, ненужное, не бояться быть неуклюжим от непривычной искренности:
И первый раз я без черновиков
(Наверно, получается неловко)
Простым карандашом пишу «ЛЮБОВЬ»
На обороте спичечной коробки.

Сейчас группа находится в процессе творческого поиска, не собираясь останавливаться на достигнутом… Так, равновесие между глубоким и многоплановым текстом Марии Булат, расставляющей акценты и вносящей новое понимание музыкой Юрия Ельского и зажигательной, заводной аранжировкой Артура Аксима уже было найдено… Но,  когда группа покорила эту вершину,  перед ней открылись новые горизонты, новые просторы для смелых, неожиданных экспериментов- и в составе "Дефектов Речи" появился Владимир Бурковский…
Интересно вспомнить, что такой постепенный, но неуклонный набор оборотов  был присущ группе с самого начала: первые полгода существования проекта пела только Мария, потом к ней подключился Юрий… Потом появилась скрипачка Наталья Травникова (по уважительным причинам ушедшая из группы, но успевшая внести свой вклад в её развитие…)   Потом, как упоминалось выше, появился великий импровизатор Артур Аксим - и песни группы опять зазвучали по-новому… И вот сейчас ещё одна ступень - Владимир Бурковский… И пусть сейчас некоторые уже знакомые песни с клавишами звучат менее уверенно,и снова надо находить то хрупкое рановесие… но, всё же, игра стоит свеч  … И в будущем, я уверен,  "Дефекты Речи" преподнесут нам много интересных сюрпризов, новых песен, призванных преодолеть эту великую проблему - Большое Человеческое Непонимание.

P.S. И напоследок: возможно, песни проекта теперь будут звучать чаще, чем ранее. И этому есть две причины: во-первых, 24.12.04 Мария и Юрий были с почётом приняты в творческую ассоциацию 32 АвгустА.
А во-вторых, Мария Булат и Юрий Ельский стали лауреатами, что примечательно, тридцать второго Грушинского фестиваля!  Мистика?


Рецензии