Дорожная рулетка

     Между Кандагаром и международным аэропортом с таким же названием ровно 29 километров отличного асфальтированного шоссе, построенного когда-то под строгим контролем американских дорожных инженеров. Не может разрушить многослойное дорожное полотно ни жгучее солнце, ни гусеничные траки, ни колеса тяжеловозов-дальнобоев. Беззащитна лишь обочина из щебня, куда регулярно и безнаказанно повадились по ночам ставить мины душманы, боевики, настроенные непримиримо к правящему режиму. Проедет иногда утром танк-тральщик по обочинам своим тяжелым катком, подорвет закопанные «подарки», а дальше ситуация повторяется по прежнему сценарию.
 
     Жили мы тогда в одном из терминалов аэропорта, на работу в город и обратно добирались на своих легковушках по единственному шоссе, зорко оглядывая опасные обочины. Никогда не думал, что через месяц-полтора смогу запомнить расположение всех камушков на этом пути, любое изменение конфигурации – знак опасности. Водители знали это и старались ездить только по асфальту.

     А дальше – «дорожные игры»…

     Вариант № 1. Мы едем на «Волге» по делам, навстречу две афганские фуры. Видя нас, они перестраиваются, занимая всю проезжую часть, якобы обгоняя друг друга. Кричу напарнику: «Рудик, давай!». Рудольф, мой приятель из Таллинна, невозмутимо достает автомат, делает аккуратную длинную очередь над ушами распоясавшихся дальнобойщиков, они мигом становятся цугом и мы лихо разъезжаемся, приветствуя друг друга кулаками в стиле «Рот фронт!» и «Но пасаран!».

     Вариант № 2. Мы едем пассажирами в БТРе, который никак не может обогнать впереди идущий афганский грузовик. Дальнобойщик мотается по проезжей части, явно пытаясь загнать нас на «заветную» обочину, а там, как аллах рассудит. Командир кричит: «Пашка, давай!». Павел, аккуратный и классный водитель, его бронетранспортер летает как ласточка, с мучительным выражением на лице бросает машину вперед, бронированным бортом выжимает наглеца на обочину. Какое-то время едем параллельно, сцепившись как родные братья, потом нервы у афганца не выдерживают и он ныряет с шоссе в спасительную пустыню. Павла можно понять – где он теперь достанет новые колесные диски, да и борт его машины выглядит непрезентабельно.
 
     Со временем дорожная ситуация усугубилась кардинально. Мятежники получили специальные машинки для минирования, которые вскрывали асфальт как консервные банки.
 
     Вариант № 3. Рано-рано утром, еще до проезда саперов по шоссе, мой оперативный начальник, очень храбрый грузин, приказывает мне доставить его в Кандагар по делу. Никакие увещевания, даже с использованием ненормативной лексики, не способны переубедить упрямца. Глухо ворча, недовольные друг другом, садимся в «Жигули», выезжаем на пустынное в это время суток шоссе. И надо же, на первом километре ловим гвоздь передним колесом. Стандартная ситуация, всего и дел то на 15 минут. Мимо нас проехал лишь один афганец на полуторке.
 
     …Через несколько километров мы с Гизо нашли на асфальте заднюю часть грузовичка, все остальное - просто клочья.

     В тот же день вернулся к месту дорожного ремонта, но так и не нашел тот счастливый, здоровенный и загнутый ржавый гвоздь. А без такого талисмана 2 года езды – сплошные нервы.

(Кандагар, 1982-83 г.г.)


Рецензии
Сергей, прочитал с удовольствием все твои рассказы.

Анатолий Спивак   22.09.2015 18:27     Заявить о нарушении