Книги-Игры

КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА НА БУМАГЕ
Скажете, так не бывает? Ошибветесь, господа!.. Дело в том, что компьютерной игрой (ну, почти!) может стать напечатанная на бумаге книга!.. Вся соль этого изборетения в устранении главного недостатка 90% книг - линейности сюжета, в результате которого даже самая интересная и любимая книга читается с некоей долей отстранённости... не возникает "эффекта присутствия"...
Конечно, отчасти справиться с этим помогают фанфики, заполняя "белые пятна" повествования - возможность их написания даёт восхитительнейшую пищу для воображения пишущего - но это отдельная огромная тема, об этом как-нибудь потом...
...Итак, чтобы читатель не просто сопереживал герою повествования, а сам стал этим героем, ему надо дать возможность выбора - так, наверное, рассуждал придумавший то, что известно под названием "Книга-игра"...
..."Вы - Иван-Царевич, который час неторопливо едете по просторам бескрайнего русского поля на своём верном гнедом... И вот первая развилка, а у развилки камень... И надпись на нём: "Направо пойдёшь - коня потеряешь (параграф 107), налево пойдёшь - ничего не найдёшь (34), прямо пойдёшь - лоб расшибёшь (250)" - вот так, в упрощённом виде, они и устроены... И каждая из этих возможностей открывает путь к совершенно разным вариантам судьбы главного героя - то есть, Вашей... И вот уже, с замиранимем сердца перелистываете книгу в поисках нужного параграфа - что там? Новый выбор?.. Встреча с незнакомцем? (кто он - друг, враг - или так?) А может быть, там бесславная гибель - кто знает?..
...Впервые я столкнулся с подобными книгами в уже таком далёком 95-м году, в центральном павильоне ВВЦ... Автор - Дмитрий Браславский, книга - "Верная шпага короля", повествующая о времени жестокого противостояния католиков и протестантов во Франции...
И честно признаюсь, это было настоящим откровением для меня, десятилетнего мальчугана... Книга эта выходила в серии "Путь Героя", и выглядела вот так:
 

Кроме нелинейного сюжета, книги-игры с компьютерными роднит ещё несколько вещей: во-первых, индивидуальные характеристики персонажа - например, в "Верной Шпаге" это Ловкость и Сила (определяемые броском кубика)и Честь (начальный уровень - 7, впоследствии меняется от благородных или бесчестных поступков в ту или другую сторону)... И - куда же в путь без Удачи?.. И варианты невезения самые разные: от ненахождения нужной вещи - и до потери самой жизни - кто знает?.. Всё это, с разными оговорками, годится и для нашего персонажа, Ивана Царевича...
Во-вторых, это противники - более или менее серьёзные (обладающие собственными Силой и Лвокостю)... В третьих, предметы, которые можно найти (купить, заслужить, как боевой трофей и т д) - и без которых достигнуть цели будет невозможно (ну проберётся Иван-Царевич в страшное Кощеево Царство - и что он там будет делать, допустим, без меча-кладенца? Надо было зайти к Бабе-Яге в избушку)... В четвёртых - и знание различных серетов, паролей, явок :) "Избушка-избушка, встань ко мне передом, к лесу задом": в книге-игре наверняка был бы персонаж, от которого Иван должен был бы услышать эту фразу, запомнить её - и в нужное время, увидев "странное сооружение на курьих ножках" - прибавить или вычесть нужное число от номера параграфа, на котором находился бы тогда - произнести эту фразу... В пятых - и т д, и т п, фантазия безгранична!..
...Возвращаясь к "Верной Шпаге Короля": эта книга была зачитана мной до дыр, пройдена всеми честными (и не очень честными, и совсем нечестными) способами - она была для меня первой... А всего их в этой серии было выпущено четыре: "Подземелья чёрного замка", "Тайна капитана Шелтона", "...Шпага..." и "Повелитель безбрежной пустыни", со временем я прошёл их все... И стал ждать обещанный "Лабиринт затаившейся смерти", даже в издательство ездил - оказалось, что проект свернули... Вот оно - одно из самых жестоких детских разочарований!
Потом было переиздание - и вновь той же "великолепной четвёрки"... поэтому, когда вышли книги Ольги Голотвиной (где я набрёл на них, уже не помню), счастливее меня человека не было на всём белом свете!.. А вот "Лабиринт затаившейся смерти" опять рказался не у дел...
...Серия "Выбери себе приключение" (перевод с английского) вполне могла бы меня вдохновить - найди я её раньше, чем всё вышеупомянутое... А так - долгое, занудное повествование, параграфов 150 максимум (в тех - более 500) и, кроме нелинейного сюжета - никаких прочих радостей "Книг-игр"... Ску-учно, одним словом!.. Сюда же - и "Ужастики-2"... А вот серия "Бой-книга" Майкла Фроста, что одолжил у друга, была выше всяких похвал!..
 

Но найти-купить мне их тогда так и не удалось... Это был 2001 год...
...А потом в Интернете начали находиться один за другим: сайт Дмитрия Браславского  -  http://postman.ru/~bras/  (с так и неизданным на бумаге "Мерцанием Эльфийского Портала), его блог – http://tardi.livejournal.com, сайт Ольги Голотвиной - и, наконец, форум любителей книг-игр - http://forum.myquest.ru - настоящий клад! Интерактивная версия "Подземельев Чёрного Замка",тайное знание, что я там постиг: Майкл Фрост - это коллективный псевдоним, ыроде "Кукрыниксов")... Успешно реализуемый проект переиздания книг Браславского и Голотвиной! Коллективно написанная книга-игра (время и место действия - две тысячи какой-то год, территория бывшей Калифорнии)... И много других чудес!
Так что, благородное дело "Книг, где всё зависит только от ВАС" - живёт и здравствует!.. Ура!
P.S. Забыл упомянуть самое главное: сегодня я стал счастливым обладателем трёх книг "Майкла Фроста"! Просто на вышеупомянутом форуме позавчера набрёл на ссылочку -  и сегодня уже держал в руках три книги, в замечательном состоянии!
P.P.S. И подумалось мне: а почему бы самому не написать что-нибудь в этом жанре? Простенькое, параграфов на 200... А от соавторов - не откажусь :)


Рецензии