История фронтовой песенки. В. Аванесов
Ниже приведён более полный текст, присланный им специально для этой публикации.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Вячеслав Аванесов
ПАРОЛЬ ДРУЖБЫ
Как фронтовое стихотворение стало популярной песней в нашей стране
В стране, где действует антитабачный закон, где запрещают курить во всех общественных местах, существует легальное приглашение «Давай закурим!»
Впрочем, это не призыв к курению. Это строчка одной из самой популярной песни времен Великой Отечественной войны, которую создали поэт Илья Френкель и композитор Модест Табачников.
Поэт Илья Френкель, родившийся в ноябре 1903 года в Кургане, как и многие московские писатели на войну ушел летом 1941 года. Вспоминал, как в тесном вагоне поезда, увозивших москвичей на фронт, встретил перепоясанного кожаным ремнем писателя Аркадия Гайдара.
Они разговорились, вспомнили друзей, ушедших на фронт. В пылу откровения Гайдар признался, что на фронт его в том числе позвала песня «Заводы, вставайте!» на стихи Ильи Френкеля, которая ему очень нравится.
- Беседа с Аркадием Гайдаром была непродолжительной, - вспоминал поэт. - Прощаясь с ним, Гайдар пожелал мне обязательно новых стихотворений. А каких?- сказал я Гайдару. Он сказал: « Как душевный тост за нашу общую победу!"
Действительно, поэты и музыканты Великой Отечественной войны написали немало самых задушевных песен. Они звучали на всех фронтах, их пели в минуты затишья и тогда, когда отмечали победы. Такие песни-шлягеры звучат и поныне. Пример тому «Катюша», «Землянка», «Споемте, друзья, ведь завтра в поход», «Эх, дороги».
Вот так осенью 1941 года во фронтовой газете «Во славу Родины» появилось стихотворение под названием «Песенка Южного фронта» Его автор - старший батальонный комиссар поэт Илья Френкель, автор того самого знаменитого предвоенного марша «Заводы вставайте» - первого антигитлеровского запева, прозвучавшего по радио 22 июня 1941 года сразу же после выступления Молотова.
О своем стихотворении с легкомысленным (как. всегда он с шуткой отмечал) названием «Давай закурим» Илья Френкель всегда вспоминал с удовольствием, так как именно оно поставило его в ряд самых именитых фронтовых поэтов.
В моем радиоархиве хранятся его воспоминания – душевные откровения о войне, о людях и - об этой песне.
- Поздняя осень 41-го на Южном фронте. Снег. Теплый ветер превращает его в слякоть. Из непролазной грязи бойцы едва вытаскивают технику.
Вот в такую тяжелую осень появилась «Песенка Южного фронта». Что в ней было главного? Уверенность в победе – выстоим, победим, вернемся домой и будем вспоминать этот день и друзей-товарищей. А обращение «давай закурим» часто звучало на фронте. Оно была сродни душевному призыву к другу: выпьем чайку, что ли, согреемся!
- Военному человеку, - говорил поэт - закурить означало еще и предметное ощущение связи с кругом близких. Даже в пословице «Солдат дымом греется» это «греется» связано с теплом, так необходимым в суровое время, в тяжелом и долгом походе.
Лишенному уюта и отдыха огонек папироски, запах табака напоминает о чем-то приятном, скрашивает одиночество, успокаивает. «Давай закурим!» - чем плох этот пароль дружбы! Ведь не ко всякому встречному подойдешь с такой просьбой. Тут должно быть чувство доверия.
Об огнях-пожарищах,
О друзьях-товарищах
Где-нибудь, когда-нибудь
Мы будем говорить.
Вспомню я пехоту,
И родную роту, и тебя –
За то, что дал мне закурить.
Давай закурим
По одной.
Давай закурим,
Товарищ мой!…
Стихи увлекли близкого фронтового друга поэта композитора Модеста Табачникова. Он написал к стихотворению музыку, а в одной из командировок в Москву познакомил с песней Клавдию Ивановну Шульженко. Скоро вышла ее пластинка с удивительно теплой песней «Давай закурим».
- Откуда взялся этот припев?- вспоминал поэт. - Установил я только одно. За моей спиной – годы встреч со множеством людей. И часто поводом к общению служило: нет ли закурить? А то и просто приглашение: давай закурим! Чиркнет огонек, выдохнется струйками колечко дыма, - лед разбит. Завязалась беседа, иногда знакомство, иногда и больше, и надольше. Даже некурящий, особенно в состоянии напряжения, бывает не откажется, а то и первый попросит: дайте-ка затянуться… Что же, значит дело не пагубной привычке, а в стимуле общения. Как бы, «выпьем чайку, что ли!» А военному человеку это означало еще и предметное ощущение связи с домом, с кругом близких. Два и пословица «Солдат дымом греется» - это «греется» связано с теплом, так необходимым в суровом походе…
«Давай закурим» - чем плох этот пароль дружбы!
Песня сделала Илью Френкеля популярным. Он был самым заветным гостем на всех ветеранских встречах. В самых тесных дружеских компаниях за песню провозглашали тост и пили вино – как за человека! Песня «Давай закурим» встала в ряд таких фронтовых лирических шедевров.
Были курьезы. Приехавшая на Южный фронт делегация Ростовской табачной фабрики обратилась к создателям «Давай закурим» с необычной просьбой: дать имя песни новой партии сигарет. Те вежливо отказались.
Поэт рассказывал мне, что в годы войны Клавдия Ивановна Шульженко обратилась к нему с необычной просьбой – написать для нее песню о ребенке, которого убила война. Мало ли было таких трагедий! Она хотела напомнить всем об ужасах войны и о тех, кому было тяжелей всех, – о детях. Но стихотворение не сложилось – эта тема слишком давила на сознание поэта.
Уже после войны Илья Френкель напишет немало поэтических книг, в которых наряду с «мирными» стихотворениями будут по-прежнему соседствовать стихи о войне. Он останется верным своему званию – фронтовой поэт.
Появились и новые песни – теплые, как южный ветерок. В 50-е годы вся страна пела антивоенный марш Ильи Френкеля с громким припевом: «В защиту мира вставайте, люди!». Эту песню лично я пел в составе хора в родной 24-й курганской школе.
Тема Великой Отечественной войны всегда присутствовала в творчестве Ильи Френкеля. В 1973 году писатель приехал погостить на свою родину - в зауральский город Курган. Тогда на встрече с читателями поэт прочитал свое давнее стихотворение о войне:
Все мы,
все, оглушенные войнами.
Все, кто жег и кто строил мосты,
Все, казавшиеся беспокойными,
Злыми, добрыми или довольными,
Ляжем в угольные пласты…
Но по-прежнему будут вольными
И грядущей жизни достойными
Человеческие
Мечты.
Наша дружба продолжалась долго. Она проникала во все мои дела – в репортерские, семейные, какие-то другие, незаметные, но для моего сердца приятные.
Приезжая в Москву, я непременно гостил у Ильи Львовича. Тот знакомил меня со своими фронтовыми товарищами. С одним из них, писателем-сатириком Владимиром Поляковым, соавтором фильма «Карнавальная ночь», мы не раз гуляли по Москве.
Владимир Соломонович показывал мне старинные улочки, знакомые ему с детства. Одним из самых близких друзей Ильи Френкеля был Моня - Модест Табачников, автор музыки песни «Давай закурим».
Весной 75-го года на его «Москвиче» мы с Моней ездили по квартирам генералов Южного фронта, собирая подписи под их письмом в адрес Леонида Ильича Брежнева.
Старые командиры надеялись, что Генсек, бывший и начальник политотдела Южного фронгта, так любивший незамысловатую фронтовую песенку «Давай закурим» и знавших авторов лично, особо отметит заслуги поэта и композитора.
Письмо до Генсека не дошло.
Прошли годы. В марте 1994 года ушел из жизни Илья Френкель. Но живет его песня «Давай закурим», в которой отразилась эпоха, люди и - ненависть к фашизму. Ветераны знают: песня помогала приблизить Победу.
Уверен, что и нынче, в праздничный день 9 мая, эта песня будет вновь звучать по многим радиостанциям нашей страны. Песня, которая приблизила Победу.
Вячеслав Аванесов
Курганский журналист Вячеслав Григорьевич Аванесов – старинный мой знакомый - http://www.proza.ru/2013/12/27/1595 . Это уже четвёртая его статья, опубликованная на моей страничке в сборнике «Страницы истории с Вячеславом Аванесовым".
Когда я спросила разрешения выставить эту статью на своей страничке, Вячеслав Григорьевич написал мне следующее:
«Лариса, пожалуйста, выставляйте материал. На сегодня я - единственный
биограф поэта Ильи Френкеля. Конечно, он...не Пушкин, зато он - частичка
истории отечественной поэзии, он открыл Твардовского, был куратором других
писателей, которые известны всей стране. Он был дружен с Багрицкий,
Светловым, Гайдаром, Мусой Джилилем... Меня он называл так: это мой
младший друг из города, "откуда я пошел". Я вышлю тебе снимки. Обнимаю,
Аванесов Вячеслав». 31.03.15.
На снимках. Творческий фронтовой «дуэт»: поэт Илья Френкель и композитор Модест Табачников. 1942 год. Южный фронт.
"Теплым майским днем 1973 года я вел Илью Френкеля по городу его детства. На улицах цвел ранет". Вячеслав Аванесов
Свидетельство о публикации №215040101026
Александр Скрыпник 27.03.2017 12:37 Заявить о нарушении
С уважением,
Лариса Наталенко 08.04.2017 11:55 Заявить о нарушении