История фронтовой песенки. В. Аванесов

http://kikonline.ru/?newspaper_post=-  - ссылка на статью в газете "КУРГАН И КУРГАНЦЫ"  №22  26.02.2014, где опубликована эта статья известного журналиста из Кургана Вячеслава Аванесова, моего старого знакомого.

Ниже приведён более полный текст, присланный им специально для этой публикации.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
                Вячеслав Аванесов
ПАРОЛЬ ДРУЖБЫ               

Как фронтовое стихотворение стало  популярной песней в нашей стране
В стране, где действует  антитабачный  закон, где запрещают курить во всех общественных местах, существует легальное  приглашение «Давай закурим!»

Впрочем, это не призыв к курению. Это строчка одной из самой популярной песни времен Великой Отечественной войны, которую создали  поэт  Илья Френкель и композитор Модест Табачников.

Поэт Илья Френкель, родившийся в ноябре 1903 года в Кургане,  как и многие московские  писатели на войну ушел летом 1941 года. Вспоминал, как в тесном вагоне поезда, увозивших москвичей на фронт, встретил перепоясанного кожаным ремнем писателя Аркадия Гайдара.

Они разговорились, вспомнили друзей, ушедших на фронт. В пылу откровения Гайдар признался, что на фронт его в том числе позвала песня «Заводы, вставайте!»  на стихи Ильи Френкеля, которая ему очень нравится.

- Беседа  с Аркадием Гайдаром была непродолжительной, - вспоминал поэт. - Прощаясь с ним, Гайдар пожелал мне обязательно новых стихотворений. А каких?- сказал я Гайдару. Он сказал: « Как душевный тост за нашу общую победу!" 

Действительно,  поэты и музыканты Великой Отечественной войны написали немало самых задушевных песен. Они звучали на всех фронтах, их пели в минуты затишья и тогда, когда отмечали победы. Такие  песни-шлягеры звучат и поныне. Пример тому «Катюша», «Землянка», «Споемте, друзья, ведь завтра в поход», «Эх, дороги».

Вот так осенью 1941 года во фронтовой  газете «Во славу Родины» появилось  стихотворение под названием  «Песенка Южного фронта» Его автор - старший батальонный комиссар  поэт Илья Френкель, автор того самого знаменитого предвоенного марша «Заводы вставайте» - первого антигитлеровского запева, прозвучавшего по радио 22 июня  1941 года сразу же после выступления Молотова.

О своем стихотворении с легкомысленным (как. всегда он с шуткой отмечал) названием «Давай закурим» Илья Френкель всегда  вспоминал с удовольствием, так как именно оно поставило его в ряд самых именитых фронтовых поэтов.
В моем радиоархиве хранятся его воспоминания – душевные откровения о войне, о людях и - об этой песне.

- Поздняя осень 41-го на Южном фронте. Снег.  Теплый ветер превращает его в слякоть. Из непролазной грязи бойцы едва вытаскивают технику.

Вот в такую тяжелую осень появилась «Песенка Южного фронта». Что в ней было главного?  Уверенность в победе – выстоим, победим, вернемся домой и будем вспоминать этот  день и  друзей-товарищей. А обращение «давай закурим» часто звучало на фронте. Оно была сродни душевному призыву к другу:  выпьем чайку, что ли, согреемся!

- Военному человеку, - говорил поэт - закурить означало еще и предметное ощущение связи с кругом близких. Даже в пословице «Солдат дымом греется» это «греется» связано с теплом, так необходимым в суровое время, в тяжелом и долгом походе.

Лишенному уюта  и отдыха огонек папироски, запах табака напоминает о чем-то приятном, скрашивает одиночество, успокаивает. «Давай закурим!» -  чем плох этот пароль дружбы! Ведь не ко всякому встречному подойдешь с такой просьбой. Тут должно быть чувство доверия.

Об огнях-пожарищах,
О друзьях-товарищах
 Где-нибудь, когда-нибудь
Мы будем говорить.
Вспомню я пехоту,
 И родную роту, и тебя –
 За то, что дал мне закурить.
Давай закурим
По одной.
Давай закурим,
Товарищ мой!…

Стихи увлекли близкого  фронтового друга поэта композитора Модеста Табачникова. Он написал  к стихотворению  музыку, а в одной из командировок в Москву познакомил с песней Клавдию Ивановну  Шульженко. Скоро вышла ее пластинка  с удивительно теплой песней «Давай закурим».

- Откуда взялся этот припев?- вспоминал поэт. -  Установил я только одно. За моей спиной – годы встреч со множеством людей. И часто поводом к общению служило: нет ли закурить?  А то и просто приглашение: давай закурим! Чиркнет огонек, выдохнется струйками колечко дыма, - лед разбит. Завязалась беседа, иногда знакомство, иногда и больше, и надольше. Даже некурящий, особенно  в состоянии напряжения,  бывает не откажется, а то и первый попросит: дайте-ка затянуться… Что же, значит дело не пагубной привычке, а в стимуле общения. Как бы, «выпьем чайку, что ли!» А военному человеку это означало  еще и предметное ощущение связи с домом, с кругом близких. Два и пословица «Солдат дымом греется» - это «греется» связано с теплом, так необходимым в суровом походе…

«Давай закурим» -  чем плох этот пароль дружбы!

Песня сделала Илью Френкеля популярным. Он был самым заветным гостем на всех ветеранских встречах.  В самых тесных  дружеских компаниях за песню провозглашали тост и пили вино – как за человека!  Песня «Давай закурим»  встала в ряд таких фронтовых лирических шедевров.

Были курьезы. Приехавшая на  Южный фронт делегация Ростовской табачной фабрики обратилась к создателям «Давай закурим» с  необычной просьбой: дать имя песни новой партии   сигарет. Те вежливо отказались.

Поэт рассказывал мне, что  в годы войны Клавдия Ивановна Шульженко обратилась к нему с необычной просьбой – написать для нее песню  о ребенке, которого убила война. Мало ли было таких трагедий! Она хотела напомнить всем об ужасах войны и о  тех, кому было  тяжелей всех,  – о детях. Но стихотворение не сложилось – эта тема слишком  давила на  сознание поэта.

Уже после войны Илья Френкель напишет немало поэтических книг, в которых наряду с «мирными» стихотворениями будут по-прежнему соседствовать стихи о войне. Он останется верным своему званию – фронтовой поэт.

Появились и новые песни – теплые, как южный ветерок.  В 50-е годы вся страна пела  антивоенный марш  Ильи Френкеля с громким припевом: «В защиту мира вставайте, люди!». Эту песню лично я пел в составе хора в родной  24-й курганской школе.

Тема  Великой Отечественной  войны  всегда присутствовала в  творчестве Ильи Френкеля. В 1973 году писатель приехал погостить на свою родину -  в зауральский город Курган. Тогда на встрече с читателями поэт прочитал свое давнее стихотворение о войне:

 Все  мы, 
 все, оглушенные войнами.
Все, кто жег  и кто строил мосты,
Все, казавшиеся беспокойными,
Злыми, добрыми или довольными,
Ляжем в угольные пласты…
 Но по-прежнему будут вольными
 И грядущей жизни достойными
 Человеческие
 Мечты.

Наша дружба продолжалась  долго. Она проникала  во все мои дела – в репортерские, семейные, какие-то другие, незаметные, но для моего сердца приятные. 

Приезжая в Москву, я непременно  гостил у Ильи Львовича. Тот знакомил меня со своими фронтовыми товарищами. С одним из них, писателем-сатириком Владимиром Поляковым,   соавтором фильма «Карнавальная ночь», мы не раз гуляли по Москве.

Владимир Соломонович показывал мне старинные улочки, знакомые ему с детства. Одним из самых близких друзей Ильи Френкеля был Моня -  Модест Табачников, автор музыки песни «Давай закурим».

Весной  75-го года на его «Москвиче» мы с Моней  ездили по квартирам  генералов Южного фронта, собирая подписи под их письмом в адрес Леонида Ильича Брежнева.

Старые командиры надеялись, что Генсек, бывший и начальник политотдела  Южного фронгта, так любивший незамысловатую фронтовую песенку «Давай закурим» и знавших  авторов  лично, особо отметит заслуги  поэта и композитора. 

Письмо до Генсека не дошло. 
Прошли годы. В марте 1994 года ушел из жизни Илья Френкель.  Но живет его песня «Давай закурим»,  в которой отразилась эпоха, люди и - ненависть к фашизму. Ветераны знают: песня помогала приблизить Победу.

Уверен, что и нынче, в праздничный день 9 мая, эта песня будет вновь звучать по многим радиостанциям нашей страны. Песня, которая приблизила  Победу.

Вячеслав  Аванесов



 Курганский журналист Вячеслав Григорьевич Аванесов – старинный мой знакомый - http://www.proza.ru/2013/12/27/1595 . Это уже четвёртая его статья, опубликованная на моей страничке в сборнике «Страницы истории с Вячеславом Аванесовым".

Когда я спросила разрешения выставить эту статью на своей страничке, Вячеслав Григорьевич написал мне следующее:

«Лариса, пожалуйста, выставляйте материал. На сегодня я - единственный
 биограф поэта Ильи Френкеля. Конечно, он...не Пушкин, зато он - частичка
 истории отечественной поэзии, он открыл Твардовского, был куратором других
 писателей, которые   известны всей стране. Он был дружен с Багрицкий,
 Светловым, Гайдаром, Мусой Джилилем... Меня он называл так: это мой
 младший друг из города,   "откуда я пошел". Я вышлю тебе снимки. Обнимаю,
 Аванесов Вячеслав». 31.03.15.

 
 На снимках. Творческий фронтовой «дуэт»: поэт Илья Френкель и композитор Модест Табачников. 1942 год. Южный фронт.

"Теплым майским днем 1973 года я вел Илью Френкеля по  городу его детства. На  улицах цвел ранет". Вячеслав Аванесов


Рецензии
Песни Отечественной войны для нас на столетие как минимум!

Александр Скрыпник   27.03.2017 12:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр! Тронута вниманием.
С уважением,

Лариса Наталенко   08.04.2017 11:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.