Лермонтов и Варенька Лопухина

Продолжим  разговор о Лермонтове. Он  гениально  выступает в поэзии, и в прозе, и в драматургии. А стихи  его  очень музыкальны. Так, в Пензенской обл. жива легенда о том, что мотив  песни "Выхожу один я на дорогу" написал сам Лермонтов
и пел её перед дуэлью. Почему  могла возникнуть такая легенда? - Лермонтов сам  музыкален.  Он учился играть на фортепиано, скрипке, флейте, пел,  сочинял музыку. Записная книжка В.Ф.Одоевского, подаренная поэту,заполненная 11 стихами, среди  них гениальное объяснение через другую "Нет, не тебя так пылко я люблю"...Исследователи творчества поэта искали имя той, кому адресованы эти строки.

В 1890г. в "Русском обозрении" в воспоминаниях А.П. Шан - Гирея впервые названо имя Варвары Александровны Лопухиной. Написаны они были в 1860г. Но родственники Лопухиной и её мужа Бахметева были против их публикации, и они пролежали ещё 30 лет. О чём же писал Шан - Гирей? "Будучи студентом, он был страстно влюблён в молоденькую, милую, умную как день и в полном смысле восхитительную В.А.Лопухину; это была натура пылкая, восторженная и в высшей степени симпатичная. Как теперь помню её ласкающий взгляд и светлую улыбку; ей было лет 15 - 16;...у неё на  лбу чернелось маленькое родимое пятнышко... Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и  сильно, и едва ли не сохранил ли он его до самой смерти".

В письме Екатерины Быховец, кузины Лермонтова читаем: "Он был страстно влюблён в В.А.Бахметеву..." Одним из ближайших друзей поэта был Алексей Александрович Лопухин. Ему поэт подарил портрет испанского предка. В виде испанской монахини изображена Варенька. Ей Лермонтов посвятил 3 -ий очерк "Демона":

"Прими мой дар, моя Мадона!
С тех пор, как мне явилась ты,
Моя любовь мне оборона
От порицаний клеветы.

Такой любви нельзя не верить,
А взор не скроет ничего:
Ты не способна лицемерить,
Ты слишком ангел для того!
..........................
Теперь, как мрачный этот гений.
Я близ тебя опять воскрес
Для непорочных наслаждений,
И для надежд, и для небес"

В годы ученичества в Москве лето он проводил в Середникове, в 1832г. Лермонтов снова там, и симпатия к Вареньке вырастает в большое чувство.  Вот  как  об этом пишет позднее сам поэт в своей драме "Два брата": "Года  три назад я был очень коротко знаком с одним семейством, жившим в Москве; лучше сказать, я был принят в нём как родной. Девушка, о которой я хочу говорить,... была умна, мила до  чрезвычайности...Её характер мне нравился...частые  встречи, частые прогулки, невольно яркий взгляд, случайное  пожатие руки - много ли надо, чтоб разбудить таившуюся искру?.. Во мне она вспыхнула; я был увлечён этой девушкой, я был околдован ею, я уже не принадлежал себе;... она разогрела во мне любовь, я
предался ей, как судьбе, она не требовала ни обещаний, ни клятв ,когда я держал её в своих объятиях  и сыпал поцелуи на её огненное плечо; но сама клялась любить меня вечно - мы расстались - она была без чувств, все приписывали то припадку болезни - я один знал причину - я уехал с твёрдым намерением возвратиться скоро. Она была моя - я был в ней уверен, как в самом себе."

Осенью 1832г. Лермонтов переезжает в Петербург, чтобы  перевестись
в Петербургский университет. Перевод  не удался,и он поступает в школу гвардейских прапорщиков. Разлука, светские развлечения на  время отдалили образ Вареньки, но он продолжает интересоваться  её судьбой,  рисует  её головку. Он спрашивает сестру Вареньки о её  жизни. Мария Александровна в письме от 12 октября 1832г. отвечает:"Я полагаю, что вы не огорчитесь, узнав, что она ведёт такой образ жизни (жизнь её однообразна) - ведь это охраняет её от всякого искушения"... Лермонтов  успокоен  таким ответом. Но его молчание заставляет Вареньку выйти в 1835г. замуж за Н.Ф.Бахметева. Получив сообщение об этом, Лермонтов (по воспоминаниям Шан -Гирея) изменился в лице.
"Я имел случай убедиться, что первая страсть Мишеля не исчезла".

Лермонтов и после замужества встречался с Варенькой, подарил ей свой автопортрет 1837г.  Весной 1838г. проездом  за границу на лечение В.А.Лопухина с мужем приехала в Петербург. Шан - Гирей так пишет о последней встрече:"...Боже мой, как болезненно сжалось моё сердце при её виде! Бледная, худая, и тени не было прежней Вареньки,только глаза сохранили свой блеск и были такие же ласковые, как и прежде"... Несчастливое замужество, муж потребовавший от неё расставания с дорогими  для неё живописными портретами и лермонтовскими автографами, тяжёлое переживание разлуки с любимым человеком - всё это  привело к тяжёлой болезни. 9 августа1851г. Варвара Александровна скончалась. Похоронена  она  в  Москве.  Закончить бы хотелось обращением Лермонтова к Лопухиной даже среди боёв при  речке Валерик
11 июля 1840г.

Но я всё помню - да и точно,
Я вас никак забыть не мог!
Во - первых, потому что много
И долго - долго вас любил,
Потом страданьем и тревогой
За дни блаженства заплатил...

С людьми сближаясь осторожно.
Забыл я шум младых проказ,
Любовь, поэзию, - но  вас
Забыть  мне было невозможно.

Очень трогательные стихи о Лермонтове и Вареньке написал всеми любимый наш
поэт  Андрей Дементьев.  Читайте!

1.

Они прощались навсегда,
Хотя о том пока не знали.
Погасла в небе их звезда,
И тихо свечи догорали.

"Я обещаю помнить Вас...
Дай Бог дожить до новой встречи"...
И каждый день, и каждый час
Звучать в нём будут эти речи.

Она его не дождалась,
С другим печально обвенчалась.
Он думал:"Жизнь не удалась..."
А жизнь лишь только начиналась.

2.

Он ставит в церкви две свечи.
Одна - за здравие любимой,
Чтоб луч её мерцал в ночи,
Как свет души его гонимой.

Свечу вторую он зажёг
За упокой любви опальной.
И, может, пламя горьких строк
Зажглось от той свечи печальной?

Две горьких жизни...
Два конца...
И смерть их чувства уравняла,
Когда у женского лица
Свеча поэта догорала.

Продолжение: Лермонтов в музыке.  http://proza.ru/2017/12/06/330




Рецензии
Благодарю! Позволю себе посоветовать Вам дополнить рассказ семиструнной русской гитарой: Лермонтов, услышав игру Высотского, был в восторге, написал стихотворение о гитаре и даже предполагал научиться на ней играть! Не случись убийства, оборвавшего его жизнь (я не верю, что он был убит как дуэлянт), может и научился бы...
С уважением и благодарностью - Николай

Николай Аба-Канский   18.09.2019 18:07     Заявить о нарушении
По свидетельству современников (а мы только о них можем судить) и я не верю, что это была "дуэль". Это было спланированное убийство.
Что о гитаре? мне не понятно, что Вы хотели сказать.

С уважением - Людмила.

Людмила Дементьева   25.10.2019 13:23   Заявить о нарушении
Уважаемый, Николай! Да, фамилия Высотский, именно через "т".
думаю тоже, что научился!
С теплом - Людмила.

Людмила Дементьева   07.09.2021 20:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.