Ростокино в годы войны

К началу Великой Отечественной войны Ростокинский район был одним из самых крупных районов Москвы. Он включал в себя территории нынешних Алексеевского, Останкинского районов, самого Ростокино, Марьиной Рощи, Марфино (Северо-Восточный административный округ), а также Мещанского района (Центральный административный округ). Сформировавшись в конце XIX – начале ХХ веков как промышленный район, Ростокино успешно продолжало развиваться в этом же направлении. В районе работали 6 заводов, меховой комбинат, 2 фабрики, типография «Гознак», трамвайное депо, таксомоторный парк. На территории Ростокино находилась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, два высших учебных заведения, научно-исследовательский институт, один техникум и 6 школ.

Здание НИИ приборостроения появилось на проспекте Мира в начале 1940-х годов. Тогда здесь разместился созданный в 1933 году научный центр по разработке приборов для бурно развивающейся отечественной авиации. В 1944 году было для НИИ было построено новое здание, где сотрудники продолжили разработки современных авиационных приборов.

Территория современного Ростокино в те годы делилась на три городка: в первом жили пожарные, во втором – метростроевцы, а в третьем – милиционеры. На месте углового дома на улице Бажова, где находится отделение почты, стояло здание пожарной охраны. Это был одноэтажный длинный барак. Рядом возвышалась деревянная пожарная каланча высотой с трехэтажный дом. С нее было видно все Ростокино. В 1949 году пожарную часть снесли и стали строить каменный дом с почтой и сберкассой. Это был третий по счету каменный дом в бывшем селе. Двумя другими были школы – 263-я и 608-я. Остальные дома представляли собой обычные деревенские избы и одно- и двухэтажные бараки. Бараки строили по технологии «засыпания»: между фанерными стенами-щитами насыпали опилки, а снаружи стены обшивали дранкой, и они очень нарядно выглядели, как будто каменные. И хотя в 30-е – 40-е годы район еще не был оборудован канализацией, и каждый дом имел свою выгребную яму, уровень жизни неуклонно поднимался, и ростокинцы дружно трудились над процветанием своего родного городка.

Мирная жизнь была прервана 22 июня 1941 года. Начались первые дни войны, первые дни мобилизации – возможно, одни из самых напряженных и трагичных для многих и многих семей. Начался призыв военнообязанных. Началось формирование народного ополчения. На фронт уходили мужья, сыновья, братья, отцы… Начало мобилизации проходило непросто. Из-за нераспорядительности Ростокинского райвоенкомата и горвоен-комата на призывном пункте № 270, призванные отправлялись к месту сбора несвоевременно. Некоторые группы мобилизованных по двое суток спали на голом полу, не получали горячей пищи.

А спустя месяц после начала войны, в ночь на 22 июля, случился первый массированный налет вражеской бомбардировочной авиации на Москву. Бомбили  и Ярославское шоссе, и Ростокино. Там сбросили более 10 000 «зажигалок» - зажигательных бомб, которые при попадании в здание воспламенялись и приводили к множественным пожарам. В ходе этого ночного налета возникло 55 пожаров, из них 46 потушили сами жители. Массированный налет на Ростокинский район повторился 29 марта 1942 года. были сброшены восемь тяжелых фугасных бомб, разрушивших несколько жилых домов. Поскольку сигнал «Воздушная тревога» был подан с опозданием, люди не успели эвакуироваться в бомбоубежища, и в результате ранения и контузии получили 96 москвичей, 15 человек погибли.

Для эффективной защиты города и населения от бомбардировок немецкой авиации в Москве была создана система противовоздушной обороны. Как в центре столицы, так и по периметру были размещены зенитные батареи и прожекторные расчеты. В Ростокино одна зенитная батарея находилась недалеко от главного входа на ВСХВ – в районе современного перекрестка проспекта Мира и улицы Бориса Галушкина, а вторая – на месте современной гостиницы «Турист» на Сельскохозяйственной улице. В такой близости от жилых домов стрельба по вражеским самолетам не просто казалась ростокинцам оглушительной – такой она и была.

Осенью 1941 года, когда враг стал рваться к столице, приказом командующего войсками Московского военного округа № 005/ОП от 14 октября 1941 года было определено строительство московского оборонительного рубежа. Линия обороны проходила через Ростокино, Лихоборы, Коптево, Химки, Иваньково, Щукино, Кунцево, Матвеевское, Никольское, Зюзино, Волхонку и Батраково. Срок окончания оборонительных работ устанавливался 20 октября. Этим же приказом было определено, что в первую очередь следует строить противотанковые препятствия (рвы, эскарпы, контрэскарпы, завалы), артиллерийские доты, дзоты и площадки, а в последующем - пулеметные доты, дзоты и соты.

Организация строительства оборонительных рубежей была связана с большими трудностями. Дело в том, что в распоряжении командования МЗО не было специальных инженерных частей, отсутствовали подготовленные в военном отношении кадры технических руководителей, не хватало инструкторов. Выход из создавшегося положения был найден в том, что с согласия Генерального штаба в качестве руководящего и исполнительского состава были использованы кадры эвакуирующейся из Москвы Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева, а также привлечено гражданское население столицы. Кроме того, было принято решение о создании штатных саперных и инженерных частей и соединений. На оборонительные работы под Москвой направлялись и жители Ростокинского района: рабочие предприятий, заводов, фабрик; учителя, студенты и даже школьники старших классов.

Каждый житель столицы старался так или иначе внести свой вклад в общее дело победы над врагом. В сентябре и октябре 1941 г. москвичи собрали фронтовикам к XXIV годовщине Октябрьской революции несколько десятков тысяч коллективных и индивидуальных подарков. К примеру, Ростокинский район отправил на фронт более 11 тысяч подарков. Для их вручения на фронт выезжали делегации москвичей: рабочие, писатели, ученые, артисты, представители партийных и общественных организаций Москвы. Свой вклад в создание боевой техники внесли железнодорожники станции «Ростокино» Окружной железной дороги. В начале 1942 года был начат сбор средств на постройку бронепоезда, а уже 3 июня в соседние Лихоборы съехались железнодорожники со всех станций, чтобы участвовать в митинге, посвященном передаче бронепоезда «Москва» Красной Армии. За постройку бронепоезда коллектив Московской Окружной железной дороги получил благодарность от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.

Продолжали помогать фронту ростокинцы и в 1943 году. Пионеры Ростокинского района в течение всего года помогали 211 семьям военнослужащих. В своих производственных мастерских они сшили 1,5 тысячи пар белья, изготовили 2600 игрушек и организовали починку обуви для детей фронтовиков.

Новый учебный 1943 год встретили в Москве студенты ВГИКа, вернувшегося из эвакуации в г. Алма-Ата. Выпускники института – 22 оператора – без защиты дипломов уже летом 1941 году уехали на фронт. Военная кинолетопись, бесценные для истории нашего государства кадры создавались фронтовыми кинооператорами – студентами и выпускниками ВГИКа. В боях за освобождение Родины погибли 22 сотрудника института – от ректора до осветителя сцены.

Десять тысяч солдат и офицеров, призванных Ростокинским РВК, не вернулось домой с войны. Это – страшная цена нашей Победы. Это цена жизни будущих поколений, которые должны быть достойны этой жертвы. Мы, нынешнее поколение ростокинцев, наследники славных дел наших предков. Мы не только наследники их вклада в Победу, в восстановление района и города в послевоенное время – мы продолжатели их дел. У нашего города, у нашей страны должно быть достойное будущее – иначе ради чего семьдесят лет назад они сражались и трудились? Защищая тогда свои семьи и свою землю, они закладывали фундамент прочности на много лет вперед. Наша же задача теперь – не только этот фундамент не разрушить, но и укрепить. Укрепить сохранением памяти. Укрепить достойными делами. Укрепить созиданием. Укрепить, защитить ото всех невзгод и наветов.

Литература.
1. Гагиев А., Ротермель М., Ряшко А. Научный руководитель Воронина А. В.
Москва слезам не верит. Воспоминания москвичей о городе в годы войны. – М., 2010.
2. МПА, ф. 635, оп. 3, д. 14, лл. 35—41. Подлинник. (Справка МГК ВЛКСМ о работе пионеров и школьников на нужды фронта. Не ранее 1 сентября 1943 г.).
3. Москва - фронту. 1941—1945 гг. - М.: Наука, 1966.
4. Пенкина А. «Ростокинская панорама», № 10 (148), октябрь 2013.
5. Б. Шеватов. Леоново и Ростокино вчера и сегодня.
6. Иванов В.К. Московская зона обороны. Ее роль в защите столицы. – М.: Государственный музей обороны Москвы, 2011.
7. Архив МК и МГК КПСС, ф. 3, оп. 52, д. 86, л. 85
8. Зефиров М., Дегтев Д., Баженов Н. Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО.
9. «Звездный бульвар», №6 (107), апрель 2007. 
10. «Ростокинская панорама», №3(70), март 2007.
11. Историческая справка о ВГИК


Рецензии
Интересно, конечно. И познавательно. Но тут бы ещё рассказать о Жиленкове - секретаре ростокинского райкома партии, получившем впоследствии от немцев генеральское звание и повешенном по окончанию войны. Вот сюжетец-то.

Алексеев Игорь Владимирович   16.02.2020 15:25     Заявить о нарушении