В стране тысячи пагод

Продолжение. Начало - http://www.proza.ru/2018/08/04/1357.

В Бирму впервые я попал, еще работая в пароходстве, примерно в 1970-м. Страна с 60-х годов пыталась пойти по социалистическому пути, но неудачно. Китай тогда захлестнула «культурная революция», а Советский Союз помогал, очевидно, недостаточно, не включил Бирму в социалистический лагерь. В стране начался голод, карточная система, потом ввели что-то вроде «нэпа», стало полегче, но волнения продолжались. И с 1988 года к власти пришли военные. Диктатура продолжается и поныне. Хотя и с некоторыми послаблениями.

Из 70-х помню только, что организовали для нас экскурсию,
что заходили мы в буддийский храм, где была огромная статуя сидящего в позе лотоса позолоченного Будды, что пришлось разуваться перед посещением храма. Все остальное из памяти стерлось.

Спустя много лет, работая в греческой компании, я встретился с бирманскими моряками, занимавшими у нас рядовые должности - от боцмана и ниже. Контракты у них были годичные, но даже их они все без исключения продлевали до полутора лет. Мотивировали это тем, что работу получить у них очень трудно, дорого приходится платить за заключение контракта. Работали мы вместе два контракта.

Все бирманцы свободно говорили по-английски, работали без нареканий, хитростей за ними не припомню. По воскресеньям чётко выходили не только на вахту, это святое, но и на подвахту, то есть сверхурочную работу, в отличии от филиппинцев, у которых как раз воскресный отдых - святое.

Я сначала говорил мотористам, что нужды в срочной работе нет, можно в воскресенье отдохнуть, но ребята просили дать им работу и записать овертайм (переработку). О своей стране рассказывали они скупо. Говорили, что власти обязали монастыри осуществлять всеобщее образование. Что поднялся уровень медицины, что приступили к реставрации буддистских храмов. За наркотики строго карают. Проституции там тоже нет.

В 2013-м году я возвращался из отпуска на свое судно с украинским экипажем, и с одесским названием – Дерибас. Пароход уже неделю стоял под погрузкой риса в Янгоне (бывшее, колониальное  название- Рангун), и я опасался, что не смогу посетить храмы Мьянмы, как с 1989 года теперь называлась Бирма. А я очень этого хотел и был слегка вооружён, скопировав с полдюжины заметок о Янгоне из Интернета.

Так, я знал, что в окрестностях Янгона в специально сделанном ангаре, есть статуя лежащего Будды около 70 метров длиной. Прочитал о знаменитом храмовом комплексе Шведагон, центральная пагода которого была построена еще в 5-м веке до н.э. Вокруг нее и сформировался не только комплекс храмов и пагод, поражающих воображение, но и сам город Янгон.

Итак, я прилетел в Янгон, с пересадкой в Стамбуле, использовав время между полетами рационально: съездил в центр турецкой столицы и пробежался по достопримечательностям Султанахмета – центральной части города. Чемодан был в стадии перегрузки, а сумка на плече мешала не слишком.

В Янгоне, где нас с ребятами встретил агент, на судно мы ехали долго. Я подумал, что не выберусь на экскурсии, но все сложилось удачно. Был период дождей, и грузовые трюма большей частью были закрыты, боялись намочить рис, так что времени у меня оказалось в избытке.

Через несколько дней, когда я уже осмотрелся на пароходе, убедился, что с капитаном мне повезло, что в машине порядок, я примкнул к группе, едущей в центр.

Дорога была очень живописна. Джунгли сменялись поселками. То слева, то справа возникали небольшие храмы и пагоды. Небогатый, даже бедный народ, одетый, как правило в юбки и вьетнамки, передвигающийся на грузовичках, зачастую стоя, на велосипедах, создал красоту на века. Да и дороги там получше наших. В Украине ввели понятие «ямочный ремонт», то есть заполнение асфальтом разбитых ям. В Янгоне, в центре, мы ехали по улице, когда заметили на встречной полосе, закрытой для движения, укладку новой дороги, сантиметров на 30 выше старой! Вот это технология!

Мы попросили остановиться возле большого храма в сельской еще местности с огромной, широкой лестницей и громадными статуями крылатых львов  по ее сторонам. Сделали несколько фотографий и поехали дальше. Город не поражает своими размерами, и является настолько зеленым, что мы и не заметили, как из джунглей с реками и озерами переместились в столицу с парками и бульварами. Небоскрёбов в Янгоне не видно. Вместо них со всех сторон заметны золочёные ступы храмов. Улицы очень тенисты и в солнечную погоду, а в тот день моросил дождь.

Основными целями нашей поездки были интернет-кафе и  шопинг. И не какой-то масштабный, теперь уже мы покупаем только сувениры, а продовольственный. Морякам не хватает витаминов, здесь их полно. Фрукты, орехи, арбузы. Ром, зубная паста и прочие сопутствующие товары тоже нужны были. Водитель такси, производящий впечатление образованного человека, объяснял нам на английском, где и что находится, но явно было видно, что с познавательной целью ехать надо с утра и на весь день. Об этом мы с водителем и договорились. 40 долларов машина – на целый день в воскресенье.

Механики, все как один, хотели поехать, но на судне так не полагается. Кроме Саши Михайловского, второго механика я не мог взять ни одного. А вот из других служб желающих занять пустые места в машине не нашлось. Да мы и не горевали, чем меньше компания, тем она мобильнее. Для начала поехали смотреть на «лежащего Будду».

Его обнаружили в горах совершенно случайно во время прокладки дорог, затем перевезли в обусловленное место. Половину огромного павильона занимает эта статуя, под головой – подушка, украшенная драгоценностями, ступни ног покрыты цитатами из священных книг. Другая половина ангара занята тоже небольшими сценами из жизни Будд. Много посетителей, но в большинстве местных. Иностранных туристов Мьянма почему-то мало привлекает. Неразработанный маршрут.

По дороге в Шведагон – главную цель нашей экскурсии посетили еще два храма, поменьше. Впечатление сильное. Будь это в другом месте, обязательно бы запомнилось, но не здесь.

Потом остановились возле королевского озера. Прекрасный, притягивающий к себе парк огорожен металлическим частоколом. Вход платный, а мы торопились в другое место, поэтому полюбовались видом озера и плавучего ресторана сквозь забор. Фотографии тоже вышли удачными. Ресторан выполнен в виде плавающего лебедя и копирует очертания королевской яхты.

Ну, и, наконец,-  Шведагон. Вид – завораживающий. В центре -стометровая вертикальная ступа, полностью облицованная сусальным золотом. Верхушку ее украшают тысячи драгоценных камней. Окружают эту ступу около сотни красивейших сооружений: пагод, ступ, храмов, павильонов, статуй, украшенных витиеватой резьбой. Пол везде красивейший, мраморный. Тут и командовать разуваться не нужно, босиком ходить – одно удовольствие.

В пагоде хранятся реликвии все четырех Будд, посох одного, чаша другого, рубашка третьего, и главная реликвия – восемь волосков Будды Гаутамы.

Вокруг восьмигранного подножия ступы – алтари со скульптурами  животных, символизирующие дни недели (среда делится пополам), и над ними фонтанчики с кувшинами. Паломники поливают скульптуру своего покровителя. Облил и я своего, четвергового, к сожалению тогда еще не знал, что поливать его нужно девять раз, на счастье. Фотографий наделали – море. Спасибо цифровой технике.

На обратном пути еще в один храм заехали, повторяющий где-то главный, но победнее, мрамора под ногами уже не было, зато в колокол я ударил, это разрешается, нитку чёток купил на память.

А как нам завидовали те, кто не поехал! Фотографии разошлись на ура. Ну, всё надо делать во время. Давно, очень давно, не получал я таких ярких впечатлений, какие  приобрел в этот день экскурсии по Янгону. Спасибо нашему проводнику, который везде нас сопровождал и все объяснял. Вход в Шведагон для иностранцев, кстати,  стоит пять долларов, для бирманцев – бесплатный.

* На снимке - главная пагода комплекса Шведагон.
** Продолжение следует - http://www.proza.ru/2018/08/19/1413.


Рецензии
информативно.
понятно.
ярко.
"Дорога  была очень  живописная. Джунгли сменялись поселками. То слева, то справа возникали небольшие храмы и пагоды. Небогатый, даже бедный народ, одетый, как правило в юбки и вьетнамки, передвигающийся на грузовичках, зачастую стоя, на велосипедах, создал красоту на века. Да и дороги там получше наших."
и написано
хорошим языком.

с уважением,

Игорь Влади Кузнецов   03.05.2020 15:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь. Очень приятная страна.

Михаил Бортников   03.05.2020 15:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.