Поэма Храм Сердца. Часть 56

Христина даёт отказ посланнику императора Корнея князю Гордыне.
Родители на семейном совете решают срочно возвращаться в город Сердцечис.
Назар перед смертью рассказывает Владимиру о гибели Василисы.
Владимир освобождает Христину из плена и рассказывает ей о гибели отца.


Плохая весть нас ожидала
По возвращении домой,
Воспоминанье пробуждала
И будоражила покой.
Семь дней назад князь постучался
К нам в дверь и уходить собрался
На пристань, к кораблю, пешком,
Как встретил мужика с мешком.
Тот указал Матвея дом,
И гость зашёл к нему потом.
Он в ноги мужу поклонился
И преподнёс ему дары,
И был весёлым до поры,
И о родителях спросился
Христины, вышедшей гулять
С подружкой Таней хохотать.

-Я - князь Гордыня, витязь славный!
Я - императора посол!
Я предать указ державный
Его Величества зашёл!
Слава о красоте Христины,
Снеся преграды и плотины,
До императора дошла
И в нём любовь она нашла.
Он предлагает ей богатство
И просит сердца и руки,
И говорит:"Не убеги!
Прими же с радостью убранство
И ожерелий и перстней,
Которые он дарит ей!"

Матвей позвал в дом дочь Назара
И передал ей разговор.
Та пошутила:"Я ж не пара!
Я ж не смогу внести задор
В его гаремные желанья
И оправдать любви старанья!
Я ж не хочу о нём и знать
И близко к сердцу подпускать!
Мои родители страдали
По его прихоти пустой,
Желающей жены младой.
Они из царства убегали
Покрас. Отец мой - врач Назар,
Мать - Василиса, Божий Дар."

Гордыни блеск исчез надменный;
Ресницы приподняли лоб
От удивленья; вдохновенный
Язык застыл, сдержав потоп
Пустых, ничтожных слов сладчайших,
Пустой пузырь напоминавших,
Который на глазах растёт
И, лопнув, пеною плывёт.
Лица его цвет изменился;
Он и от страха задрожал
И вихрем с дома побежал,
Забыв сокровища; явился
На пристань; сел в корабль; поплыл
Домой в Покрас; и след простыл.

Мы на совете порешили
Семейном направлять коней
В город Сердчис; и обратили
Их рысь в галоп, дабы скорей
За стенами его укрыться
И с глаз долой от вражьих скрыться;
Но не успели добежать,
Как враг коней стал догонять.
Спасли нас воины от плена
Градские доблестью меча,
Разившего главу с плеча;
И наши кони, как сирена,
Иржали, подымались вверх
И одержали в битве верх.

К исходу битвы и сраженья
Один из рыцарей хотел
Попасть в меня без промедленья
Мечём; мою жену задел,
Которая удар приняла
Его и грудью прикрывала
Тело моё и сникла вдруг,
Как от секиры крепкий сук.
Я поддержал её под плечи,
Пересадил на конь другой;
И тот помчался в град стрелой
И вынес нас из грозной сечи;
Впереди нас скакала дочь
И гнала лошадь во всю мочь.

Не описать любви страданий,
Испитых в горечи до дна
Из чаши слёз воспоминаний,
Когда прощалась с мной жена.
Полублаженная лежала
И позва`ла  и простонала:
"Назар, я покидаю Вас!
Прошу мой выполнить наказ,-
Не упокоится навеки
Владыка царствия Покрас,
Покуда не поймает Вас.
Сокройте Вы лицо и веки
В деревне Лечияд*, где он
Суетной верой устрашён!"

Примечание: деревня Лечияд - это деревня магов и чародеев.
Она расположена в труднодоступном месте в царстве Покрас.

Я слово дал. Жена молчала;
Вздохнула и, прикрыв глаза,
Последний вздох нам посвящала,
Шеп`ча молитвы; и слеза
С её ресниц на руки дочки
Упала, словно капля с почки.
Христина маму обня`ла.
Та вздрогнула - и умерла.
Мы Василису отпевали
Во Храме Сердца день и ночь;
Похоронив, скакали прочь
Туда, где нас уж не искали.
И стали в Лечияде жить
И помогать людей лечить.-

Назар закончил споведать мне;
Руки на сердце положил;
И ртом, горящим как в огне,
Исполнить слово попросил:
"Где же Христина? Я не знаю!
Прошу тебя и заклинаю!
Владимир, ты её найди
И в дом Денниса отведи!"
Я слово дал, и он покинул
Наш мир, как покидает нас
Луч солнечный в вечерний час.
Я же слезу на грудь низринул,
Его в объятья заключил,
У родника похоронил.

О, как же передать Вам чувства,
Что я в страданьи испытал?
В них нет насмешки, злобы, буйства,
В них светит чистый идеал,-
Пример, достойный подражанья
Не ради славы, денег, званья,
Который мне Назар давал
И, как отец мой поучал:
"Зачем же мы живём? Что любим?
Какую память о себе
Мы оставляем на земле?
Словами, мыслями погубим
Душу ли нашу? Иль вернём
Её в Духовный вечный дом?"

Я ранним утром пробудился,
Лицо у ручейка омыл,
Рукой семь раз перекрестился,
Молитву Богу обратил:
"О, Боже мудрый и великий!
Перед твоим склоняюсь ликом
Я с просьбой - мне найти помочь
Назара преданную дочь!"
Мою молитву Бог услышал -
И мне разбойников послал
На конях. Я ж не замечал
Их за горой. Их конь вдруг вышел
На тропку и пошёл к ручью,
Бия копытом по сучью.

Они меня не замечали;
С коней спустились;Дали пить;
О чём-то меж собой шептали,-
Видно хотели поделить
Мешочек с златом ограб`лённым;
Но вдруг их конь разгорячённым
Копытом глади вод взмутил,
Заржал в мой бок, главой крутил.
Те повернули взор орлиный
Куда им конь их указал.
Я `поднялся и побежал.
Они догнали и звериный
Излили словом гнев на мне,
Как "муж рогатый" - на жене.

Один из них - то был Арсений,-
Меня узнал и похвалил
За доблесть ратных упоений
И о беде моей спросил.
Его товарищ - друг Артемий,-
Зачинщик буйных проявлений
И успокоился и ждал,
И говорить мне не мешал.
Я рассказал им о сраженьи,
Произошедшим с мной вчера,
Запечатлённым без пера
Поэта в сердце; о стремленьи
Слово сдержать - её найти
И к другу детства увезти.

Арсений - руку, я поднялся;
Конь по тропинке побежал;
Артемий позади помчался
И бег к мосту свой направлял.
Мы у моста остановились
И рядом ёлочек укрылись;
Стали Тщеслава поджидать*
И на дорогу поглядать.
Снежная пыль вдали вихрилась;
Семь рыцарей скакали к нам,
Зорко глядя по сторонам.
Христина в центре их явилась
Нашему взору; и она
Бы`ла отчаяньем пол`на.

Примечание: Тщеслава поджидать - Владимир почувствовал сердцем,
Что именно по этой дороге, именно по этому мосту проедет Тщеслав.

Впереди всех Тщеслав тревожный
Скакал и шлем свой поправлял,
И взгляд лукавый, осторожный
На поле, лес и мост ронял.
Врагов поближе подпустили;
Коням дорогу преградили;
Разбойники подняли меч
И стали бить, колоть и сечь.
Конь шёл на конь и с ним сражался;
Меч бил о меч и выбивал
Силою искры порождал;
Искал где брешь и устремлялся;
И через лаз ход направлял;
И вот удар - соперник пал.

Мы шестирых врагов сразили;
Взяли кольцом Тщеслава в плен;
Коня Христины становили.*
Та пала вниз; встала с колен;
Сестричка брата увидала,
Обняла и поцеловала;
Его спросила:"Где ж отец?
Скажи, Владимир, наконец!"
Я поддержал её:"Мужайтесь!
Пред тем, как весть сердечных мук
Принять из горьких уст и рук.
Вы на врагов не обижайтесь!
Погиб наш преданный герой-
Отец любимый и родной!"

Примечание: Коня Христины становили - коня Христины остановили.




 


Рецензии