Цирк

        Тогда времена были другие. Голодные, холодные. Детям часто приходилось работать, потому что родители уже не могли. Так и взрослели…
        По холлу цирка бродил мальчик, растрёпанный, грязный. Одним словом, оборванец. Его маленькие карие глаза горели надеждой, жиденькие тёмные волосы кудрявились и немного закрывали лицо.
        Малыш увидел приоткрытую дверь, за которой проходила репетиция завтрашней премьеры. Он подошёл к высокому мужчине в костюме, лаковых туфлях, чёрном цилиндре и с кнутом в руках, боязливо пробубнил:
        - Извините, это Вы тут главный?
        - Только в труппе, - нехотя ответил тот.
        - Ну да, Вы мне и нужны, - мальчик вытащил из кармана засаленное объявление, сложенное в четыре раза. - Вот.
        - И что?
        - Я хочу работать.
        - Ты? - протянул мужчина и захохотал. - Я возьму только взрослого.
        - Но…
        - Надо читать внимательно! Убирайся, - мужчина разозлился и ударил кнутом по земле рядом с ним. Мальчик отскочил, чуть не упав, и убежал. Многие артисты посмеялись над беднягой.
        - Зачем Вы так? - подходя, сказала девочка лет тринадцати в розовом топике, бриджах. Она была довольно симпатичной, голубые глаза и чёрные волосы, немного выбившиеся из култышки, придавали ей некий шарм.
        - Ты растянулась? - строго спросил директор.
        - Ещё нет.
        - Так иди работай! Некогда отвлекаться.
У выхода мальчик встретил тучного мужчину с ухоженными усами и доброй улыбкой.
        - Что ты здесь делаешь?
        - Я… - робко начал он, - хотел устроиться на работу.
        - Правда? - человек с трудом присел. - А кем?
        - Уборщиком…
        - Что ж, мне нужен уборщик. Сколько, говоришь, тебе лет?
        - Двенадцать.
        - Так мало? Видимо, тебе действительно необходима эта работа. Как твоё имя?
        - Саша.
        - Приходи завтра к девяти, получишь пропуск, форму и инвентарь, - произнёс мужчина, вставая.
        - Спасибо! - мальчик обнял его на радостях и поспешил домой с огромным желанием рассказать больной матери о случившемся.
        Форма висела на нём, как мешок, совсем старый, потёртый, но всё равно была лучше тех обносков, которые он носил.
        Саша вымыл полы на обоих этажах и затем пошёл на манеж.
        - Ты опять здесь?! - закричал директор труппы.
        - Меня взяли уборщиком, - чуть слышно ответил тот.
        - Сейчас проверим, - недовольно пробурчал он и отправился к заведующему всего цирка. - Ты нанял оборванца? - спросил он, открыв дверь кабинета.
        - Я. Тебя это не устраивает?
        - Не устраивает! Пусть он не приближается к моей труппе. А то я за себя не ручаюсь.
        - Тогда за животными сам убирать будешь.
        - Ладно, - процедил свозь зубы мужчина, - пусть работает.
        Пока он ходил, к мальчику подбежала воздушная гимнастка, которая пыталась защитить его.
        - Привет.
        - Таня! - крикнул дрессировщик, высокий парень, сидевший рядом с тигром. - Подойди-ка сюда на минутку.
        - Отстань, Вов.
        - Подойди, или я отпущу Тима.
        - Не обижай Пушистика! - обиженно произнесла она и надула губки. - Я к тебе позже подойду, - чуть слышно сказала она мальчику.
        Саше позволили посмотреть на представление. Он стоял у дверей и с восхищением наблюдал за каждым движением артистов.
        Первым на манеж вышел клоун Альберт, он шутил и придуривался, потом достал из заднего кармана красный шарик, надул его и кинул зрителям. Затем, как будто чего-то испугавшись, убежал за кулисы и вернулся со спицей. Он попросил вернуть шарик, ребятишки с весёлым смехом бросили его клоуну, но тот не поймал и начал бегать по всему манежу. А когда наконец схватил, проткнул его спицей и от грохота упал на колени, закрыв голову руками.
        - Вставай! - просили радостные дети.
        Альберт оглянулся, встал, отряхнул свои мешковатые штаны, достал новый шарик, ярко-зелёный. Он надул его, старательно завязал ниточкой и начал аккуратненько просовывать спицу через пуцку. Воцарилось молчание. И через полминуты клоун уже показывал зрителям "шарик на палочке".
        Затем на манеж вышел усатый жонглёр с пятью булавами. Он всячески подкидывал их, двигался по площадке, крутился, но не уронил ни одной. До тех пор, пока не вернулся Альберт. С кучей колец, мячей и ещё какой-то вещицей, которую он прятал за пазухой.
        Весельчак принялся по очереди кидать артисту реквизит. Когда он отдал всё, жонглёр ловко надел все кольца на руки. Тогда клоун обиделся, попал тому в голову надувным молотом и со смехом убежал. Жонглёр бросился за ним.
        После было ещё много выступлений. Акробаты, эквилибристы и другие, поражающие своими трюками. Но больше всего Саша ждал одного…
        Света стало меньше, послышалась медленная музыка, и под бурные овации из-за кулис вышла босая девочка в блестящем бирюзовом костюмчике. К ней, на середину манежа опустили трапецию. Таня взялась за перекладину руками, перекинула ноги и почти что магическим образом оказалась стоящей на ней. Затем конструкция поднялась метра на три над полом, и гимнастка начала исполнять элементы.
        В середине номера она сорвалась, но вовремя успела ухватиться рукой, подставила к ней вторую, сделала сальто и, зацепившись ножками, подтянула себя и с лёгкостью села на дощечку.
        Все её движения были плавными, красивыми, она буквально парила над манежем.
        - Это маленькая звёздочка нашей труппы! - к конце шоу заявил директор, подняв девочку над головой.
        Когда все зрители разошлись, мальчик взял швабру и пустое ведро и поднялся на трибуны, чтобы собрать весь мусор.
        - Свиньи, - презрительно сказала Таня, увидев на полу попкорн, липкие следы от газировки, шелуху от семечек и разные фантики.
        - Ты напугала меня!
        - Тсс, - шепнула она. - Виктору Петровичу не нравится, когда кто-то из нас близко к тебе подходит, а тем более разговаривает.
        - Но почему? Что во мне плохого?
        - Ты не похож на людей из его окружения, богатых и умных…
        - Да. Я беднота, - выдавил он и отошёл.
        - Прости…
        - Ничего. Я привык.
        - Танюша, - послышался ласковый женский голос.
        - Иду, мам! - крикнула девочка. - Мне пора.
        - Пока.
        - Забыла! - обернувшись, воскликнула она. - Как твоё имя?
        - Саша.
        - Здорово. Приятно рада познакомиться… Ой. Не помню, как там было. Ну, пока!
        Она подходила к нему каждый день. Сначала мальчик был не очень разговорчив, но потом они уже часто что-то обсуждали, яро спорили, а иногда чуть ли не дрались. За месяц они стали хорошими друзьями, но, жаль, не на долго: труппа уезжала в другой город.
        После заключительного представления все артисты собирались у выхода, запускали в небо шары с гелием и рассаживались по своим местам в фургонах.
        Таня сразу убежала на второй этаж, подошла к окну в конце коридора, где договорилась встретиться с Сашей. Он уже стоял там.
        - Не хочется уезжать так рано, - смущённо призналась она.
        - Мне бы хотелось, чтобы вы всегда тут выступали.
        - И мне. Тут красиво. Жаль, что так и не удалось погулять. Но когда-нибудь я точно приеду сюда! Обещаю.
        Девочка сняла с руки браслет с бежевыми и коричневыми камушками и вручила его мальчику.
        - Вот. Это на память.
        - Спасибо. Я не забуду.
        - Пока! - выкрикнула она и убежала.
        - Прощай.
        Через десять минут мимо окошка пролетело около сотни разноцветных шариков, а затем с улицы донеслись звуки моторов, и вскоре уже издалека виднелись эти большущие красные машины…
        - Можно мне позаниматься на манеже, когда закончу с уборкой? - спросил Саша у директора цирка.
        - Позаниматься? Зачем?
        - Я хочу, как она… крутиться, парить… Это волшебство!
        - Гимнастикой занимаются чуть ли не с младенчества. А тебе скоро тринадцать. К тому же многое решает врождённая гибкость.
        - Я понимаю, - грустно сказал он. - Но всё же… дайте мне попробовать. Пожалуйста!
        - Что ж, ладно. В понедельник с утра тут начнутся занятия для начинающих. Смотри, запоминай, а вечером практикуйся.
        - Спасибо Вам. Огромное, - с доброй детской улыбкой произнёс мальчик.
        Его тренировки были по-настоящему тяжёлыми. Всё, что с лёгкостью выполняли шестилетние девочки, ему давалось с трудом. Они уходили вперёд. Но он не сдавался, записывал в старую жёлтую тетрадь всё, что они делали и только через несколько дней уже приступал к выполнению.
        Через несколько месяцев он приступил к элементам в воздухе, они были не слишком сложными, однако он иногда падал, потягивал мышцу или долго лечил вывих. Он шёл вперёд, с каждым днём понемногу приближаясь к цели.
        В шестнадцать Сашу взяли на завод, и он уже не мог так часто заниматься - работа отнимала слишком много сил. Он стал приходить в цирк два, а то и один раз в неделю, уже не записывал ничего в тетрадь, поскольку с самого утра уже был на работе. Он тренировался по собственной программе, отрабатывал элементы, какие запомнил из увиденных выступлений, придумывал свои. Так и минуло пять лет с их последней встречи…
        Однажды перед двумя выходными он заснул прямо на манеже, когда в очередной раз пришёл позаниматься. Он проснулся от лёгкого толчка в бок, повернулся, приоткрыл глаза. Над ним стояла девушка в светло-зелёном платье в пол и с премилыми кудряшками.
        - Саша?
        Он вскочил, взглянул в её глаза - точно, она!
        - Таня! - юноша прижал к себе хрупкую девушку и тут же отпустил, немного смутившись. - Я знал! Верил, что ты вернёшься.
        - Я же обещала, - она чуть заметно улыбнулась.
        - Надолго вы?
        - На день. Мы проездом. Виктор Петрович надеялся найти мне в этом городе хорошего напарника. Он считает, что так я стану ещё большей звёздочкой…
        - Воздушного гимнаста? Я мог бы выступить с тобой, - робко сказал он.
        - Ты серьёзно?
        - Все эти пять лет я тренировался.
        - Покажешь? - воодушевилась Таня. - Я опущу и подниму тебе трапецию.
        - Спасибо.
        Он красиво выполнял все элементы, делая плавные переходы. Ему удалось даже сделать сальто и переворот, которые получались через раз. К концу его выступления на манеже собралась большая часть труппы. Когда он опустился на пол, они начали аплодировать.
        - Это здорово! - объявил Альберт.
        - Достойно уважения, - сказала эквилибристка, очень похожая на Таню, только старше её лет на двадцать. Она явно догадалась, кем был юноша.
        - Молодец, - сухо произнёс Виктор. - Буду рад видеть тебя в своей труппе. Надеюсь, старые обиды давно забыты.
        - Не забыты. Но я не против.
        - Завтра днём выступите вдвоём, посмотрю, как вы смотритесь вместе.
Тане пришлось долго репетировать с Сашей, он не мог усвоить элемент, из-за чего девушка падала на сетку.
        - Давай перерыв? Я больше не могу. Надоело падать.
        - Прости, - сказал он, спускаясь.
        - Запомни: пока ты ещё сидишь, посмотри мне в глаза. Ты поймёшь, когда я буду готова прыгать. Только тогда опрокидывайся и готовься ловить. Иначе ты можешь успеть улететь назад, а я - вниз.
        После этих слов Саша перестал бояться, он легко смог поймать Таню и сделать ещё несколько опасных элементов…
        Под куполом, в чёрных с красным костюмах эти двое смотрелись волшебно. Каждое их движение было слаженно: они смогли стать единым целым. Благодаря этому юноша смог понять одну очень важную вещь…
        - Я не поеду, - объявил Саша, когда все начали собираться.
        - Но почему? - не поняли артисты.
        - У меня тут мама… да и чего мне… вы всё-таки большая и дружная семья, а я чужой.
        - Не глупи, - фыркнул клоун.
        - Ладно, мы понимаем, - сказала акробатка. - Жаль, конечно.
        Через полчаса он стоял у лестницы и с грустью смотрел, как тот самый дрессировщик помогает Тане подняться в фургон. Вдруг она обернулась, спрыгнула на землю, подбежала к Саше и, сказав: «Ты прости меня», - чмокнула его в щёчку и через мгновение вновь оказалась в фургоне. Они уехали, а юноша ещё долго улыбался, глядя на тёмную дорогу.
        - Кажется, я понял тебя, - заключил стоящий рядом директор. - Такая высокая любовь должна оставаться чем-то далёким, недоступным. Верно?
        - Да… Что-то вроде того, - вздохнул он.


Рецензии