Обыватели

Слово "обыватель" носит в наше время оскорбительный оттенок, так же, как и "мещанин". А ведь до революции 17-го года такого оттенка в этих словах не было. "Мещанин" было просто названием сословия. Обыватель - это был просто тихий, добропорядочный горожанин, мирно занимающийся своим делом. А сейчас назови кого-нибудь обывателем. Ого! Кровная обида. Думается мне, все сменилось в годы Советской власти, когда требовались пассионарии, а под обывателями стали подразумевать тупую, послушную толпу, своего рода пушечное мясо, ни на что самостоятельное не годное. Мещанами тоже стали называть недалеких и приземленных людей, которые вне своего поля зрения ничего не видят, но хотят сгрести в свои загребущие руки все, что им доступно в материальном мире. При этом умными они по определению быть не могут. "Мещанством" стали называть стремление к комфортной жизни, в том числе и любовь к хорошим вещам. Думается мне, зачинателем такого изменения смысла самых безобидных слов стал Маяковский, по крайней мере, именно он оказал наибольшее влияние. Стоит перечитать его пьесы - в них все это очень рельефно.

В годы застоя никто уже к аскетизму не стремился, мещанами и обывателями стал практически весь народ. Это факт. Но были двойные стандарты. Официально нас всех именовали творцами и строителями. Некоторые привыкли воспринимать эти слова всерьез, это и есть нынешние пассионарии. Сейчас им доступно только выстроиться в оппозицию. Да еще освистать того, кто попробует вернуть словам их исконное значение. А я не боюсь сказать, что я - простая обывательница. Нет в этом оскорбления, и ничего это не говорит о моих умственных и прочих способностях. Наш мир - мир обывателей. А бушующие в нем пассионарии... Что ж, не без урода. Куда денешься от крайностей? С одной стороны - Жириновский, Милонов и иже с ними, с другой - маргинальные элементы. И те, и другие чего-чего, а добра в мире не прибавляют. Лично я предпочитаю быть обывателем.


Рецензии