Альбовский. Муравский шлях. Скептически

Муравсшй шлях был известен всем, но кто мог знать его все извороты! Запорожец Шафран говорил, что они шли «ни шляхом, ни дорогою», т. е. он не отождествлял эти два понятия. И Муравский шлях, собственно, не был дорогою - это было только направление, по которому следовали татары, это была широкая, местами сужившаяся полоса земли, в зависимости от рек, болот, трудно проходимых лесов, и ведшая от Крымской Перекопи в самое сердце Poccии, к Туле. Поэтому, хотя всем было известно, где пролегал шлях, но вместе с тем никто не мог знать, где именно по нем будут пробираться татары, на какой пойдут «перелаз». Особенно это относилось к немногочисленным чамбулам. Целая орда, если шел сам хан (1680 в 1693 г.г.), валила, растянувшись в ширину на многия версты, не соблюдая уже особенной осторожности.
В описании Масюва упоминается о некоторых пунктах, лежавших на перпендикулярно пересекавшей Муравский шлях линии и отстоявших один от другого на расстоянии пяти и более верст. И о них говорится, как о находившихся на шляху.
Следовательно, под шляхом нужно понимать не дорогу, а направление, придерживаясь котораго обыкновенно шли татарские загоны."


Рецензии