Гумилёв. Учёба. Детство
- Я ничего не смыслю в математике, да и писать грамотно не мог научиться. И горжусь этим - своими недостатками следует гордиться. Это превращает их в достоинство.
На недоумённый вопрос:
- Но какое же достоинство безграмотность?, он отвечал:
- Моя безграмотность совсем особая. Ведь я прочёл тысячи и тысячи книг, тут и попугай стал бы грамотным. Моя безграмотность свидетельствует о моём кретинизме. А мой кретинизм свидетельствует о моей гениальности. Поняли? Усвоили? Ну, ну, не хохлитесь! Не морщите нос! Я шучу.
Он шутил, конечно, но наполовину. В свою гениальность Гумилёв верил и нисколько не стеснялся своей безграмотности, писал непостижимо неправильно. Когда ему указывали на ошибки, он с удивлением качал головой:
- Кто знает! Вы, пожалуй, правы. Пусть будет по - вашему.
В 14 лет Гумилёв влюбился в хорошенькую гимназистку Таню. Он стал придавать огромное значение своей внешности и переживал, чувствуя себя очень некрасивым. Как он мучился! Гумилёв и в самом деле не был красив: слишком худой, неуклюжий, с ужасным цветом лица, прыщами, бледными губами. По вечерам юноша становился перед зеркалом и гипнотизировал себя, чтобы стать красавцем. Он твёрдо верил, что с помощью воли сумеет изменить свою внешность. Ему даже стало казаться, что с каждым днём он становится красивее и удивлялся, что никто не замечает, как он хорошеет.
У девочки Тани, как у многих девочек тогда, был альбом - вопросник. В нём подруги и поклонники отвечали на вопросы. Вопросы были, примерно такие:
- Какой ваш любимый цветок? Какое ваше любимое блюдо? Кто ваш любимый писатель?
Гимназистки писали - роза или фиалка, мороженое иди рябчик, Чарская, а гимназисты - дуб, ель, Борщ, Жюль Верн. Гумилёв написал - цветок - орхидея, дерево - баобаб, писатель - Оскар Уайльд, блюдо - канандер.
Эффект был полный! Даже больший, чем он ожидал. Все стушевались перед ним. Гумилёв почувствовал, что у него больше нет соперников, что девочка отдала ему своё сердце. Таня действительно смотрела на него нежным, многообещающим взглядом.
Дома Гумилёв поделился с матерью впечатление, произведённым его ответами. Она внимательно выслушала и спросила:
- Повтори, Коленька, какое твоё любимое блюдо?
- Канандер, - важно ответил он.
- Канандер? - удивлённо переспросила мама.
- Это, мама, разве ты не знаешь, это французский очень дорогой и вкусный сыр, - самодовольно улыбнулся мальчик.
Она всплеснула руками и рассмеялась:
- Камамбер, Коленька, камамбер, а не канандер!
Сын был потрясён. Из героя он сразу превратился в посмешище. Ведь Таня и все её приятели смогут спросить, что такое канандер. И как тогда они осмеют его, как станут издеваться! Всю ночь он думал, как ему заполучить в руки дневник девочки и уничтожить его. Но это было невозможно. Отчаявшись, Коля решил даже поджечь дом Тани, убежать из дома, поступить юнгой на пароход и отправиться в Америку или Австралию, чтобы избежать позора. Но всё это не годилось. Казалось, положение безвыходное.
Однако, напрасно Коля так переживал. Никого не интересовало, что такое канандер. Нелюбопытные были дети, неинтеллигентные. А Таня присылала Коле розовые записки с приглашением на именины, на пикник, на ёлку. Но всё было напрасно: всё как ножом отрезало.
- У меня в молодости быстро проходила влюблённость, - признавался Гумилёв, рассказывая эту историю.
- Не только в молодости, но и теперь, - насмешливо заметила Одоевцева.
Он весело кивнул:
- Да, что греха таить. На бессмертную любовь я вряд ли способен. Хотя, кто его знает? Голову на отсечение не дам.
Мама Коли часто рассказывала ему о своих поездках заграницу, об Италии. Особенно о музеях, картинах, скульптурах. Мальчику показалось, что мама скучает по музеям, и он решил сделать ей приятное.
В одно июльское утро - дело было в деревне - шестилетний Коля вбегает утром в спальню мамы. Она сидит перед туалетным столиком и расчёсывается. Коля любил смотреть, как мама расчёсывается, затем одевается с помощью горничной. Но это было длительное и сложное дело - корсет, накрахмаленные нижние юбки, платье, платье, застёгивающееся на спине бесчисленными пуговками. В то утро мальчик нетерпеливо стал дёргать мать за руку:
- Идём, идём, мама, в сад! Я приготовил тебе сюрприз!
Она уступила и как была, в пеньюаре, в ночных туфлях, с распущенными волосами, пошла с сыном. В саду он взял её за руку, попросил закрыть глаза и не открывать, пока он не разрешит. Мама, смеясь, дала вести себя. Коля, счастливый и гордый, сказал наконец:
- Вот, мама, смотри! Это для тебя! Это музей! Твой музей!
Она открыла глаза и увидела - на клумбе между цветами понатыканы шесты, а на них извиваются лягушки и ящерицы. Четыре лягушки, две жабы и две ящерицы. Поймать их Коле стоило большого труда.
- Это для тебя, мама! Я сам всё сделал! Для тебя!
С минуту она молчала, ничего не понимая, потом вырвала свою руку:
- Как ты мог! Какой ужас!
И, не оглядываясь, побежала в дом. А Коля бежал за ней, совершенно сбитый с толку. Он ждал восторга, похвал и благодарности, а она кричала:
- Скверный, злой, жестокий мальчишка! Не хочу тебя видать!
Добежав до крыльца, Коля остановился и заплакал. Он чувствовал себя оскорблённым: его не любят, не хотят видеть, он уйдёт. Мальчик повернул обратно, прошёл весь сад, вышел на дорогу и пошёл в лес. Он знал, что в лесу живут разбойники и решил стать разбойником, может быть, даже атаманом.
Но его скоро хватились, догнали и привели домой. Мальчика не ругали, наоборот, мама подарила ему книгу с картинками, а к обеду подали его любимые вареники с вишнями. На разбойничьей карьере Коле был положен конец.
- А жаль! - говорил Гумилёв. - Из меня мог бы выйти лихой атаман разбойников.
Простимся на этой весёлой ноте: хорошо то, что хорошо кончается. Позже поговорим о весёлом характере Гумилёва и его изобретательности.
Свидетельство о публикации №215040201043