Помойка

Дни пребывания на курорте  тянулись  медленно и вяло  похожие друг на друга .Прогулки , процедуры и прочая курортная чепуха  быстро надоели , как и соседи по палате: двое отставных  военных, любителей  преферанса, которые больше ничем не интересовались  , а третий ,из бывших начальников , отсекал всякие попытки завязать беседу . Даже за обеденный стол все являлись поодиночке, а начальствующее лицо вскоре удостоилось отдельного кабинета, где пищу и принимало.

До окончания  отдыха Вадиму Яковлеву оставалось всего три дня и это обстоятельство даже радовало . Он было настроился уехать раньше , но передумал: курорт был ,как принято говорить, престижным и это могло быть истолковано на службе как поступок невежливый .Столовая привычно гудела говором,  звякала вилками и ножами ,вспыхивала изредка и веселым хохотком . Вадим не без аппетита доедал рыбную котлету и радовался про себя вкусной пище. 

Готовили здесь и впрямь хорошо, великолепен был и просторный парк, где  отдыхающие  подолгу и охотно гуляли .  Привычное, камерное  течение заведенного порядка в столовой  нарушило появление нового человека , который внезапно уселся за стол ,где обедал поглощенный своими мыслями Вадим Яковлев.

Новичок был огромным ,полным человеком с лучезарной улыбкой и несмотря на полноту , удивительно подвижным . Он громко хлопнул ладонями , потер их и шумно принялся за принесенный суп,  после чего  так же быстро расправился со вторым блюдом и весело подмигивал ,помешивая сахар в кружке, а потом  вдруг заговорил.

« Вот Вы говорите свалка,  или того хуже – помойка, а я утверждаю – клондайк!» При этом Яковлев не издал ни звука и даже  слегка поперхнулся под напором полемического задора толстяка,  взирая на то,  как мясистый   указательный палец  собеседника  взвился вверх и даже  затрясся  безапелляционно, а бугристый нос задышал шумно и глубоко.   « И не думайте возражать! Я раскатаю Вас в лепешку ,- он понизил раскаты бархатистого баса-, и притом еще и присовокуплю  свою выстраданную личным опытом позицию  . Да только не рыпайтесь , за ради бога! Посудите сами хладнокровно:   допустим мы, условно , конечно,  благополучно померли , а через пять сотен лет нас откопали, улавливаете?  Нет? Просто  вдумайтесь . Даже и не важно как это произошло ; откопали- и вся недолга . И что ! А то:  место нашим черепушкам в музее, улавливаете пафос? Артефакты , культурные слои …и все такое . Фетиш времени . Он накладывает  или точнее сообщает вещам другое , совершенно иное качество . И что на это сможете возразить? Э? Вот и послушайте . У меня есть на сей счет некие соображения»  Мой визави не давал вставить ни слова , пресекал всякую попытку даже  покинуть столовую, постоянно высказывая  новую свою позицию , причем так словно ему возражали!

« Я , пожалуй прогуляюсь,- проговорил Вадим и встал из за стола с намерением ретироваться.

« Ой , мама , только не надо этих вот штучек ! Вы ,мамочка, и  сами должны понять наличие полезных вещей в так называемых отбросах ,- быстро присоединился к уходящему спорщик и даже подхватил его под руку . Вскоре они оказались на длинной аллее и обескураженный напором Вадим Яковлев, смирившись, брел рядом с человеком , чьи аргументы и истории  сыпались в изобилии и , видимо , совершенно не должны были подвергаться сомнению и решительно  не нуждались в таковых!

« Простите , я извиняюсь. Но почему Вы называете меня мамочка .

« Да бросьте,  Вы, мама, бухтеть! Это просто так,  к слову . Возражайте по сути . И называйте меня …да хоть папой . Кстати, зовут меня Арсений Петрович. Фамилия –Ярило.  Не в этом же дело,  как кого зовут.  Какой вы странный, право.»

Они помолчали  немного,  неторопливо шагая по аллее ведущей к заливу Иркутского моря . « Как то мне  непонятно ,-заговорил Вадим , - видимо ваше призвание археология ?

Не отрицаю важность изысканий,  всяческих,  как их там , раскопок, но только…»

« Ай ,  брось , ты ,мама, эту археологию ! Тебя зовут то как?»
Вадим представился вежливо и настроился на длинную беседу, загодя постаравшись отключить раздражение . Ему стало интересно и даже немного весело . И чего в самом деле плохого –выслушать чудака. И стал он  в пол- уха внимать , изредка, уже только для виду, пытаясь вставить реплику, немедленно прерываемую .

« Вадим,  ты послушай . Был у меня случай . Неординарный . Я так то снабженец , постоянно в разъездах  . Там , сям , много и часто. Но ты пойми: везде есть свалки ; есть такие бытовые, есть технические , самолетные , автомобильные .Да какие угодно , понимаешь. Это сегодня –свалка , а пройдет время –культурный слой . Ага!  Вникаешь, куда клоню . Во-о-от . А еще имеется простая , как в народе говорят, помойка . Да ты ,Вадик, не морщи нос то! –гудел сосед по прогулке , задиристо толкаясь плечом. При этом постоянно оттирая спутника к самому краю дорожки укатанной асфальтом .
И знай: уж , если ты решил этим заняться, то и выкини всяческую брезгливость куда подале . Ясно?

« Да,  ясно , но я ,если честно не имею отношения к ассенизационному обозу …и ,коли уж чего и приобретал , то исключительно в комиссионках,- попытался изложить свое понимание «раскопок» Вадим . Но его даже не услышали.
«  Ты, мама, пойми: как говорят в белых перчатках золотишка не нароешь. Ну, и вот . Слушай дальше; забросила меня судьба на кабельный завод в Ленинград . Город такой …распланированный , красивый , старинный . И что ? А то! Где жил то там поутру все  помойки и облазил. Ну-у-у. Да ты хоть спроси,  как, да что? Интересно ?»

«  Так то,  в общем и целом , где то ,-вкрадчиво заговорил Вадим Яковлев, - хотелось бы и узнать …»

« Вот это ты брось , Вадик . Ты уж если решил заняться винтажным  ремеслом так и не  надо этих:  тю- тю, му- тю и  прочую морехлюндию. А иди и смотри. Только утром. Потом все разберут. И нужно быть первым. Ты понял?» Увидев утвердительный кивок , он продолжил.

« Молодец , слушай дальше . Ты возьми- ка это на заметку, мотай на ус.   Утро оно такое …уваристое на находки . Кто ,значит, мебелишку старую приволокет, кто книг , прости Господи, накидает по большей части технических, кто мешок с фотографиями  да альбомами удалит из семейных архивов . Ванька  русский такой:  безалаберный, да беспамятный . И вот представь себе однажды утром , на Среднем проспекте нахожу я возле мусорки громадину стол! Письменный стол да  такой закономерный! Танк , а не стол.  Заметь при этом –дубовый!  .Конечно не первой свежести ,израненный , тумбы отдельно , столешница отдельно, но начинка у него . Два мешка документов ! Понял? Пол - сотни фотографий не позднее 1911года  кипы желтых  газет , пресс -папье  из крашеного камня ! Это же как ! Потом, уже дома,  я хвать ацетончик , да краску  то–долой . А предмет натурально из малахита . Ха, ха, ха.

Конечно я прыг за ворота, грузовичок остановил ,покидал сокровища  в кузов и ходу в Шушары , к дружку . Стол тоже прихватил. Не в гостиницу же нести  все . А так, в загородном доме все растолкал , чего в сарай ,  чего с собой для изучения . Месяц опосля ныряли с напарником на Удельную. Это станция такая,  где старьем торгуют и всяческая антикварная шушера обретается . Там все и продали .Сумму могу назвать,   да только валерьянка, боюсь,  потребуется.» На этой тираде толстяк пребольно ткнул локтем Вадима в бок.

« Надо же ,-искренне удивился Вадим, поморщившись ,- и стол продали ? Вы же говорили он старый , разобранный . И вот прямо так и купили?»

« Купили, мама,  купили и того мало:  наказали ,мол, ежели фарт будет –немедля дать весточку.  Сами и примчатся- к бабке не ходи!  Тут понимаешь любители разные ; одним фотографии надобны,  которым другим-  мебеля  подавай , а уж монеты да боны –бумажные  денежки- их волоки немеряно  все в дело употребится , все у этих полосатых чертей своего любителя найдет!  А то вот еще помню …правда давненько дело было , но уж очень  понимаешь зажигательно все произошло. Ты с какого года? Чего?- вскинулся Арсений Петрович,- Да ты вьюноша , против меня ! Мы в далеком прошлом веке , относительно , конечно, в школе металлолом собирали. А жили в Иркутске в частном секторе .Там по дворам и шастали , а уж чего разрешат родичи –немедля в школьный двор, в свою кучу . То есть натурально у каждого класса своя куча добра железного , а то и цветного металла. Берегли добро люто! Которые половчей сейчас у  тебя пару ржавых труб свистнут и себе кладут. Считали все железяки -бяки , метили мелками. Такого нанесут из сараюшек –диво . Тут тебе и литья  Каслинского  часовые держаки,  когда и самовары истерзанные появлялись , утюгов угольных –не счесть, а то и сепаратор для молока  ручной  припрут .В конце пятидесятых еще и коров на улице держали. Да дело то не в этом . Гляжу однова –банка под листом кровельным соблюдается , красивая, почти целая , а не ней выведено с раскрасом  ЛАНДРИНЪ . Это по старому типа леденцов, так я уж после узнал . Приглянулась мне банка эта с крышечкой . Скажу честно, дело прошлое , спер я  банку; весу мало потеря для класса невелика!   А дома у меня мать её отобрала, просушила на солнышке и стала в ней сахар хранить . Удобно . В аккурат кило сахара –песка  входило; а уж из банки сыпали , сколько нужно в малую фарфоровую сахарницу Хайтинского завода  . Так лет с пятнадцать и жила у нас банка . Когда родителям квартиру дали …а было такое время , когда благоустроенное жильё  давали …за так . Как вроде по очереди , либо за заслуги , а уж участникам Войны с инвалидностями всякими –будьте любезны ,без проблем. Так  баночка то в старом доме и осталась . Стал я в ней радиодетали хранить; транзисторы , сопротивления , антенны ферритовые . Мы тогда этим бредили . Это вам ныне ни хрена не надо! Долго соблюдал  раритеты молодости; веришь и ныне выбросить жалко .  И надо же уронил  однова банку то! Ну! Только гляжу на донышке –пайка квадратом и малепусенькая  дырочка, ржавчина проела.  Я отверткой –хлесь! Всю и проковырял по пайке  , как ,вроде , консервную банку открыл . Натурально –двойное дно,  с  изнаночки!  А там пачка в газете  купюр 1922 года . Это те бумажные деньги,  которые еще и на золото меняли! И так ,понимаешь , отменно хороши! Банковская сохранность, без перегиба . Эть!   Мужик на них сеятель такой . От, бляха –муха!
Уж как я карманы нумизматам –бонистам –аферистам вывернул ! Только и они сволота не в накладе остались –еще выше , в Москву те боны спровадили. И что с того – пачечка «сеятелей» пару сантиметров в толщину . Наши не меньше были! Вот тебе и ЛАНДРИНЪ!

А ты мне ,мамочка, помойка, свалка. Слушай сюда,- Арсений Петрович гулко постучал себя в грудь.

« Фамилия у Вас яркая , необычная ,- заулыбался Вадим , заразившись яростным оптимизмом собирателя древностей ,- я говорю фамилия  солнечная.»

« Це так  Ярило солнце и есть , -отвечали ему ,- это мне ведомо . Сослали предков хохляцких кровей , не то Польских . Из Черемхово мы  . Татарва, да хохлы . Это ,мама,  смесь гремучая. Как вспомню детство: то драки на праздник , то терриконики дымят –уголек в отвалах горит, воняет . Копоть, сажа ,уголька –не меряно . Дважды в год мать белила . А уж после начальной школы  я, с родителями конечно , в Иркутск переехал .

И так , понимаешь , понравился мне город . Ангара широченная , просторы –дух захватывает , стадион, парк, бульвар Вузовский ! А как я в пионеры поступил , так и марки собирать стал. Такой был порядок . И так, знаешь,  втянулся в собирательство всякое . Спичечные наклейки были в ходу , у девчонок –фантики –шмантики. Все с книжками бегают, читают. И что примечательно: кружки, ну, прямо всяческие при школе имелись ! А вот я , к примеру,  во Дворце пионеров в радиотехническом обретался;  и  отсюда мне прямая дорога в Политехнический институт наладилась . Отсюда и пошли мои скитания , да свалки .Поначалу самолетные –там мы за радиодеталями охотились, да клапана крали , изымая из них натрий . Опасная зараза: бутылка –вода –натрий и пробка; вот те и граната .
« А как же Вас на старье вынесло?- поинтересовался Вадим . Спутник явно вызывал у него интерес.

« Да так: сосед у нас был по лестничной площадке. Исай  Яковлевич  Олдерман . Так и говорил: я живу с помойки. Шил отменно, имел два Зингера –ручной , да ножной . Вся округа у него и обшивалась . И собачонка у него жила Доня –кличка . С ней он и охотился по утрам . Квартира наша на первом этаже , утром сон самый , самый , а собачники с утра под предводительством Исая свору выгулевают и орут под окном : Чижы-ы-ык ,Рада, Рада, Рада. Пойдем гулять? Пойдем!. А кто это тут такой сла-а-аденький? И снова бабка басом :Чи-и-и- ж–и-к! И эта пытка с семи до восьми происходит. А Исай тихонько на выселки , за дворы шлындрает , и собачка евоная впереди трусит , опытная . Он старичок , а такой ухватистый ,неутомимый , да еще и грибник! Никто его и не переходит по лесу , когда доведется!  Егозит с тросточкой , а на конце её  крючок имеется, вот он им и выуживает чего приметит хоть в баке, хоть рядышком  Наипервейший интерес имел к одежке , её выбрасывали беспощадно , а ему того и надо : перелицует да продает . Мало? Пуговиц  понастриг со старья ,  аж две коробки за пять лет . Да только пуговички брал не простые , а исключительно  черепаховые , да перламутровые .Одежонка старенькая , молодежь и не замечает, какая, я извиняюсь, на ветхости всякой фурнитура .

Исай  вникает,  знай себе пуговички по портным распределяет, да денежку бережет . А то клиентов точит: вы ,мол, старенькое все  мне и жертвуйте , для перелицовки и распределения среди тех , кто не побрезгует .  И раздавал бывало , но прежде истово дерюжку всяческую прощупает , а чего сыщет при досмотре  –все его .   И научил он меня подкладку проверять  на выброшенной одежке , а чего твердое тут же и пороть! Таким манером он денежки добывал , когда и старые , а когда и новые , уже которые после 1961 года пошли. Ушлый крепко был: ты, говорит,  проверяй наипаче  правый карман в обдергаечке  любой, как дырочка там  -пальпируй истово   внизу подклада . Кто и не зашьет заначки , пропажу малую не заметит, что в дырочку провалилась . Смешно? .А вот , мама,  нет ! Он таким манером надоставал с пяток колец золотых , часиков , особенно малых, дамских , да денежек хрустяшек . Однова и мне свезло: полтинник серебряный сыскался в подкладке . Прибыток невелик , а задор меня взял . А уж когда Исай стал меня в квартиру приглашать да  уму разуму учить тут и закалился я;  мастерство это необычное, хоть и грязное на первый взгляд  Как говориться, взял след! В квартире у старого все было «с  полигона» -так он свалку шифровал  . Диван раскладной , четыре кресла, пять стульев , часов механических –с десяток , как не больше ,два кофра таких кожаных , старинных ,елочных игрушек всяческих, особо из ваты крученых, на них охотники- собиратели находились ,и много ножей да вилок, которые он ,рукастый, ловко правил да чистил, сбывая заново ; и много еще всяческого барахлишка обреталось у него. Врать не буду добра  у него и от жены осталось немало и  покупного,  наживного, своего, но только умел он все пристроить из того ,что на заднем дворе безалаберный люд повыбрасывал . И стали его приглашать по квартирам для ревизии : хотели, дескать, выбросить, а дай-ка покажем ,вдруг чего сгодится  старьевщику- так стали его кликать за глаза. Он и рад по сундукам рыться .Уж такой искушенный старичок был . Не забуду его науку . А то старых позолоченных часов нагребет , все  не ходячие  . Горя мало: он их  знатокам притаранит, а те золотишко стравят .Всем и хорошо . Его за дурачка блаженного держали ,не ведая как богат сей юродивый . Питался, надо сказать, только с рынка . Домработницу –как вроде – сожительницу содержал . Она ему и готовила . Театры любил до беспамятства ,особенно оперетку . Шьет да поет: « Сильва ты меня не люби-и-и-шь…свалка ты меня погубишь…тра ля лял ля…ну,  и далее в духе Кальмана . Как и у всякого охотника, была у него и мечта найти нечто эдакое –разэдакое . Задумка  была такая …трепетная .  И что Вы думаете ? Не далее третьего года на крылечке школы, что рядышком подле доме евоного,  порет техничка пальтецо на тряпки , значит и песенку себе гундосит про Милён алых роз . Исай  только что не в ноги к ней: дай, мол, чадо неразумное,  тряпицу драпа старинного. « А на,- говорит,- подавись ,не жалко барахла ,только компенсацию дай , а то нас бедных начальство не часто мешковиной балует для швабр» Он ей  дуре рублей с десяток,  пальто в сидор и тихим ходом,  понуро домой . Фурия запойная на смех старьевщика подняла, хохочет , а ему горя мало: явился в квартиру и ну пороть, двойной кант понизу . Черт его ведает , как он уловил? А ведь уловил . Чутье –звериное ! Сзади , где клапан двойного подгиба  трепыхался сыскались часы карманные, серебряные  фирмы Тобиас и ,представьте себе –на ходу . Ткань толстущая, да с подгибом : не вдруг и прощупаешь , а он постиг!  Того мало:  в воротнике –поверху извлек, леший, пилку проволочную на двух петлях и понял, что  пальто не иначе –воровское . Но более ничего не сыскал , а часики продал с выгодой и задорого знатокам . А ты ,мама, говоришь –помойка. Хх-эт ты! »
« Да нет, нет , я что ? Я не возражаю и даже все интересно . Даже и помыслить не мог о таких , понимаете способах и местах поиска.  Просто мастерство такое …специфическое . Признаться не предполагал , как можно обогатиться таким  манером  ,- подал голос Вадим , которому все больше и больше начинал нравиться толстяк , сообщавший сведения совершенно выбивавшиеся из привычного порядка вещей .

« Да . Да,- задумчиво протянул любитель антика . Мне тоже везло, но только все в том же Ленинграде .»

« А расскажите ,- загорелся Яковлев.

« Да рассказать  то можно . Только вот давай так: рулим в корпус , я устраиваюсь и стану почивать час –другой , а потом схлестнемся . Уважаю после обеда поспать!  Заходи ко мне после ужина –такое поведаю .

Было дело: попал я на городскую свалку, под Выборгом , причем по протекции, а там ..эхма! Там –мафия своя . Едва не порезали меня . Такие ухари, Чингис -Хан младенцем покажется . Договорились . Ну, и, айда, в корпус»
И неунывающий искатель сокровищ быстро зашагал по направлению к зданиям санатория, да так резво , что Вадим едва поспевал за ним .

« До вечера ,- бросил искатель спутнику и скрылся за дверью спального корпуса .
Но, к сожалению ,дослушать историю о элитной свалке не довелось: Яковлеву пришла из конторы телефонограмма , в которой его срочно затребовали в город , и  дальнейшие приключения  Арсения Петровича так  остались тайной .

29 .03 .2015 года .


Рецензии