Юра-музыкант и старый добрый рок живы!

Юрий Шевчук и группа DDT презентовали в Ленинском мемориале ульяновской публике свой новый альбомом «Прозрачный», хотя были и знаменитые старые песни, встреченные очень тепло. Шевчука и его творчество любят и знают в Ульяновске, большой зал Мемориала был полон. Кажется, он был несколько удивлён столь тёплому приёму, и часто вставлял «ульяновские» словечки.

Отработал DDT ярко, честно и мощно. Запомнилась Алёна Романова, подпевавшая Юре, исполнявшая сольные номера: она пела русские народные песни в роковой обработке. Это было необычно и задушевно, особенно на фоне потрясающего светового оформления. Были проходы Юры по залу с многочисленными рукопожатиями, я тоже удостоился…

Вообще, сочетание слова, стиха и «роковой» песни превращает концерты Шевчука в необычный разговор со зрителем. И выделяет его из массы других исполнителей. Тем более что песни Шевчука хочется напевать, они вызывают сопереживание, соучастие… И огромный зал подпевал, танцевал, аплодируя и подсвечивая фонариками телефонов. Это тоже было своего рода зрелище. Оказывается, в Ульяновске много настоящих фанатов DDT. Они любят настоящий рок – честные, «мужские» песни о нашей жизни, о нас. И благодарны за это Юре-музыканту.

Их привлекает, наверное, то, что тексты песен Шевчука всегда со смыслом, даже с философией. Например Сартра: «Человек осуждён быть свободным». Очень важно, что музыкант такой популярности говорит, вроде бы развлекая публику, словно ненароком, о важных вечных истинах: свобода – это ответственность; любовь важнее всего; всё не так плохо; мы – люди, а Родина у нас одна на всех, куда же мы без неё?

И закончил Юра концерт своей «Родиной», после ритуального вызова на «бис» публики.
— А она нам нравится,
Спящая красавица…

Ульяновцы, самых разных возрастов, были полны эмоций и любви к Шевчуку. Он это почувствовал: «Отыграли с душой, приглашайте ещё…»

*******
Луганская Гроза

31 марта на IX Ульяновском театральном фестивале «Лицедей» прогремела димитровградская-луганская «Гроза» по пьесе А.Н.Островского, в постановке режиссёра Олега Александрова. Вершинной пьесе нашего великого драматурга, о которой современники говорили, что она «написала самой Волгой»…

Если честно, я шёл на спектакль посмотреть, что же представляла собой жизнь на нашей волжской земле в XIX веке.  Какой была наша Россия, Поволжье два века назад!  О чём люди думали, мечтали. И то, как представят их актёры театра, всё-таки опалённого огнём гражданской войны на Украине. В том числе и поэтому. Играли луганчане, на мой взгляд, замечательно, они «жили» на сцене, и это действо завораживало, удерживало внимание, в основном, молодёжной публики.  Что очень приятно отметить.   

Ведь что остаётся у большинства в памяти о «Грозе» Островского?  Школьные ещё рассуждения о «Катерине – луче света в тёмном царстве», и само тёмное купеческое царство Кабанихи и Дикого.
А посмотришь с высоты лет, и уже двух веков: вроде всё так… да и не так.

 «Мне кажется, что я птица, почему люди не летают?» – этот лейтмотив пьесы Островского смотрелся свежо, и подан был талантливо: действительно, почему люди так бескрылы в жизни и сегодня?

«Скучно мне, скучно», -  повторяет раз за разом Катерина, и разве многим сегодня не скучно?   
Очень сильным режиссёрским ходом стало «раздвоение Катерины» на её внешний образ и мятущуюся,  душу, которая, не видя выхода из жизненного тупика, кричит:
- Погуби меня! – своему любовнику Борису.  Любовь становится смертельным выходом из драмы её жизни…

Да, Катерина «луч света». Вернее, «птица света», но тогда «царство тьмы», Кабанихи и Дикого, уже разделилось. Сама Катерина, дочь Кабановой Варвара, её Ваня Кудряш, даже слабовольный муж Тихон – уже из другого царства. Гуманисты позапрошлого века надеялись, что «царство тьмы» уйдёт из жизни, потому что люди «научатся летать». Но разделённость мира сохраняется и сегодня.

Дикие и Кабановы есть в нашей жизни и сегодня, и даже получили поэтическое название «тёмной стороны силы», и это, наверное,  регресс по сравнению со временем Островского. Тогда говорили о мире более честно, не поэтизируя Диких.

Удивительная вещь – классика. Все её персонажи никуда не делись, несмотря на все усилия воспитания. Наверное, Катерины и Кабановы, и Дикие, будут всегда, и будет всегда  несчастна любовь Катерины, и счастлива простая любовь Варвары и Кудряша. Потому что жить трудно, говорит наш земляк ИА. Гончаров, о чём мы часто забываем, и людям-птицам всегда будет непросто летать в ней. Потому что жизнь трудна во все времена, на самом деле, не бывает «лёгких времён», и нам не легче, чем былым поколениям, вот только реклама и пиар её нарумянили.      

Думаю, зритель остался благодарен Димитровградскому-луганскому театру за такое вдумчивое прочтение нашего классика. Новые декорации Владимира Медведя к спектаклю, вызывавшие вначале вопросы, под конец оправдали себя полностью. Сама Волга плескалась на сцене, в ней плакали и  веселились герои пьесы,  в её глубину очень эффектно ушла в свой «мир птиц» Катерина…

Наконец, «ложка дёгтя». Мне кажется, если делать пьесу на современный лад, то надо делать это полностью, бережно сохранив идейный и эстетический смысл, или оставить всё как есть, в исторических интерьерах. Половинчатость всегда смотрится неорганично. Но это беда всего российского театра, которую многие считают достижением, которая стала, к сожалению, модой.

И «об этом». Марк Розовский как-то сказал: на сцене возможно всё, но это должно быть уместно, не пошло. Откровенная сцена любви Катерины и Бориса не была пошлой, она была намечена,  было больше эмоций, чем некоего действа, в общем, по Розовскому….


Рецензии