Долгое возвращение 6

Кинороман (по мотивам повести В.Краснера "Ради тех, кого любишь")


                Часть VI "На целине"


Целина, год 1961-62
Жатва  закончена, идёт вспашка зяби.
По дороге, что пролегает по бескрайнему полю, пылит грузовик.
В кабине, рядом с водителем Катерина с Танюшкой на руках, в кузове – Семён. Он едет стоя, навстречу ветру, навстречу новой жизни.
Подъезжают к заглохшему трактору у дороги ДТ – 54, останавливаются. Водитель выходит из машины.

      - Загораешь? - спрашивает он тракториста.
      - Не говори! До нормы осталось - раз плюнуть, и вот те, на! - сокрушается тракторист.
      - Давай вместе глянем, - предлагает водитель.

Водитель вместе с трактористом ковыряются в моторе.
Семён спрыгивает за борт. Размявшись, подходит к трактору. Какое-то время наблюдает за работой водителя и тракториста. Предлагает им свою помощь.

      - Дайте, посмотреть, - говорит он.
      - Тут: смотри - не смотри, а в МТС ехать придётся, - отвечает тракторист.
      - И все-таки, - настаивает Семён.
      - А ты что механизатор? - спрашивает его водитель.
      - Да нет, но кое-что в этом деле соображаю, -  закатывая рукава, отвечает Семён.

Мужчины расступаются. Семён копается в моторе.

      - Попробуй-ка, - кивает он трактористу.

Тот пробует завести трактор, но мотор, чихнув пару раз, вновь глохнет.

      - Я ж говорю, без МТС не обойтись, - злится тракторист. - Пропал план и заработок накрылся!
      - Не помирай раньше времени, - продолжая что-то чинить в моторе, спокойно отвечает ему Семён. - Попробуй сейчас, - говорит, оторвавшись от дела.

Тракторист дергает за рычаг, и трактор оживает, ревёт, заглушая голоса.
 
      -   Порядок в танковых войсках! - удовлетворенно произносит  Семён свою любимую присказку.
      - Спасибо, брат! – кричит тракторист Семёну и протягивает ему руку. - Ты к нам на постоянно?
      - Надеюсь, что да, - улыбается Семён.
      - Так давай в нашу бригаду! Нам такие люди нужны.
      - Поживем - увидим, - отвечает Семён.
      - Ну, что по коням? У меня тоже счет на деньги идёт, - торопит водитель.
      - По коням, - соглашается тракторист и идёт к трактору.

Водитель и Семён тоже возвращаются к машине.

      - Как вы тут без меня? - спрашивает Семён Катерину. - Спит? - кивает на дочь.
      - Спит, как убитая, даже на трактор не реагирует, - отвечает Катерина.
      - Скоро приедем, немного осталось, - говорит водитель и заводит машину.

Семён, перемахнув за борт,  занимает в кузове  исходное положение.

                - ХХХ -


Контора целинного поселка «Энтузиаст».
Семён и Катерина в кабинете директора совхоза. Рядом с ними сидит притихшая Танюшка.
Кроме директора и семьи Семёна в кабинете ещё два парня. Один из них шустрый малый качает директору права, второй отмалчивается, видно, что ему неприятен этот разговор.

     -  Вы куда нас привезли? Зачем сорвали с мест? Где обещанный заработок? Где жилье? Почему мы должны в бараках кантоваться, если вон, дома пустуют, - кивает в окно на улицу.
     - Дома для семейных, - спокойно отвечает  директор.
     - А неженатые,  получается,  вроде сурков?  Нас можно в норы загнать?! Мы что не люди? Может, мы тоже хотели бы жениться? Только  где взять невест? Кругом одни замужние.
     - Я вам курортов не обещал и силком сюда не тянул! Сами приехали! Знали, на что шли! Трудностей испугались? Так скатертью дорога! Бездельники и нытики здесь не нужны! 
     - Вот так всегда! Как только начнёшь требовать то, что тебе по закону положено, так сразу начинают обзываться и ярлыки  вешать.
     - Ваши требования будут законными через месяц, два после работы на целине, а не через неделю пребывания здесь, понял? - вышел из себя директор.         - Ты кто такой?! Не успел  от мамкиной юбки оторваться, и начинаешь права качать?! Что ты в этой жизни сделал, чтобы так рот раскрывать? Жениться он захотел!  Да за тебя ни одна путняя не пойдёт! В тебе же нет самостоятельности, ты же не мужик, ты ботало!
     - Кто вам дал право оскорблять меня?! - взвился парень.
     - Всё иди! Иди от греха подальше! Некогда мне тут с тобой митинговать! - сказал, словно отрезал, директор и указал парню на дверь. -  А вот ты останься, - обращается ко второму.
     - Он не останется. Мы пришли вместе, вместе и уйдём, - с вызовом  заявляет первый.
     - А это мы ещё посмотрим, кто с кем останется, - говорит директор.
Парень бросает взгляд на товарища, тот сидит, уходить не собирается.
     - Понятно, - цедит сквозь зубы парень и уходит, громко хлопнув         дверью.
     - Как тебя зовут? - спрашивает директор у парня.
     - Слава, - отвечает тот.
     - Имя-то какое - Слава! Значит, домой собрался, Слава? В теплые края?
     - Домой, - опустив голову, отвечает он.
     - Трудно стало? - спрашивает директор
     - Трудно. У нас дома, от яблок сейчас сады ломятся, а тут степь,  одна, скучно, - бесхитростно отвечает паренёк. В ваших краях вырастить сад  дело нехитрое, а ты тут попробуй - это же  настоящий подвиг! Вложи в эту землю свои душу, сердце тогда и здесь сады зацветут буйным цветом! Говорю тебе, как старший товарищ - начинать новое дело всегда тяжело, но нельзя начинать свою жизнь с отступления! Струсишь, раз-другой, потом сам себя уважать перестанешь, а тебе ещё жить и жить! Ваше замечание по поводу отсутствия невест, справедливое, я принимаю его. Обещаю: будут вам невесты!
      - Да ну, - смущённо машет рукой Слава.
      - Да ну, ни да ну, а с девчатами живётся все же веселей! - озорно подмигнув, отвечает директор. - Ступай, мы ещё погуляем на твоей свадьбе.

Паренёк уходит. Директор обращается к Семёну с Катериной.

      - Вот так и работаем.

Подходит, здоровается с ними за руку.

     -   Константин  Петрович, - представляется он.
     - Иван Алексеевич, а это моя жена Катерина, - отвечает Семён.
     - Очень приятно, - директор жмет Катерине руку. - А как зовут нашу юную целинницу? - обращается директор к Танюшке.

Танюшка насупилась, молчит.

     -   Чего молчишь? Ответь дяде, - подталкивает Катерина Танюшку.
     -   Никакая я ни целинница, -  понуро отвечает она.
     - А кто ты? - улыбаясь, спрашивает  директор.
     - Девочка  я, сам, что ли не видишь?
     - Ты как со взрослыми разговариваешь?! - сердится на дочь Катерина.
     - Серьёзная нынче молодёжь пошла, палец в рот не клади, - шутит директор. - А как, девочка, тебя зовут?
     - Таня.
     - Ну, вот, девочка Таня, мы и познакомились. Скоро ты  узнаешь, кого называют у нас целинниками и целинницами, сама ей  станешь. Мне тут сорока  - белобока, на хвосте принесла, что твой папа тракторных дел мастер - это правда? - игриво  спрашивает  директор у Танюшки.

Танюшка растерянно смотрит на родителей, то на одного, то на другого.

     - В войну танкистом был, - отвечает  вместо неё  Семён.
     - Надо же какое совпадение! Я тоже из бывших танкистов.  Батальоном командовал. Ты где воевал? Мне показалось, что мы с тобой где-то встречались.
     - Я на Белорусском, - слегка волнуясь, отвечает Семён.

 Он сразу признал в директоре своего бывшего командира, но открываться ему по известным причинам, не спешит.

     - Напомни мне свою фамилию, - просит директор.
     - Гонтарь, - говорит Семён.
     - Гонтарь, Гонтарь… нет, с такой фамилией у меня знакомых не было. Но, личность твоя мне кого-то напоминает. Ладно, потом вспомню. Значит так, я тебя определяю в первую тракторную
    бригаду. Присмотришься к работе, к людям, себя покажешь, а      там видно будет. Жена твоя, по какой части мастерица?
     - Да я на любую работу согласна, - поспешно отвечает Катя.
     - Это хорошо, что  вы, Катерина, человек неприхотливый. Нам бы таких побольше. А как вы посмотрите на то, если я вам предложу место на почте? Мы открыли её на днях, но желающих идти туда, нет. 
     - Почему? - удивляется Катерина.
     - Мужики, ясно дело, в поле, а женщин, сами слышали, у нас немного, и те уже при деле. А потом, не секрет ведь: большинство людей приехало сюда, кто свою жизнь устроить, кто денег заработать, а на почте какие заработки? - разводит руками директор. - Энтузиасты тоже не хотят браться за это дело:  им трудовую романтику подавай! Я тут сам ненароком в почтальона превратился, - хмыкнул директор. - Недавно в интервью газете «Правда», обмолвился, что в нашем совхозе образовался дефицит женщин. Так я теперь письма сумками получаю. Женщины меня со всех сторон атаковали! Подумать только: шестнадцать лет минуло с тех пор, как кончилась война, а сколько еще не устроенных в этой жизни! Теперь моя задача удержать холостых хлопцев, чтоб не получилось так, что невесты сюда, а женихи отсюда, - с серьёзным видом говорит директор.
Возвращается к прежней теме разговора.
      - Ну, так что примите почту?
      - Приму, - соглашается Катя. - Тем более, что мне эта работа знакома, я работала на почте, правда давно.
      - Выходит, я в яблочко попал?
      - Выходит так, - улыбается Катерина.
      - А тебя Иван Алексеевич, устраивает такой расклад?
      - Порядок в танковых войсках, - одобрительно отвечает он.
      - Порядок в танковых войсках, говоришь? - переспрашивает  директор. - И все-таки мы с тобой где-то встречались и не просто встречались, а похоже, что воевали вместе. Моя физиономия тебе никого не напоминает?  На Одере был?
Семён внутренне напрягся, соображает, как быть дальше. Катерина ни жива, ни мертва. И вдруг Семёна осеняет:
      - Я не был, а вот мой брат, между прочим, тоже танкист, воевал там.
      - Нет,  фамилия Гонтарь, мне ни о чём не говорит, - разочарованно произносит  директор.
      - А Орлов?  Семён Орлов? - это имя о чем - ни будь,  говорит?
      - Сёмка Орлов?! Ещё бы!! Так ты его брат? Родной? Какого хрена, ой извиняюсь, ты молчал?
      - Пап, а ты говорил, что у нас нет родни, - вдруг  вмешивается в разговор Танюшка.
      - Пойдём, Таня, погуляем, пусть  мужчины немного поговорят, - говорит Катерина дочери и торопливо уводит её из кабинета.
      - Сёмку у нас Орлом называли! Где он сейчас? Чем занимается?
      - Он погиб, - тихо произносит Семён
      - Как? Где?  Когда?

                - ХХХ -


Катерина на крыльце отчитывает Танюшку.

     - Сколько можно тебе говорить - дети должны молчать, когда взрослые разговаривают!
     - Я не буду больше, - бубнит, надув губы Танюшка.
     - Ты мне это уже обещала!
     - Правда, не буду.
     - Смотри мне, -  Катерина грозит ей пальцем. Нервно ходит маятником по крыльцу.
     - Мы тут жить будем? - спрашивает Танюшка, но её вопрос остаётся без ответа.


                - ХХХ -


И вновь кабинет директора.
Семён и  Константин Петрович сидят за столом напротив друг друга.

      - Да, история, - протянул директор. - Кто ж мог подумать, что Орёл так сложит свои  крылья. Всю войну прошел, а тут споткнулся. Непонятно только, какого лешего он в бега пустился, если его оправдали? - вопрошающе смотрит на Семёна.
      - У меня есть подозрение, что он не знал о своём освобождении, - говорит Семён.
      - Жаль парня, надежным был человеком.
      - А про порядок в танковых войсках кто из вас у кого перенял?
      - Я у него.
      - Постой, постой, а почему он Орлов, а ты Гонтарь, вы же родные братья? - вдруг доходит до директора.
      - После того, как брата осудили, и мне кислород перекрыли. Куда бы я ни пришел - всюду на меня смотрели, как на врага народа, как на брата поджигателя. А когда стало известно о его побеге, да  о том, что он охранника убил, так и вовсе! - обречёно машет рукой Семён. - Поэтому я и уехал. А когда женился, то взял фамилию жены. Так что нет больше братьев Орловых - они умерли.
      
                - ХХХ -


Морозный зимний день. Лена с двумя сумками в руках возвращается из магазина домой. Её догоняет классная руководительница Сергея.
 
      - Здравствуйте, Елена Петровна. Хорошо, что я встретила вас, - говорит она.
      - Я хотела бы с вами поговорить по поводу Серёжи, - говорит учительница.
      - Что он натворил? - тревожится Лена.
      - Присядем ненадолго? - учительница показывает на скамейку.
      - Да,  конечно, - соглашается Лена.

  Женщины проходят к скамейке, смахнув с неё снег, садятся.

      - Я слушаю вас, Галина  Леонидовна.
      - Дело в том, Елена Петровна, что после смерти вашего мужа Серёжа стал, опаздывать по утрам  в школу, а последнее время и вовсе стал пропускать занятия. Сегодня его опять не было, а мы ведь готовимся к выпускным экзаменам.
      - Ничего не понимаю! Мы с ним встаём в одно время, в шесть утра. Я иду на работу, а Сергей бежит на стадион, он по утрам физкультурой занимается. Говорю ему, поспи, мол, сынок,   лишний часик, да куда там! - машет рукой Лена. - Он если взялся что-то делать, так до победного  конца.
      - Сергей, действительно, целеустремленный юноша, но Елена Петровна, факт остаётся фактом: он пропускает занятия. На его учебе это пока не очень сказывается, но если так и дальше будет продолжаться, то, боюсь, что он отстанет от программы. Ему учиться надо, он у вас талантливый мальчик с хорошими способностями к литературе. Извините, что огорчила вас, но я  должна была вас предупредить, - говорит  учительница.
      - Ну, что вы! Вы всё правильно сделали. Спасибо, что нашли время  встретиться со мной, - благодарит учительницу Лена. - Вы не думайте, я обязательно приму меры, поговорю с ним, узнаю, почему он не ходит в школу и где бывает после стадиона, - обещает  она.
      - До свидания -  прощается с ней учительница.
      - До свидания - отвечает Лена.

Женщины расходятся. Каждая идет в свою сторону.


                - ХХХ -


Разобрав дома сумки с продуктами, Лена заходит в комнату сыновей. Разговор с учительницей не выходит из головы. До сих пор у неё не было проблем с мальчиками и вдруг открывается, что старший прогуливает уроки. Горько вздохнув, Лена принимается наводить порядок на письменном столе. Ох уж этот Илья, опять его учебники лежат, как попало! Книги Сергея сложены ровной стопкой, а у этого всё вверх дном! 
Неожиданно среди книг, Лена обнаруживает нетронутую пачку сигарет.

        -   Час от часу нелегче! -  еще больше расстраивается она.

Со школы возвращается Илья. Он кричит с порога:

        -   Мам, я  проголодался! Хочу есть!
        - Иди на кухню, я сейчас, - смахнув  горькую слезу, отзывается Лена.
 
Илья на кухне с жадностью жуёт булку, запивает её  молоком.
Входит Лена.

       - Кто из вас курит, Илья? Ты или Сергей? Или вы вместе покуриваете?! - строго спрашивает она Илью.
Бедный Илья аж поперхнулся куском, увидев в руках матери забытую им пачку сигарет.

      - Чьи сигареты? - повторяет свой вопрос Лена.
      - Не мои, - лжёт Илья.
      - Тогда чьи же? Сергея?

 Молча, кивнув, пряча глаза, Илья опускает голову.

      - Давно он этим увлекается? - продолжает допрос с пристрастием Лена.
      - Не знаю, - пожимает плечами Илья.
      - Не ври, что не знаешь! - повышает голос Лена.

 В прихожей раздаётся стук входной двери.

      - А вот и сам курильщик, - говорит Лена и направляется в прихожую.
      - Привет, ма, - здоровается Сергей.

Он снимает пальто, вешает его на вешалку.

      - Сергей, это твои сигареты? - сходу задает ему вопрос Лена.

Сергей оборачивается, растеряно смотрит на мать. За её спиной стоит Илья и отчаянно жестикулирует, делает Сергею знаки, чтобы он на себя взял вину за сигареты.

      -   Да, это мои, -  медленно произносит  Сергей.
      -   И давно ты куришь? - вновь спрашивает Лена.
      - Не волнуйся, ма, я не курю.
      - Мало того, что ты куришь эту дрянь, так ты ещё и врешь?! - ругается Лена.
      - Я не вру, ма. Я просто хотел попробовать, - находится, что ответить Сергей.
      - Хотел, а может,  и попробовал уже?
      - Да не пробовал я, не пробовал, - раздражается Сергей!
      - Если б я это не нашла, то ты бы, конечно, попробовал! - не унимается Лена.

Нервы её сдают, она плачет.

     - Ма, ну чё ты, в самом деле! Ничего же не случилось! - обнимает её за плечи Сергей. Грозит Илье кулаком.
     - А когда случится, то поздно будет! - всхлипывает Лена. - Обещай мне, что ты не будешь курить.
     - Обещаю.
     - К экзаменам готовишься? - неожиданно меняет тему разговора Лена.
     - Конечно. Сегодня на физике и истории строчили ответы на вопросы в билетах.
     - Покажи мне свои тетради, - неожиданного просит Лена.
     - Ма, что сегодня с тобой? Ты же с восьмого класса не смотришь моих тетрадей? - удивляется Сергей.
     - Ничего. Я что не имею права посмотреть, как учится мой сын? - говорит Лена.
      - Пожалуйста, смотри - пожимает плечами Сергей. Достает из сумки тетрадь подает её Лене.

 Она внимательно листает её.

      - Где классная работа? Эта?
      - Да.
      - Покажи тетрадь по физике.

Сергей подаёт тетрадь по физике. Запись в тетради соответствует дате. Странно получается, учительница сказала, что его сегодня не было в школе, а записи подтверждают то, что он был там.

      - Хорошо, - заключает Лена. - Есть будешь? - спрашивает Сергея.
      - Я голодный, как сто борзых собак! - отвечает он.

Лена уходит на кухню. Сергей бросается к  Илье.

      -   Ты знаешь, что за такую подставу бывает? - шипит он на него.
      - А что мне оставалось делать? Тебя она поругала и всё, а с меня бы три шкуры сняла.
      - Следующий раз я сам с тебя шкуру сниму! Таких люлей отвешаю!Понял?
      - А я тогда расскажу, что ты уроки прогуливаешь, а конспекты у девчонок списываешь!

В ответ на это заявление Илья получает от Сергея подзатыльник.

                -  Только попробуй! - грозит Сергей брату.


                - ХХХ -


Раннее утро. Лена с Сергеем уже на ногах. Илья спит.

      - Опять на пробежку? Не надоело вставать  так рано?  На улице мороз, тьма непроглядная, - Лена  зябко повела плечами. - Была б моя воля, я повалялась в постели ещё часик-другой.

      - В здоровом теле, здоровый дух, ма!  - отвечает бодро Сергей. -
Ну, я пошел.
      -   Иди. Я тоже сейчас выхожу.

Сергей уходит, Лена наблюдает за ним через окно, как только он  свернул за угол, она быстро одевается и быстрым шагом догоняет его. Тайком  следует за сыном.
Через пару кварталов Сергей сворачивает во двор пятиэтажного дома.
Лена прячется за углом. Сергей заходит в подъезд дома и скоро возвращается в переднике дворника с метлой и лопатой в руках. Приступает к уборке двора. Отгребает лопатой снег от входной двери.
Лена выходит из укрытия, поднимает метлу и пристраивается помогать сыну.
Сергей оборачивается. Увидев мать, приходит в изумление.

      - Ма?! Ты чё тут делаешь?!
      - Пришла тебе помочь, - ровно, отвечает Лена. - Ты работай, работой,  а то в школу опоздаешь, - подгоняет она Сергея.

Молча убирают двор. Каждый думает о своём. Закончив работу, Лена  говорит с укоризной:

      - Учительница сказала: у тебя способности  к литературе. Зачем тебе это? - кивает на дворничный инвентарь.
      - Хотел подработать. Подарки к Новому году тебе с Ильёй купить.
      - Самым большим подарком для меня будет, если ты окончишь школу без троек и поступишь в институт. Ты должен оставить эту работу.
      - Я не могу, ма. Я обещал…
      - Ну, что ж тогда мы двор будем убирать вместе, - твердо говорит Лена.

В смятении чувств Сергей смотрит на мать. Ему предстоит серьёзный выбор: либо он жертвует своими принципами и уходит с работы, освободив  тем самым мать от данного ей обязательства, либо принимает её жертву и продолжает работать, но уже вместе с ней.
       -  Хорошо, ма, я  оставлю эту работу, - делает свой выбор Сергей.


                - ХХХ -


Бескрайняя заснеженная степь. Ни гор, ни лесов.  На ровной, как крышка стола пространстве, без единого дерева, стоит небольшой посёлок.
Контора совхоза. Кабинет директора. В кабинете двое: директор и Семён.

      - Константин Петрович, через неделю Новый год, а наши ребятишки без ёлки, - говорит Семён директору.
     - К чему ты  клонишь?
      - Правильно думаешь, только ехать за ней надо за две сотни километров, - озабочено говорит директор.
      - Целину подняли, а ёлку что ж не осилим? В чем проблема? - спрашивает Семён.
      - Кто захочет в мороз в такую даль ехать? Ты вот поедешь?
      - Поеду. Я за этим и пришёл.
      - Тогда нет проблем. Езжай. Смотри, только поаккуратнее, не заблудись. Степь зимой очень коварна. Не вздумай ехать один, возьми себе кого-нибудь в напарники, в случае чего, двое - не один.

               

                - ХХХ -


По снежной целине ползёт трактор. Он тащит сани, на которых лежит большая зеленая ель.
Метёт позёмка.

      - Надо торопится, погода портится, - говорит Семён напарнику  -Славе, тому самому пареньку, которого уговаривал директор остаться  в совхозе.
      - Иван Алексеевич давай я подменю тебя, а ты поспи немного.
        - Я бы не прочь вздремнуть, да боюсь, ты с дороги собьешься.
      - А ты не бойся, видимость нормальная.
      - Ладно, уговорил, принимай вахту, - немного подумав, соглашается Семён. - Держись гусеничного следа. Устанешь -толкнёшь меня.
 
Меняются местами. Слава с радостью берётся за рычаги. Трактор ускоряет ход. Семёна одолевает усталость, и он вскоре  засыпает.
Километр за километром трактор преодолевает белое безмолвие. От однообразного пейзажа Славу клонит в сон. Голова его все чаще и чаще падает на грудь и вскоре он засыпает. Трактор сбивается с курса. Метель усиливается…
Семён просыпается от навалившейся на него тишины. Слава тоже вскакивает, испуганно моргает.

       -   Что случилось? - спрашивает его Семён, но тот не отвечает.За окнами бушует метель.
       - Который час? - Семён смотрит на часы. - По времени мы должны к поселку подъезжать. Где мы?
       - Не знаю, - пожимает плечами Слава.
       - А кто знает? Ты заснул, что ли? - вдруг догадывается Семён.
       - Я не хотел, так получилось -  виновато говорит  Слава.
       - Балбес! - выругался на него Семён. - Марш на место!

Выходят из трактора, меняются местами Ветер, рвёт их одежды, снег забивает лицо.
Иван садится за рычаги. Пытается завести трактор, но безуспешно. Делает попытку за попыткой, но трактор не заводится.

       -   Ну, родимый, давай, помоги мне, ну что же ты -  приговаривает  Семён, обращаясь к трактору.

  Выходит из кабины, копается в моторе. Вновь заводит трактор, но он,  не успев завестись, тут же глохнет.

       - Едрит твою качалку, чего тебе надо?! - психует Семён.
       - Иван Алексеевич, может помочь что? - виновато спрашивает Слава.
      - Сиди! Напомогался уже! - ворчит Семён.

Кабина трактора остыла. Слава, скукожившись от холода, молча наблюдает, как Семён  возится с трактором.

      - Славка, иди сюда, - приоткрыв дверцу кабины,  зовет Семён.
Слава с готовность спрыгивает в снег.
      - Ну-ка давай пробегись вокруг ёлочки пару раз! - говорит он ему.
      - Зачем? - не понял парень.
      - А затем, чтобы трактор завёлся, примета есть такая - с серьезным видом отвечает Семён.

 Слава смотрит на него недоверчиво.

     - Ты ещё здесь? - оборачивается Семён. - Я кому сказал - заводи хоровод!

Увязая в снегу, Слава делает круг вокруг трактора.   
     - Ещё давай круг! - кричит ему Семён.

Запыхавшись после второго круга, Слава говорит Семёну:

     - Что-то не срабатывает твоя примета, Иван Алексеевич. Я уже в мыле, а трактору хоть бы хны! Липовая, видать примета.
     - Спина в мыле, значит, не замёрзнешь - это  уже хорошая примета.

Слава догадывается, какую цель преследовал Семён, отправляя его бегать вокруг трактора. Он прыскает со смеху.

                -  Ну и шутник ты, Иван Алексеевич! А я, дурак, поверил!
               

                - ХХХ -


В дом Катерины вваливается с мороза председатель.

     - Ну, что не объявился? - спрашивает он у Кати.
     - Нет.
     - По  моим подсчетам, они должны были вечером вернуться.
     - Может, случилось что? - тревожится Катя.
      - Не переживай,  Иван у тебя из тех мужиков, которые не сдаются. Если к утру не объявятся, пойдем  на поиски.


                - ХХХ -


Наступила ночь. Метель стихла. Мороз покрепчал. Пробежки вокруг трактора делает уже не только Слава, но и Семён.

      - Ну что будем делать? - забираясь опять в кабину, задается вопросом Семён.
      - Зря я тогда не уехал с Пашкой с этой дурацкой целины! Сидел бы сейчас дома, чай с малиновым вареньем хлебал. Мамку жалко! Каково ей будет, когда узнает, что её сын в степи сгинул?! - корит себя парень
      - Разговорчики! - обрывает его Семён. Чего нюни распустил! Мамку ему жалко! Ты же взрослый мужик, сам не сегодня завтра  отцом станешь, а все  к мамкиной сиське прильнуть норовишь. Рано на тот свет собрался! Марш за дровами!
     - Какие в степи дрова? Здесь за сотню километров пенька не найдешь!
     - А на санях у нас что? Учить он меня будет! - ругается Семён, выбираясь из кабины,  направляется к ёлке.
     - Ты хочешь ёлку запалить? - выпрыгивает следом Слава и бежит за ним. - А как же дети, они же праздника ждут!
     - Да ну?! - насмешливо произносит Семён
     - Чё да ну, чё да ну?! - кричит в запале парень. - Я не  дам  тебе ёлку жечь! - кричит он и встаёт на пути у Семёна. - Как  мы после этого детям в глаза смотреть! Я лучше всю ночь вокруг неё бегать буду!
     - Вот таким ты мне, Славка, больше нравишься! Никогда больше не сдавайся! Понял?! Пойдем, подсветишь мне.
Семён достает лопату, ворох промасленных тряпок, обвязывает ими верх черенка, зажигает факел и передаёт его парню.
     - Держи. Светить мне будешь, - говорит он ему. - Да смотри, аккуратнее, трактор не  запали.

Семён ковыряется в моторе. Слава стоит рядом с факелом. Слышится  собачий вой.

      - Иван Алексеевич, слышишь - собаки! - радостно восклицает Слава.
      - Собаки это хорошо, значит поселок где-то рядом. Нам бы Славка с тобой до рассвета продержаться, - не отрываясь от дела, отвечает Семён. Поднимает голову, прислушивается. - Да это же волки! - оборачивается.

  Недалеко от трактора крутятся пара волков.

      - Мать честная! - произносит Семён. - Быстро в кабину! - кричит Славе.

Семён забирает у него факел, отпугивая волков, размахивает им. Кричит:

      - Быстрее шевелись, пока они  в стаю не сбились!
      - А ты? Пойдем вместе, - беспокоится о нём Слава.
      - Пока я с факелом, они меня не тронут. Мне надо кое-что закончить, - отвечает Семён.
      - Тогда я останусь с тобой, помогу держать факел, - заявляет Слава.
      - Не дури, иди в кабину! - настаивает Семён.
      - Нет! Я останусь с тобой! - отказывается  тот.

Семён передаёт ему факел. Опасливо  глянув на  волков, продолжает  чинить трактор.
Слава периодически размахивает факелом. Движущийся огонь отпугивает волков.

     -  Накося - выкуси! Свеженинки захотели? Кукиш вам с маслом! - кричит он в темноту.
     -  Кажется всё, - разгибая спину, говорит Семён. - Ну, если  железяка чёртова и на этот раз не заведётся, то я из неё сделаю большой костёр! Давай сюда факел, я прикрою тебя, - говорит он Славе.

Слава ныряет в кабину, волки, почуяв, что добыча уходит, активизируются. Семён, размахивая факелом,  встаёт на гусеницу трактора и, бросив факел в снег, захлопывает дверцу.

      - Фу! Аж,  жарко стало! - говорит Слава.
      - Вспотеешь тут! - отвечает Семен. - Ну, браток, выручай, зря, что ли мы тут с тобой полночи ковырялись! -  кладёт руку рычаг.

Трактор заходится рёвом. - Порядок в танковых войсках! Ну, пошёл, родимый!
Трактор тронулся с места и медленно пополз по перенове.
Волчья стая бросается врассыпную.

      - Вот вам, вот вам, - радостно тычет фигушками в окно Слава.
      - Иван Алексеевич, а если б трактор не завелся, то ты вправду подпалил бы его?
      -   Нет, я отдал бы его на съедение волкам, - смеётся  Семён.

Вместе с ним смеётся и Слава.

     - А ты, парень, с характером! Не зря тебя родители Славой назвали! - говорит ему Семён. - Ели б не ты, то ёлка бы уже догорала.
 
                -ХХХ –


Прошло время.
Отшумели зимние метели, сошел снег.
Закончилась вспашка полей, а в месте с ней и посевная.
Бескрайние целинные поля зазеленели всходами зерновых культур. Отзвенело знойное лето.
Пшеничные колосья, набрав силу, склонили свои тяжелые головы в ожидании жатвы.
В совхозе «Целинный» уборочная в самом разгаре.
С её приходом  жизнь в посёлке, оживилась. В помощь на уборку хлеба в совхоз приехали несколько шефских автомобильных отрядов из других областей. Их машины, груженные зерном, курсируют круглые сутки от поля к зерновому двору.
Раннее утро. Пересменка. На лужайке, недалеко от  конторы, собралась группа мужчин. Они курят, рассказывают анекдоты и надрываются от смеха.

       -   По какому случаю митинг? - спрашивает, подошедший к одному из них Семён.
       -   Шефы анекдоты травят. Обхохочешься!

В центре круга, спиной к Семёну, сидит мужчина с рыжей шевелюрой и рассказывает:

-  Выступает как-то Хрущёв перед колхозниками: «Товарищи! Мы одной ногой уже твёрдо стоим, в социализме, а другой шагнули в коммунизм!» - говорит он. Тут, вдруг раздаётся голос из зала: «И
     долго нам так стоять нараскаряку, Никита Сергеевич?»

Мужики  хохочут.

- А вот еще один, может, кто слышал, он уже с бородой, - говорит рыжий. Хрущев подарил Кастро новый автомобиль, но без руля.
Кастро телеграфирует ему: «Пожалуйста, вышлите руль,  невозможно управлять». Хрущев отвечает: «Ты жми на газ, а управлять я отсюда буду».

       -  Силен! - смеются мужики. - Ты с каких мест будешь, такой веселый? - спрашивает рыжего один из них.
       -  Все мы из одного и того же места, - поворачивается к нему рассказчик.

Семён не верит своим глазам! Перед ним сидит живой и здоровый сержант! Не может быть! Это какое-то наваждение!

       - Расскажи нам еще чего-нибудь, такого солёненького! - просит   сержанта стоящий рядом мужчина.
      - Ишь ты, солёненькое ему подавай, ты случаем не беременный? – острит сержант.

Его острота мужикам приходится  по душе, они смеются.

      - Солёненькое только под сто грамм водки и свежий огурец, - торгуется рыжий.
     - Будет тебе и то и другое, - обещают мужики.
     - Эй, мужики, хватит бакланить! За работу пора! - раздается голос директора.
     - Сам пришёл, - говорят мужики и спешно расходятся.

Семён, чтобы его не увидел сержант, поворачивается к толпе спиной.

     - Иван Алексеевич! Зайди, ты мне нужен, - обращается к нему директор.
 Семён, словно опрокинутый, подходит к директору.
     -  Ты что заболел, на тебе лица нет, - спрашивает его директор.
     - Да нет, ничего, -  вяло произносит Семён.
     - Шефы к нам нынче приехали весёлые. Смотрю, наши с ними  быстро сошлись. Лишь бы водкой не забаловали, черти. Пройдём, у меня к тебе разговор есть, - говорит директор.

Они проходят в кабинет.

     - Садись.

Директор кивает Семёну на стул у стола. Сам садится напротив.
               
     -   Вторую ночь не сплю, голову ломаю над тем, как ускорить темпы уборочной, -  жалуется  он Семёну.
     -   Так мы, вроде, из графика не выбиваемся, - говорит Семён.
     - Райком требует ускорить сроки жатвы, но при нынешнем урожае нам, даже при самом отчаянном напряжении человеческих сил, не завершить страду в сжатые сроки!
     - Отчего же! Вон сколько народу нагнали! - кивает Семён в сторону улицы.
     - Не всегда и не всё можно брать нахрапом. Иногда смекалка требуется.  Богатый хлеб труднее поддается уборке, да ещё когда погода, гуляет туда-сюда. Вот я и подумал, а  не запустить ли  нам  в поле сцепы из двух жаток, а?
     - Из двух? - задумался Семён. - А что, это идея! Две жатки - двойная производительность! - оживился Семён
     - Да двойная, но здесь есть одна закавыка.
     - Какая закавыка?
     - Дело в том, что высота стеблей, если ты заметил, на разных участках поля разная. Полеглость и закрученность хлебов ветрами тоже разная. Придётся то и дело менять высоту, на которой срезается колос, иначе валок плохо сохранится. В этом вот и заключается вся проблема, - вздыхает директор. – Ну, а поскольку  ты у нас по   механической части, лучше всякого инженера будешь, решил с тобой посоветоваться, можно ли в наших условиях сделать маневренный и надежный сцеп двух жаток?
      - Хм, подумать надо. Подобным мне не приходилось заниматься, - озадачено  произносит Семён.
      - Ты,  Иван Алексеевич, подумай, но прошу тебя, не очень долго, -  говорит директор.
      - Недолго - это сколько?
      - На всё про всё даю тебе сутки.
      - Не густо. Разрешите идти? - по-военному спрашивает Семён.
      - В добрый час, танкист!
               

                - ХХХ -


Семён возвращается домой заполночь. Тихо открывает незапертую дверь. Стараясь не шуметь, проходит на кухню.

      - Это ты, Вань? - раздается тихий голос Катерины.
      - Я, спи, - отвечает Семён.

Катерина не слушает его. Заходит на кухню, разогревает еду, накрывает на стол.

      - Танятка ждала тебя - не дождалась, хотела про школу тебе рассказать.
      - Директор задание дал, к утру надо было управиться, - объясняет Семён.        -  У тебя как дела?
      - У меня нормально. Была в райцентре, сдала отчёт. За хорошую работу грамоту получила.
      - Ух, ты! Покажи, - просит Семён.

 Катерина приносит грамоту.

      - Вот, - протягивает её Семёну.
      - «Награждается Гонтарь Екатерина Павловна за победу в социалистическом соревновании», - читает Семён. - Молодец, поздравляю.
      - А у тебя что хорошего? - спрашивает Катерина.
      - У меня хорошего мало, - отвечает Семён.
      - Что случилось?
      - Присядь, - Семён выдвигает табурет.

Катерина присаживается, с тревогой смотрит на Семёна.

      - Видела, сколько к нам шефов приехало?
      - Конечно, видела. Каждый день у меня на телефоне висят, домой звонят.
      - Так вот,  сегодня я среди них увидел сержанта, который хотел меня с поезда сбросить.
      - Да ты что! - испуганно произносит Катерина. - Ты же говорил, что он умер!
      - Прокурор видать ошибся, когда документ писал, - говорит Семён.
      - Бог ты мой! Что же теперь делать?! - тихо запричитала Катя.
      - Может, он не вспомнит меня, лет-то много прошло, - успокаивая Катерину, с надеждой говорит Семён.
      - А как вспомнит, что будет? - Катерина  поднимает на него глаза, полные слёз.
      - Не плачь. Я постараюсь до отъезда шефов не попадаться ему на глаза.
Семён ласково прижимает Катерину к себе.

                - ХХХ-


 На самом видном месте центральной улицы поселка возвышается  Доска   почёта с названием  «Герои жатвы». Сержант рассматривает фотографии на ней.  Среди десятка разных  портретов висит фотография Семёна. Фотограф снял его в рабочий момент -  в поле за трактором.
 Сержант впивается в неё глазами. Он ошеломлён! Это же его крестник, беглый зэк по кличке Танкист!
Всматривается в черты его лица. Сомнений нет: это он!
Мимо проходит Слава. Сержант останавливает его.
 
       -   Эй, парень, скажи мне, кто это?
       - Ты чё, с похмелья, дядя? - усмехнулся Слава. - Здесь же написано:  Гонтарь Иван Алексеевич.
       - Ладно, не умничай. Он что у вас живёт?
       - Странный ты человек! Если его фотография висит на нашей Доске Почета то, как ты думаешь, где он живёт? А ты к Ивану Алексеевичу что-то имеешь?
       - Имею. Должок за ним числится.
       - А вон он и сам идет. Иван Алексеевич, тут тебя спрашивают, - кричит Слава и подбегает к Семёну.
       - Кто?

Шепнув что-то Семёну на ухо, Слава уходит.  Сержант смотрит на Семёна. Семён, какое-то время медлит, потом решительно подходит к сержанту.
 
     - Ну, вот и встретились, - начинает разговор сержант. Сколько веревочке не виться, а конец ей будет, - сплёвывает сквозь зубы..
Семён молчит.
     -   Что молчишь,фраер, не ожидал? - с вызовом  спрашивает сержант.
     -   Ожидал. Я тебя давно здесь заприметил.
     -   Надеялся, что не узнаю? Я б на твоём месте слинял бы сразу, а ты  рожу свою всем  на обозрение вывесил, - ухмыляясь кивает  сержант на фотографию.

Семён переводит взгляд на Доску почета.

     -   Вон оно, в чём дело! - понял Семён, что послужило причиной его встречи с сержантом.
     - Если б не она, родимая, то опять разошлись бы наши с тобой дорожки, но, похоже, судьба даёт мне шанс свести с тобой счёты, - самонадеянно говорит сержант.
     -   Это не ты должен сводить со мной счёты, а я с тобой! Ты мне,   всю жизнь исковеркал! Хочешь заявить на меня, - так давай, я не боюсь! - говорит Семён.
     -  Зачем тогда фамилию сменил, если не боишься, а? - нагло улыбается сержант.
     -   А это не твоего ума дело! Понял?! - резко отвечает Семён.
     -  Конечно не моего, а прокурора, - сержант  вновь сплёвывает сквозь зубы.
     -  Флаг тебе в руки! – грубо бросает Семён и уходит.
     - А ты борзый стал, как я на тебя посмотрю! Ну, ничего, ты у меня ещё попляшешь! -  кричит ему  в спину сержант.


                - ХХХ -


Почтовое отделение. Сержант ожидает междугороднего разговора. Катерина догадывается, что её клиентом является, тот самый рыжий сержант, о котором ей рассказывал Семён. Она искоса наблюдает за ним. Раздается  телефонный звонок. Катерина снимает трубку. Отвечает:

      - Да, заказывали. Проходит в кабину. (Обращается к сержанту) - Товарищ, ваш номер на проводе, пройдите в кабину.

Сержант торопливо проходит в кабинку, кричит в трубку.

      - Филин, привет! Да я это, я! А, змей, не узнал! Нет, я ещё здесь. На днях выезжаю. Дельце тут одно образовалось, закончу его и приеду. Да, нет, баба тут не причем! Приеду, расскажу. А ты не знаешь где Хохол? Нужен. Я тут неожиданно фраера одного встретил.

Катерина, слушает разговор. Она поняла о каком «фраере» говорит   сержант, и о чём он хочет сообщить абоненту на другом конце провода, поэтому, не колеблясь, отключает связь в кабине.

      - Алло! Алло! - кричит  в трубку сержант. - Барышня в чём дело?! Почему разъединили?! Я не закончил разговор! - высунувшись из кабины, спрашивает он Каттерину.
      - Минуточку, сейчас узнаю, - Катерина делает вид, что вышла на  связь с телефонисткой «межгорода». - Дежурик,  у меня абонент не закончил разговор. Понятно. Надолго? Поняла. (обращается к сержанту) Повреждение на линии. Связь восстановят не раньше, чем завтра, - не моргнув глазом, врёт она.
      - Черт бы вас подрал с вашей связью! – ругается сержант, поворачивается уйти.
      - Погодите, я верну вам деньги, - Катерина возвращает ему деньги.
      - Я на машине. Может, покатаемся, а?  - удерживая в своей руке  руку Катерины, многозначительно спрашивает сержант.
      - А я на велосипеде, - сухо отвечает она.
      - Понял, не дурак, - говорит сержант и уходит.

 Звонит телефон. Катерина поднимает трубку.

      - У меня что-то с кабиной. Монтера вызвала. Клиент не стал ждать - ушёл, - объясняет она телефонистке.

Спешно закрывает почту на замок, бежит на поиски Семёна. Останавливается, спрашивая о нём у прохожих, смотрит, нет ли его дома, бежит  дальше.

                - ХХХ -


Семён входит в кабинет директора.

      - Разрешите?

Директор сидит за столом, курит. Семён, не дожидаясь ответа, проходит к столу, помедлив немного, признаётся ему:

      - Константин Петрович, я пришёл заявить вам, что я никакой не брат Орлова, я и есть Семён Орлов.

Директор выходит из-за стола, подходит к нему чуть ли не вплотную.

      - Думаешь, удивил? - затягиваясь папиросным дымом, спрашивает он Семёна. - Представь себе, что нет. Я давно понял, что ты мне мозги пудришь. Ну, думаю, посмотрим, что будет дальше.
      - Вот как? - удивляется Семён. - Как же вы меня вычислили?
      - Тебя выдали руки, - отвечает директор.
      - Руки, как руки, -  разглядывает свои руки Семён.
      - Не скажи. Они у тебя мастеровые, им дано то, что не дано другим. Я был свидетелем, того, как ты однажды менял гусеницу на своём тракторе. Именно так ты менял гусеницы и на своём    Т-34. До тебя  прежде,  делали это иначе - дольше. Потом многие  танкисты пользовались твоим приёмом, но той виртуозности, что была у тебя, я больше не встречал ни у кого.
С гусеницы на тракторе я стал присматриваться к тебе, прислушиваться, к твоей речи. И чем больше я общался с тобой, тем больше росла во мне уверенность, что ты водишь меня за нос.
      - И вы меня не выдали? Почему?
      - А разве мог я выдать человека, который не раз прикрывал меня в бою? У тебя, наверное, тогда были веские причины не рассказать  мне всей правды. Лезть к тебе в душу я не стал: кто его знает, что там! Все это время ждал, когда же ты сам придешь ко мне. Ожидания оказались не напрасными.
      - Я мог и не прийти.
      - Каждый волен, выбирать, что ему делать и как жить.
      - Я то, как раз и не волен, - вздыхает Семён. - Меня привели к вам, Константин Петрович, чрезвычайные обстоятельства.
      - Выкладывай свои чрезвычайные обстоятельства, - говорит директор.
      - Сержант, про которого я вам рассказывал, ну, тот начальник конвоя, оказывается живой и работает у нас в бригаде шефов.  Мы встретились с ним у Доски Почета. Он узнал меня по фотографии. И когда успели её повесить! - досадует Семён.
      - Сразу же на второй день, после того, как ты сцеп из двух жаток запустил. Страна должна знать своих героев в лицо! Тем более, что соседи тоже стали использовать нашу технологию, - с достоинством отвечает директор.
      - Вот и узнали! - усмехнулся Семён. - После этого нам с Катериной бежать надо, куда глаза глядят! Рыжий грозился пойти к прокурору.
      - К прокурору говоришь? - задумался директор. - А с чем, собственно, он собирается туда идти? На тебе же нет его крови, он живой! Так или не так? - спрашивает директор.
      - Так, - медленно произносит Семён.
За эти годы Семён настолько свыкся с мыслью, что виновен в гибели сержанта, что новый взгляд на происшедшее, для него становится своего рода откровением.
      - Документ о твоём освобождении, помню, ты говорил, у тебя на руках?
      - На руках.
      - Чего ты тогда паникуешь? Всё складывается в твою пользу. Ты ни в чем не виновен, а если и виновен, то не настолько, чтобы всю жизнь дрожать, как осиновый лист и бегать с места на место, будто заяц беляк! Ты должен оставаться здесь. Я тебя никуда не отпущу! Мы ещё повоюем с твоим сержантом, танкист! -оптимистично заявляет директор.


                - ХХХ -


Вечер того же дня, на зерновом дворе. На территорию двора въезжает самосвал гружёный зерном. За рулемсержант. Нетрезвой походкой он выходит из кабины.

      - Бабоньки! Принимай зерно! - орёт он.
      - Откуда ты такой красивый взялся?
      - А наклюкался-то, наклюкался! - восклицают приемщицы зерна.
      - Директор тебя наш не видит!
      - Имею право, по случаю окончания срока, - куражится сержант.
      - Срок в тюрьме, а здесь работа, - говорит одна из женщин.
      - Ты в кого такая умная? - сержант  прижимает к  себе женщину.
      - А ты в кого такой наглый? Отстань! - ругается она на него. - Убери  лапы-то!
      - Ох, как я вас,  бабоньки, люблю! – восклицает сержант, и начинает гоняться за женщинами по двору. Они с визгом разбегаются.
      - Ты глянь-ка на этого ухажёра! Еле на ногах держится, а всё туда же! Кончай кобелиться! Гони машину к бункеру!
      - А что мне за это будет? – спрашивает сержант.
      - Разгрузишься, дадим закусить, - шутит, женщина помоложе.
      - Понял, не дурак! – говорит сержант.
Садится за руль, сдаёт задом к бункеру.
      - Стоп! - кричат ему  женщины.
Он вываливается из кабины, открывает задний борт, включает автоматический подъем кузова.

Женщины, пока он занят разгрузкой,  пытаются незаметно скрыться от него.

     - Эй, вы куда? Меня подождите! -  кричит им сержант.
     - Бог в помощь! - озорно хихикая, женщины убегают.
     - Ну, врунишки, сейчас я догоню вас! – грозится сержант.

Порывается догнать их, но, поскользнувшись  на зерне,  теряет равновесие и падает прямо в бункер.
Кузов принимает вертикальное положение и тонны зерна, летят в бункер вслед за сержантом.

     -  Ой, бабы, кажись, он в бункер слетел! – оглянувшись, взвизгивает одна из    женщин.
     - Типун  тебе на язык! - ругается на неё другая.
 
Женщины бросаются к бункеру. Заглядывают вниз. Ничего не видно.

     - Показалось тебе, - неуверенно произносит третья.
     - Куда ж он тогда  делся?
     - Может, за машиной спрятался или  по нужде отошёл?

Женщины смотрят  сержанта у машины.

      - Ой, девоньки, чует мое сердце беду!

                - ХХХ -

Кабинет директора.  Директор продолжает разговор с Семёном. Раздается телефонный звонок. Константин Петрович снимает трубку.

      - Что?! - кричит он. - А вы где были?! Сейчас приеду! - в сердцах бросает трубку.
      - Что  случилось? - спрашивает Семён.
      - Похоже, что один из командировочных по пьяни  в бункер угодил!  Этого мне только не хватало!
 
Директор направляется к выходу.
     - Я с вами, - говорит ему Семён и идёт за ним.


                - ХХХ -

На открытой площадке зернового двора собралась группа людей.
Семён вместе с другими мужчинами кладёт бездыханное тело  сержанта на брезент. Женщины плачут.
  На территорию двора заходит Катерина.
        - Ивана не видели? - спрашивает она у людей, стоящих с края.
        - Там он, с  командировочным …

От слова «командировочный» у Кати обрывается сердце. Она  молча пробирается сквозь толпу. Увидев труп сержанта, и рядом с ним Семёна, она бросается к  Семёну с криком:

      - Ваня!
      - Иван, уведи жену, - говорит директор и закрывает труп пологом.

Семён  сжимает Катерину в своих объятиях и молча уводит со двора.


Рецензии