Русский вопрос

Памяти АНДРЕЯ ЗИНОВЬЕВА –                Замечательного представителя загадочной                русской души, русской свободной мысли, русского духа.
               

РУССКИЙ ВОПРОС

(информация к размышлению или вольные мысли по поводу невольно возникающих проблем)

               
                Кто право дал им в Беловежской Пуще
                Решать в парилке всей страны судьбу?
                Е.Евтушенко.               

      Начало третьего тысячелетия для России – время сложного размежевания народностей, еще недавно бывших составной частью единого Советского народа в составе могучего Союза республик  в едином государстве под названием СССР. В связи с этим вновь остро дискутируется национальный вопрос, требующий нового подхода в его решении на новом этапе развития мировой истории.  Активное участие в этих дискуссиях принимают средства массовой информации, тогда как ученые,  в основном и к сожалению, молчат. А любая ошибка в этом сложном вопросе всегда болезненно отражается в практике межнациональных отношений. 
      В дискуссиях высказываются подчас самые нелепые мнения, вызывающие тревогу в общественном сознании, -  как, например, провокационный лозунг «Россия для русских!»  или  вопрос о возможности «национальной идентичности» России.  Высказано  утверждение о том, что оттолкнувшись от идеи, «русские  -  нация», необходимо создать документ, который занимал бы второе место после Конституции РФ и обеспечивал бы работу по национальной безопасности России (газета «Гудок». 5.07. 2005. С.6.).   
    Наиболее часто звучит вопрос о том, почему русские – не нация? А попытка убедить читателя, что русские, по последней переписи населения, составляют подавляющее большинство граждан,  проживающих на территории России, и потому  можно говорить о «национальной идентичности» в решении многих сложных вопросов культуры России,  -  провокационно преступна, ибо Россия – государство федеративное, многонациональное.
           Предлагается подход субъективно-волюнтаристского решения многих проблем, без учета объективно сложившихся условий  современности, без учета исторически сложившейся национально этнической структуры и культуры России.  В современных дискуссиях сплелись в единый клубок многие путаные положения и понятия, а термины «нация», «народность», «национальность», «народ», «этнос» употребляются без уточнений содержания - как синонимы, что может быть простительно лишь в употреблении на уровне обыденного сознания. В аудио и видео-диалогах и в печати на темы национального вопроса часто встречается не очень понятный в применении к России (и даже  неясный вообще) термин «национальная идентичность».
       Опасность указанных идей заключается в том, что, попадая в сознание незрелых и невежественных элементов, они становятся материальной силой и воплощаются в деятельность преступно-бандитствующих групп, находящихся в своем самосознании «по ту сторону Добра и Зла», ибо не ведают, что творят.
       Такое положение в общественном сознании указывает на необходимость привлечь внимание к данным проблемам серьезных ученых, для чего требуется дополнительная информация о специфических особенностях культуры России. Требуется еще и еще раз заглянуть в ее историю, чтобы понять ее удивительную судьбу, ее предназначение и роль в судьбе человечества как целого.   
      
     «Национальная идентичность» - что кроется в этом понятии?  Если единство национальности, национального языка народности, наконец, единство духа народного,  его  единодушие, то – да. (Заметим, что во всех указанных случаях употребления данного термина предполагается единство культурно-гуманитарного направления в бытии социальной общности). Но если отнести его к определению  «Нация», то – НЕТ, потому что нации и народы складывались из огромного числа этнических групп и их представителей в период крупных экономических и научно-технических объединений, рождающих широту рыночных отношений, обнаруживающих примат материальных ценностей над духовными, примат цивилизации над культурой.
       В нации  просматривается наличие многих культурных особенностей этнических групп и их представителей, в основе объединения которых лежит промышленное производство, а целью объединения становится накопление капитала. Так, итальянцы происходят из римлян, германцев, этрусков, арабов и др.; французы – из галлов, римлян, немцев, германцев, славян и др.; американцы вообще нация эмигрантов и являются, пожалуй, наиболее пестрой нацией по этническому составу. А к началу третьего тысячелетия эта нация переросла в более солидную и исторически более позднюю структуру – Народ и носит сегодня имя «Американский народ».
        Гуманитарная культура таких объединений складывается из достаточно пестрых элементов различных культур, что обнаруживается как явление, не имеющее принципиального значения для нового этапа социального творчества истории Нового времени. Так что у наций нет национальной идентичности, а термин «национальный» приобретает значение более политическое, чем гуманитарно-культурное, звучит как «государственный».    
       Слияние элементов множества культур при безразличном отношении капиталистической системы к их сущности постепенно утверждают себя как культурные диаспоры, землячества. А в целом процесс  укрепления нации в ее развитии рождает постепенный,  незаметный  и безболезненный переход буржуазной общности «Нация» в новую общность «Народ» имеющую единые характеристики образа жизни, единую идеологию, менталитет. Так утверждается термин «Американский народ», привычный в современном употреблении, а термин «национальный» остается в употреблении и все больше утверждается в смысле «государственный».
      Кроме того, нельзя не учитывать, что в истории человечества закономерно -
все более крупные социальные формирования появляются в результате объективной необходимости  в процессе экономического и политического развития, объединяющего в полиэтническое единство всех, кто готов к предпринимательской деятельности. И каждая такая социальная общность имеет свои особенности становления и развития в зависимости уже не только от единства природного и социокультурного, но и от закономерностей взаимопроникновения и взаимовлияния материальных и духовных элементов внутри культуры человечества, возникающих согласно закону преемственности и изменчивости культуры в целом. При этом обнаруживается, что медленное, стихийно складывающееся содружество этнических общностей и их представителей при наличии относительно равного взаимодействия материальной и духовной сторон культуры, очевидно, способно сформировать еще в так называемый «донациональный» период не нацию, а народ  как более гуманное и более широкое социальное объединение, как это случилось в России.
      Постоянное взаимопроникновение элементов материальной и духовной культуры проявляется и в развитии языка, и в производстве и воспроизводстве человека как человека, в преемственности и изменчивости в развитии прежде всего открытых систем культурного образования.
       Таким представляется нам путь социально-этнического творчества истории человечества, которое в значительной степени складывалось объективно стихийно в процессе элементов сознательного взаимодействия  человека с человеком: от родо-племенного единства через единство народности – к формированию наций в период индустриальной культуры производства – к еще более  широкому единству – НАРОД – и от него – к ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ. Таким нам видится путь социально-этнического творчества человека. И путь этот проходит далеко не каждая этническая группа. У человечества на этом пути истории развития постоянно остаются в своем как бы «застывшем» виде и уровень племенного изолированного этноса где-то в американских или индийских джунглях, и удивительно уникальная форма национального единства замкнутой, но удивительно и гуманитарно прогрессирующей «в себе и для себя» культуры этноса (как это случилось у Японии).
       А в целом, - на путь к социальной общности и вынужденному единству «ЧЕЛОВЕЧЕСТВО»  мы, люди, обречены. Но эта проблема пока еще не волнует общественное сознание, всюду звучит один вопрос: «нация»? Все этносы хотят называться именно так, и все признаки нации сводятся к особенностям духовной культуры этноса, к образу жизни, обычаям, национальным колоритным особенностям, тогда как один из ведущих признаков формирующих нацию – индустриальный способ производства остается в стороне, подлежит забвению, кажется необязательным. Вероятно, нужно либо согласиться с «всеядностью» употребления слова «нация» на уровне обыденного сознания, не вникая в ее существенные черты, либо вернуться к рассмотрению истоков его происхождения, его развития, и дать этому термину законченное научное содержание на данном периоде развития общественного сознания, самосознания.

         Очевидно, имеет смысл напомнить, каков объективный процесс формирования крупных социальных общностей, включая нацию, каково  объективное содержание их бытия.   
 
        Так как культура нации складывается на базе многих национально-этнических представительств, из пестрого (в этническом отношении) состава людей, стремящихся к промышленно-индустриальным центрам, то, как правило, при капитализме культура больших этносов и народностей отрицает и разрушает, часто просто уничтожает культуру малых этнических групп (такая судьба постигла культуру коренных народов Северной и Южной Америки, Австралии).
           Россия в данном вопросе стоит особняком.
          В России национальный вопрос исторически решался объективно вяло и в продолжение тысячелетий в большей степени естественно, стихийно. И если употреблять термин «национальная идентичность» применительно к России, то очевидно стоит рассмотреть его содержание через российские же источники, указывающие на его смысловое значение.
В данном случае, применительно к многонациональной и федеративно обустроенной России, этот  термин  звучит, по меньшей мере, странно, да еще и нуждается в  смысловом уточнении.
     Формальная логика требует ясности, не терпит  подмены  понятий – предмета обсуждения. А такого термина как «национальная идентичность» нет  ни в толковых словарях русского языка, ни в политических и философских словарях и справочниках. И  поэтому каждый участник разговора «волен» вкладывать в данный термин свой, удобный для него, смысл.
Попробуем внести ясность через выявление содержания слов, составляющих данное понятие. Слова -  «нация», «национальность», «национальный» – однокоренные, но, увы, не идентичные: нация – исторически сложившаяся общность, появляющаяся вслед за народностью в период возникновения и развития капиталистического способа производства; «национальность» – выражение принадлежности индивида не только и не столько к нации, сколько к народности и вообще к любой этнической группе, даже очень малочисленной, в зависимости от того, какую культуру, образ жизни исповедует индивид, на каком языке он мыслит, какие духовные, да и материальные, ценности создает его творческий потенциал.
Еще сложнее с понятием «национальный».– Это, как дает словарь Ожегова,  -  понятие, употребляемое в самых разнообразных смыслах:  1. «относящийся к общественно-политической жизни наций, связанной с интересами их. Национальное равноправие. Национальное движение,   Н.вопрос. Национальные интересы. 2. Принадлежащий, свойственный данной нации, выражающий ее характер. Советская культура – национальная по форме и социалистическая по содержанию. Н. театр, Н. костюм. Национальная культура. 3. То же, что государственный. Н. Флаг. Н. доход. 4. -    относящийся к отдельной, малочисленной национальности. Н. район.» (С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М. 1961. С.386.) К этому можно добавить, что есть и такие понятия, как Национальные чувства, Национальный язык, Н. искусство, Н. самосознание, Н. психология, Н. самобытность, Н. колорит, Н. блюдо…и т.д.
Получается, что понятие «национальный» употребляется как характерное явление не только для нации, но и для народности и для малочисленных этнических групп, чаще всего применительно к определению художественной культуры и жизни общества. Но поднятое на уровень такой социальной общности как «Нация» это прилагательное обретает еще и политический смысл, употребляется в смысле «государственный». Такого взгляда придерживаются  многие авторы учебников философии и политологии. В учебнике «Философия» под общей редакцией д.ф.н. проф. Б.И.Каверина читаем : «По основным характеристикам безопасность государства тождественна национальной безопасности». (Философия  Под  общ. Ред. Б.И.Каверина. М. 2004.С.412. Изд.Мин. Обороны РФ. Военный университет.).
          Употребление термина в разных значениях: то в национально-этническом, то в социальном, то в политическом  и даже правовом смысле говорит о  неразработанности  термина как категории науки, а значит, размытости его содержания. И тогда неясно, что имеет в виду кандидат юридических наук Андрей Сидорченко, когда говорит о «национальной идентичности России».            (Газета «Гудок».Там же.)   Автор явно предлагает подменить научный подход к анализу вопроса интеллектуально-волевым   или правовым актом. Тут происходит еще и подмена предмета разговора: вопрос о так называемой «национальной идентичности»  подменяется вопросом о «национальной безопасности». И тогда термин «национальный» обретает значение «государсвенный». (Остается только еще добавить, что идею - создать «национальную идентичность России» можно рассматривать либо как достижение цели ее дальнейшего разделения (распада), либо как очередной миф, подобный идее «построить коммунизм в одной отдельно взятой стране»: то и другое  обречено, т.к. противоречит объективной закономерности общественного бытия).
Как же подойти к национальному вопросу России, как в прочем, и к вопросу  о положении России в системе культуры народов мира и их семей? 
         Вероятно, стоит воспользоваться проверенным в науке методом единства исторического и логического начала в  бытии рода людей в целом. Учитывая, что каждый народ формировался и развивался в определенных условиях природы (меры натуры), присоединяя к ее предметам  свою культурную мерку (меру культуры), человек  создавал  одновременно и себя как социальную общность, идя от одного уровня самосознания к другому – более высокому. При таком рассмотрении мы обнаружим действие принципа единства абстрактного и конкретного в формировании культуры России. Очевидно и вероятно,  мы столкнемся с такими элементами и особенностями российского бытия, которые позволят убедиться еще раз в верности образного изречения – «Анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны». Мы должны еще раз убедиться, что результат развития включает в себя и весь его исторический путь.
      Разнообразие географических и климатических условий жизни племен и народностей огромного евразийского массива России, да еще и наличие оседающих на ее территории представителей других континентов и стран, рождало и рождает многообразие культурных ценностей, гармонично сливающихся в единую культуру единой страны – колоритно прекрасную культуру России. Порвать эти связи единым росчерком пера в Беловежской Пуще невозможно. Новые государственные образования не решают проблем взаимоперехода культурных ценностей по принципу единства противоположностей, где национальные элементы испытывают как взаимопритяжение, так и отталкивание, продолжая движение и развитие социального уровня бытия материального мира и духовной культуры.
           Как это происходило в истории человечества и как в культуре России?

          Метод, посредством которого осуществлялось формирование исторических общностей людей, их языка и культуры, есть диалектика противоположностей – сопряжение природного и социо-культурного - в единстве двух мер  -  меры натуры и меры культуры.  (См.  С.М.Петрашкевич-Тихомирова «Культурология как теория культуры».-  М. Академический проект. 2005. С.41 и  С.183.). -  Таков механизм их формирования в истории каждого народа, каждой этнической группы в отдельности и в истории человечества в целом. Наиболее ясно и полно этот метод проявился на территории и в истории России. Но именно здесь  проявление этого метода выявило и уникально-российские особенности сопряжения не только природного и культурного, но и удивительные особенности сопряжения национального и интернационального, общечеловеческого и собственно русского в культуре и истории России.
         Опираясь на этот механизм как на метод, попытаемся рассмотреть историю формирования социальных групп вообще и наций, в частности, в процессе возникновения которых сливались воедино не только материальные основы этносов, но и языковые и прочие духовные элементы культуры.
            
          Потребность обмена продуктами производства и его расширение приводит к все более широким контактам, а это, в свою очередь, к образованию новой более широкой социальной общности – народности.  Формирование народностей занимает очень продолжительный исторический срок - от рабовладельческого этапа развития   -   вплоть до начала развития капитализма. За такой срок, равный более чем десяти векам,, социальная общность успевает обрести единство образа жизни, культуры, языка. И, тем не менее, у каждой народности остаются в языках диалекты как память о далеком родо-племенном уровне общения, как речевой отголосок того уровня. (Обратим внимание, что у наций и народов такого временнОго срока нет, что сказывается и просматривается в необходимости появления языка межнационального общения наряду с национальными языками).
         Подчеркивая роль способа производства материальных благ в формировании социальных общностей, философия постоянно указывает существенность обратного влияния на этот процесс таких сложных явлений как язык, духовная культура в целом, сознания вообще и группового сознания в частности.                Этот акт имеет принципиально важное значение в истории формирования социальных общностей на территории России, но об этой закономерности в ее практическом осуществлении почему-то забывают, будто ее не существует.
          К концу XVI – началу XVII в.в.  на смену феодальной раздробленности, мешающей концентрации производства, в мировом масштабе приходит этап формирования капиталистических общественных отношений, способа производства, формы собственности, а вместе и формирование новой мощной социальной общности – нации. Создание «…национальных связей было не чем иным, как создание связей буржуазных, - справедливо замечает В.Ленин. – Нации – неизбежный продукт и неизбежная форма буржуазной эпохи общественного развития». ( Т.1, С.154, 75.) К. Маркс   определяет новую буржуазную социальную общность как такое политическое «объединение, которое оказывается сплоченным в  одну нацию, с одним  правительством, с одним законодательством, с одним    национальным классовым интересом, с одной таможенной границей».( К. Маркс и Ф. Энгельс. Избр. пр. Т. 1.С.111). Обратим  внимание, что в определение нации не включены такие особенности (имеющиеся у народности) как общность языка и общность культуры. Это объясняется тем, что  1. В нацию объединяются многие народности со своими языками и культурными особенностями и 2. Буржуазия, занятая созданием промышленного производства и накоплением капитала, не проявляет интереса к общности духовной культуры, и язык является общим как язык межнационального общения наряду с национальными языками.
      Формирование наций как такого социально-классового объединения вокруг промышленных центров, которое рождает единство экономики, политики и рынка, концентрирует огромные материальные богатства в руках правящего класса. Нация уже в своем первоначальном накоплении демонстрирует примат материальных ценностей над духовными, примат натуры над культурой, демонстрацию силы власти, преимущества ценности  денег, капитала над всеми другими общественными ценностями. (России не были свойственны многие характерные черты европейской жизни этого сложного периода).

     Россия с ее культурой  христианской соборности, с ее коллективистскими традициями крестьянского быта, с традиционной психологией инертности  не принимала буржуазного индивидуализма и предпринимательства и не сумела вписаться в буржуазный этап мировой истории. Капитализм в России был случайным и кратковременным явлением, и нация не сформировалась.  (Своеобразная особенность полиэтнической культуры и психологии российских граждан проявляется еще и в том уникальном свойстве, что народ России всегда предпочитал равенство в бедности – неравенству в богатстве).
          Когда великий Гегель в XIX веке подверг теоретическому анализу мировую культуру, то случилось неожиданное: России не нашлось места ни в одной семье народов – ни на Востоке, ни на Западе. Гегель вычеркнул  отсталую Россию из списка «исторических народов». Видимо, это было толчком к тому, чтобы, наконец, заявить о себе. Ибо именно в это самое время Россия, уже скопившая достаточно много уникальных духовных ценностей в состоянии «себе бытия», стала подниматься в своем самосознании и обретать состояние «для себя бытия».  Сначала устами П. Чаадаева  она признала: «…Мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежали ни к одному из семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку и не имеем традиций ни того, ни другого,… мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах». Поэт Ф. Тютчев добавил: Умом Россию не понять,
               Аршином общим не измерить:
               У ней особенная стать, -
               В Россию можно только верить.
          Наблюдая за дискуссиями по национальному вопросу, никак не могу отделаться от мысли, что российские умы и сегодня занимаются истинами, ставшими избитыми в других странах. По мнению  ищущих умов, Россия, повергнутая сегодня в состояние  первобытно-дикого  капитализма, разоренная и обобранная своими горе-толстосумами, продающими родину по частям и слывущими как олигархи; Россия, испытывающая наплыв переселенцев к себе и эмигрантов от себя,  должна еще в этих условиях, по мнению дискуссирующих, сформировать русский народ в нацию. (То есть шагнуть и в этом вопросе не вперед, а назад).
      Видимо,  спорящие и дискутирующие не учитывают, что Россия, имея совершенно уникальную историю более чем  тысячелетнего  тесного общения народов мира на своей территории, да еще и  миновав  в свое время капиталистический этап производства в его законченном виде,  миновала и возможность формирования нации как социальной общности буржуазного периода истории. Видимо этот факт и не позволил Гегелю найти для России место в системе культуры так называемых «исторических народов».
       Тем не менее, Россия развивала торговлю и предприятия крепостнической мануфактуры, а затем через отмену крепостного права к Х1Х веку стала перерастать в промышленную мануфактуру фабричного производства. На этом несколько своеобразном пути развития, сохраняя свои коллективистские традиции и свою самодостаточность, верная православным меркам в отношениях людей, Россия  еще задолго до  мирового капитализма обогнала Запад в вопросах социально группового творчества  и сформировала не нацию, а новейшую общность – «НАРОД», продолжая развиваться самостоятельно и оригинально.   
       Социальная общность «народ» в отличие от «нации» имеет преимущество в том, что не тормозит развитие духовной культуры, а демонстрирует свободное (во многом – стихийное) развитие духовной жизни, духовной культуры этносов в нее входящих, сохраняя, таким образом, и развивая богатство колорита полиэтнической культуры новой социальной общности.
       Понятие «нация»  отсутствовало  в  русском  лексиконе – нет его ни у Радищева, ни у разночинцев, ни в более поздние этапы российской истории. На всех уровнях истории России было естественным употребление слова «народ». У А.С.Пушкина звучит: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…». Или, -  знаменитое - «Народ  безмолвствует!».
        Гений Пушкина не сомневался в многонациональном, многоязыком составе народа России, когда писал, обращаясь к потомкам:
                Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
                И назовет меня всяк сущий в ней язык  -
                И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
                Тунгус, и друг степей  калмык…    
          После Октябрьской Революции  этот народ носил имя  «Советский народ», который, развивая  индустриальный способ производства, не забывал о духовных богатствах народа, столь многолико и прекрасно проявляющегося в национально-этнических шедеврах творчества. Этот народ еще назывался «Россияне», но за рубежом нас постоянно и упорно, не  обращая  внимания на визуально фиксируемые отличия людей друг от друга, называли  «Русскими». Вероятно, это связано с тем, что русские всегда были цементирующим звеном в истории страны – государство образующей и культурно  организующей силой, формирующей и сохраняющей единство народа России.

          Сегодня, в начале третьего тысячелетия, постоянно возникает другой вариант того же  вопроса: почему русские не могут сформироваться как нация  в настоящее время? Ведь ныне мы живем в капитализме и являемся индустриально развитой страной? (А во многом опять «недоразвитой»!).
         
          Очевидно, нужно помнить, что в системе формирования социальных общностей в истории человечества идет объективно закономерная, хотя и не повсеместно проявляющаяся, очередность: от рода и племени – через народности и  нации – к народу, а ныне  -  к единой общности – человечеству.  И нет оснований считать, что сегодня, когда идет глобальный процесс формирования социальной общности «человечество», в период безумной миграции населения планеты Земля, можно от ступени «народ», давно сформировавшейся в России, повернуть назад к ступени «нация». Субъективно навязываемая  идея «повернуть назад», вместо того, чтобы крепить прочность «семейных» уз многонационального народа России, поднимать экономику, улучшать материальные условия жизни этого самого Великого народа России   -   народа, великого своими сынами, своей героической историей, своим искусством и наукой и даже великим патриотизмом русских, россиян,  -  преступна и объективно невыполнима, противоречит законам истории. Эта идея может только способствовать накоплению капитала в руках трех процентов населения России и, вывозя эти капиталы за рубеж в страхе перед возможностью гнева народного, способствовать торможению общественного развития России, умалению ее роли в решении глобальных проблем современности. (А это кому-то нужно!)
     К тому же, россияне так же разбросаны сегодня по миру, как и представители всех других народов, но, хотим мы того или нет, всюду они являются пропагандистами русского образа жизни, русского языка, русской культуры, русского менталитета, наконец, русской неповторимой красоты и нравственности.  (Заметим, что только в одной Испании сегодня проживает 5 миллионов русских, а в Израиле русский язык является вторым государственным языком). А русские евреи – переселенцы в Израиль - со свойственным им остроумием замечают: «Это там, дома, я был евреем, а здесь, в Израиле, я – русский».
           Так какими же мерками мерить Россию? В чем ее самобытность? Самодостаточность?  Каково ее место и ее историческое  предназначение? – Эти вопросы сегодня волнуют умы россиян на всех уровнях народного самосознания.

               «Когда нас рассекли, нас не спросили.
                От нас, самопредателей, разинь,
                Отсечены мильоны безроссийных
                Оставленных в республиках россий.»
                Е.Евтушенко
          А  если верно, как говорит легенда, что Земля – живой организм, что ее континенты выполняют различные жизнеспособные функции, а массив, на котором лежит Россия представляет «мозг Земли», то что же утверждают ее мозговые данные? Что сформировали они из людей,  проживающих на этом континенте – в этой Евразии или, скорее, Азиопе, как говорит Михаил  Задорнов, и, между прочим, совсем не до смеха и юмора в этом вопросе: российские таланты действительно вывозят за рубежи нашей Родины. (А по национальному составу и культуре  Россия удивительно многогранна и колоритно-прекрасна, но еще и загадочно-уникальна в характере своей  культуры, своей души. Но это другой вопрос ). А, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что вся история России с ее многонациональным и поликультурным наследием медленно, но верно, ведет в своем социальном творчестве к формированию гражданского общества. И процесс этот, как и весь исторический путь развития полиэтнической России, идет опять, в значительной степени, стихийно.  Но в этой стихии российского творчества народных масс  с неизбежной необходимостью  просматриваются закономерности социально культурного развития.
      Выводы:
                1.Россия – государство федеративное, многонациональное, и вопрос о так называемой «национальной идентичности» в России стоять не  может.
 2. Употребляемая политиками категория «национальные интересы» содержит в себе по содержанию не что  иное  как интересы государства – «государственные интересы», т.е. несет политическое содержание.
                3. Россияне, в силу определенных исторических особенностей,   миновали  период так называемого капитализма как период  формирования наций и благополучно сформировались в социальную общность – НАРОД еще в докапиталистический период истории человечества, опередив социальное творчество европейских народов и государств.
                4. Сегодня мы живем в период (и являемся свидетелями и современниками) формирования самой широкой социальной общности  на планете – ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. В этот период  безостановочной миграции, бесконечного передвижения людей по планете ни одна народность, при всем субъективном желании, объективно и закономерно уже не сможет сформироваться в  нацию. ( Но это уже другой вопрос.)
5. Способность россиян к высоким художественным обобщениям  свидетельствует о родстве нашей культуры  традициям Востока, а достижения российской науки и техники говорят о не меньшем родстве с культурой Запада. Так распорядилась сама история, а спорить с ней бессмысленно.               
6. Историческая судьба,  предназначение  и  долг России, опираясь на собственный опыт строительства межнациональных отношений, показать сегодня мировому сообществу,  как  на деле могут  примиряться, становиться тождественными, способными уходить в основание,  диалектические противоположности  в национальных отношениях, (а можно сказать и  шире - в отношениях Востока и Запада  в  культуре  человечества  в  целом) во имя мира на планете, во имя сохранения человека-человечества, его культуры.
            
        Есть и другая сторона у русского вопроса  -  тот самый «другой вопрос» -



               
                ЗАГАДОЧНАЯ  РУССКАЯ   ДУША – НЕРАЗГАДАННАЯ
                ТАЙНА  РУССКОГО  ВОПРОСА

                Русь! –
                Нерастраченная сила, неразгаданная грусть
                ……………………………………………….
                Сколько раз тебя пытали –
                Быть России иль не быть?
                Сколько раз в тебе пытались
                Душу русскую убить?
                Ты в просторах необъятна,
                Нет нигде  тебе конца
                Ты веками непонятна
                Чужеземным мудрецам.
                М.Ношкин.

,
    ДУША! – Что  мы о ней знаем: Есть слова МИРОВАЯ ДУША,  МИРОВОЙ ГАЗУМ, МИРОВОЙ ДУХ, МИРОВАЯ ИДЕЯ.  Есть даже слово  ВОГ! – А есть ли  понятия – понимание, – содержание этих слов, - содержание, понятое и принятое человеком?
  ДУША! – Это что-то из области  идеального – не материального, но присущего материи. Идеальное имеет удивительные особенности  – это, в  сущности,  то, что есть и чего, одновременно, нет – то, что может быть  субъективно реальным, но не может быть  реальным  объективно, -  то есть  доступным для обозрения.
  Идеальное вообще-то существует. И его тайну все носят в себе, хоть и не могут понять ее сущности, сложности и  необъятности. –  Эта сущность  непостижима! Она дана и не дается! Она есть, а места не занимает – не существует ни в пространстве, ни во времени. Она бесконечна в  мире нас -  конечных существ. Мы знаем себя как настоящее, а она знает прошлое, настоящее и будущее, а нам не открывает этой тайны. Что толку в нашем любопытстве, в нашей любознательности, если, умирая, мы понимаем: «Я знаю, что ничего не знаю». Душа бездонно богата. Ее информация бесконечно всеобъемлюща, но мы не умеем поднять ее в сознание, мы не умеем ею пользоваться: мы – не боги.

   Вряд ли кто-то возьмется разгадать тайну души вообще, тем более – тайну загадочной русской души!
.- Нет научного определения души ни в словарях и справочниках, ни в энциклопедиях, - так что говорить о душе как в индивидуальном, так и, тем более, в общественно-культурном плане - достаточно сложно. Можно найти только религиозный или психологический подходы к ее определению.
    Чего же хочет автор заявленной темы?
    Знать некоторые особенности русского духа необходимо, чтобы не действовать вслепую в решении многих сложных проблем истории народов.
    С чего же начать, если речь идет конкретно о ЗАГАДОЧНОЙ  РУССКОЙ ДУШЕ? - Есть художественный подход к этой теме  в произведениях  Пушкина и Гоголя, Толстого и Достоевского, Тургенева и Куприна…  Что можно добавить к трудам этих гениев? Как найти сущность загадки рассматриваемого предмета как предмета познания? –
   «Скромность гениев, -  говорят классики, -  в том, чтобы выделить самый предмет. Всеобщая скромность духа – это разум, та универсальная независимость мысли, которая относится ко всякой вещи так, как того требует сущность самой вещи». (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т.1. С.) . А речь идет  о «загадочной русской душе» как о душе России – ее неуловимой тайне.
      Не имея научных определений души (объективно) и, тем более, «скромности гениев» (субъективно), позволим  себе  прибегнуть  к  методу единства противоположностей эстетического и научного, искусства и науки во взглядах на этот вопрос, опираясь на открытую в ХХ веке закономерность асимметрии в работе головного мозга человека.
     Для начала  обратимся к художественному слову поэтов, которые  не чужды философии в своем творчестве, давая образное виденье нашего загадочного объекта: ведь всякое познание начиналось и начинается с образа,  –  понятием оно заканчивается. Итак, – образ!
        Поэты  работают на базе интуиции, подсознания. И удивительно чувствуют наше родство с миром природы в целом. Их души много ближе к Мировой душе – к ее бесконечности:
                Человек, да будь он даже гением,
                Остается  мыслящим растением. –
                Не стыдитесь этого родства, -
                Нам дана от самого рождения
                Гибкость, ловкость и уверенность растения.
                С. Маршак

         А человеческий эмбрион за девять месяцев утробного роста и развития проходит путь в миллионы лет эволюции, предшествующей  и  ставшей природы  человека. И всю эту информацию имеет наше подсознание. Мы считаем, что идеальное, появляется и проявляется на определенном уровне движения и развития материального мира. А на каком именно? - Мы замечаем его проявление в том, что называют «усталостью металла» и памятью жидких гвоздей,  в памяти у растений и у воды, в  раздражимости и чувственности  живой природы, в  рефлексе  - у низших животных, в условном рефлексе у высших животных и человека, в   мышлении   высших животных  и  в  сознания и слове  на уровне  человека. Это длинный путь, о котором интуиция поэта говорит:
 
                Да будь я камнем от рожденья,
                Я б с целью все одолевать
                Прошел все муки превращенья,
                Чтоб только человеком стать.
                В.Федоров.
Несколько перефразируя слова  другого поэта, мы находим удивительные способы бытия души, нигде доселе не указанные: Мы же позволим себе дополнить строки поэта и нашими двумя строками:

                Что душа ? – Бестелесная сущность!
                Беспредметная ткань бытия!               
                Но такая субъекта присущность,
                Без  которой  немыслимо «Я»
         Такой  мы видим ее применительно  к  бытию индивидуальному, субъективно реальному как состоянию духа индивида-личности, в его идеальном бытии как свойстве материального, но свойстве -  относительно самостоятельном духовном, способном активно влиять на бытие материальное. Эта сторона вопроса более или менее разработана в философской  и научной мысли – в трудах З.Фрейда и в философии мистики 
     Чувственно-эмоциональная сторона душевной жизни достаточно разработана психологией и историей сенситивного отношения к миру. Интеллектуальная сторона человеческого духа разработана историей философии, ее рационального направления в диалектике борьбы с эмоционально-сенситивным...
     Казалось бы, с открытием асимметрии в работе головного мозга человека можно было бы признать, что структура души и есть  диалектика образно-эмоционального и понятийно-логического в жизни души. -  Ан, нет!  Здесь открывается нашему взору только верхняя часть души, только те ее особенности, которые подняты в сознание, прояснившись и проявившись на его уровне. А тайна подсознания остается в глубине и ждет своего часа.
     Народная мудрость усматривает душу как потемки в познании духа, его глубинной  памяти предков, ее  глубоких подвалов информации, скрывающих вековую, тысячелетнюю, а возможно, и миллионолетнюю информацию времен и народов. Иногда такая информация врывается в современность то рождением детей «индиго», то явлениями ясновиденья или рентгеновидения у отдельных представителей человека -  и  тому подобных чудес. Но эти чудеса  не проливают свет на загадки  души  вообще и, тем более, на загадки русской души, ее удивительной силы и мощи в тяжелые годы и ее безумной щедрости и доброты  в отношениях человека к человеку в повседневной жизни. Здесь особая роль в открытиях ее загадок играет русская литература –  Пушкин и Лермонтов, Толстой и Достоевский, Тургенев и Куприн,  Гоголь и Булгаков. Нигде не найти более точных явлений  движения  русского духа, как у этих писателей – сынов своего народа, сынов земли русской. Читайте!  И отгадывайте суть индивидов!

    . Сложнее с душой общества, которая и привлекает, и озадачивает западную мысль.  Западу никак не понять, почему побеждают не сильнейшие, а те, кто вступали в войну, был  много слабее  сильных. И почему народ подметил, что побеждает не тот, на чьей стороне сила, а тот, на чьей стороне Правда.
   А испокон веков повелось: 1) Если я его не понял, - значит, он – дурак. И 2) Если загадку нельзя разгадать, нужно уничтожить ее носителя. А сколько раз сама история показала, что  Россия может проиграть битву, но не войну.- Почему?
     И так сложилось, что  положение  русской  души  как явления общественного, общероссийского стало  в чем-то объективированным и притягательным для душ индивидуальных, порождая явно видимое вселение в душу народа русского. А для кого-то  -  эта душа – явление завидного и недостижимого, и рождает  далеко не  лучшие чувства и отношения у наших недругов?  И  непостижимая и непонятая завистниками, душа играет  человеком – «то вознесет его высоко, то бросит в бездну без следа».  Поэт Виктор Шостко пишет:

                Невидимку прекрасную эту
                Сколько раз тщились в жертву принесть…               
                Скажут – Есть она! -
                Глядь. –  Ее нету!
                Скажут – Нет ее! -
                Глядь, – Она есть!
               
        Так как же, с точки зрения логики истории, формировалась  душа  России, ее народа?  И в чем  уникальная особенность русской культуры, «загадочной русской души»? Из чего она  складывалась? В чем ее тайна?  Попробуем мыслить вольно, давая свободу воображению, но в рамках указанного метода единства эстетического и научного, исторического и логического и не отступая от фактов истории и науки. Заглянем еще раз хотя бы в некоторые особенности тайны души России – русской души.
.
         Россия своим огромным массивом залегла между Европой и Азией, между Западом и Востоком – и не только в смысле географии, но, прежде всего, в смысле постоянного пересечения путей различных представителей культуры человечества. По ее  территории тысячелетиями проходили торговые и военные пути, кочевья тюрков, угрофинов, цыган, караваны купцов… При этом на ее территории оседали не только товары, но и люди, а значит, их языки, культура… (А если еще учесть присоединение к России целых народностей с их уникальными культурами и территориями?)
         Создавались на огромных просторах земли российской национально-культурные диаспоры, утверждая свою (со временем) историческую родину. И  одновременно стихийно и объективно закономерно возникало многонациональное единство вокруг так называемых «русских» – народности государство образующей и принимающей, и понимающей, и любознательной, и доброжелательной в мирное время, но грозной и воинственной в лихие годы в отношении к иным народам и культурам, к их  обычаям, традициям, языкам, которые, существуя и взаимопроникая одно в другое – свое иное, постепенно формировались в единую культуру НАРОДА РОССИИ.  Позднее  эта культура была осмыслена как  «национальная по форме и социалистическая  по содержанию». Но всегда эта культура оставалась  дружественной  и высоконравственной  в своей основе,  в своем содержании.  Да и содержание это в своей уникальности, пожалуй, имело могучую историю действия объективного закона преемственности и изменчивости в развитии  духовной жизни. (См. Культурология  как теория культуры. М. «Академический проект» 2005 г. С. 53.)

       Не стоит думать, что религиозным деятелям  в лице псковского инока Филофея случилось субъективно и случайно, образно и неистинно дать такое определение культуре Московии, как  то: «Первый Рим – это Рим, второй Рим – Византия, Третий Рим – Москва.  И четвертому Риму не бывать!»   
        Это, на первый взгляд, не очень понятное и, кажется, бравирующее заявление, на самом деле, несет в себе глубокую информацию о специфических особенностях в развитии культуры этих великих держав. Эти особенности в том, что величие их  заключается  не в их огромности  и  военной или экономической  мощи,  а, прежде всего,  в их удивительной способности принимать и понимать,  и ценить  культуру подвластных народов. Это проявлялось  в умении растворяться  в культуре подвластных народов и растворять ее в себе, и  продолжать  ее  развитие, придавая ей новые оттенки, выводя  ее на новые уровни.  А истина того положения, что гласит «Четвертому Риму не бывать!» заключается в том, что в период глобальной индустриализации, компьютеризации  и  технизации  народного образования, значительно снижаются  возможности развития гуманитарного направления культуры человечества. И уже не может возникнуть такой Рим, в котором возможна гармония в развитии материальных и духовных сторон культуры. Но, одновременно, бессмысленны и потуги претензий на мировое господство, на попытки сильных мира сего навязать народам свой образ жизни, свою культуру и свое понимание демократии. Человечество, формируя свое самосознание, а значит и переходя на новый уровень социальной общности,  интуитивно не желает стирать прелесть и красоту национальных культур.  Оно не желает быть  безликим  и  серым  во  всей массе проживающих на планете людей. И как важно для России, вступившей ненароком на путь каитализма, не растерять свои важнейшие традиции высокого морально-этического значения и назначения культуры своего народа, традиций его истории.

      Формирование  социальной общности  НАРОД - в России  так же, как и формирование НАЦИЙ - в Европе, нуждается в языке межнационального общения. В России  таким языком стал русский. Это язык, который, при отсутствии политического нажима сверху, одновременно обладая гибкостью в восприятии лингвистических и культурных ценностей иных народов, ассимилируя их,  постепенно формируется как такой орган речи, который вобрал в себя единство всех составляющих народ духовных ценностей и колоритных особенностей. Такой процесс проходил и продолжает идти в значительной степени стихийно, через естественное взаимодействие различных культур. Этому способствует как свобода общения, так и формирование национальной по форме и социалистической  по содержанию культуры народа, как это было в Советском Союзе, что так же  имеет отношение к вопросу формирования души народа.
          Процесс  русской истории шел объективно, независимо от сознания как самосознания, т.е., в значительной степени, стихийно. Самосознание  народа российского  формировалось медленно и не спешило заявлять о себе миру. Сегодня  теоретики  удивленно  констатируют, что  «русский  народ  не сложился в нацию» (И. Янин), что «народ, сложившийся в веках,  был, а нация не сложилась» (А. Сидорченко. Газета Гудок. 05. 07. 2005.).
       Можно считать, что истоки такого явления лежат в глубокой древности. В периодах дохристианского этапа развития русской культуры и русской души, ее языческого этапа. –  Как пишут П.А. Кохно и А.А.Костин, «Существует версия, что значение термина «язычество» восходит к смыслу «созданное языком», т.е. искусственное, в отличие от термина «православие», означающего «прославление Правды». Русские (и великие, и белые, и малые руси) называли себя православными, ибо славили Правь, шли Стезей Прави. Именовалась она также Праведной верой, ибо восточные славяне ведали Правду, знали Пра-веды,  древнейшие веды, священные предания об истине Ведической веры, бывшей первой верой чуть ли не всех народов нашей планеты. Древняя вера славян и русов еще задолго до Крещения Руси именовалась  Православием». ( См.: Союзное государство. Интеграция по золотому сечению. Книга 7. М. 2006. С. 487.)
        Кроме того, «Мифология восточных славян не отличалась той степенью  развитости и систематизированности  как древнегреческая. Она складывалась из сложного переплетения элементов восточнославянской, тюркской, иранской, угро-финской, скандинавской мифологических систем, что отразило сложный процесс происхождения древнерусской народности, в которой славянский субстрат был основным, но далеко не единственным». (М.Н. Громов, Н.С. Козлов.   Русская философская мысль X – XVII веков. Московский университет. 1990. С. 40-41;  См. также – Тепляков П.Н. У истоков древнерусской народности. Л. 1970;  Алексеева Т.И. Этногенез восточных славян по данным антропологии. М. 1973. А.Панченко. О русской истории и культуре. С-Пб. «Азбука» 2000.). И, вероятно, не случайно, первое крупное произведение А.С.Пушкина несет в себе, уже в своем названии смешение элементов Востока и Запада, начиная с имен в заглавии (Руслан и Людмила) и кончая содержанием и окончанием. Но сколько бы ни было загадочных имен и разноликих героев в русской культуре,  -  «там русский дух, там Русью пахнет!» и там  присутствует русский характер с его неисчерпаемой многогранностью, с его могучей простотой и добротой, но и неповторимым мужеством и отвагой.
          Как считал в свое время П. Милюков (1850-1943), «народные массы в России всегда отличались инертностью» (БСЭ.Т. 16.С.266).И с этим трудно не согласиться, если вспомнить, как долго Русь и Росы развивались и мыслили в состоянии «себе бытия» (исиказм – молчание) и проявляли свою силу и мощь духа лишь в самых необходимых случаях – исторически необходимых. А в мирное время народ проявлял равнодушное отношение малограмотного населения к баталиям «западников» и «славянофилов», к поклонению грамотных россиян то неметчине, то французомании.
          Народные массы шли своим путем, стихийно миновав формирование НАЦИОНАЛЬНОГО самосознания вместе с этапом буржуазной экономики, - к самосознанию НАРОДНОМУ – народа российского – РОССИЯН. Наличие высокого уровня народного самосознания в его нравственных и военно-патриотических устремлениях неоднократно проявлялось в практических отношениях России и Европы.

           Этот  народ неоднократно заявлял  о себе то  удивительным освобождением не только славян  от  монголо-татарского  ига; то  победой  в  Отечественной войне 1812 года  и  вступлением в Париж; то кошмаром революции Октября 1917 года и последовавшей за ней ужаса гражданской войны; то победой над гитлеровским фашизмом и освобождением Европы, взятием Берлина и установкой  советского флага  над  Рейхстагом.. И  каждый  раз  россияне  всем  миром  возрождали  свою страну из пепла, поднимая экономику и культуру - в ХХ веке  уже до выхода в космос, до политического признания на мировой арене. И каждый раз это были не только кошмары военно-политических «игр», но и серьезные контакты культурной жизни.
           А  сегодня  опять, после  катастрофических последствий распада Советского Союза, народ России не приемлет активно навязываемого ему буржуазного образа жизни, буржуазной демократии, за что его вновь пытаются уничтожить изощренно хитроумными способами. Его  унижают,  награждая кличками  типа «совки»,  обманывают посредством  ваучеризациии,  обирают через  инфляцию,  убивают  распродажей  дешевых  отравляющих народ  напитков, варварскими фактами продажи за рубеж наших российских детей, фактами эксплуатации на уровне рабства и, наконец,  кривотолками в трактовке отечественной истории, искаженного  состояния морали и нравственности.
Народ устал от лживой пропаганды, от навязывания чуждого образа жизни, от яркого на заморский манер оскала зубов вместо улыбки. И  художник отметил  эту особенность духа народного – духа россиян, состояния их души

                Душа устала быть душой
                Бессмертной, трепетной, большой.
                Ей надоело каждый раз
                Дарить себя кому попало,
                Кроить улыбку из оскала,
                Лепить участие из глаз.
                …………………………
                Давно ей в тягость человек,
                На преступления готовый. 
                Его назойливых опек
                Невыносимы ей оковы.
                Его ужимки и уловки
                Так нестерпимы для нее,
                Что – нет!.. Уж лучше в забытье,
                Чем снова прятаться в обновки,
                В стекляшки, в золото, в белье…
                В.Шостко
    
        Как бы  ни  изощрялись  злопыхатели, культура России ни при каких обстоятельствах погибнуть или исчезнуть не может пока есть на планете Земля люди, пока они хотят  быть людьми. (Активное проявление элементов национализма  в России  сегодня  свидетельствует, видимо, лишь о том, что молодежь  агрессивно  выступает  в  защиту русских  лишь  от бессилия  и подсознательного  чувства  необходимости  в  противостоянии  попыткам уничтожить  нашу  культуру,  нашу душу!  Интуитивно  ощущая  самую слабую защищенность именно русских людей в мирное время нашего бытия. Или: какое предательство нужно было совершить руководству Горбачева-Ельцина, чтобы в стране традиционно сложившегося, самой историей сформированного интернационализма возникли  факты  проявления национализма, расизма. фашизма  и чтобы породить такой катастрофический  хаос  в  мировой  истории?)
          Почти двести лет назад от имени народа России своим доморощенным и иностранным  клеветникам  посылал свои пророческие строки Александр Пушкин. Да простит меня читатель, я не могу не привести их – эти строки, ибо они звучат, будто написаны сейчас, сегодня. Все повторяется в нашей истории.
И мы снова можем сказать словами пророка-поэта. (А лучше Пушкина не скажешь!):
                О чем шумите вы, народные витии?
                Зачем анафемой грозите вы России?
                Что возмутило вас? Волнения Литвы?
                Оставьте, это спор славян между собою
                Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
                Вопрос, которого не разрешите вы.
Россию опять волнует все тот же  сложный и важный вопрос :                …
                .
                Славянские ль ручьи сольются в русском море?
                Оно ль иссякнет?  Вот вопрос.

         Поэт  видит злобное, завистливое  и невежественное  отношение к загадочной душе российского народа, так сложно и непостижимо трудно слагавшего свою историю. Благополучие  Европы,  неоднократно спасенное народом России,  ее  воинами, порождает  желание  хоть как-то  принизить роль великого и непонятно грозного соседа.   Поэт констатирует этот факт:               
               
                Для вас  безмолвны  Кремль и Прага;
                Бессмысленно прельщает вас
                Борьбы отчаянной отвага…
                И ненавидите вы нас…

                За что ж? Ответствуйте : за то ли,
                Что на развалинах пылающей Москвы
                Мы не признали наглой воли,
                Того, пред кем дрожали вы?
                За то ль, что в бездну повалили
                Мы тяготеющий над царствами кумир
                И нашей кровью искупили
                Европы вольность, честь и мир?
                ……………………………………
             
          В событиях последних  столетий народные массы России уже достаточно прочно осознали себя как НОВЕЙШУЮ общность по имени «народ». Этот народ в нашей истории называли то Советским, то Российским, но за рубежом нас  всегда воспринимали как Русский народ – как РУССКИХ, что постоянно вносило и вносит элемент непонимания и, пожалуй, требует изучения, уточнения причин такого восприятия со стороны. Ведь сам русский народ никогда не претендовал на особенное свое положение, но по составу, отмечаемому переписью населения, по русской культуре и искусству, где проявлялись русские инородцы как истые патриоты Руси, этот народ становился  многонациональным русским народом.
           Возникает вопрос – кто они – создатели русской культуры, русского языка, русского духа? Как случилось, что  в богатой русской культуре среди ее творцов есть так много  русских инородцев?
           Осмелимся высказать неординарную и нетрадиционную точку зрения по этому вопросу – точку зрения, выработанную в процессе бесед со слушателями и поисков ответа на задаваемые вопросы о русской культуре и русской литературе, о том, кто были они – создатели русского  духовного богатства? Такие вопросы и опыт таких бесед были получены в процессе работы и жизни  на территории Средней Азии и в Казахстане  -  ныне самостоятельных государствах, а в прошлом – в республиках Советского Союза. И приходилось достаточно долго и трудно вместе со слушателями искать ответа.  Эти вопросы и сегодня остались там – в бывших республиках Союза, а ныне в самостоятельных государствах. И верный ответ на них в значительной степени может оздоровить систему межнациональных отношений в культуре человечества.
        Над поиском ответа на вопрос о причинах и следствиях в формировании богатства русского языка немало потрудился наш замечательный современник – советский писатель Олжас Сулейменов, что отразилось и выразилось в создании книги под названием, требующем внимания: «Аз-и-Я».  А сколько глубоких размышлений о формировании языка принадлежит другому замечательному советскому писателю – поэту Расулу Гамзатову, да и многим-многим другим представителям культуры и культурного строительства?       
          Итак, - кто же они такие – «русские»?
          У этого вопроса есть две стороны:
1. Почему у других народов их имена обозначаются именем существительным – «немец», «итальянец» «француз», а  у нас – прилагательным – «русский»?
2.. В чем кроется суть «загадочной русской души», русского характера? 
          Вероятно,  тайна  этого  прилагательного - «русский» - заключается в том, что,  во-первых, - слово «русский» может рассматриваться как существительное (Русский пришел вовремя) и как прилагательное (Русский язык).  И,  во-вторых, - в том, что к русскому народу, к его культуре  многое  прилагается  и человеческим фактором, и факторами формирования  духа народного.
         Есть какая-то  мистически  притягательная сила в российском образе жизни, в ментальности русского быта и широте русской души,  какая-то магическая сила духа, к которому прикипает душа индивида, из которого она не может вырваться. Душа народа постоянно переливается в душу личности, а душа и духовное богатство личности есть лучший пример выражения души народа. Прекрасное, глубокое проникновение в характер русской души демонстрирует еженедельная передача «Играй, гармонь!». Нет у этой передачи аналогов, нет и соперников. Но есть у народа и единичные представители духа народного в лице его сынов.
        В.Г.Белинский писал: «Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа  ». А Некрасов о Добролюбове: «Сокровища душевной красоты совмещены в нем были благодатно…
                ………………………………………..
              .    Плачь, русская земля, но и гордись:
                Когда б таких людей ты иногда не посылала миру,
                Заглохла б нива жизни…»               
               
         Русский народ и само понятие «русский» носит характер собирательный (родство со словом «соборность»). Это есть смешение представителей многих народностей, их индивидов. Ведь Россия никогда не притесняла и не отрицала национальной самобытности присоединявшихся к ней национальностей и их территорий, не применяла силовых методов насаждения русской культуры, русского языка, но и не отвергала тех, кто желал исповедовать русскую культуру, язык и образ жизни как родной, к которому прикипает душа.
         Более того, Россия в годы Советской власти работала по достижению    грамотности всего населения, поднятию и развитию национальных форм культуры, создавая уникальную культуру страны – национальную по форме и социалистическую по содержанию. ( Надо заметить, что после распада  СССР Россия может гордиться, что ею создан мощный потенциал народной зрелости, позволивший каждой национальной республике стать самостоятельным государством, способным говорить на равных со старейшими и мудрейшими представителями бывших колониальных держав, нынешних претендентов на мировое господство)
            Итак, в чем же суть понятия «русский»? Что в нем собирательного? Что значит  «смешение многих народностей и их представителей» на деле? Какое они имеют право называться русскими? Какое право есть у России считать их своими, родными, коренными – русскими? Обладают ли они той неповторимой особенностью, что зовется русской душой?
          А русская душа? – Она сформирована русской историей и ее традициями, - ее  героями.  От князей - Олега и Игоря,  от княгинь – Ольги и Ярославны, от Минина и Пожарского, от подвигов на поле Куликовом и Бородина до битвы под Москвой и Сталинградом. Загадочная русская душа сформирована под влиянием уникальной государственности   противоречивых,  но значительных  для  судьбы России, во  многом  загадочных – царя Ивана Грозного, его сына Ивана и князя  Курбского;  Петра 1,  сына Алексея, царевны Софьи,  Александра Меньшикова и строительства великого Питера на костях русских людей;  Александра 1 и генерал-фельдмаршала Кутузова;  государыни императрицы  Екатерины П и генералиссимуса Суворова (шведского происхождения);  гения Ленина и признанного мировым сообществом  непререкаемого авторитета  Сталина… Эта  «загадочная русская душа» была впервые увидена и описана в творчестве  русского  гения  -   арапчонка Пушкина, но осталась не осознанной в своем величии и по сей день.
          От пушкинского Онегина,  «который читал Адама Смита» и «умел судить о том, как государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему, когда простой  продукт  имеет»…», от Онегина, которого «отец понять не мог, и земли отдавал в залог»;  -   к тургеневскому Базарову, для которого «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»;  -  к Толстому с его носителями  духа народного – Болконскими и Безуховыми и мужиком Каратаевым;  -   к  Гоголю и Достоевскому  с их уникальными памятниками «загадочной русской душе, - к Третьякову, вложившему свой капитал в создание картинной галереи;  -  к Шаляпину и Савве Морозову, презентовавшими  деньги на русскую революцию, - и многих-многих других носителей богатой и «загадочной русской души», исповедующей соборность и милосердие, патриотизм и героизм во имя  Отчизны, во имя права  жить в России  по-русски,  по-российски.
            Вторая сторона вопроса много сложнее.  Кто они  -  создатели  русской    
 культуры, ее языка, ее народа? Вместе с величайшими представителями науки и искусства, представленными такими именами, как Ломоносов,  Циолковский и Чижевский, как Толстой, Достоевский, Тургенев,  Грибоедов, Чехов, Чайковский и Доргомыжский,  Суриков и Репин,  великими полководцами – Суворовым, Кутузовым, Жуковым  -   как собственно русских гениев, -  это еще и государыня императрица Екатерина II – немецкого происхождения, но более русская, чем  все вместе взятые «новые русские» сегодня – в начале третьего тысячелетия; это русский историк  Карамзин татарского происхождения; это создатель Толкового словаря русского языка   -    В. Даль   датско-немецеого происхождения по родителям; это Мандельштам и Пастернак еврейского происхождения; это Анна Ахматова татарского происхождения; это француз Петипа – русский балетмейстер, создатель более 60-ти балетов, обессмертивший русский академический балет 19 века; это Багратион и Сталин грузинского происхождения; это представители русского воинства  второй мировой войны  –  маршалы Рокоссовский и Баграмян, генерал  Доватор  -  все они  и еще многие и многие подлинные  хранители  и создатели  неповторимой русской культуры, русской истории,  российско-русского менталитета.
         Удивительно! Но «русский»  -  даже не национальность! Это – состояние души,  ее  богатство, ее характер! Так, у А.Пушкина «Татьяна – русская душою»! А  в письме своей жене – Наталье Гончаровой поэт пишет: «Я душу твою люблю…». Другой гений – М.Ю.Лермонтов не говорит о том, чей он потомок. Он говорит иначе:             
                Нет! Я – не Байрон. Я – другой.
                Еще неведомый избранник,
                Как он гонимый миром странник,
                Но только с русскою душой.
                :      
      А  сегодня мигрируют в Россию из вновь созданных национальных государств помимо исконно-русских семей еще и русские казахи, русские туркмены, русские таджики… Осознание нашей «русскости» как души народа все чаще и упорнее звучит в устах людей  России,  наблюдается  на  всех  уровнях,  повсеместно. Эстрада «шутит», предоставляя залу широко известного певца: «Выступает один из самых русских бельгийцев итальянского происхождения…»
         А певец  радио «Шансон» и телевиденья – Ренат Сафин уверенно говорит о своем происхождении:    «Я татарин. Я татарин – человек простой.
                Внешне я солидный парень с русскою душой.
                Остальное все неважно, честно вам скажу,
                И своим происхожденьем очень дорожу». 
          Это откровение не одиночно и не случайно.               
         Душа, духовное богатство личности формируется обществом и в обществе, и это большой труд  самого индивидуума, это полет в неведомое, это процесс рождения сознания и самосознания в единстве с чувственностью, знанием и самочувствием, это «второе рождение человека» как сказал в свое время философ Гердер.  О том же читаем у поэта Н.Заболоцкого: «Душа обязана трудиться».  А Александр Блок уверен -
                Ей внятно все – и острый галльский смысл,
                И сумрачный германский гений…
     Вопросы о характере души народа, о том, каков механизм ее формирования, дискутируется повсеместно и на всех уровнях, рождая массу проблем. И только ученые молчат, испуганные такой неожиданностью. Нет! Совсем не  «шутейно», (как считают не очень дальновидные в этом сложном вопросе , однако, пишущие, но  плохо слышащие журналисты) звучат слова заслуженных представителей духовной культуры народа России, когда  принимая орден из рук главы государства дают (с оттенком грусти – поймут ли? услышат ли?) благодарный ответ:
 
             И вот, став евреем
                преклонных годов,
             Но будучи  русским по сути,
             Судьбе  благодарен
                я только за то,
             Что орден вручает мне …
                Путин.
      
       Суть заключается в том, что национальность свою может определить только сама личность, сделав самоанализ. И определяется национальность не по крови и разрезу глаз, не по цвету кожи, а по важнейшим признакам культурного облика личности. Прежде всего, нужно выяснить, на каком языке человек мыслит, какую  культуру и какой образ жизни исповедует, какие культурные ценности создает его творческий потенциал, какими духовными и материальными ценностями живет  душа этой личности, культуру какого народа несет в мир, патриотом какого народа является.
      Так участница зимних олимпийских игр 2005 года в Италии – Светлана Журова, завоевавшая первое место и золотую медаль спринтерской дистанции на коньках на вопрос журналиста сказала: «Я думала не о себе. Я победила, потому что думала о России!».
       Россия не отпускает от себя своих сынов. Наш замечательный современник – философ  А.А.Зиновьев,  в свое время так незаслуженно выдворенный из Союза, вернулся домой и сказал, что как в 16 лет, так и сегодня – в восемьдесят, - он хочет жить только в этой стране, в России.

      Таковы закономерности создания  имени «русский», носителей русской души, русского языка – «великого и могучего, правдивого и свободного»; его еще называют «языком-переводчиком», ибо все, что создано культурами народов мира, можно найти и прочитать в русском переводе, на русском языке, где достойна  удивления  способность  переводчиков сохранить национальный колорит переводимого.
           Загадка богатства  «великого и могучего, правдивого и свободного» русского языка заключается в том, что он, согласно объективного закона преемственности и изменчивости, принимает и ассимилирует все богатство языков культуры мира. Он постоянно воспринимает необходимую культурную терминологию других языков, обращая их посредством  элементов русского языкотворчества (особенностей морфологии и синтаксиса) в бытие своего национального богатства, сохраняя при этом дух, национальный аромат переводимого. М.В. Ломоносов писал, что еще римский император «говаривал», что « в русском языке есть великолепие испанского, крепость немецкого, нежность французского, прелесть итальянского и, сверх того, краткость и точность в изречениях  -  латинского и древнегреческого».
         Памятуя,  что  «поэт  в  России  -  больше,  чем  поэт»,  что поэтическая интуиция  сродни  философской,  можно  привести  прозрение Евгения Евтушенко, кто в противостоянии  «совковым» дискуссиям заявляет,  что «…сами мы не из уродов: мы происходим ото всех народов»..
          И действительно, кто сегодня из наших русских современников может похвастать своей чистокровной «русскостью», если заглянет в свою родословную? Сама история государства российского богата межнациональными  и межгосударственными браками, свершающимися во имя  мира и процветания Отчизны.
            Загадочная русская душа удивительным образом и очень тонко умеет соединить «небесное  и  земное»,  божественное и человеческое. Так гений Александра Блока, предвидя будущую жестокую трагедию в отношении Запада к Востоку, берет к стихотворению «Скифы» слова замечательного русского поэта, богослова и мыслителя высокого философского уровня – Владимира Соловьева.
Эти слова – сами по себе – загадка:
                Панмонголизм! Хоть имя дико,
                Но мне ласкает слух оно.
            И далее, обращаясь к Западу, Блок говорит пророческие слова
:
                Вы сотни лет глядели на Восток,
                Копя и плавя наши перлы
                И вы, глумясь, считали только срок,
                Когда наставить пушек жерла!
               
                Вот – срок настал. Крылами бьет беда   
                И каждый день обиды множит,
                И день придет – не будет и следа
                От ваших Пестумов, быть может!
               
                О, старый мир! Пока ты не погиб,
                Пока томишься мукой сладкой,
                Остановись, премудрый, как Эдип,
                Пред Сфинксом с древнею загадкой!
               
                Россия  -  Сфинкс. Ликуя и скорбя,
                И обливаясь черной кровью,
                Она глядит, глядит, глядит в тебя,
                И с ненавистью, и с любовью!..

                Да, так любить, как любит наша кровь.
                Никто из вас давно не любит!
                Забыли вы, что в мире есть любовь,
                Которая и жжет. И губит!

                …………………………………….

                Но сами мы  -  отныне вам не щит,
                Отныне в бой не вступим сами…               
                _    _

           Завершая работу над статьей, я вдруг услышала по телевиденью в программе «Вести» сообщение о том, что английские ученые, исследуя культуру человечества, пришли к выводу, что наиболее здоровые и талантливые дети родятся не в изоляции этноса, а в смешанных браках. Очевидно, можно считать после такого заявления, что именно Россия, более чем любая другая страна, богата такими талантами, рожденными естественным ходом истории и логики развития своей культуры.

          :
                08.04.06. О.М.Петрашкевич-Тихомирова.

                Дополнено и исправлено – 10. Х1. 06.
                11. Х1. 09.
 


Рецензии
Очень интересно. Спасибо.

Евгений Шикунов   12.09.2016 22:23     Заявить о нарушении
И Вам спасибо, Евгений. Простите, маме 86 лет, я помогала ей ставить её статьи здесь на сайте. Сейчас она уже не в состоянии ничего читать и писать. Но мне, её дочери, очень приятно, что есть люди, которых интересуют данные вопросы культуры.

Наталья Тихомирова   19.09.2019 13:43   Заявить о нарушении