Загадочная русская душа

О.М. Петрашкевич-Тихомирова


               
                ЗАГАДОЧНАЯ  РУССКАЯ  ДУША
                И  ЗАГАДКА 
                ДУХОВНОЙ  КУЛЬТУРЫ  РУССКИХ

               

Это - часть проблемы Русского  вопроса,  который  мы  рассматривали в сборнике  статей  «Проблемы  государственного  и  муниципального управления».  М.2009.  С. 241-257. Тема  очень  не  простая. Но управление делами  культуры   требует  умения  прикоснуться  к  душе многонационального  народа  России, которая  постоянно воспринимается  на  международном  уровне как загадочная  русская душа. Мы предлагаем рассмотреть одну, еще не тронутую  учеными
особенность  этой  загадки.


                Сколько раз тебя пытали –
                Быть России иль не быть?
                Сколько раз в тебе пытались
                Душу русскую убить?
                М. Ножкин

        Что мы знаем о душе в самом общем смысле слова? – Мы знаем, что она живая. Но скульптор говорит о душе камня, а художник о душе дерева. Нам говорят, что со смертью тела душа не умирает. А лев Толстой считает, что если она остается живой и после смерти тела, то, очевидно, душа была и до рождения тела человека – живой. А это значит, что верны сказания о переселении душ.
     Ученые поговаривают о том, что душа независима от тела, никак не связана с ним. Но мы то знаем, что она не только способна повелевать телом, но  может и затмить сознание, что чувственный мир человека, увы (!) не подчиняется логике мышления. Мы можем себе приказать не совершить поступка,  но  приказать себе  не чувствовать или чувствовать иначе, - мы не можем, в чувствах мы не вольны. Значит, ученые правы?  А является ли сознание частью души?  И как душа связана с памятью?   Ведь если  душа  и  дух  человека  включают   сознание,  а тайна исторической  памяти  записана  в  подсознании,  которое  вдруг  может  выдать неожиданную  информацию  веков, то какова душа новорожденного, младенца? 
    Мы знаем эмпирически, что индивид приходит в мир людей  не с готовой душой, что она формируется обществом и в обществе, что индивид не растет как трава в поле. Однако гены несут какую-то загадочную информацию наследственности, которая  не является  социальной, не принадлежит обществу, -  это печать темперамента как явления природного. И этот  самый  темперамент   способствует, с одной стороны,  формированию элементов особенного в характере личности, а, с другой стороны, требует разумного  контроля  за  этим  особенным  со стороны  культуры сознания,  со  стороны  воспитания  и  воспитанности.  Ведь человек-личность никогда не проявляет своего темперамента в чистом виде. А душа и темперамент очень связаны, они ближе друг к другу, чем душа и сознание, хоть и то, и другое, принадлежат явлениям ДУХА.
 
    Мировая философия  от периода Древнего Востока, Древней Греции и Рима и до наших дней ищет суть этого загадочного явления - ДУША.  Религия считает душу явлением божественным и непознаваемым. А человек грешен, и все стремиться украсть у Бога  и эту его тайну.
   
    Мировая душа, душа народа, душа индивида – как они связаны?  Сколько загадок оставили нам Платон и Гегель, мировые религии и мировая художественная мысль? Сколько тайн и загадок  существует у человечества, желающего понять загадочную душу России?  Сколько российских умов и талантов трепетными прикосновениями  к этому тонкому явлению внушали нам необходимость беречь и сохранять традиции Руси, не растерять ее главного богатства – силу и красоту русского духа?! А наука и до сих пор не знает, что такое -  русский.
    Биологи  исследуют  генофонд  и  считают, что  «татаро-монгольское  иго практически  не  оставило  следов  в  русском  генофонде»  (к.б.н. О..Калановский. Аргументы и факты. № 20. 2010. С.44). -  Тогда  откуда  в  русских   лицах  так  много  монголоидных  черт?   «У русских никаких генов склонности к алкоголизму не обнаружено», - говорит  к. б. н. Серикбай Алиев. (Там же.). - Тогда почему  в России много алкоголиков? – Вероятно потому,  что  душа  человека – явление  социальное,  не природное,  а  «социальность»  на  Руси – слишком сложное явление и требует работы  и  в теоретической,   и  в  духовно-практичесой  деятельности  в  решении  проблем   народного образования и воспитания.
    Необходимо  знать, как  и  из  каких  источников  формировалась, формируется  и  продолжает быть  и  волновать умы  людей  душа России?  «Аргументы и факты»  в статье  «Загадка русской души»  с недоумением задают вопрос -  «Скифы – мы.  И азиаты тоже мы?»  и  считают, что  исследование генофонда русских  опровергает  широко известную  поговорку  - «Поскреби русского – найдешь татарина».
    Так ли?  Опровергает ли?
    Ведь ДУША  не родится  в готовом виде, она растет и формируется, она меняется,  она заявляет о себе часто очень неожиданными  особенностями, которые  указывают  на ее социальное  происхождение. А душа России, русская душа  тем и загадочна, что  «Мы любим все – и жар холодных числ,
                И дар божественных видений.
                Нам внятно все – и острый галльский смысл,
                И сумрачный германский гений».
   А высокая поэзия, всегда близка философии,  она прямо и убежденно заявляет:  «Да! Скифы  мы,  Да! Азиаты мы.». (А.Блок). Через поэтов говорит сам Бог,  и  посему  с  ними  сложно  состязаться  в  поисках  истины.

    Когда же, как и из чего, из каких  незапамятных времен и событий течет информация, скрытая в подвалах духа человеческого?  Какими божественными письменами записана информация о делах и поступках, о подвигах и преступлениях  Человека-человечества и человека-индивида?
Попробуем, прося прощения у Всевышнего,  прикоснуться но,  только прикоснуться,   к этим тайнам, к этим загадкам.

    В период глобального кризиса, когда человечество стоит на краю пропасти, Россия призвана внести свою лепту в решение мировых проблем, а для этого нужно вспомнить, какие вехи истории вселяют надежду на силы русского духа – наследия русских богатырей и героев?  Необходимо освежить историческую память -  не судить, а знать, чтобы понимать и хранить традиции  духовных  ценностей.
   Русская философско-художественная мысль,  получая  и  переваривая  поступающую  информацию  о культуре  народов - то  с  Запада,  то   с  Востока,  развивалась  сложно и медленно,  в состоянии  «исикизма» (молчания).  Это означает, что  народ  формировал  свою душу в состоянии молчаливого  «в себе бытия», не заявляя  о  возможности  существования «для себя бытия» как одного из могучих слоев культуры человечества. А  всемирное  внимание  к  вопросу о русской  душе  о  культуре Руси  возникло в Х1Х веке, когда великий  Гегель, делая теоретический анализ мировой культуры,  не нашел места для России ни в одной семье народов – ни  на Востоке, ни на Западе.  Он  вычеркнул  Россию из так называемых «исторических народов», чем и разбудил могучий русский дух – русскую душу. И она стала воинственно протестовать тому положению в системе мировой культуры,  которое  ей  было  отведено    Гегелем.
         
     И первым ответил Гегелю П.Чаадаев, сказавший, что мы  никогда не шли вместе с другими народами, что мы не имеем традиций семей ни Востока, ни Запада, мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах.   Чаадаев  тонко почувствовал, что в России истина обретает свою живую Правду, что  Россия  идет своим путем. Отставая от Европы  в развитии экономики, Россия может избежать ошибок и заблуждений  духовной жизни Запада.  ОНА  должна  ответить  на  вопросы,  стоящие  перед человечеством.  (Чаадаева сочли безумным).   А поэт Ф.Тютчев  подметил противоречие разума и чувства, ума и таланта,  сказав великую истину о том, что
                Умом Россию не понять,
                Аршином общим не измерить.
                У  ней  особенная   стать: -
                В Россию можно только верить. 
    Одновременно  А.С.Пушкин  обратил внимание на тот факт, что никто до него не пытался показать русскому народу  богатство его души, и создал  роман в стихах - энциклопедию  русской  жизни.  Вслед за Пушкиным  поиск существенных  сторон души России, ее загадку пытаются разгадать великие ее представители:  Гоголь, Достоевский, Толстой, Тургенев, поэты  серебряного века. Но тайна загадочной русской души  продолжает существовать и волновать   мыслителей  своей мистической    неразгаданностью. Однако,  некоторые  ее бесспорные черты были подмечены, означены  и  выражены в художественной форме: 1) Русская душа всеядна, как пимал об этом А.Блок. (А.Блок).  2) У русской  души  нет  золотой середины, -  есть крайности вечного юношеского максимализма. Поэт определил, что это - «душа без пуговиц» (В.Токарев), открытая всем ветрам. 3)Добрые порывы русской души  способны  к  самопожертвованию, а это состояние, когда дух возвышается над телом.   Русский дух способен  стать свободным, приоткрыв себя как загадку. Он может  быть и всенародным, и личностным, о чем писал замечательный русский мыслитель, поэт и религиозный деятель – Владимир Соловьев. – Эта последняя особенность неоднократно отражена в фактах истории  и  в  художественной  литературе  России.
    Но многие загадки остаются.  О душе индивида народ говорит, что «чужая душа – потемки».  Ее тайна вроде бы лежит на поверхности,  а ее ни   ощутить, ни рассмотреть. Она – невидимка, но без нее нет  субъекта, нет индивида, его существенных черт:   Что душа? – Беспредметная сущность!
                Бестелесная ткань бытия!               
                Но такая субъекта присущность,
                Без  которой   немыслимо  «Я»
     Так вырисовывается первый слабый намек на предмет исследования – предмет, которого нет в наличие, но  который есть и заявляет о себе, заставляя любить, страдать, болеть, терпеть, ненавидеть, прощать,  желать и жалеть. Этот  предмет требует  исследования  ее  существенных  свойств, прибегнув   к   средствам   не только  науки, но  и   искусства.
     Главную тайну души составляют ее «подвалы», ее невидимая, глубоко упрятанная информация веков и  тысячелетий.  Здесь, в подсознании  скрывается   главная  часть  души вообще, и русской души – в особенности.
    История народа российского богата кричащими противоречиями в борьбе то за честь и  достоинство,  то за верность и дружбу, то  за веру против неверия, то за грехи предательства и лести, то в борьбе за землю родную, то в боях за спасение рода человеческого. Поэт восклицает в отчаянии:
                Душа устала быть душой –
                Бессмертной, трепетной, большой.
                Ей надоело каждый раз
                Дарить себя кому попало,
                Кроить улыбку из оскала,
                Лепить участие из глаз.
                Ей надоела участь птичья
                Искать и покидать гнездо,
                Менять отличье на обличье,
                Страдать и каяться. За что? -
                Давно ей в тягость человек,
                На  преступления  готовый,   
                Его назойливых опек
                Невыносимы ей оковы.
                Его ужимки и уловки
                Так  нестерпимы  для  нее,
                Что  -  нет!.. Уж  лучше в забытье,
                Чем снова прятаться в обновки,
                В стекляшки, в золото, в белье…
       Поэту  близка философская проблема души, и он  продолжает:
                Что душа? – Бестелесная искра,
                Безотчетным предчувствиям дань.
                Пребывает изнанкою смысла
                Эта нематериальная ткань
                Невидимку прекрасную эту
                Сколько раз тщились в жертву принесть…               
                Скажут – Есть она!
                Глядь – ее нету!
                Скажут – Нет ее!
                Глядь – Она есть!      /В.Шостко/
               
    Душа –  формирование  естественно-историческое, частично  видимое.                Так как же, с точки зрения  существующей логики истории, формировалась душа народа России? И в чем  уникальная особенность русской  духовной культуры, отразившейся  в «загадочной  русской  душе»?  Из чего  она  складывалась, унося  в подсознание загадки  истории, накладывая  печать на настоящее, рождая предчувствия  будущего  судьбы   потомков?
    Как проникнуть в ее  тайны?
Пытаясь руководить ее процессами, мы обязаны хотя бы прикоснуться к ее видимой истории, прикоснуться правдиво, с пониманием времен и событий, прикоснуться   и  прочувствовать эти  события  по принципу  «не суди, дабы не быть судимым», изучай, чтобы понимать.
    Мы  часто  легкомысленно  считаем, что знаем историю, пройдя курс среднего образования.  И получается  как в том нехитром  анекдоте, что, в презрении к потребностям тела, заявляет: «Одна ночь в постели – не повод для знакомства». А прикоснуться хочется не к телу, а к тайне духа России.
   Мы предлагаем  попробовать  мыслить вольно, давая свободу воображению, но опираясь, тем не менее, на исторические и собственно научные, логически обоснованные факты  времен, которые не подвластны суду современности.

    Россия своим огромным массивом залегла  между Западом и Востоком – и не только в смысле географии, где Хартленд -  географический центр Земли, ее материковая сердцевина, которую занимают вместе с Россией еще и государства  Центральной Азии. - По ее  территории тысячелетиями проходили торговые и военные пути, кочевья тюрков, угрофинов, цыган, караваны купцов…  А, значит, на ее территории оседали не только товары, но люди,  их  языки, культура.  (А если еще учесть присоединение к России целых народностей с их уникальными культурами и территориями?)
    На огромных просторах земли российской  создавались национально-культурные диаспоры, утверждая свою (со временем) историческую родину и одновременно многонациональное единство вокруг так называемых «русских». – Эта народность состоялась как государство образующая и принимающая, и понимающая, и любознательная.  Доброжелательные в мирное время, русские  (или  русичи, росы, русины) были грозными  и воинственными  в лихие годы  в  отношении к недобрым пришельцам. Они умели побеждать, а  если  и  терпели  поражения, то  умели  чествовать  победителей, у которых учились  искусству  новых  побед.  Так  на территории России формировалась ее многонациональная  культура, существуя  в  обычаях,  традициях, языках, которые,  взаимопроникая одно в другое – свое иное, постепенно формировались в единую культуру НАРОДА РОССИИ, национальную по форме, но всегда дружественную и высоконравственную в своей основе, в своем содержании. Да и содержание  это  имеет  могучую  историю преемственности и изменчивости.
     Как пишет доктор философских наук, профессор  Г.А.Голубева, «история русской культуры уходит в глубь тысячелетий, в историю славянских племен и их предков, …включает следующие периоды: 1) языковые предки славян в эпоху неолита и энеолита (У-Ш тыс. до н.э.); 2) протославяне (конец Ш – начало П тыс. до н.э.); 3) праславяне (ХУ в. до н.э. – У11 в. н.э.).  Конец  праславянского периода (У-У11 в.)  называется  периодом  великого  переселения  народов, в  результате  которого  происходит  формирование южных, восточных и западных славян.» ( Этика. Учебник. М. 2005.г. С. 54.)
  А первые два самостоятельных и независимых друг от друга центра формирования русской государственности – Новгород  и  Киев - сформировались к середине первого тысячелетия новой эры.  Через Новгород проходили пути «из  варяг в греки» и держались торговые и культурные  связи  со  Средней Азией  и  Арабским  Востоком.  Новгород славился и своей демократией, где все важные решения  принимались  с обсуждением  на  всенародном  вече.  -   А Киев был центром процесса интеграции восточнославянских племен. И это все есть факты бытия материального.  А как на этом фоне  выглядела душа  наших  предков?
   Удивительно (!), но нашим исследователям приходится  находить характеристики наших предков  в  источниках Арабского Востока и Древней Греции.  «Арабские авторы сообщают о Руси, что это  -  обширная страна, а ее жители непокорны, держатся вызывающе, воинственны. Страна чрезвычайно богато одарена природой. Одна часть их (русов) – рыцарство. Жрецы пользуются у них уважением. Они ежегодно платят правительству девятую часть своих доходов и торговой прибыли». О русах У1 века пишут: «Они были высоки, как пальмы». Позднее, в 1Х-Х веках восточные авторы описывали  так: «Русы мужественные и храбрые… Ростом они высоки, красивы собой  и  смелы  в нападениях…»   Славяне описываются греческими летописцами, императором Маврикием и Константином  Парфирородным,  византийскими, европейскими и варяжскими источниками. Удивительный  факт:  исследования  истории  нашей  страны  всегда,  с древнейших  времен,  создавали  иностранцы).» ( Там же, С.55)
    Русская народность складывалась из различных племен – вятичей, полян, кривичей, радимичей, словен, северян и многих других.  Профессор  Г.А.Голубева справедливо считает, что формирование сознания и самосознания славянской общности занимает этап с 1-вого тысячелетия  до н.э. и  восемь  веков  новой эры  еще  до принятия  христианства. 
   Так обнаруживаем, что  культура  народа России  формировалась как раз в центральной парадигме культуры человечества – на стезе от Востока на Запад – через величайших представителей истории культуры – через  мировые  контакты  империй:  Рим – Византия – Москва.   
     Русский народ в силу своих уникальных и эксклюзивных, как это говорят сегодня, духовных особенностей, своего человеколюбия и правдолюбия, своей любознательности и творческого отношения к миру, стал государство образующей и культурно организующей силой, объединившей население России в единую общность – НАРОД.       
   Не стоит думать, что религиозным деятелям  в лице псковского инока Филофея случилось субъективно и случайно, образно и неистинно дать такое определение культуре Московии,  как  то: «Первый Рим – это Рим, второй Рим – Византия, Третий Рим – Москва.  И четвертому Риму не бывать!» - Это, на первый взгляд,  не очень понятное и, кажется, бравирующее заявление, на самом деле, несет в себе глубокую информацию о специфических особенностях в развитии духовной  культуры этих великих держав, этих империй.  Особенность  проявляются  в  том,  что  величие их заключается  не  только  в  их  величине  и  военной  или экономической мощи. Прежде всего, это величие – в  их  удивительной  способности  принимать и  понимать, и ценить культуру подвластных народов, -  в умении растворяться в ней и растворять ее в себе, и  продолжать  развитие,  выводя  его  на новые уровни. А истина того положения, что гласит «Четвертому Риму не бывать!» заключается как раз в том, что период глобальной индустриализации  значительно снижает возможности развития гуманитарного направления культуры человечества. И уже не может возникнуть такой Рим, в котором возможна гармония в развитии материальных и духовных сторон культуры. Но бессмысленны и потуги претензий на мировое господство, на попытки «сильных мира сего» навязать народам свой образ жизни, свою культуру и свое понимание демократии, не считаясь с традициями  Востока, с традициями народов мира.
   Формирование НАРОДА  России, а, значит, и формирование его духа, его души, так же, как и формирование наций в Европе, нуждается в языке межнационального общения. Русский язык, при отсутствии политического нажима сверху, одновременно обладая гибкостью в восприятии языковых и культурных ценностей иных народов, ассимилируя их,  постепенно формируется  как такой язык, который вобрал в себя единство всех составляющих  духовных ценностей и колоритных особенностей. Такой процесс идет в значительной степени стихийно, через естественное взаимодействие различных культур. Этому способствует как свобода общения, так и формирование национальной по форме и социалистической (читай – высоконравственной) по содержанию культуры Советского  периода, опыт которого необходимо учитывать в дискуссиях по национальному вопросу,  вопросам формирования духовной жизни  общества.
  Процесс  русской истории шел объективно, независимо от сознания как самосознания, т.е., в значительной степени, стихийно. Сегодня теоретики удивленно констатируют, что  «русский народ не сложился в нацию» (И. Янин), что «народ, сложившийся в веках, (Выделено мной. –О.П-Т) был, а нация не сложилась» (А. Сидорченко. Газета Гудок. 05. 07. 2005.. С. 6 )               
  Учитывая современные исследования, можно с уверенностью сказать, что истоки такого явления лежат в глубокой древности, в периодах дохристианского этапа развития русской культуры и русской души, ее языческого этапа. –  Как  пишут  П.А. Кохно и А.А.Костин,  «Существует версия, что  значение  термина «язычество»  восходит   к  смыслу  «созданное  языком», т.е. искусственное,   в отличие  от  термина   «православие»,  означающего  «прославление Правды». Русские (и великие, и белые, и малые руси) называли себя православными, ибо славили  Правь, шли  Стезей  Прави. Именовалась она также Праведной верой, ибо восточные славяне ведали Правду, знали Пра-веды,  древнейшие веды, священные предания об истине Ведической веры, бывшей первой верой чуть ли не всех народов нашей планеты. Древняя вера славян и  русов еще задолго до Крещения Руси именовалась  Православием». ( См.: Союзное государство. Интеграция по золотому сечению. Книга 7. М. 2006. С. 487.)
   Кроме того, «Мифология восточных славян не отличалась той степенью  развитости и систематизированности, как древнегреческая. Она складывалась из сложного переплетения элементов восточнославянской, тюркской, иранской, угрофинской, скандинавской мифологических систем, что отразило сложный процесс происхождения древнерусской народности, в которой славянский субстрат был основным, но далеко не единственным». (М.Н. Громов, Н.С. Козлов.   Русская философская мысль X – XVII веков. Московский университет. 1990. С. 40-41;  См. также – Тепляков П.Н. У истоков древнерусской народности. Л. 1970;  Алексеева Т.И. Этногенез восточных славян по данным антропологии. М. 1973. А.Панченко. О русской истории и культуре. С-Пб. «Азбука» 2000.).
      И не случайно, первое крупное произведение А.С.Пушкина несет в себе, и уже в своем названии, смешение элементов Востока и Запада, начиная с имен  в заглавии (Руслан и Людмила) и кончая содержанием и окончанием. Но сколько бы ни было загадочных имен и разноликих героев в русской культуре,  -  «там русский дух, там Русью пахнет!», и там, неизменно, присутствует русский характер с его неисчерпаемой многогранностью, с его могучей простотой и добротой, но и неповторимым мужеством и отвагой.
     Как считал в свое время П. Милюков (1850-1943), «народные массы в России всегда отличались инертностью» (БСЭ.Т. 16.С.266).И с этим трудно не согласиться, если вспомнить, как долго Русь и Росы развивались и мыслили в состоянии «себе бытия» и проявляли свою силу и мощь духа лишь в самых необходимых случаях – исторически необходимых. А  в  мирное время народ проявлял равнодушное отношение  к баталиям «западников» и «славянофилов», к поклонению «верхов» то неметчине, то французомании.
  Народные массы шли своим путем, стихийно миновав формирование НАЦИОНАЛЬНОГО самосознания вместе с этапом буржуазной экономики, - к самосознанию НАРОДНОМУ – народа российского – РОССИЯН. Наличие высокого уровня народного самосознания в его нравственных и военно-патриотических устремлениях неоднократно проявлялось в отношениях России и Европы.  Этот  народ неоднократно заявлял о себе то удивительным освобождением не только славян от монголо-татарского ига, то победой в Отечественной войне 1812 года и вступлением в Париж, то кошмаром революции Октября, то победой над гитлеровским фашизмом и освобождением Европы. И  каждый раз россияне всем миром возрождали свою страну из пепла, поднимая экономику и культуру до политического признания на мировой арене. И каждый раз это были не только кошмары военно-политических «игр», но и серьезные контакты культурной жизни, утверждающей торжество духа народного.
   И сегодня  опять, после  катастрофических последствий распада Советского Союза, народ России не приемлет активно навязываемого ему буржуазного образа жизни, буржуазной демократии, за что его вновь пытаются уничтожить изощренно хитроумными способами. Новоиспеченные  демократы-толстосумы  богатеют, обирая народ и унижая его  кличками типа «совки», проведением  ваучеризации,  инфляцией,  распродажей дешевых отравляющих народ  напитков, варварскими фактами продажи за рубеж наших российских детей, фактами эксплуатации на уровне рабства и, наконец,  кривотолками в трактовке отечественной истории…
     Но как бы ни изощрялись внешние и внутренние злопыхатели,  духовная  культура России ни при каких обстоятельствах погибнуть или исчезнуть не может пока есть на планете Земля люди, пока они хотят  быть людьми.                …
    В событиях последних  столетий народные массы России уже достаточно прочно осознали себя как НОВЕЙШУЮ общность по имени «народ». Этот народ в нашей истории называли то Советским, то Российским, но за рубежом нас  всегда воспринимали как Русский народ – как РУССКИХ, что постоянно вносило и вносит элемент непонимания и, пожалуй, требует изучения, уточнения причин такого восприятия со стороны.

   Осмелимся высказать  нетрадиционную точку зрения по этому вопросу – точку зрения, выработанную в процессе бесед со слушателями и поисков ответа на задаваемые вопросы о русской культуре и русской литературе, о том, кто были они – создатели русского культурного богатства?  И почему  в создателях  русской  культуры  так много инородцев?
   Такие вопросы и опыт таких бесед были получены в процессе работы и жизни  автора  на территории Средней Азии и в Казахстане  -  ныне самостоятельных государствах, а в прошлом – в республиках Советского Союза.  Приходилось достаточно долго и трудно вместе со слушателями искать ответа.   И  верный ответ на эти вопросы  в значительной степени оздоровит систему межнациональных отношений  в  духовной  культуре  и  жизни   общества.
  Над поиском ответа на вопрос о причинах и следствиях в формировании богатства  русского  языка  немало  потрудился  наш  замечательный современник – советский писатель О.Сулейменов, что отразилось  в создании книги под названием, требующем вдумчивого  внимания: «Аз-и-Я».  А сколько глубоких размышлений о формировании языка принадлежит другому замечательному советскому писателю – поэту Расулу Гамзатову, да и многим-многим другим представителям духовной  культуры  и  культурного строительства?   Вот некоторые из задаваемых вопросов.    
 1. Кто же они такие – «русские»?  -
 У этого вопроса есть две стороны:
     а) Почему у других народов их имена обозначаются именем существительным – «немец», «итальянец» «француз», а  у нас – прилагательным – «русский»?
     б). В чем кроется суть «загадочной русской души», русского характера?     Вероятно, тайна  прилагательного «русский» заключается  в том, что: во-первых,  слово «русский» может  рассматриваться  и  как  существительное -    (Русский  пришел  вовремя),  и  как  прилагательное - (Русский язык, русский поэт);  и, во-вторых, в том, что к русскому народу, к его культуре  многое прилагается и человеческим фактором, и факторами формирования духовной культуры, особенностями формирования русского языка в системе его взаимодействия с культурой  и  языками  народов мира..
  Есть какая-то мистически притягательная сила в российском образе жизни, в ментальности русского быта и широте русской души,  какая-то магическая сила духа, к которому прикипает душа индивида, из которого она не может и не хочет вырваться. Душа народа постоянно переливается в душу личности, а душа и духовное богатство личности есть лучший пример выражения души народа. Прекрасное, глубокое проникновение в характер русской души демонстрирует еженедельная передача «Играй, гармонь!». Нет у этой передачи аналогов, нет и соперников.
    Но есть у народа и единичные представители духа народного в лице его сынов. Посмотрим этот вопрос на примерах самой истории культуры.
    В.Г.Белинский писал: «Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа». А Некрасов - о Добролюбове: «Сокровища душевной красоты совмещены в нем были благодатно…
              .    Плачь, русская земля, но и гордись:
                С тех пор, как ты стоишь под небесами,
                Такого сына не рождала ты.
                ………………………………………………..
                Когда б таких людей ты иногда не посылала миру,
                Заглохла б нива жизни…»                Русский народ и само понятие «русский» носит характер собирательный (родство со словом «соборность»). Это есть смешение представителей многих народностей, их индивидов. Ведь Россия никогда не притесняла и не отрицала национальной самобытности присоединявшихся к ней  этносов, не применяла силовых методов насаждения русской культуры, русского языка, но и не отвергала тех, кто желал исповедовать русскую культуру, язык и образ жизни как родной, к которому прикипает душа.
  Более того, Россия  в годы Советской власти работала по достижению    грамотности всего населения, поднятию и развитию национальных форм культуры, создавая уникальную культуру страны – национальную по форме и социалистическую по содержанию. ( Надо заметить, что после распада  СССР Россия может гордиться, что ею создан мощный потенциал народной зрелости, позволивший каждой национальной республике стать самостоятельным государством, способным говорить на равных со старейшими и мудрейшими представителями бывших колониальных держав, нынешних претендентов на мировое господство)

  Итак, в чем же суть понятия «русский»? Что в нем собирательного? Что значит  «смешение многих народностей и их представителей» на деле? Какое они имеют право называться русскими? Какое право есть у России считать их своими, родными, коренными – русскими? Обладают ли они той неповторимой особенностью, что зовется русской душой?
   А русская душа? – Что кроется в ее подсознании и что обретается в живом единстве народа и его сынов. -  Душа сформирована русской историей и ее традициями, ее героями: от князей Олега и Игоря, от княгинь – Ольги и Ярославны, от Минина и Пожарского, от подвигов на поле Куликовом и Бородина до битвы под Москвой и Сталинградом.  Она  сформирована под влиянием уникальной государственности  и  противоречивых, но значительных для судьбы России, во многом загадочных  государей- императоров. Как проникнуть в их жестокие судьбы, начиная  с  царя Ивана Грозного, его сына Ивана и князя  Курбского. Еще более сложной, монументальной фигурой  является  строитель Питера -  Петр Великий с его сыном Алексеем  и  сестрой – царевной  Софьей  со стрельцами; царь Петр знаменит и своим особенным подходом к человеку, своими привязанностями, если вспомнить араба Петра Великого или Алексашку Меньшикова, но в особенности  чрезвычайно  неординарную, наделенную многими талантами, - фигуру  Ф.Я. Лефорта,  имевшего  невероятное влияние на душу никому неподвластного Петра 1, на его великие дела  духовного становления  России.  А далее - Александр 1 и генерал-фельдмаршал Кутузов, волей народа поставленный во главе русской армии;  государыня  императрица Екатерины П  (немецкого происхождения, но более русская, чем нынешние олигархи все вместе взятые) и  генералиссимус Суворов (неистово русский, шведского происхождения). Невозможно не вспомнить о варварских преследованиях  русских патриотов, проживающих в Европе  в начале ХХ века  на территории Румынии и Австрии и называющих себя «русинами».  Их уничтожали и пытали только за то, что они говорили по-русски и пользовались литературным русским языком. Этим гражданам предлагали только отказаться называть себя русинами, чтобы быть отпущенными из-под пыток и преследований. Но они этого не делали и погибали. Нельзя не вспомнить трагически-мистическую судьбу Николая П и его семьи  так непонятно связанной с мистической фигурой  мужика  Григория Распутина. А  сколько  тайного  и  явного,  закономерного  и  случайного в уроках Октябрьской революции и гражданской войны?  Сколько непонятого и недочитанного так называемой «элитой» Советской России  в произведениях  Ленина?  И  сколько противоречий  и ложных  суждений,  связанных с периодом  правления  Сталина  и с Великой  Победой  над  гитлеризмом?
 
    Эта «загадочная русская душа» была впервые увидена и описана в творчестве русского гения  -   арабченка  Пушкина, но осталась не осознанной  в своем величии и по сей день. Душа России складывалась из многих составляющих  элементов исторической памяти  и личностных вложений в культуру русского духа  в процессе воспитания детей.
   От пушкинского Онегина, который «читал Адама Смита» и «умел судить о том, как государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота  ему, когда  простой   продукт  имеет…», от Онегина, которого «отец понять не мог, и земли отдавал в залог»;  -   к тургеневскому Базарову, для которого «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»;  -  к Толстому с его носителями  духа народного – Болконскими,  Безуховыми и мужиком Каратаевым;  -   к  Достоевскому с его  уникальными  памятниками «загадочной русской души», -  к  Третьякову, вложившему свой капитал в создание картинной галереи;  -  к  Шаляпину и Савве Морозову,  делающих материальные вложения в дела русской революции, и многих-многих других носителей богатой и «загадочной русской души», исповедующей соборность и милосердие, патриотизм и героизм  во  имя  Отчизны, во имя права  жить в России  по-русски,  по-российски: Все то, чем дышим, чем живем, любя
                Что вдалеке зовется «ностальгия»
                И без чего не мыслим мы себя, -
                Все это называется – Россия
                Н.Семикозова. 
  Вторая сторона вопроса о русской душе много сложнее.  Кто они – создатели русской духовной культуры, носители русской  души, русского духа? -  Вместе  с  величайшими  исконно  русскими  именами,  представленными  такими  величинами,  как Ломоносов, Циолковский и Чижевский, Курчатов и Сахаров  в науке,  есть творцы  русского  литературного языка  -  Толстой,  Достоевский,  Тургенев,  Грибоедов, Чехов, открывшие миру невидимые стороны загадочной русской души.  Русская музыка  дала миру  такие имена, как: Глинка, Чайковский   Даргомыжский, Шостакович.  А  Суриков,   Репин, Саврасов, Брюллов, Айвазовский  широко  известны  в искусстве  живописи.  Великие  русские полководцы -  Кутузов  и  Жуков  означили  победы человечества в двух мировых воинах  над варварскими  планами  покорения мира и всемирного владычества  так называемых  «суперменов».  -   Все  это,  безусловно,  русские  имена, составляющие  гордость  русской  мировой  славы, показавшие миру особенности  русского духа,  русской  духовной  культуры.               
 
     Но главная тайна духовной культуры русских – ее многочисленные и великие инородцы, которые наравне с исконно русскими богатырями вливаются  в культуру России, являются ее защитниками и творцами.
   Кто они? 
  Это  первый  русский  историк -  Карамзин  (татарского происхождения), это  создатель Толкового  словаря  русского языка  -  В. Даль  (датско-немецкого  происхождения),  это Мандельштам,  Пастернак, Левитан -  (еврейского происхождения),  это Анна Ахматова (татарского происхождения), это  француз  Петипа – русский  балетмейстер, создатель более 60-ти  балетов,  обессмертивший  русский  академический  балет 19 века; это Багратион и Сталин (грузинского происхождения), это  маршал Рокоссовский (польского происхождения) и многие  представители русского воинства  второй мировой войны  –   все они  и еще  многие  и  многие подлинные  тоже  великие  создатели  и хранители  неповторимой  русской  культуры,  русской  истории,  российско-русского менталитета.

  Удивительно!  Но «русский»  -  даже не национальность! Это богатство души, ее характер! Это способность души индивида слиться с душой народа. Так, у Пушкина «Татьяна – русская душою»! А  в письме своей жене – Наталье Гончаровой  поэт пишет: «Я душу твою люблю…». Другой гений – М.Ю.Лермонтов (шотландского происхождения) не говорит о том, чей он потомок. Он говорит иначе: Нет! Я – не Байрон. Я – другой.
                Еще неведомый избранник,
                Как он гонимый миром странник,
                Но только с русскою душой.
    А  сегодня мигрируют в Россию из вновь созданных национальных государств помимо исконно-русских семей еще и русские казахи, русские туркмены, русские таджики… Осознание нашей «русскости» как души народа все чаще и упорнее звучит в устах людей  России, наблюдается на всех уровнях, повсеместно. Эстрада «шутит», предоставляя залу широко известного певца: «Выступает один из самых русских бельгийцев итальянского происхождения…»  А талантливейшая русская актриса Саша Захарова,  рассказывая о Татьяне Ивановне Пельцер, говорит, что  эта бабушка еврейско-немецкой национальности, вошла в русское искусство как «ярчайший идеал всех русских бабушек».
     Душа, духовное богатство личности формируется обществом и в обществе, и это большой труд, это полет в неведомое, это процесс рождения сознания и самосознания  в единстве с чувственностью и самочувствием, это «второе рождение человека», как сказал в свое время философ Гердер.  О том же читаем у поэта Н.Заболоцкого:  Не позволяй душе лениться!
                Чтоб в ступе воду не толочь.
                Душа обязана трудиться
                И день, и ночь,  и день и ночь!
                Она рабыня и царица,
                Она работница и дочь.
                Она обязана трудиться
                И день и ночь, и день и ночь!
   И она трудится, невидимая душа России, идеальный творец российско-русских ценностей, она толкает людей на  подвиги  и  великие свершения, ее любят и ненавидят, к ней тянутся  души  талантливых инородцев, становясь неистовыми, еще более русскими, чем россияне.
   
   Вопросы о характере души народа, о том, каков механизм ее формирования, дискутируется повсеместно и на всех уровнях, рождая массу проблем. И только ученые молчат, испуганные такой неожиданностью. Нет! Совсем  не  «шутейно» (как считают не очень дальновидные в этом сложном вопросе, однако,  пишущие,  но  плохо  слышащие  журналисты) звучат  слова  заслуженных  представителей  духовной  культуры  народа России,  когда,  принимая  орден  из рук  главы  государства, дают (с оттенком грусти – поймут ли? Услышат  ли?) благодарный  ответ: «И вот, став евреем
                преклонных годов,
                Но будучи русским, по сути,
                Судьбе благодарен  я
                только за то,
                Что орден вручает мне …
                Путин».
    А представитель авторской песни  -  Ренат  Сафин  с  полной уверенностью в своей правоте  поет: «Я -  татарин, я – татарин,
                Человек простой.
                С виду, я солидный парень
                С русскою  душой.
                Остальное все неважно,
                Честно Вам  скажу,
                И своим происхожденьем
                Очень дорожу».
    Суть заключается в том, что национальность свою может определить только сама личность, сделав самоанализ. И определяется национальность не по крови и разрезу глаз, не по цвету кожи, а по важнейшим признакам культурного облика личности. Прежде всего, нужно выяснить, на каком языке человек мыслит,  какой   образ жизни  исповедует,  какие культурные ценности создает его творческий потенциал, какими духовными и материальными ценностями живет  душа этой личности,  культуру какого народа несет в мир, патриотом  культуры  какого  народа  является.
    Так участница зимних олимпийских игр 2005 года в Италии – Светлана Журова, завоевавшая первое место и золотую медаль спринтерской дистанции на коньках на вопрос журналиста о том, как она побеждала, -  ответила: «Я думала не о себе. Я победила, потому что думала о России!».

   Россия не отпускает от себя своих сынов. Наш замечательный современник – философ  А.А.Зиновьев,  в свое время так незаслуженно выдворенный из Союза, вернулся домой и сказал, что как в шестнадцать лет, так и сегодня – в восемьдесят, он хочет жить и работать только в этой стране -  в России.

    Таковы закономерности создания  имени «русский», носителей русской души, русского языка – великого и могучего, правдивого и свободного; его еще называют «языком-переводчиком», ибо все, что создано культурами народов мира, можно найти и прочитать в русском переводе, на русском языке, где достойна  удивления  и восхищения  способность  переводчиков  сохранить  национальный  колорит  переводимого.
  Загадка богатства  великого и могучего, правдивого и свободного русского языка заключается в том, что он,  согласно  объективного  закона  культурологии  -  преемственности  и  изменчивости, - принимает  и  ассимилирует  все  богатство  языков  мировой  культуры. Он постоянно воспринимает необходимую культурную терминологию  других  языков,  обращая  их посредством  элементов русского языкотворчества (особенностей морфологии и синтаксиса)  в  бытие  своего  национального  богатства, сохраняя  при  этом  дух,  национальный  аромат  переводимого. М.В. Ломоносов писал, что еще римский император «говаривал», что « в русском языке есть великолепие испанского, крепость немецкого, нежность французского, прелесть итальянского и, сверх того, - краткость и точность в изречениях  -  латинского и древнегреческого».
   Памятуя о том,  что «поэт  в  России  -  больше,  чем  поэт»,  что  поэтическая интуиция  сродни  философской,  можно  привести  прозрение  Евгения  Евтушенко,  кто  в  противостоянии  «совковым» дискуссиям  заявляет, что «…сами мы не из уродов: мы происходим ото всех народов»..
   И действительно,  кто сегодня из наших русских современников может похвастать своей чистокровной «русскостью», если заглянет в свою родословную? Сама история государства российского богата межнациональными  и межгосударственными браками, свершающимися во имя  мира и процветания Отчизны.
   Загадочная русская душа удивительным образом и очень тонко умеет соединить небесное  и  земное,  божественное  и  человеческое. -  Так, гений Александра Блока, предвидя будущую жестокую трагедию в отношении Запада к Востоку, берет  к  стихотворению «Скифы» слова замечательного русского поэта, богослова и мыслителя высокого философского уровня – Владимира Соловьева. Берет  слова,  которые  сами  по  себе – загадка:
                Панмонголизм! Хоть имя дико,
                Но мне ласкает слух оно.
 И далее, обращаясь к Западу, Блок говорит пророческие слова:
:                Вы сотни лет глядели на Восток,
                Копя и плавя наши перлы
                И вы, глумясь, считали только срок,
                Когда наставить пушек жерла!
               
                Вот – срок настал. Крылами бьет беда   
                И каждый день обиды множит,
                И день придет – не будет и следа
                От ваших Пестумов, быть может!
               
                О, старый мир! Пока ты не погиб,
                Пока томишься мукой сладкой,
                Остановись, премудрый, как Эдип,
                Пред Сфинксом с древнею загадкой!
               
                Россия  -  Сфинкс. Ликуя и скорбя,
                И обливаясь черной кровью,
                Она глядит, глядит, глядит в тебя,
                И с ненавистью, и с любовью!..

                Да, так любить, как любит наша кровь.
                Никто из вас давно не любит!
                Забыли вы, что в мире есть любовь,
                Которая и жжет. И губит!
                …………………………………….
                Но сами мы  -  отныне вам не щит,
                Отныне в бой не вступим сами…               
               
          Завершая работу над статьей, я вдруг услышала по телевиденью в программе «Вести» сообщение о том, что английские ученые, исследуя культуру человечества, пришли к выводу, что наиболее здоровые и талантливые дети родятся не в изоляции этноса, а в смешанных браках. Очевидно, тогда можно считать, что именно Россия, более чем любая другая страна, богата такими талантами, рожденными естественным ходом истории и логики развития своей многонациональной культуры.  И если генетики  не находят в генофонде русских никаких примесей инородцев, то это значит только то, что гены правят только телом, а дух может править и телом, и душой.  И души людей сливаются независимо от цвета кожи и разреза глаз, они сливаются в единстве противоположностей, в сотворчестве любви и ненависти, в единстве интересов, в движении к идеалу, к исполнению мечты.
    Очевидно, так и родятся неистово русские инородцы – носители, создатели и хранители нашей «русскости» как главного богатства человечества, как его подлинной собственной меры в системе культуры  человека - существа родового, духовно-нравственного.
    В заключение  не могу не вспомнить любимую всеми русскоязычную культуру одесситов и согласиться с профессором МГУ - Дугиным, сказавшим недавно  по телевидению о том, что  русские – не  что  иное  как многонациональный русский народ.
   
                Дополнено и исправлено – 10. Х1. 06.
                Завершено 30. 11.. 2010
                10. 01. 2011.                               
               


Рецензии