Творчество Владимира Высоцкого

  ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ВЛАДИМИРА  ВЫСОЦКОГО

Нам не дано предугадать
Как слово наше отзовется.
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
                Ф.И.Тютчев


            В адрес Владимира Высоцкого и при жизни, и после смерти раздавались самые противоречивые суждения. Вот и сегодня  журнал «Вопросы  культурологии»  именем  Ю.Миронова  заявляют: «Русская поэзия кончилась аккордами Владимира Высоцкого и печальным бормотанием Иосифа Бродского.   …Поэтическое  уже  перестало быть заметным фактом общественной жизни. Не передаются из рук в руки ни сборники со стихами, …ни номер журнала…»
       Вероятно в этом есть какая-то печальная правда… И современной молодежи, лишенной еще и полноценного образования уже в средней школе, не хватает высокой поэзии и музыки; явно тоскует о ней и современная философия России. Но мы не знаем как скоро, но обязательно вернется к нам и классическая литература, и классическая поэзия, и музыка.
       В свое время поэзия Высоцкого и его мощный натруженный голос ворвались в сердца и души людей вопреки всяким запретам и наветам, его мелодии звучали из всех окон, его гитара была самым модным и самым любимым инструментом молодежи.   И как сказал о великом барде его замечательный  современник – Булат Окуджава, - стоит ли « нам теперь, размышляя  о поэте, углубляться  в его несовершенства, слабости и просчеты?  Мы ведь хорошо знаем, что хотя таланты и бездарности бывают сходны в неудачах, зато только таланту всегда сопутствует удача, а бездарности – никогда.  Так будем судить  о Высоцком по удачам и достижениям…»
             Высоцкий был патриотом России и носителем и певцом ее судьбы,
тонким и чутким выразителем боли ее поражений и трудных ее побед. Он писал и пел о чести офицера, о мужестве и славе солдата, о трудных буднях войны. Он умел подчеркнуть единодушие народа России, его единый порыв священного гнева и стойкости, если родине грозит опасность:
                За  грехи  за  наши  нас  простят –
                Ведь у нас такой народ:
                Если Родина в опасности,
                Значит, всем идти на фронт.
       Высоцкий не был участником войны, и его часто упрекали представители бюрократического мышления своим критическим недоумением, а подчас  и негодованием, возмущением, считая, что он берет темы, о которых не может знать и судить, которых не может прочувствовать, не имея опыта военных лет.
       Им было не понять, что тонкий аппарат  нервной системы поэта может обладать свойством, о котором поется: «что-то с памятью моей стало – все, что было не со мной, - помню». Владимир Высоцкий – поэт и артист – мог влезть в кожу и душу своих героев, мог раствориться  в судьбах участников войны, военных действий и оттуда, как бы «изнутри» говорить и кричать от их имени. И, как будто зная, как жестоко время, обращаясь с нашей памятью, он обращается к нам сегодняшним:
                Как призывный набат, прозвучали в ночи тяжело  шаги,-
                Значит, скоро и нам уходить и прощаться без слов.
                По нехоженым тропам протопали лошади, лошади,
                Неизвестно к какому концу унося седоков.
          Наше время  - иное, лихое, но счастье, как встарь, ищи!
          И в погоню летим мы за ним, убегающим, вслед,
          Только вот в этой скачке теряем мы лучших товарищей,
          На скаку не заметив, что рядом товарищей нет.
                И еще будем долго огни принимать за пожары мы,
                Будет долго зловещим казаться нам скрип сапогов,
                Про войну будут детские игры с названьями старыми,
                И людей будем долго делить на своих и врагов.
          И когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется,
          И когда наши кони устанут под нами скакать,
          И когда наши девушки сменят шинели на платьица,-
          Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять.
    
    В творчестве Высоцкого сознание героя дано как другое, чужое сознание, но в то же время оно не опредмечивается, не становится простым объектом авторского творческого процесса. Слово его героя так же полноценно как его собственное авторское слово. В его поэзии, в его песнях есть что-то мистическое. Как говорил о таких явлениях русский философ  М.М.Бахтин, творчество художественного толка   есть «…утверждение чужого сознания как полноценного субъекта, а не объекта, является этико-религиозным постулатом…». (Собр. соч. в  шести т. Т. 6.)  Вот, к примеру, облик войны и героя, о ней возвещающего:
                Вот в набат забили:
                Или праздник, или
                Надвигается, как встарь,
                чума.
                Заглушая лиру,
                Звон идет по миру,-
                Может быть, сошел звонарь
                с ума.
Но вот обретается смысл колокольного звона:
                Выход один беднякам и богатым –
                Смерть. Это самый бесстрастный анатом.
                Все мы равны перед ликом войны…
                ………………………………………..
                Все же, звонарь, разбуди полусонных!
                Предупреди беззаботных влюбленных,
                Что хорошо будет в мире сожженным
                Лишь мертвецам и еще нерожденным.

   Герои Высоцкого предельно откровенны, они обладают высоким самосознанием личности, не позволяющей унижать себя жалостью.
Его герои способны совершать поступки,  позволяющие зачеркнуть прошлое, опровергнуть его будущим,  изменить свое настоящее,  стать способным вызвать удивление и уважение не только окружающих,  но и себя самого,  так мало постигающего свое собственное бытие,  свои собственные возможности,  обретающего в самопознании новое самосознание,  рожденное поступком военного времени:
          
           Всего лишь час дают на артобстрел,
           Всего лишь час пехоте передышка.
           Всего лишь час до самых важных дел;
           Кому - до ордена, ну, а кому – до «вышки»
                За этот час не пишем ни строки.
                Молись богам войны – артиллеристам!
                Ведь мы ж не просто так, мы – штрафники,
                Нам не писать: «Считайте коммунистом»
                ………………………………………………..
                Поэтому мы не кричим  «ура!»,
                Со смертью мы играемся в молчанку.
            У штрафников один закон, один конец –
            Коли-руби фашистского бродягу!
            И если не поймаешь в грудь свинец,
            Медаль на грудь поймаешь «За отвагу».
                Вот шесть ноль-ноль, и вот сейчас – обстрел.
                Ну, бог войны! Давай – без передышки!
                Всего лишь час до самых главных дел:
                Кому – до ордена, а большинству – «до вышки».
   Вот так участник боев за родину, в кожу и душу которого входит душа поэта и артиста Высоцкого, способна преобразоваться и преобразовать себя самым непредсказуемым образом, стать принципиально иным - нетождественным самому себе, стать своим иным, превратившись в себя подлинного. Эту особенность духа человеческого Высоцкиий не выдумал, не сочинил, он подсмотрел ее у жизни, у трудных судеб человеческих. 
    Война несет в себе так много тайн души человеческой, так много  невероятных потерь и открытий душевных тайн, скрытых от нас в обычных буднях. Катастрофой оборачивается потеря друга, товарища, а вместе с ним и потеря диалога, возможности общения, потеря какой-то важной части себя самого. Ведь в повседневной жизни мы не замечаем, мы просто не знаем, что каждый из нас представляет свое иное другого: и как часто мы ссоримся из-за того, что видим свои недостатки в другом и именно за то его не любим, что он свидетельствует о наших недостатках.       
        А ведь именно в том, другом, в диалоге с ним осуществляется важный акт обретения себя как человека, обретение и утверждение своего собственного «Я». На войне эта потеря – трагедия: он не вернулся из боя.
               
           Почему все не так, вроде все, как всегда,
           То же небо – опять голубое,
            Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
             Только он не вернулся из боя.
       Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
        В наших спорах без сна и покоя.
        Мне не стало хватать его только сейчас,
        Когда он не вернулся из боя.
               Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
               Он всегда говорил про другое,
               Он мне спать не давал, он с восходом вставал.
               А вчера не вернулся из боя.
        То, что пусто теперь – не про то разговор.
        Вдруг заметил я – нас было двое.
        Для меня будто ветром задуло костер,
        Когда он не вернулся из боя.
                Нынче вырвалась, будто из плена, весна.
                По ошибке окликнул его я:
                _ Друг! Оставь прикурить! – А вокруг – тишина:
                Он вчера не вернулся из боя.
         Нам и места в землянке хватало вполне,
         Нам и время текло для обоих.
         Все теперь – одному. Только кажется мне,
         Это я не вернулся из боя.
   
   Поэт постоянно сверяет свою судьбу с судьбой России – нашей России – такой огромной и такой неспокойной, такой богатой и такой бедной. Такой сильной и такой нуждающейся в защите. Поэт волнуется:

                Кто сменит меня, кто в атаку пойдет,
                Кто выйдет к заметному мосту?
                И мне захотелось: пусть будет вон тот,
                Одетый во все не по росту.
         Я успеваю улыбнуться,
         Я видел, кто придет за мной.
         Мы не успели оглянуться, а сыновья уходят в бой.       
                Разрывы глушили биенье сердец,
                Мое же – мне громко стучало,
                Что все же конец мой –  еще не конец:
                Конец – это чье-то начало.
         Сейчас глаза мои сомкнутся,
         Я ухожу – придет другой.
         Мы не успели оглянуться,
         А сыновья уходят в бой.
      
     Сыновья уходят в бой. Их ждут матери и сестры, и жены. Их ждет родная земля: не вспаханное поле, их ждет созревшее зерно, яблоневый сад…

             Так случилось – мужчины ушли,
              Побросали посевы до срока.
              Вот их больше не видно из окон
              Растворились в дорожной пыли.
        Вытекают из колоса зерна –
        Это слезы несжатых полей,
        И холодные ветры проворно
        Потекли из щелей.
               Мы вас ждем – торопите коней!
               В добрый час, в добрый час, в добрый час!
               Пусть попутные ветры не бьют, а ласкают вам спины.
               Ивы плачут по вас,
               И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины.
               ……………………………………………………..
        Все единою болью болит,
        И звучит с каждым днем непрестанней
        Вековечный надрыв причитаний
        Отголоском старинных молитв.
                Мы вас встретим и пеших, и конных,
                Утомленных, нецелых, - любых.
                Только б не пустота похоронок,
                Не предчувствие их.

        Но не всех случается дождаться, и не всем суждены могилы персональные… А память важна для всех. И как важно об этом помнить живым, как важно вершить ритуалы памяти, когда они безымянны и потому особенно скорбны. Поэт об этом помнит и напоминает нам:
 
              На братских могилах не ставят крестов,
             И вдовы на них не рыдают,
             К ним кто-то приносит букеты цветов
             И вечный огонь зажигает.
         Здесь раньше вставала земля на дыбы,
         А ныне гранитные плиты,
         Здесь нет ни одной персональной судьбы,
         Все судьбы в единую слиты.
             А в вечном огне видишь вспыхнувший танк,
             Горящие русские хаты,
             Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
             Горящее сердце солдата.
        У братских могил нет заплаканных вдов,
        Сюда ходят люди покрепче.
        На братских могилах не ставят крестов,
        Но разве от этого легче.
   Поэт не всегда говорит о земле с маленькой буквы. Он предвидит жестокую участь нашей матушки Земли – этой могучей живой планеты – этого космического корабля, несущего ковчег человечества. Трагедии
нашей планеты поэт видит, но верит в ее бессмертие:

          Кто сказал «Все сгорело дотла,
          Больше в землю не бросишь семя»?!
          Кто сказал, что Земля умерла?
          Нет! – Она затаилась на время.               
  Материнства не взять у Земли,
  Не отнять, как не вычерпать моря.
  Кто поверил, что Землю сожгли?
  Нет! – Она затаилась от горя.
           Она вынесет все, переждет!
           Не записывай Землю в калеки!
           Кто сказал, что Земля не поет,
           Что она замолчала навеки!
  Нет! Звенит она, стоны глуша,
  Изо всех своих ран, из отдушин.
  Ведь Земля – это наша душа,
  Сапогами не вытоптать душу!
          Владимир ВЫСОЦКИЙ, завещая нам беречь нашу Землю, не забывал
напомнить, как важно беречь свою душу, свой человеческий облик, чистоту помыслов, совесть. Он подробно перечислил, что именно он не любит в человеке, а, следовательно,  что любит, ценит, уважает:

                Я не люблю фатального исхода,
                От жизни никогда не устаю.
                Я не люблю любое время года,
                В которое болею или пью.
                Я не люблю холодного цинизма,
                В восторженность не верю, и еще –
                Когда чужой мои читает письма,
                Заглядывая мне через плечо.
                Я не люблю, когда наполовину,
                Или когда прервали разговор.
                Я не люблю, когда стреляют в спину,
                Я так же против выстрелов в упор.
                ……………………………….
                Я не люблю уверенности сытой.
                Уж лучше пусть откажут тормоза.
                Досадно мне, что слово «честь» забыто
                И коль в чести  наветы за глаза
                ……………………………………..
                Я не люблю себя, когда я трушу,
                И не терплю, когда невинных бьют.
                Я не люблю, когда мне лезут в душу,
                Тем более – когда в нее плюют. 
                Я не люблю манежи и арены –
                На них мильон  меняют по рублю.
                Пусть впереди большие перемены,
                Я это никогда не полюблю.
       В заключение можно сказать, что большая поэзия – это всегда – философия, и стихи и музыка, его голос и исполнение были не просто явлением личности  поэта – это был рупор, который говорил от имени народа России. Через этот голос миллионы людей получили возможность высказать себя, заявить о своих убеждениях, чувствах. стремлениях. 
              Сколько бы ни писали о военных песнях Высоцкого, они не могут ни устареть, ни умереть, пока живы люди, пока не исчезнет с планеты Земля война с ее грозными и все более уничтожающими всполохами. Через творчество Высоцкого просматривается пересмотр всех «Канонов официально принятой  системы «типизации» и «героизации» личности, поэт убежден в высшей ценности каждой человеческой жизни. Его взору открывается не только чудовищная реальность войны, но ее не менее чудовищная нереальность, ее безумие. Своими стихами он стремиться заглянуть в глаза тех, кто развязывает воины, кто призван нести за них ответ.

               
               


 .
               
               


Рецензии