Отпечаток безусловной ценности
К чему я все это пишу? В сегодняшнем современном мире, нацеленном на успех, эффективность и прибыль, ценность человека часто сводится к тому, сколько стоят его умения на рынке. То есть, если твои умения и навыки не позволяют приносить прибыль, то твоя ценность с точки зрения товарооборота и валового продукта стремится к нулю. В итоге человек часто поставлен в ситуацию, когда он вынужден торговать частями своей личности для того, чтобы быть востребованным на рынке труда. Он вынужден играть роль, которая там востребована. Так убивается индивидуальность. Отношения же людей в такой ценностной системе координат превращаются в отношения вещей. «Все имеет свою цену, и ты – тоже», – так мог бы сказать какой-нибудь банкир с Wall Street, например.
Если вернуться к рынку, то можно вспомнить, что только та вещь не имеет цены, которая несет в себе характеристику уникальности и неповторимости. Зачастую такие вещи не продаются (то есть, они вне рынка) и хранятся в частных коллекциях или музеях. Они имеют безусловную ценность. Но, возразите вы, любой вещи можно дать цену. И это правда. Ценность той или иной вещи определяется человеком и редкие вещи – не исключение.
Но кто может сказать, сколько стоит человек и какова его подлинная ценность? Для этого потребовался бы независимый наблюдатель, который бы смог непредвзято оценить человеческую жизнь. К слову, именно поэтому люди придумали Бога. Как часто говорят: «Перед Богом все равны». Никто не лучше и никто не хуже. Все стоят одинаково. То есть – бесценны. И каждый человек в отдельности, согласно религиозной традиции, ценен для Бога.
Когда я думал об этом сегодня, то невольно вспомнил пару очень интересных мыслей. Это два текстовых отрывка из Библии, которые заключают в себе весьма ценные, на мой взгляд, идеи.
Собственно, первый текстовый отрывок из книги Иов, 37 главы, 7 стиха: «На руку всякого человека он [Бог; как следует из контекста] ставит печать, чтобы каждый смертный знал его дела»
Ну, разве не удивительная мысль! Каждый человек имеет уникальные, неповторимые отпечатки на пальцах рук. Если допустить, что человек все-таки сотворен Богом, то у каждого из нас есть свой уникальный номер (очень грубое техническое слово, но другого не смог подобрать), «печать Бога». То есть, среди людей нет дубликатов, по умолчанию. Любой человек, даже самый униженный, забитый и забытый обществом, уникален и, поэтому, бесценен. Таких, как он, больше нет. Он неповторим.
Но это еще не все. Читаем второй отрывок уже из книги Исаия, 45 глава, стих 16. Бог обращается к своему народу, который представлен в лице пророка Исаии: «Посмотри, Я [Бог] запечатлел тебя [Исаию] на своих ладонях»
Когда я совместил эти два отрывка, то у меня перехватило дыхание от того, насколько это изумительно и прекрасно. Бог говорит, что у него на ладонях запечатлен человек. То есть, отпечатки на пальцах рук человека – это отпечатки человека на руках Бога. И получается, что каждый человек несет в себе частицу божественной искры и неповторимости. Каждый человек – Бог.
Эта мысль, конечно, с точки зрения религиозных догм звучит кощунственно. Как может Бог низвести себя до человека? И, тем более, как человек может возомнить себя Богом? Но если вспомнить о том, что писали такие философы, как Камю, Сартр и Ницше о Боге, то все становится на свои места. Например, у Сартра встречается мысль, что «человек – это существо с перспективой быть Богом». Человек несет в себе частицу божественного начала потому, что именно он является источником всякого смысла жизни. Нигде не написано «как жить?» Нигде не сказано «зачем жить?» Привилегия решать эти вопросы отдана человеку. И поскольку каждый человек, в той или иной степени, смотрит на мир по-своему, со своего балкона, если можно так сказать, то он несет в себе источник уникального и неповторимого смысла.
Любой человек уникален и потому неповторим. Он находится вне оценок другого человека или общества. Определенная эпоха и культура может задавать некий стандарт ценностей: успех, слава, богатство, сексуальная привлекательность, - но все это не характеризует человека в его непосредственной уникальности.
Безусловно, будет ли определенный человек уникален, во многом зависит от него самого. Иногда люди отказываются от своей свободы и перенимают общепринятые шаблоны жизни, теряя при этом свою уникальность. Но она никогда не бывает утрачена настолько, чтобы можно было сказать, что вот «он – это копия». Если такое происходит, то человек теряет себя в полном смысле этого слова. Таких людей иногда можно встретить в психиатрической клинике. И это не смешно. Безумие – это результат утраты собственной идентичности. Я уже не человек. Я – автомат. А автомат, как известно, не имеет чувств. Его жизнь пуста.
Использованная литература:
1. Эрих Фромм. Бегство от свободы.
2. Библия, перевод Нового Мира.
Свидетельство о публикации №215040201740
Юрий Семеновский 25.03.2017 20:54 Заявить о нарушении
Владимир Солянин 28.03.2017 03:32 Заявить о нарушении