Кувшин, наполненный тишиной

Сегодня ты ослеп по-настоящему.
Это случилось внезапно – как выстрел, как тонкий нож в подреберье, как удар хлыстом.
Р-раз – и свет померк, и мир окутала тьма, словно кто-то задул во всех комнатах свечи, обмотал луну чёрным бархатом и смахнул звёзды с небосвода, как смахивают крошки со стола. Теперь, незрячий, ты лежишь на траве, уткнувшись лицом в смятые васильки, и плечи твои мелко-мелко подрагивают.
Мне хочется подбежать, сказать что-то ободряющее, обнять…
Тебя? Обнять? Возможно ли?..
Вместо этого я растерянно кручу в руках пустую корзину и шагу не смею ступить.
На лугу кроме нас – никого. Облака, похожие на белых котят, свернулись в клубочки и сладко дремлют в небесном лукошке. Солнце – выжившая из ума подслеповатая старуха! –
путает золотые нитки лучей. Даже ветер стих, спрятавшись в кроне ветвистого ясеня.
Мы одни – ты и я. Никому нет до нас никакого дела.
Мне бы подумать о тётке Хрысте, о спелых краснобоких яблоках в её саду, о пустой корзине и матушке, которая ждёт меня в корчме, чтобы поскорей заняться пирогами. Но я думаю о тебе, о твоих глазах цвета осенней реки, поддернутой первым ледком. Прекрасные, застывшие глаза, которые никогда ничего не увидят.
Наконец, решаюсь! Сейчас совершу по-настоящему смелый поступок, сейчас…
И вдруг…
Не знаю, отчего, может, от слишком яркого солнца или от удушливого волнения, да только я вижу то, о чём слышала когда-то. Слышала и не верила. А теперь… Прямо в воздухе! Странное, необъяснимое видение!
Смотрю, затаив дыхание, а сердце моё созревшим яблоком падает вниз и катится, катится к твоим ногам…
***
Всё это кажется безумием. Наверное, безумие и есть. А начиналась история обыкновенно, как сотни других…
…Ты пришёл в наш посёлок ранней весной, с первыми паводками, и казалось, что сама река принесла тебя из каких-то неведомых далей…
Помню, был поздний вечер.
Корчма пустовала, если не считать горожанина, занявшего комнату наверху, и выпивоху Петера, который пропадал у нас и днями и ночами, за что часто бывал бит своей жёнушкой, толстухой Йозефой. Петер что-то громко напевал, и в лад ему за окном выл соседский пёс Рябко. Мать, вытиравшая посуду, заметила, что у пса песня выходит более благозвучной. Шутка вышла забавной, и мы с сестрицей прыснули в кулачки. Либена сидела у огня, вышивая тонкую сорочку себе на приданое. Отец выстраивал на полках бутыли с медовухой – пузатые и крутобокие, они очень смахивали на тётку Йозефу.
Словом, всё было как всегда – знакомые звуки, запах бараньей похлёбки, пляшущие тени на стене. Но тут, неожиданно, раздался стук в дверь, и тотчас (на ночь-то мы ещё не запирали!) на пороге появился ты.
Вовек этот миг не забуду, потому что разом всё изменилось.
Рябко перестал скулить, Петер подавился пьяной песней и замолчал, а жар в очаге разгорелся пуще прежнего, словно в него подлили конопляного масла.
Ты вошёл в корчму, и тут же на меня пахнуло талой водой, ночным туманом, яблочной кожурой и почему-то морем. Я никогда не была на море, но сразу поняла, что запах у него именно такой – шальной и солёный.
- Здравствуйте, добрые хозяева! Пустите странника на ночлег…
Мать бросила тревожный взгляд на отца, но батюшка выглядел спокойным, он давно привык к ночным гостям. Заблудившиеся путники, паломники, бродячие музыканты, странствующие монахи, даже шляхтичи в златотканых жупанах – кто только не ночевал в нашем доме на перепутье! До ближайшей харчевни в Козлицах дорога неблизкая, к тому же через лес, вот и останавливались путешественники у нас. Отец, почуяв выгоду, даже пристройку к дому сделал и теперь с гордостью именовал корчму постоялым двором. Мы с сестрицей Либеной втайне потешались над этим: как её ни назови, а корчма корчмой и есть!
- Комнаты свободные имеются, - ответил отец. – Только чем расплачиваться станешь? Кроны, дукаты, талеры? Или у тебя заморская деньга водится? Я – человек не гордый, возьму и акче, и динары, и даже иноземные дирхемы. Только молдавские фальшивки не смей мне предлагать, заходил уже один такой, из Сучавы…
Я знала, почему батюшка завёл разговор о заморских монетах. Было сразу понятно: ты не из местных, хоть и произносил слова красиво и чётко, как горожанин. Мы многих перевидали – и охотников Полесья, и купцов Подолья, и карпатских чабанов, и странников из далёких городов – от Люблина до Великого Новгорода.
Ты был другой, не такой, как они.
Ты пах морем.
- У меня нет денег, добрый хозяин. Даже ржавого медяка в кармане не завалялось. Но в долгу не останусь, расплачусь своим искусством.
Я рассматривала тебя с жадным любопытством: удлинённое лицо, чуть заметные золотые веснушки на носу, чёрные кудри из-под куньей шапки… А ещё глаза – прекрасные, тёмные, с очень длинными загнутыми вверх ресницами. Такими ресницами могла похвастаться разве что наша Либена, первая красавица в посёлке. И всё же что-то странное было в твоём взгляде, что-то эдакое… сразу не уразумеешь…
 «Интересно, каким искусством он владеет?» - подумала я. Видно, и отцу на ум пришёл тот же вопрос.
- Так-так, - батюшка подошёл к тебе вплотную, - что же ты умеешь, путник? Чем будешь нас удивлять? Играешь на кобзе или флейте? Танцуешь? Поёшь, как жаворонок? Вирши слагаешь? Или другим кунштюкам обучен?
- Другим кунштюкам, - сказал ты и улыбнулся. В тот миг я поняла, что с тобой не так. Глаза! Они были застывшие, неживые!
Такой молодой, такой красивый – и слепец!
От этой мысли моё жалостливое сердце захлебнулось тоской. Тогда я ещё не знала, что жалеть нужно не тебя, а всех остальных. Ты видел то, что зрячим и не снилось, а если и снилось – лишь в самых сладких, желанных, волшебных снах.
- Позвольте взять вас за руку…
Отец не возражал – сразу протянул открытую ладонь, будто ждал, что ты станешь читать по ней будущее. Происходящее батюшку забавляло: пряча в усы лукавую усмешку, он то и дело зыркал на мать. Мол, погляди, Марьяна, полюбуйся! Будет что за чаркой кумовьям рассказать…
И вдруг улыбка сползла с батюшкиного лица, он стал серьёзным и даже чуточку строгим, каким бывал только в церкви, на похоронах или в те вечера, когда в корчме случалась драка. Я стояла лицом к отцу и видела, как его весёлые карие глаза внезапно застыли, наполнившись то ли ужасом, то ли изумлением. Непонятно, куда он смотрел – на пришлого слепца, на жбан с молоком, на вязанку золотого лука или в пустоту, в глубину самого себя. На мгновенье почудилось, что батюшка тоже ослеп – таким неподвижным и страшным сделался его взор.
Крикнуть я не успела – отец пришёл в себя. Он поглядел на меня, на Либену, на пьяницу Петера ошалело, словно видел нас всех впервые. Затем повернулся к матери и каким-то растерянным, охрипшим голосом произнёс:
- Чудеса!.. - и тут же добавил, обращаясь уже ко мне. – Михалка, постели нашему гостю наверху. Да не в угловой каморке, а в комнате с окном. А ты, Либена, насыпь в миску похлёбки и баранины не жалей. Не каждый день в наш дом кудесники входят!
Я покорно поплелась наверх готовить комнату, хотя, конечно, страсть как хотелось остаться внизу, послушать о твоих чародействах. Уже на лестнице услышала, как отец спросил:
- Как звать-то тебя, чаклун?
- Йоргас, - ответил ты.
- Йоргас, - задумчиво повторил отец. – Из эллинов, что ли? Оставайся с нами, кудесник. В нашем посёлке с таким искусством не пропадёшь.
***
Твоё искусство…
Я сгорала от нетерпения, всё думала, размышляла, что же ты показал отцу? Батюшка молчал, ходил печальный и хмурый, точно весенний небосклон над нашим посёлком. А на следующий день небо разродилось дождём, и отец не выдержал – рассказал всё, как было. 
- Ох, чаклун этот! Редкий дар у него! Только взял меня за руку – увидел я небывалое, самое сокровенное, то, чего жаждала душа. Детство своё почти не помню. В памяти – дыра, залатать нечем. Все, что осталось из воспоминаний: топот лошадей, воины в остроконечных меховых шапках, крики женщин, село в огне… А сестрица Хрыстя схватила меня за руку – и бежим, скорей, скорей! – схорониться в лесу. Как сердце колотилось – помню, исцарапанные руки, чащу, измазанные переспевшей ежевикой губы Хрыстины… Как плакала она по ночам, горевала… Дорога, размытая дождями, черней траурной ленты… И как чумаки взяли нас на бричку и повезли из сожжённой Волыни сюда, к подножью гор… И богатую вдову, пожалевшую сирот… Всё помню, как же забыть? Но вот дом родной, и мать, и отца… Однажды пытался думать о них – голова стала тяжёлая, что кабак на грядке. Бросил эту затею. А парнишка…
Батюшка замолчал, а я едва не подпрыгнула на месте – так хотелось услышать продолжение!
- Кудесник и есть. Взял меня за руку и перенёс в минувшее. Вспомнил, всё вспомнил я, будто снова там побывал. Хата-мазанка, а солома на крыше сверкает, словно жидким золотом забрызгана. Ярок быстротечный, вода прозрачная-прозрачная, видно донышко, вымощенное разноцветной галькой. У воды дивчина лицом белая, чернобровая, вдвое моложе, чем я сейчас. Красавица, точь-в-точь наша Либена!
Мы с сестрицей так и ахнули:
- Неужели это была?..
- Да, - кивнул отец, - матушка моя, татарвой в полон забранная. Смотрит на меня, улыбается, а глаза ласковые, тёплые, словно гречишный мёд, подогретый на солнце. «Не балуй у воды, Ясик, - говорит, - за это леденцов тебе куплю у коробейника». Больше ничего не увидел я. Лишь прозрачная вода в ручейке бежит, журчит, уносит мои годы за собой…
После батюшкиного рассказа мы долго молчали, всё никак не могли поверить в услышанное. Историю эту мать поведала тётушке Хрысте, та рассказала толстухе Йозефе, а после уж весь посёлок знал о слепце Йоргасе и его дивных умениях.
***
Помню, в корчме праздновали именины мельника Рихарда, человека богатого и уважаемого. Народу собралось – от мала до велика, у других на свадьбе меньше гуляют. Столы ломились, мы с матерью на славу расстарались: и гурка кровяная, и пирожки с пылу с жару, и кулеш с мачанкой, и вареники с брынзой. Батюшка на огне приготовил банош, сытный, пахнущий дымом. Всем известно, что к баношу женщин не пускают, дело это чисто мужское, и отец долго колдовал над котлом, будто чародейское зелье варил. Не зря время потратил – весь посёлок кашу ел, ещё и добавки просили!
Потом музыканты на скрипках, бубнах и сопелях заиграли, и гости пустились в пляс. Танцевали оберек и мазурку, выплясывали аркан и гопак – черевики стучали по дощатому полу в такт колотушкам на цимбалах деда Тараса.
А настойки-то, настойки! На травах, на соцветьях, перцовка и хреновуха, на анисовом корне – рекой лились! Ох, уходила у пляшущих из-под ног земля! Ох, двоилось у гостей в глазах! А музыка всё громче, а танцы всё задорнее!
…Ты сидел в сторонке, одинокий и прекрасный. Слушал музыку, пил разбавленное вино и ждал. Ты знал – твой час придет, и он пришёл.
- Эй, иноземец! – позвал тебя молодой Томаш Вишневецкий, сын мельника. – Слыхал я про твой редкий дар, будто можешь взять за руку и показать любые чудеса на земле…
К тому моменту Томаш успел опрокинуть не одну чарку, и на его красивом лице заполыхал румянец, алый, ярче кораллового мониста.
- Обманывают, - ответил ты. – Я не показываю чудеса, моё искусство в ином…
- Это в чём же?
Ты встал и с уверенностью зрячего направился к Томашу. Гости замерли, с любопытством наблюдая за вами. Скрипач в последний раз взмахнул смычком – и музыка стихла. В корчме воцарилась непривычная для уха тишина, на кладбище зимним утром – и то веселей!
- Я покажу то, что больше остального жаждешь увидеть… самое потаенное желание, живущее на дне твоей души… хочешь? 
Томаш позволил взять себя за руку, становясь покорным, как ягнёнок – куда только девался его прежний гонор и пьяная удаль? И вдруг в глазах парня отразилось что-то нежное и невесомое, как будто тонкие облачка пропыли над рекой, или ветер сдул пух с одуванчиков. Я и сама ощутила этот тёплый, дышащий мятой и левкоями, сквознячок, и гости почувствовали, откуда он тянулся. Не сговариваясь, мы повернули головы в ту сторону, где стояла Либена. Перекинув пушистую чёрную косу через плечо, сестрица смотрела на нас с недоумением. Томаш, сделавшись и вовсе пунцовым, в смятении отвернулся.
- Что же кудесник показал тебе, а? – тонким голоском прокричал юродивый Ерошка, он один ничего не понял, но много ли с дурачка возьмёшь.
По корчме прокатился шепоток: «…давно влюблён», «девка видная, красавица», «парень из зажиточной семьи…», «может, к осени и засватают»…
Все обсуждали сына мельника и дочь корчмаря, а я смотрела на тебя.
Грея ладонь над оплывающей свечой, ты думал о чём-то загадочном и приятном. Я видела, могу в том поклясться, что в твоих незрячих глазах, как в реке, всё ещё отражались прозрачные тучки, и с поседевших одуванчиков облетали семена-пушинки…
- Волшебная мечта, никогда не видел никого прекраснее, - негромко молвил ты, но Томаш услыхал и, опомнившись, отсыпал тебе щедрую жменю монет.
Гул в корчме усилился, музыканты решили было заиграть что-то разухабистое и залихватское, но тут к тебе подошёл именинник.
- Сделай и мне подарок к празднику, колдун, уважь. Покажи что-нибудь чудесное…
Ты долго молчал, но так и не взял Рихарда Вишневецкого за руку, а потом, вроде как невпопад, сказал:
- Слишком мутно. Нет, не смогу. Извини.
***
Мельник на тебя, конечно, сильно обиделся, но другие поселковые, напротив, стали чаще обычного в корчму заглядывать. И понеслось… история за историей, от кобзарей такого не услышишь!
Толстуху Йозефу ненадолго ты вернул в пору девичества, когда ходила она без платка, вплетала в косы синие ленты и была стройнее молодой сосенки, а парубки под её домом песни пели да цветы в окна бросали.
Бездетная вдова Вишневецкая, сноха мельника Рихарда, в мечтах вновь была со своим супругом, ныне покойным, погибшим два года назад от рук разбойников. Тот страшный случай (дело было лютым вечером, как раз накануне зимнего солнцестояния) в посёлке долго обсуждали, от пересказов мороз по коже шёл. Все жалели несчастного Ежи Вишневецкого, а ещё более – его супругу, от горя постаревшую на добрый десяток лет. Я думала, возьмёт она тебя за руку, увидит радостные минуты жизни и тут же духом воспрянет. И правда – на миг исхудавшее лицо женщины прояснилось, а в глазах заплясали золотые огоньки, словно во мраке крошечные лучины зажглись. Но чуду быстро пришёл конец: из нашей корчмы вдова вышла ещё более задумчивой и грустной, чем до встречи с тобой.
Кому-то ты приносил радость, кому-то – утешение, но были и те, что получали в дар печаль и длительные раздумья.
Хромой Фимка увидал себя здоровым и сильным, готовым отомстить татарам, погубившим всю его семью под Почаевым во времена сорокадневной резни.
- Одной рукой я кудесника за запястье держал, а во второй была у меня кривая сабля, сияющая на солнце, - сказывал потом Фимка соседям. – Думаю, сейчас как взмахну, порежу басурман проклятых на кусочки! Но не позволил Йоргас убить их, окаянных, сказал странное: «Мутнеет, ничего не вижу»… И я видеть перестал.
Соседи ахали и охали, а я думала о другом.
Йоргас…
В твоем имени мне слышалось что-то гордое и древнее: глухой рокот лавины в горах, летний гром вдалеке или плеск неспокойного моря. И хотя слушать море мне никогда не доводилось, я была уверена: звучит оно именно так.
Шло время. Целыми днями с неба падала холодная вода. Река подтопила берега, разлилась и стала широкой, точно озеро. От постоянных дождей, а, может, от чего-то другого в сердце моём поселилась смутная тревога и какая-то неясная тоска. У тоски был вкус одновременно красного перца и липового мёда.
Размытыми дорогами у нас никого не удивишь, и люди, наперекор непогоде, шли и шли в корчму, чтобы взять тебя за руку и увидеть самое важное, то, что за серебро не купишь. Порой умоляли показать что-нибудь диковинное: клады, зарытые под землёй, далёкие королевства или ангелов, парящих в небе. На подобные воззвания ты отвечал одинаково:
- Я могу явить лишь то, что таится на дне вашей души. Не больше, но и не меньше. Если там живут ангелы, вы их увидите. А иначе – не обессудьте.
Однажды ты изрёк и вовсе непонятное:
- Когда-нибудь, через много столетий, люди смогут лицезреть всё, что пожелают: под землёй ли, под водой, в воздухе и на небе… всё, всё! Будут у них магические полотна, озарённые особенным светом, на которых сами собой станут появляться и исчезать волшебные картинки. Даже из дому не потребуется выходить – сядь у чародейского полотна и смотри, наслаждайся видами, изучай загадки древнего мира… Но сумеют ли они, жители будущего, постичь непростое искусство, смогут ли заглянуть в собственные сердца и рассмотреть главное? Вот что интересно мне, ответа никак не найду.
Соседи слушали тебя, кивали и улыбались. Слова эти казались чудными, лишёнными смысла, но видения, дарованные тобой, понимал каждый. В благодарность приносили тебе мочёные яблоки, свиные окорока, молоко, яйца, орехи – кто чем богат. Ты отдавал подношения отцу в плату за постой. От харчей батюшка не отказывался, но денег никогда не брал. Иногда мне казалось, что отец тебя не только уважает, но и побаивается.
Да и многие боялись!
Особенно после случая с рудым Василем.
***
Я хорошо запомнила тот день.
Впервые за долгое время вышло солнце, лужи во дворе подсохли, превратившись в пыльные островки, а на тисовом дереве, растущем у корчмы, появились мелкие зелёные пёрышки. Воробьи с самого утра чирикали как оголтелые, и мне, наконец, поверилось, что в посёлок пришла настоящая весна.
- Вода-то нынче совсем тёплая, айда полоскать скатёрки! – весело сказала Либена, и мы побежали к ручью. Как всегда, ты увязался следом – не за мной, конечно, за сестрицей.
- Эй, кудесник! Вместо того чтобы тенью за нами следовать, лучше бы показал мне или Михалке что-нибудь волшебное. Сколько раз прошу – всё отказываешься.
Либена говорила правду. Она дважды хотела взять тебя за руку, и дважды ты одёргивал ладонь, будто раскалённой печки коснулся. Объяснений никаких не давал, только краснел и улыбался смущённо.
- Если панночка Михалка желает, тотчас исполню её волю, - с поклоном ответил ты.
- Нет! – едва ли не выкрикнула я. – Боязно мне, не хочу…
Я и впрямь испугалась, сильно-сильно, так, что в животе вдруг заворочались скользкие змейки и застрекотали сверчки. Испугалась, что ты возьмёшь меня за руку и увидишь россыпь золотых веснушек, нос с горбинкой, длинные чёрные ресницы… своё лицо.
- Ладно, Михалка у нас труслива как заяц, - тем временем продолжала Либена. – Меня ты не жалуешь. Выпивоху Петера и дурачка Ерошку брать за руку брезгуешь. Но мельник Рихард чем тебе не угодил? Почтенный ведь человек!
Ты не сразу ответил, поднял плоский камушек и запустил в ручей. Вышло красиво, не у всякого зрячего так получилось бы. Голыш синей жабкой запрыгал по воде: прыг-скок, прыг-скок!
- Понимаете, панночка Либена, я не совсем слепец, кое-что вижу. Когда встречаю человека – ни фигуры его, ни лица мне не рассмотреть, зато появляются образы – прозрачные кувшины, плавающие в воздухе. Бывают большие, случается и поменьше. Разные сосуды и наполнены всяким разным: у кого-то красками, у кого-то звуками, есть и такие, в которых, будто на восточном базаре, смешиваются диковинные ароматы. Но в мутные кувшины заглядывать нельзя, иначе быть беде.
Ох, и рассердили эти слова Либену! Топнув ножкой, от злости сестрица чуть не хлестнула тебя по лицу мокрым рушником, но вовремя сдержалась.
- Это что же, пан колдун! Выходит, я – мутный кувшин?!
- Нет, нет, что вы! У меня и в мыслях не было! – от волнения в твоей речи вдруг прорезался иноземный говор. – Вы – тайна, которую я страшусь разгадывать…
Не знаю, чем бы закончился этот мучительный разговор, но неожиданно к тебе подошел рудой Василь с извечной просьбой явить чудеса.
Мы с сестрицей занялись делом, стараясь не смотреть в вашу сторону. Либена всё ещё злилась, а у меня отчего-то болело сердце, словно кто-то обварил его кипящим молоком.
Василю ты показал мечту необычайную, не у каждого такая есть. Вроде мчится он на вороном (темней безлунной ночи!) коне по полям, по долам, а горячий ветер летит вослед, но угнаться никак не может.
Хороша мечта, да только после случилось непоправимое. От увиденной красоты Василь умом тронулся, в полночь прокрался в конюшню Рихарда Вишневецкого и увёл у мельника самого прекрасного жеребца. Оседлал – и пустился вскачь, всё как в чародейских видениях. Но далеко не уехал. Скакун оказался с норовом, у подлеска скинул ездока и к дому хозяина сам вернулся. А рудой Василь подняться на ноги так и не смог – шею свернул. Сказывали, на месте Богу душу отдал, ну, хоть не мучился, горемычный.
Беда одна не ходит, за собой другую водит, и за первым несчастьем скоренько в дом постучало второе.
Но об этом – потом.
***
После смерти Василя соседи, ещё недавно осыпавшие тебя гостинцами и добрыми словами, стали злобно перешёптываться и чесать языками без устали. Вдруг вспомнили, как чабан увидел в грёзах шкатулки, наполненные золотом, очнулся и с горя запил, уразумев, что видение его – не более чем химера. И вот уже в посёлке два беспробудных пьяницы – Петер и бывший чабан…
Одни говорили «случайность», другие называли тебя ведьмаком, продавшим душу дьяволу. Отец, услыхав подобные разговоры, быстро дал злоязыким сплетникам отпор.
- Забыли, как странствующий монах францисканец взял Йоргаса за руку? Значит, искусство у кудесника – богоугодное. Не вам его судить.
У слепцов хороший слух, но ты оставался глух к досужим разговорам. Я знала, почему.
Либена.
Все твои мысли были о ней.
Целыми днями ты ходил хвостиком за сестрицей, слушал песни и весёлые рассказы, а мне только и оставалось –  тайком наблюдать.
Однажды я чуть не выдала себя – засмотрелась, замечталась, заснула посреди бела дня… 
- Панночка Михалка, что-то случилось? – уж не знаю, как ты почувствовал мой неотрывный взгляд.
- Нет, - растерялась я, - а что?
- Почудилось, вы смотрели. Сказать что-то хотели?
Набрав в грудь побольше воздуха, я выпалила первое, что пришло на ум.
- Хотела вопрос задать, пан колдун. Зачем вам это?
- Это?
- Искусство ваше чародейское. Зачем? Поди, устали-то от ходоков, покоя целыми днями не дают…
Ты провёл рукой по лицу, будто дурные мысли отогнал.
- Нет, Михалка, не устал. Всё, что умею, - ловить золотые огоньки на дне прозрачных кувшинов. Иногда мне грезится… глупые, конечно, мечты… если таких огоньков будет много, то однажды они озарят целый мир. Потому брожу я по местечкам и сёлам, где особенно темно, где нет ни книг, ни театров, ни благородных пиитов, но всё ещё жива вера в чудеса…
Я слушала тебя, подперев щёку рукой, и перед глазами сама собой рисовалась чудная картина: густо-маслянистая тьма, в которой то и дело вспыхивали разноцветные светлячки.
- Хотя, - твой невесёлый смех прогнал волшебную грёзу, - обманываю и вас и себя. Я делаю всё это не ради великой цели. Просто, когда беру других за руку, вижу мир их глазами. Хоть на краткий мир становлюсь зрячим, а это большое счастье.
Ты попытался было обучить меня своему редкому умению, но сколько ни жмурилась, ни прозрачных сосудов, ни золотых огоньков я не видела. Зато в совершенстве овладела другим мастерством: распознавать твои улыбки. Печальные (небо тучкой заволокло) и радостные, мечтательные, задумчивые, едва заметные (словно рябь по воде пошла) и широкие, до ушей… 
И в то утро, когда ты решился, в то злосчастное утро я всё знала заранее.
Просто на твоём лице не было улыбки.
***
Помнится, я резала лук для жаркого, когда на кухню вбежала Либена, раскрасневшаяся, как после танцев, растрёпанная – даже алая лента выбилась из пушистой косы. 
- Михалка, не поверишь! Ой, расскажу – умрёшь со смеху!
- Ну, говори, - сердце заколотилось в груди пойманным в силок птенцом. Нет, не хотелось мне слушать сестрицын рассказ.
- Йоргас засватать меня хотел! Такой дурень! Не к отцу и матери пришел, а ко мне. Руку и сердце предложил!
Нож по дощечке застучал быстрее прежнего, из глаз полились слёзы. От лука, само собой.
- А ты?
- Отказала, конечно. Кому нужен слепец? К тому же всем известно, что осенью Томаш Вишневецкий мне сватов пришлет. Вот кто мой суженый! За него пойду.
Я кивнула – завидный жених, да. И всё-таки не выдержала, спросила с горькой усмешкой:
- Чего ж тогда радуешься, Либена?
Сестрица окинула меня удивлённым взглядом, пожала плечами:
- Так ведь не всякую дивчину кудесник замуж позовёт, есть чем гордиться…
Больше мы ни слова не проронили. Да и что тут скажешь? Либена была права – не для каждой девушки такое счастье, уж я это точно знала.
А что с тобой после этого разговора приключилось, о том и вспомнить страшно. Вот когда вторая беда постучала в ворота.
Прежде ты лишь вино, разведённое водой, пил, и то – изредка, по воскресным дням, а тут…
Сел в тёмный угол, попросил у отца бутыль душистой зубровки, и понеслось! За чаркой – чарка, за глотком – глоток! Мне даже померещилось, что над тобой висит плотное облачко, сотканное из густых и горьких ароматов, вдохнёшь – разом опьянеешь!
Пока я тщетно подыскивала слова утешения, в корчму вошли многочисленные гости: мельник Рихард с сыновьями, чабан, тот самый, спившийся, родные погибшего Василя-конокрада, а с ними дурачок Ерошка, куда уж без него…
Судя по лицам – не с добром пришли.
- Эй, ведьмак! – выступил вперед мельник, насупив брови. – Признавайся, зачем невинные души сгубил? Сначала чабана зелёным змием соблазнил, затем несчастного Василя на грешный путь воровства наставил, погубил молодца! А теперь вот моя сноха, жена покойного братца Ежи, твоей жертвой стала…
 - Что случилось с панной Вишневецкой? – обеспокоенно спросил батюшка, подойдя к незваным гостям.
- Понятно что, - печально ответил Рихард, - как увидала в колдовском мороке почившего супруга, потеряла покой. А сегодня в реке её нашли, спрыгнула с обрыва и утопилась, сердешная!
- Ох, горе-то какое! – всплеснув руками, запричитала матушка.
- Да уж, горе! А вот и виновник всех бед! – выкрикнул отец Василя, такой же рудой и конопатый, как и его погибший сын.
- Друзья, давайте выпьем за помин души покойной Рузанны Вишневецкой, - батюшка принёс ещё зубровки, пытаясь отвлечь и успокоить собравшихся. Ему б это наверняка удалось (в усмирении разгневанных гостей отцу не было равных), но тут случилось нежданное. Пошатываясь, едва не опрокинув лавку на своём пути, ты подошёл к Рихарду Вишневецкому и на удивление ровным, трезвым голосом произнёс:
- Муть, ах, какая муть! Был ты мутнее воды в луже, мельник, а нынче и вовсе болото…
Всё, что затем происходило, видится мне теперь размытым и неясным, будто смотришь на дно сосуда, наполненного застойной водой.
Помню, Рихард яростно двинул тебя в живот, а я закричала как оглашенная и пополам согнулась, словно это меня ударили. Помню матушкины руки, необычайно цепкие, не пускавшие меня к тебе. Откуда столько силы в ней взялось – вот уж загадка! Помню, как ты лежал, скорчившись, на дощатом полу, а мужики били тебя ногами. Отец попытался их утихомирить, но оттолкнули его нелюди свирепые, и батюшка отлетел к стене…
Я кричала и кричала, вернее, так мне казалось, поскольку на деле крик сей был тише мышиного писка.
Ты лежал безмолвный и неподвижный, безвольно выкинув левую руку вперёд.
«Убили!» - подумала я, ощущая, как внутри всё застывает, словно покрывается льдом море, то самое, которое видеть мне никогда не доводилось.
Убили.
И вот тогда все звуки исчезли, все-все, какие есть на земле. И стало понятно, что мир – всего лишь огромный треснувший кувшин, наполненный тишиной…
- Так уж и быть, пан Рихард, - вдруг хрипло сказал кто-то, и сердце моё пропустило удар прежде, чем я поняла, чей это голос. – Покажу вам чудеса, порадую почтенного человека.
В тот же миг твои окровавленные пальцы сомкнулись на запястье мельника.
Потрясённый, Рихард смотрел на тебя глазами, полными ужаса. Не знаю, что он там увидел, но вдруг корчму огласил душераздирающий вопль:
- Уйди, прочь, прочь от меня! Мёртвые с мёртвыми, живые с живыми!
Поначалу померещилось даже, что это убогий Ерошка вопит, иногда на него, блаженного, накатывало. Но нет – голосил Рихард Вишневецкий.
 - Отпусти меня, брат! Я не хотел тебя убивать, клянусь! Так вышло! Мельница не принесла мне счастья. Отпусти, молю!
- Господи Иисусе, - перекрестился отец, - неужели Рихард родного братца ради наследства уморил? Так ведь разбойники укокошили, всем же известно…
- Как же! Разбойнички! – зло прошептал ты, крепко держа мельника за руку. – Расскажи им, душегубец, расскажи, как напал на брата промозглым зимним вечером! А ещё о том, как сегодня столкнул с обрыва несчастную Рузанну Вишневецкую, поведай правду, ничего не утаивай!..
- Нет! – по-бабьи взвизгнул мельник. – Я не желал ей зла, не хотел! Видит Бог, вниз спихнул, чтоб не мучилась, бедняжка! Убивалась целыми днями, тошно смотреть! Но я не виноват, не виноват…
Вишневецкий рыдал, как годовалое дитя, захлёбывался слезами и всё пытался оправдаться перед собственной совестью. Слепая совесть, не ведая пощады, смотрела на него в упор, и глаза её были цвета осенней реки, поддёрнутой первым ледком.
Позже мельника связали да в наш амбар затащили: до приезда воеводы нужно ж было где-то его запереть! А ты кое-как поднялся, отряхнул пыль с колен и медленно, прихрамывая, побрёл куда-то…
Я бросилась вослед, хотела раны промыть, но ты устало махнул рукой:
- Простите, Михалка! Не сейчас. Ничего не вижу, понимаете, совсем ничего… истинный слепец!
- Как же так? – только и смогла выдохнуть я.
- Наказание мне. Расплата. За то, что на дно мутного кувшина смотрел, а ведь знал – нельзя. И зачем? Смешно сказать! Не ради справедливости заглянул, ради мести. Теперь всё кончено. Мой дар утерян навеки.
И ты вышел во двор, не замечая ни солнца, ни ветра, ни шелеста молодых листочков на тисовом дереве.
***
Сегодня ты ослеп по-настоящему.
Это случилось внезапно – как выстрел, как тонкий нож в подреберье, как удар хлыстом.
Я искала тебя повсюду, и вот нашла – на лугу, среди васильков, бабочек и стрекоз.
Ты лежишь на траве и плачешь, и плечи твои мелко-мелко подрагивают…
А я… смотрю вверх и очам не верю! Странное, необъяснимое видение!
Прямо в воздухе плавает кувшин, доверху залитый тишиной, а на дне его посверкивает солнечный зайчик.
Поймать юркий лучик не так-то просто, нужен талант, особое мастерство.
Но я настырная, я смогу, смогу…смогла!
И в этот миг мне становится светло, словно во всех комнатах сами собой зажглись свечи, а наверху ангелы до блеска начистили латунную луну и щедро расшили звёздами тугое небесное полотно.
Я ложусь рядом с тобой и совсем не удивляюсь, что луговая трава пахнет мёдом, морем и яблочной кожурой. Солнечный зайчик трепыхается в руке как ошалелый, обжигает пальцы, рвётся на волю, глупыш. Я держу его крепко-крепко.
- Хочешь, покажу самое заветное желание, живущее на дне твоей души? Хочешь?
Вздрогнув, ты поворачиваешься ко мне, и впервые в прекрасных незрячих глазах я вижу своё отражение.
- Михалка, - в твоём голосе удивление и немного страх, - Михалка…
Наши пальцы сплетаются, и я осторожно вкладываю в твою ладонь сияющий лучик.
Поначалу ничего не происходит, и мне становится чуточку страшно. Неужели не вышло?
Но вдруг на твоём лице появляется улыбка – совершенно незнакомая, такой я прежде не замечала: словно радуга после дождя расцвела.
Ты видишь поле, до горизонта затканное васильками, маками и душицей; горы, гордые и неприступные, изрезавшие небо на лоскутья; солнце, сыплющее золотую пыльцу на наши обветренные лица… ненадолго, на какой-то краткий миг – ты зрячий, ты видишь.
Прозрачный кувшин покачивается в воздухе, тишина льётся через край. Время скачет по травинкам нелепым зелёным кузнечиком, пускай, нам нет до него никакого дела.
Мы лежим на лугу, взявшись за руки, и безмолвные тонкие облака медленно проплывают сквозь нас.


Рецензии
О-хо-хо, Татьяна, Вы сама, как та Волшебница. И наслаждаешься, читая ваши рассказы, и больно душе от чего-то, по хорошему больно, как на вершине в несколько тысяч метров над уровнем моря: красота вокруг неописуемая, а ноги подкашиваются. Какие образы Вы находите, чудо-чудное, диво-дивное! Какая красота Ваши рассказы! Эх, будь я человеком богатым, напечатала бы Ваши волшебные рассказы, себе бы томик оставила,с собой бы всюду брала, чтобы нет- нет, да приоткрыть страничку в дивный мир. А остальное бы пораздарила по библиотекам, школам, дарила бы всем встречным детям и взрослым с чистой аурой, да в ком образ кувшинов без мути видится. А, вернее, не верно так-то. Им, последним,мутным да тёмным, может, и помогло бы чем-то Ваше волшебное слово. Очень красивые рассказы. Не только слог, но и смысл.

Мила Чмелёва   04.05.2015 00:17     Заявить о нарушении
Дорогая Мила, Вы даже не представляете, как мне приятно! Спасибо огромное за такие воодушевляющие слова. Они вдохновляют больше, чем победы на конкурсах или даже предложения от издательств.
СПАСИБО!

Всего Вам самого светлого,
Татьяна

Татьяна Стрельченко   05.05.2015 22:36   Заявить о нарушении