C 22:00 до 01:00 на сайте ведутся технические работы, все тексты доступны для чтения, новые публикации временно не осуществляются

Яблоня

   На берегу реки, над обрывом, под ярко голубым небом раскинулся старый яблоневый сад. Теплое ласковое солнце и влажность всегда были гарантией хорошего урожая.
   Корявые, морщинистые стволы, как добрые бабушкины руки поддерживали усыпанные весенним цветочным кружевом кроны. Шмели-трудяги басовито гудели, кружась вокруг. Со временем цветы опадали, покрывая белоснежным ковром землю. Их сменяла нежно зеленая листва. Стрижи и ласточки игрались в догонялки меж раскидистых ветвей.
  А через положенный срок под лучами жаркого солнца наливались спелостью янтарные бока яблок. Осенью порывистый ветер обрывал богатые кроны деревьев, превращая их сначала в жалкие лохмотья, а потом и в голый остов. Зима укутывала ветки, стволы и землю вокруг пушистым снегом. Но ледяные ветры превращали эту перину в жесткий наст, который искрился и переливался под зимним солнцем искрами драгоценных камней.
   Сад разбили давно на высоком берегу, с трех сторон омываемом речкой. Обычно она сонно плыла вдаль, лишь нежно плескаясь и облизывая косу. Но иногда, когда ветер с севера приносил рваные облака свинцового цвета, река, словно вздымалась, бурлила, рвалась из своих естественных границ, подмывая берега и унося вдаль к горизонту все, что мешало ей. Вода отнимала сушу и у яблоневого сада, вымывая плодородную землю.
   Нежные молодые деревца со временем превратились в роскошных красавиц с богатыми ветвистыми кронами, изумрудной листвой и вкусными, сочными яблоками. Но, под тяжестью созревших плодов, ветви с годами грубели, от солнца трескалась и темнела кора. Деревья постепенно становились похожи на сгорбленных жизнью стариков. Тут и там стояли подпорки, как клюкой поддерживали они стонущие от ветров и тяжести руки-ветви.
   Сад состарился. Люди реже приходили ухаживать за ним, собирать урожай. Даже деревенские мальчишки заглядывали в сад лишь изредка: нарвав незрелых яблок, покидаться ими в волю, да покачаться на изогнувшихся ветках. И часто зимой мягкий снег ложился на еще висевшие плоды.
   В ту последнюю осень, благодаря хорошей погоде, созрело огромное количество яблок. Их было столько, что листва с трудом протискивалась к солнцу, а ветки, не выдержав такой тяжести, ломались. Лежали они у самых стволов, сохнущие под солнцем, на жесткой перине из опавших яблок.
   На краю обрыва, над самой рекой, росла, обдуваемая всеми ветрами, яблоня. Наверное, она мечтала стать птицей, уж, очень грациозно раскачивала кроной, как крыльями. Хоть созревшие плоды и тянули ветви вниз, но,казалось, стряхни их и она воспарит над землей, взлетит к яркой лазури неба, обрамленного перистыми облаками, сольется со стаей улетающих к югу журавлей. Но цепкие корни связывали ее с высоким обрывом, а яблоки не давали расправить ветви по ветру.
   Ветер же крепчал. Его порывы становились все более и более ощутимы. Белоснежные облака наливались чернильной синевой и все ниже опускались над садом. В самой гуще, где тучи почернели от злости, полыхнула молния и грохот с треском разнесся по округе. И тут обрушился ливень. Шквал воды потоком заливал старые деревья, стучал по упругим бокам яблок и те, не выдерживая такого напора, срывались с деревьев. По всему саду запрыгали желто-красные плоды, ударяясь о землю, подскакивали и опять падали, пытаясь спрятаться в жухлой траве.
   Река быстро вышла из берегов и с остервенением набросилась на ненавистный утес. Вот-вот она подхватит этот выступ и унесет с собой к морю. А на самом краю, изнывая от тяжести яблок, металась под ветром яблоня-птица. Очередной шквал и плоды, не выдержав, посыпались вниз, в бурлящую, ревущую, помутнённую воду. Течение понесло их, прыгающих над гребешками волн.
   Яблоня с облегчением расправляла свои ветки, пытаясь ловить ветер. Но тут коварная река, сделав очередное усилие, наконец, подмыла последнюю землю и песок, связывающую корни яблони с обрывом, и та с порывом ветра стала заваливаться в воду.
   Крона дерева позволила несколько секунд планировать над бушующим потоком. Это был настоящий полет, пусть только миг! А затем тяжелый ствол опрокинулся в воду и та, играючи, понесла его прочь от берега. Еще пару раз яблоня показалась над поверхностью в окружении, прыгающих вокруг нее как поплавки, яблок и скрылась за поворотом.
   Буря бушевала всю ночь. К утру, наконец, утихомирилась. Последние обессилившие остатки рваных облаков уплывали за горизонт, уступая место яркому, не по осеннему теплому, солнцу. А сад перестал существовать. Переломанные бурей ветви и стволы, побитые и раздавленные яблоки вскоре сгребли бульдозерами в одну большую кучу. Корни выкорчевали. Весной бурелом сожгли. А пеплом удобрили перепаханное поле.
   Как жаль, что яблони, как и люди живут не долго. И, к сожалению, как и люди не летают.
   

                В.Мячково, Подмосковье, 2010 г.


Рецензии
Увы, мы и яблони стареем, причем, к сожалению, очень и очень быстро, что не справедливо. Великолепная миниатюра и язык отличный. Читается легко. Спасибо за удовольствие. Заглядывайте на огонек. Д-р А. Киселев

Александр Киселев 6   01.07.2015 18:50     Заявить о нарушении
Александр, большое спасибо за положительные отзывы. Зашла и я к Вам " на огонек". Получила огромное удовольствие. Такие, вроде обычные жизненные ситуации, а именно из них и состоит наша жизнь. Безумно жалко Марину. Плакала.

Елена Ковина   06.07.2015 20:02   Заявить о нарушении