Панацея

                рассказ из книги "Вокализ"

- Наш препарат "Идеал" обладает уникальными лечебными свойствами, - привычно тараторила Наташа, делая ударение на слове "уникальный", - он оказывает общеукрепляющее, очищающее, противовоспалительное и восстановительное действие, он укрепляет сердце и сосуды, улучшает память, нормализует работу почек, кишечника... он способствует... он улучшает... он незаменим и широко применяется...
- Где применяется? - тихо переспросил глухой женский голос на другом конце провода.

"Похоже, старушка", - подумала Наташа. Она не любила, когда её перебивали клиенты.
- Применяется в кардиологии, пульмонологии, эндокринологии, гинекологии, урологии и... - Наташа запнулась - блокнот с текстом упал на пол. Она подняла его, нашла нужное предложение и бодро закончила, - и в геронтологии.
- Дочка, ты мне скажи про последнее слово - герон...
- Геронтология, - подсказала Наташа.
- Вот, вот, что-то знакомое, напомни, милая.
- Геронтология - это раздел медицины, занимающийся болезнями пожилого возраста, если сказать по простому.
- Как раз то, что нужно, мне ведь восьмой десяток пошёл.
- Я поняла. Для вас скидка на препарат. Вы знаете, - Наташа изобразила радостно-удивлённую интонацию, - вы знаете, как раз в данный момент действует дополнительная скидка десять процентов, и ещё, - она сделала небольшую паузу, - и ещё именно сейчас вас может проконсультировать по телефону профессор, доктор медицинских наук. Желаете?
- А как же, дочка, желаю, конечно, желаю, если профессор.
- Хорошо. Вас звать Анна Матвеевна?
- Да, милая.
- Анна Матвеевна, ждите звонка.

Наташа положила трубку, встала, налила в чашку кипятка, засыпала кофе, помешала, вдыхая ароматный запах.
- Натусик, - обратилась к ней подошедшая подруга и коллега по работе Таня, - сделай и мне кофейку, я шарлотку принесла, вчера пекла, представляешь, с курагой.
- Я обычно с яблоками делаю, бабушка научила, - Наташа готовила кофе для подруги.
- У меня хорошая сделка только что прошла, бабулька купила препарат на четыре месяца и деньги сразу все перечислила, вот молодец.
- А что у неё? - почему-то спросила Наташа, хотя обычно её это не интересовало.
- Говорит, суставы замучили, особенно коленные, говорит мозжит, слово какое-то чуднОе - "мозжит".
- Мозжит, - повторила Наташа, и это странное слово откликнулось в её душе, где-то она его слышала и, кажется, не раз.

В свой кофейный перерыв девушкам не хотелось говорить о работе.
- Как у тебя с Максимом? - спросила Таня.
Наташа вытащила из воздушной шарлотки оранжевую дольку кураги, глотнула кофе.
- Всё хорошо, собираемся...
- Собираемся трудиться, - около них стоял шеф Феликс Казимирович. - Недавно в СМИ прошла наша реклама, и спрос на препарат значительно увеличился. Что у вас сегодня?
- У меня уже четыре сделки, - Наташа посмотрела на монитор, - нет, пять, все клиенты купили препарат на три-четыре месяца и внесли деньги.
- У меня шесть сделок, - добавила Таня.
- Молодцы, девочки, - похвалил Феликс Казимирович.

- Здравствуйте, это Зинаида Михайловна? - спросила Наташа.
- Да, это я.
- Меня звать Ангелина Осиповна, я профессор, доктор медицинских наук, могу проконсультировать вас в связи с приёмом препарата "Идеал". Так что вас беспокоит, Зинаида Михайловна?
Следовали торопливые, сбивчивые жалобы, в общем-то почти одинаковые у всех не очень молодых людей.
На этом этапе продвижения препарата клиентов старались запугать имеющимися у них заболеваниями, а потом, конечно же, говорили, что "увы, сами понимаете, без нашего препарата невозможно, да, лучше курсовая терапия."
- Наш препарат "Идеал", уважаемая Зинаида Михайловна, это панацея.
- Что, милая? Я слышу плохо.
- Панацея, - громко повторила Наташа, - это чудодейственное средство от всех болезней.

Ах, наши доверчивые, доверчивые и самые терпеливые старички!

Наташа познакомилась с Максимом около полугода назад в раздевалке университета, она потеряла номерок от пальто, стояла растерянная, взлохмаченная, а тут:
- Это ваш номерок, девушка?
Высокий, худой, чёрные волосы собраны в хвост, очки, джинсы и взгляд просто невозможный какой-то, то ли азартный, то ли вдохновенный. Это потом Наташа поймёт, что увидела глаза человека, чем-то очень и очень увлечённого.
Уже на второй день они целовались, а через две недели Максим стал жить у Наташи, потому что жила она одна.
Её родители умерли два года назад неожиданно и чудовищно быстро, почти вместе. Сначала папа - острая сердечная недостаточность, а потом и мама - от того же, хотя она никогда не жаловалась на сердце, никогда.
"Она умерла от тоски", - решила Наташа. Родители были вместе всю жизнь.

Наташа и Максим учились в одном университете на четвёртом курсе, она на историческом, он на математическом факультете, и если Наташа относилась к учебе спокойно-добросовестно, без особого энтузиазма, то Максим был полностью поглощён прикладной математикой.
Жить на стипендию было невозможно, и они подрабатывали, Макс писал программы для компьютерной фирмы, а Наташа...
"Моя работа связана с рекламой", - говорила она обычно, а что за реклама не распространялась, да это и не интересовало никого.
Но где-то в глубине души Наташа чувствовала и понимала, что этот ужасно дорогой, чудодейственный, волшебный препарат - не совсем панацея, мягко говоря, но об этом она молчала.

У Наташи была бабушка, которая жила в маленькой квартире с котом Тишкой, и была она бодрой и активной, следила за здоровьем, питанием, пила витамины, читала популярные журналы о здоровом образе жизни и выполняла отдельные, понравившиеся ей советы.  Жила бабушка недалеко - всего-то сорок минут на трамвае, но видела внучку не часто.
Жизнь Наташи летела не со сверхзвуковой скоростью, а быстрее - со скоростью света - учёба, работа, Максим. А в последнее время работы было так много! Препарат успешно продавался, руководство торопилось.

В тот день Наташа задержалась на работе, ехала домой на автобусе и смотрела в окно на вечерний город.
"В этом парке часто гуляла с мамой, когда маленькая была. Как выросли деревья! Вот моя школа. Помню, бабушка водила меня в первые классы, провожала, встречала, мамочка работала, а бабушка дома была и приводила к себе, запеканку творожную часто готовила - я любила. Приду к бабуле, и этот запах ванили, творога, изюма..."
Рядом вдруг тихо зазвучала старая песня: ""В городском саду играет духовой оркестр..."
Наташа оглянулась - пожилая пара, сидящая сзади, включила маленький приёмник.   
"Бабушке эта песня нравилась, надо позвонить ей, а лучше съездить. Когда я была у неё? Давно, кажется, на старый Новый год приезжали с Максом, а сейчас уже апрель. В эту субботу приеду обязательно".
Выходя из автобуса, Наташа услышала звонок мобильного телефона, посмотрела, увидела номер бабушки, подумала:
"Дома перезвоню".
Но она не перезвонила.

...она вихрем поднялась на второй этаж, открыла дверь.
Пахло лекарствами и бедой, в распахнутом окне трепетала занавеска. К Наташе подбежал Тишка, потёрся о ноги, замурлыкал беспокойно и не отходил.
Вошла соседка:
- Скорая была, врачи что могли, всё сделали, - она вытерла платком покрасневшие глаза. - Бабушка твоя, Наташенька, так следила за собой, так следила, уж очень ей хотелось правнуков увидеть. А последние три месяца она от всех лекарств отказалась и пила дорогой препарат. Да вот же он, на столе.
 Наташа взяла тёмный флакон, на его этикетке было написано: "Идеал".
А внизу старческой рукой коряво приписано: "Панацея".


Рецензии
Рассказ выбрал потому, что у меня есть с таким же названием, только не рассказ. Написано замечательно. Очень смахивает идея на претворение в жизнь закона бумеранга, но я в этот закон не верю. Старым людям свойственно умирать. Моих нет уже давно. Но получилось очень хорошо, вроде как внучку наказали высшие силы за обман, что на самом деле конечно не так, но хочется в это верить. Пусть прочитавшие задумаются.
С уважением, Виктор.

Зюлёв Леонтий Михайлович   30.03.2019 18:20     Заявить о нарушении
Виктор Георгиевич, этот рассказ я написала ровно четыре года назад - 02.04.2015.
А свой первый рассказ написала в ноябре 2013, до этого никогда-нигде-ничего, кроме эпикризов и описания состояния больных в историях болезней. Тема поддельных лекарств меня не просто возмущает, а... слов не подобрать как печалит и оскорбляет. Однажды нам домой позвонили (откуда только телефоны узнают?!), я взяла трубку, и кто-то стал предлагать какое-то чудодейственное "лекарство", и я весь тот монолог рекламного агента запомнила. Поэтому, хотя сюжет рассказа я придумала, но основная идея, к сожалению, правдива.
От поддельных лекарств человек может погибнуть, это несомненно, ведь он не принимает те препараты, которые необходимы ему возможно по жизненным показаниям, не говоря о том что болезнь прогрессирует, иногда катастрофически, без должного лечения. Вот поэтому и написала этот рассказ - от возмущения и печали.
Спасибо, Виктор Георгиевич, за добрые слова! Рада была познакомиться с Вами.
Здоровья Вам и всех благ!

Галина Кузина   30.03.2019 18:47   Заявить о нарушении
Наш "новый строй", чуть не написал орднунг насквозь лжив и обман это современная норма. Попадаться на него или нет вроде дело нас самих, но вот люди в возрасте это да. Но их мне кажется сознательно уничтожают, чтоб проблем с пенсиями не было. Я лично не сталкивался с подобными вещами, хотя в декабре отлежал с инсультом, но знаю, что проблема есть и она не решается. Вот это очень прискорбно.

Зюлёв Леонтий Михайлович   30.03.2019 19:04   Заявить о нарушении
"Забота" о пенсионерах проявлена в повышении пенсионного возраста, не говоря о прочем, в том числе и о состоянии медицины... к великому сожалению.
Берегите себя, Виктор Георгиевич, заботьтесь о себе!
Здоровья Вам и Вашим близким!

Галина Кузина   30.03.2019 19:11   Заявить о нарушении
А куда мне с этим здоровьем? Дети с внуками отдельно живут и далеко, ездят редко. Сижу в деревне, сейчас распутица будет месяц, из дома не выйти, лучше для государства, если мы мрём почаще.

Зюлёв Леонтий Михайлович   30.03.2019 19:26   Заявить о нарушении
"А куда мне с этим здоровьем?"

ЖИТЬ!!!
Жить сколько Бог даст.
Но и самому заботиться о себе, а на это тоже и силы, и время нужны.
Очень люблю этот стишок Валентина Берестова:

О чём поют воробушки
В последний день зимы?
– Мы выжили, мы дожили,
Мы живы, живы мы!

Галина Кузина   30.03.2019 19:47   Заявить о нарушении
У меня зима за окном. Метель весь день, я даже не стал выходить.

Зюлёв Леонтий Михайлович   30.03.2019 19:55   Заявить о нарушении
А в Москве снега практически нет.
Завтра обещают +13. Весна пришла!

Галина Кузина   30.03.2019 20:01   Заявить о нарушении
Это очень славно, Я на Урале, у нас очень снежная зима нынче.

Зюлёв Леонтий Михайлович   30.03.2019 20:07   Заявить о нарушении
Галина Петровна, а вас нет часом ВКонтакте?

Зюлёв Леонтий Михайлович   30.03.2019 20:17   Заявить о нарушении
Меня нет ни в одной соц.сети, кроме Прозы.
Считаю это решение правильным для себя.

Галина Кузина   31.03.2019 05:57   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Галина. Да это хорошее решение.

Зюлёв Леонтий Михайлович   31.03.2019 05:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.