Задачка

Это интервью мало чем отличалось от десятков интервью на которых я бывал в разных местах. Ну разве что тем, что меня позвали не в частную компанию, к чему собственно я уже привык, а во всемирно известный университет, хотя всего лишь на контракторскую работу. То есть шансов на то еще через годик теща будет хвастаться перед знакомыми, что ее зять работает в Стэнфорде было немного. Обычный контракт на 6 месяцев, ну максимум на год. Но зато звучит то как - "Стэээнфорд". С таким именем даже резюме садовника будет блистать и выделяться на общем фоне. Ну еще я расчитывал, что работа окажется интересной. Все-таки наука, передовой рубеж. Так что хоть и делал вид, что вроде бы ничего особенного, я все же был явно заинтригован.
Интервью проходило в обычном, привычном формате. Вначале тебя бросают на встречу - поединок с молодым начинающим но весьма подкованным в техническом плане специалистом. Начало где-то с утра. Выспавшийся, отдохнувший и главное "жаждущий крови" молодой человек имеет в своем распораыжении пол-часа, час, чтобы вытрясти из тебя все на что ты способен. Обычно ты разговариваешь с двумя - тремя подобными специалистами по разряду и зарплатам от меньшего к большему. Затем приходит черед руководителя группы, или что-то в этом роде. Я так в шутку называю их "старший по смене". С ним уже одновременно и по-проще и потяжелее. Попроще - потому что на всякую мелочь типа скобки с запятыми уже внимания не обращает, но зато из тебя пытаются вытащить твое умение мыслить, ориентироваться в нестандартных ситуациях. Подкидывают задачки, что называется на логическое мышление и умение как говорится "отделить мух от котлет". Естественно, что логические задачки эти никто сам не сочиняет. Так, вытаскивают из каких-то задачников, учебных материалов, популярной литературы, хотя довольно часто беспардонно заявляют: "А ну-ка попробуй решить МОЮ задачку." Задачек таких видимо-невидимо. Тут для примера какая-нибудь задачка про 100 бутылок вина из которых одна отравлена и нужно "вычислить" бутылку уничтожив минимальное число крыс, которым это вино и отраву спаивают. Так сказать оптимизация. Достижение успеха с минимальными затратами. Уникальная возможность порадовать человека из финансового департмэнта. Крысы то денег стоят. Или что-нибудь еще. Любимая задачка банкиров - отыскать фальшивую монету в кучке из 100, опять таки минимальным числом взвешиваний. Тут вам будет и задачка про обезьяну, смотрящуюся в кривое зеркало. И про двух продавцов из которых один лгун, а другой честный. Ну прямо фантастика. И задачка про черепаху опаздывающую на поезд и много чего еще, имеющего отношение больше к хмельной студенческой вечеринке, чем к реальной жизни.
Подобные задачки хорошо пересчитаны, собраны в популярные книжонки и пользуются широкой популярностью везде, особенно в Индии, среди выпускников индийских университетов желающих перебраться на работу в Америку. Мне задавали подобные задачки, я их сам задавал когда участвовал в интервью различных соискателей "хай-тек" работ. Подобные задачки, на самом деле, показывают очень немного, потому что обычно все так называемые специалисты заранее знают на них ответ. Так что я смотрю на подобные интервью не столька как на тестирование интеллекта, сколько как на конкурс актерского мастерства. Задает бывало товарищ "интервьюирующий" такую вот задачку. Сам же "интервьюируемый" молодой человек, в 90% случаев индийский соискатель, естественно делает вид что слышит эту задачку впервые. Морщит лоб, изображает движение мысли, пыхтит и ровно через минуту, ну прямо "конкурс знатоков" выдает "СВОЙ" ответ, который в точности совпадает с решением "МОЕЙ" задачки.
Глядя на фальшивую или наоборот, талантливую игру индийских соискателей американских джоб, в голову лезли всякие юморные мысли насчет сценария для Боливудского сериала или на худой конец создания совместного предприятия с Боливудом по снабжению их талантливыми актерами. Впрочем шутить да расслабляться можно когда сам находишься в роли интервьюирующего, когда ты уверенно развалился в кресле и чуствуешь как тебе преданно заглядывает в глаза очередной искатель американской мечты. Когда же ты сам оказываешься в роли искателя работы, как правильно говорят американцы - "в чужих ботинках" то тебе уж точно не до смеха.


Jayashekar Shanmugadeivamani


Интервью проходило на редкость успешно. Первый этап - встреча с "бедными, голодными, жаждущими крови" специалистами прошел прекрасно. Ученые специалисты из университета и сами то хорошо "плавали" в компьютерных делах. Софт и компьютер были для них вещами абсолютно утилитарными - некий инструмент для решения своих научных задач. Так что мысленно я поставил себе галочку - "зачет" за свой первый этап и начал моральную подготовку ко второму этапу - встрече со "старшим по смене".
Как водится, меня отвели на кухню, снабдили очередной порцией кофе в бумажном стаканчике и повели по длинным корридорам к своему старшему товарищу. Наконец-то мы подошли к слегка приоткрытой двери. Глухой стены возле двери не было. Ее заменяла стеклянная полоса от потолка до пола. "Аквариумный стиль" - про себя отметил я. Любой проходящий должен видеть чем занимаются люди в своих отдельных кабинетах Впрочем стол стоит в глубине кабинета, а компьютер смотрит на тебя задней стенкой. Так что немного и увидишь. Разве что присутствие хозяина кабинета. Либо на месте, либо на совещании - митинге. Рядышком с дверью красовалась табличка с именем и фамилией. Мелкие буквы едва умещались на стандартного размера темно зеленой табличке. "Jayashekar Shanmugadeivamani" начал читать я приостановившись возле входа.
"Да, индийские имена тяжело запомнить" - подтвердил мой провожатый едва ли не втолкнув меня в приоткрытую дверь.
Навстречу поднялся типичный смуглый индиец лет тридцати и, как водится, широко улыбаясь протянул руку для рукопожатия. Провожатый о чем-то пошептался со "старшим" и тихо удалился. "Ну-с, начнем" сообщил мой индиец - "зовите меня просто Джэй. Мало кому здесь удается выговорить мое имя. Да и произносить его уж слишком долго."
"ОК, Джэй" - радушно ответил я давая понять , что мы тут якобы вместе, на равных. Тоже давно разученный прием. Главное не лебезить, ни в коем случае не показать, что они тебе очень нужны. Как при коммунизме. Все равны, все товарищи и точка. Дальше опять же, как водится мы обменялись любезностями и перешли к делу. Все шло на удивление хорошо и гладко. Джэй не собирался мучить меня какими-то деталями, ловить на подводных камнях. Мы мирно беседовали о науке, о моих предыдущих проектах. Он выспрашивал у меня всяческие детали моих предыдущих работ и разработок заставляя иногда углубляться в почти уже мемуарные воспоминания.
"Отлично ведет интервью." - отметил я про себя - "Не давит, не ставит тебя в неприятное положение, но вытаскивает все что нужно."
Потом он задал мне задачку про уже набившую оскомину горку монет с одной фальшивой. Собственно здесь я даже не стал придуриваться и выдал решение честно признавшись, что я решение знал. По его лицу я даже понял, чтро моя открытость ему даже понравилась. Я даже было начал выводить "галочку" в уме по поводу успешно пройденного второго этапа, как неожиданно он заявил: "А ну-ка попробуй решить еще одну простую задачку."
Я стал внимательно слушать, ожидая под конец все-таки какого-нибудь подвоха. Мой шеф, мистер Джонсон, нобелевский лауреат, изредка задает ее различным соискателям или студентам. Но еще ни разу никому не удавалось решить ее.
"Нобелевский лауреат?" - с сомнением произнес я - "Что-то я не слышал такую фамилию."
Джей неожиданно смутился. "Ну не совсем Нобелевский лауреат" - поправился он - "мы подали заявку в нобелевский комитет и абсолютно уверены что его кандидатуру утвердят.
Я мысленно ругнул себя за свой длинный язык, который уже не в первый раз подводил меня.
"Да, конечно" - сообщил я, неуклюже пытаясь выбраться из дурацкой ситуации - "пожелаем вашему шефу успехов в нобелевском комитете."
Джэй слегка смущенно пожал плечами решив уйти от деликатной темы.
"Давайте - ка продолжим" - подытожил он - "Давайте сконцентрируемся на на условии задачи."
"Итак. Здесь три выключателя." - он начал рисовать фломастером на белой доске - "Здесь - стена."
Я откинулся на спинку кресла и ошалело выпучил глаза. Здесь, сейчас, в этом кабинете Джэй излагал условие задачи, которую я сочинил, бог знает сколько лет назад. Мой ошалелый вид Джэй расценил по-своему.
"Только не говори, что задача решения не имеет." - с ликованием произнес Джэй - "Имеет! Хотя и не стандартное."
"Да нет" - ответил я - "Я знаю что она имеет решение. Ответ готов!"
Джей подозрительно посмотрел на меня. "Ты знал решение!" - с вызовом сказал он - "Откуда?"
"Конечно знал! И знаешь почему?"
Джэй вопросительно смотрел на меня.
"Да потому что это моя задача. Я ее сочинил много лет назад. А ваш ... А ваш нобелевский лауреат по-просту подбирает или ворует что где плохо лежит, и я думаю, что достаточно у многих!" - выпалил я.
Джэй замолчал. Я был уверен, что он сейчас впадет в истерику и выставит меня за дверь. Я уже сам был готов подняться и хлопнуть дверью, как вдруг он тихо сказал - "Я знаю, это не его задача."
Потом он замолчал на несколько секунд и снова заговорил.
"Нас в семье было десять человек детей."
Мне показалось, что глаза его намокли.
"Отца не было. Он нас бросил. Ушел в другую семью. Мы выживали только на продуктах с нашего огорода и на том что случайно перепадет. Одевались в то, что подадут соседи. Я даже не знал что такое деньги до двенадцати лет." Я ходил в школу, потому-что там кормили бесплатными обедами, а потом шел в библиотеку. В нашем городке была вобщем-то неплохая библиотека. Читал книги и постоянно заглядывал в мусорные корзины в надежде, что кто-нибудь выбросит остатки бутерброда. Я каждый день ходил туда, начиная с первого класса. Лет десять наверное. Мне очень нравилось читать книги. Любые. И просто художественные книги, и детективы. И особенно нравились мне научно-популярные русские книги."
"Ты ведь русский. Да?" - спросил Джэй.
Я утвердительно кивнул, решив не перебивать и не вдаваться в запутанную проблему пятой графы. "И знаешь почему мне нравились русские книги" - продолжал он - "они все были прекрасно переведены на английский, напечатаны на великолепной глянцевой бумаге, с прекрасными цветными иллюстрациями. Это вовсе не то что американские книжонки в мягких обложках на желтой гадкой бумаге. Вам в России очень повезло что правительство так заботилось о народном образовании."
Я лишь хмыкнул от избытка чуств. Джэй же расценил это как подтверждение своего русского опыта и торопливо продолжил.
"Ты не поверишь, но эту задачку я нашел в одной научно-популярной книжке и запомнил ее тогда. Очень она мне тогда понравилась своим простейшим и неожиданным решением. А потом я попал в коледж, университет. Очень хотел попасть на работу в Америку. И представляешь, на собеседовании с профессором Джонсоном он мне вдруг задал эту задачку. Я конечно виду не подал, что знаю ее решение. Подумал и сделал вид что ее решил. А потом профессор Джонсон взял меня на работу. Не из-за этой задачки конечно, все в комплексе, но возможно что это было последней каплей повлиявшей на его решение."
Джэй опять замолчал. И вдруг, словно испугавшись самого себя опять торопливо заговорил.
"Ты зря такое сказал про профессора Джонсона. Конечно мы работаем на него долго и тяжело, не считаясь со временем. Он публикует результаты под своим именем. Но с другой стороны, кем бы мы все были здесь без него. Он выбивает гранты на работу. Платит нам зарплату. Помогает решать все эти проблемы с эммиграцией и просто всякие бытовые неурядицы. И я думаю, что он сам таким же был в молодости, когда работал на кого-то другого."
Джей опять немного помолчал и вдруг сказал будто бы вспомнив что-то важное.
"А я, кстати, помню как эта задачка называлась в том вот учебнике. Юрив сольюшн!"
"Юрьев" - поправил я его.
"Юрррив" - попытался повторить Джэй - "А кто это Юрррив".
"Юрьев?" - переспросил я и задумался, не зная как бы получше пояснить кто такой Юрьев.
"Ну вобщем это был один профессор. Мы с ним работали над совсем другими проблемами. А эта задачка получилась случайно, ну как бы сопутствующий результат разработок."
"А-А-А" - согласился Джэй - "вобщем понятно."


Профессор Юрьев


Хорошо побитый микроавтобус, непонятно чьего производства притормозил возле небольшого двухэтажного кирпичного здания. "Приехали" - сообщил Валентин - "Выбирайся на свободу."
Я со скрежетом открыл пассажирскую дверь и выпрыгнул в пушистый, свежий, нетронутый снежок. Тридцатиградусный мороз тут же тяпнул меня за нос. Я автоматически прикрыл нос рукавицей.
"Ничего, скоро рассветет, потеплеет" - сообщил Валентин заметив мое движение и с силой нажал на клаксон. Он долго и нетерпеливо сигналил, пока наконец не открылась оббитая железом дверь с кусками войлока свисающими с внутренней стороны. Из двери показался темный силует в ушанке, но без пальто и неспеша засеменил к нам.
"Если будет приставать не по делу" - негромко сказал Валентин - "посылай его нах..".
Силуэт приблизился к нашей машине и в слабом отраженном от снега свете фар я рассмотрел крепенького, невысокого мужчину лет 40.
"Здорово Уткин" - гаркнул Валентин – "принимай подкрепление".
"Какое еще нах.. подкрепление?"
"Ты ж сам электрика просил!"
"Ну?"
"Ну так и получай" - сказал Валентин - "парень хороший, образованный, университет закончил."
"Чиво?" - не понял Уткин.
"Чиво, чиво" - передразнил Валентин - "на лету все хватает. Не пьет, можешь положиться. Родственник он мой, понял."
"Ну?"
"Ну так вот. Работать умеет нормально. Проверен. Поставишь его в пару с этим ... Фамилию забыл, ну алкашом твоим, сам знаешь кто. Пусть все покажет, а потом он и сам работать будет. Понятно?"
"Понятно-то, понятно" - с подозрением сообщил Уткин.
"Ну раз понятно, так бывай."
Валентин со скрежетом включил первую скорость и видавшая виды колымага натужно кряхтя поползла по снежной целине.
"Ну чего стоять" - сказал мой новый начальник - "пошли во внутрь."
"Света на первом этаже нет. Завтра подведем. Так что не расколотись в первый же день" - наставлял меня Уткин, пока мы на ощупь пробирались по лестнице на второй этаж.
"Пошли, пошли" - погнал он меня дальше, мимо каких-то потрепанных людей, сгрудившихся за столом и видимо забивающих там "козла".
Мы прошли в дальний угол то-ли огромной комнаты, то-ли зала. Здесь прямо на бетонном полу громоздился новенький, блестящий полировкой здоровенный стол, старый, видавший виды сейф и несколько таких-же потрепанных стульев.
"Садись" - приказал Уткин, усевшись как начальник во главе стола и указал мне на стул напротив.
"Что ты тут делаешь?" - без обиняков начал Уткин.
"Ну как, работать пришел."
"Работать! К нам! После университета! С высшим образованием! Давай выкладывай, что ты тут делаешь!"
"Ну вобщем захотел как бы начать с низов, что бы как инженер потом понимать работу ..." - начал мямлить и выкручиваться я.
Уткин смотрел на меня, кивал головой а потом просто оборвал.
"Хватит пи..деть!" - грубо заявил он - "Мне Валентин очередную подлянку подкинуть хочет. Проблемы на меня, а сам в кусты. Ты что думаешь я не помню его фокусы с машиной кирпичей для дачи?"
"Давай, выкладывай" - злобно продолжал Уткин - "от милиции что ли скрываешься?"
"Какой милиции?" - удивился я.
"Ладно, я и так вычислю" - продолжил Уткин - "Ну ка покажи руки."
Ничего не понимая, я протянул руки
"Тааак" - глубокомысленно заявил Уткин - "Не дрался, не хулиганка... Бабу что ли завалил? Бывает. Мало ли что по пьянке. Но ты не бойся, тут главное время потянуть. Жениться пообещать. А потом ежели с заявлением в милицию она сунется, что мол там снасильничал, так ее в три шеи оттуда выгонят. Что мол две недели молчала? Вот! У меня такое вот разок было. Ну что, угадал?"
Я молчал и хлопал глазами, все размышляя не последовать ли мне последним наставлением Валентина и не послать ли Уткина туда куда он заслуживает. Все-таки послать я его не решился.
"Не угадал" - сообщил я сдавленным голосом - "Все проще. Меня послали по распределению к черту на рога, а я оттуда сбежал, не выдержал. Ну а работать же где-то надо. Трудовую карьеру где-то начать."
Уткин мгновенно преобразился. Он хлопнул себя по лбу и весело заорал - "Вот блин, как же я сразу то не догадался. Сразу о плохом. А делов то никаких! Тебя кстати куда услали-то?"
"Деревня Молебка, если такое слышал".
"Молебка!" - еще радостнее завопил он.
"Так ведь и меня туда же посылали после техникума. Но я сразу ж не поехал. Так и сказал. Хрен вам! Сам в городе устроюсь. Вот дела!" - продолжил он - "Так что считай что мы с тобой земляки".
"Ладно. Все. Забыто, замётано. Ты только Вальке не говори, что я тут тебе выдал" - с опаской проговорил Уткин - "Так что пошли с народом знакомиться."
Он выбрался из-за своего полированного стола и пошел в сторону забивальщиков "козла". Я последовал за ним. Уткин остановился за спинами людей грохающими шашками домино. По всему виду игра доставляла ему удовольствие, хотя он и не решался тоже усесться за стол, дабы не разводить "панибратство".
Наконец-то раздался вопль "Козел". Уткин смешал выстроенную змею доминошных шашек и представил меня народу, впрочем не упоминая моих "заслуг"  в виде высшего образования.
"Вот он, Толян!" - Уткин указал на парня с обгорелыми волосами и ресницами.
"Знаешь чего учудил? Уговорил меня сторожем его оформить. Это в дополнение к основной работе. Ну раз сторож, так сторожи, смотри что б ничего не случилось. Дак нет. Этот мудак раскочегарил калолифер до красна и лег спать. А там же солярка текет. Все как полыхнуло. Едва ноги унес. Это Витяй. Хороший сварщик, пока не выпьет. Наварил перила по пьяни, так что они рассыпались. Хорошо еще никто не убился..."
Уткин продолжал с гордостью описывать подвиги своей бригады, пока наконец словно запнулся не досчитавшись кого-то.
"Леха где? Не приходил?"
"Неээ, не видали!" - отозвался кто-то из-за стола.
"С Лехой ты рабoтать будешь. Он у тебя типа наставником пойдет" - бросил мне Уткин.
"ЧП у нас тут в субботу было" - опять пояснил мне Уткин.
Я с интересом приготовился слушать. Если такие мелочи, как пожар с калолифером, изгаженный копотью дом, развалившиеся перилла, падение с электрического столба - ЧП не считались, то что же такое в понимании Уткина настоящее ЧП.
"Субботник был у нас" - пояснил Уткин.
"Комиссия должна приехать с ревизией оборудования. А где ж это оборудование? Все давно уже порастаскано да растеряно. Ну значит в субботу, с утра садимся мы на машину и едем по стройкам собирать что плохо лежит.
"Воровать что ли?" - непроизвольно вырвалось у меня.
"Экспроприировать." - поправил меня Уткин - "Нужные вещи под замком держат, а ненужные так валяются."
"Короче, пособирали что могли. Потом отметили, как водится. И уж было по домам почти разбежлись, как Леха говорит - давай мол еще на одну стройку заглянем. Я знаю, у них шланг для компрессора есть, как раз что нам нужно. Короче заехали на стройку. Точно лежит. Начали шланг этот тащить Ну тащили б себе потихоньку. Так нет они же все поддатые. Тянут, орут, падают, матерятся. Ну и сторожа в конце концов разбудили. А он сбегал к автомату и в милицию позвонил. Так вот, прикатила пара "мусоров" на мотоциклете и к нам. Мы бежать. Попрыгали в кузов. Васька в кабину и по газам. А Лёха последним бежал. Мы ему руки тянем, орем - давай Лёха прижми. Не успел. За шланг этот чертов запнулся, упал. Тут его мусора и повязали. Так что ночку то и пол-дня в воскресенье он маялся в вытрезвителе."
Я на секунду представил себе эту сцену. Надрывно ревущую, скачущую по ухабам машину, группу людей в кузове, напрасно тянущих руки своему погибающему товарищу, падающего Лёху и милиционеров вяжущих павшего героя.
"Чего лыбешься?" - спросил Уткин, видно приметив на моем лице улыбку - "Видишь человек пострадал."
"Да, конечно" - ответил я, придав лицу сострадательное выражение - "и что теперь будет?"
"Ну что будет?" - передразнил Уткин - "Премию ему выдадим, или в очереди на квартиру продвинем."
"Что, серьезно?" - изумился я.
"Куда серьезней! Человек то за дело пострадал!"
Честно говоря у меня уже глаза лезли на лоб от подобных откровений. Никакой бредовый сон, никакая Алиса в стране чудес даже близко не стояла рядом с театром абсурда творившемся в этом самом Ремонтно-строительном управлении номер 17.
"То-то" - поучительно произнес Уткин. Потом еще раз огляделся по сторонам и вдруг истерически заорал - "Да где ж его носит-то? Мне ж еще по обьектам надо!"
В этот же момент, словно по мановению волшебной палочки дверь отворилась и в ней показался приземистый мужичок, лет за 40 с хорошо испитым, обрюзгшим лицом.
"Вот он Лёха, наставник твой" - хохотнул Уткин, обращаясь ко мне. И тут же выругавшись обратился к Лёхе - "Давай разворачивайся, пошли вниз, показать штой-то надо."
"Этот вот с тобой пока работать будет." - пояснил Уткин мое присутствие - "Смотри, не обижай. Парень молодой. Не пьет, не курит, девок не лапает, да еще с высшим образованием."
"Чиво?" - изумился Лёха.
"Чиво, чиво" - передразнил его Уткин - "Мы тебе академика будущего в подручные даем. Так что цени!"
Мы наконец спустились , вошли в какое-то подобие склада, заставленного ящиками и электрическим оборудованием. Уткин начал пояснять Лёхе задание на день. Каким-то чудеснейшим образом Уткин использовал всего одно известное слово из трех букв, виртуозно превращая его во все элементы русского языка. Самое интересное, что Лёха этот немыслимый поток брани и одновременно производственного задания отлично понимал.
"Ну что сделаешь?" - Уткин неожиданно перешел на человеческую речь.
"Сделаю" - пообещал Леха - "если этот гаврик поможет."
"Поможет, не сомневайся" - уверенно пообещал Уткин и мгновенно исчез.
Мы остались наедине с Лёхой. Лёха слегка подумал, закурил и выдал мне первое производственное задание - "Грузи всю эту х..ню на ту вот колымагу" - указав в сторону кучи ящиков и стоящий рядом грузовик.
Я побросал с десяток ящиков в кузов грузовика, при этом быстро согревшись. Лёха лишь изредка помогал с каким-то более тяжелым предметом. Потом мы еще довольно долго курили дожидаясь куда-то запропастившегося шофера Васю. Наконец-то явился Вася, подивился, что все в сборе, завел машину и потащился в сторону городских, вымесенных снежной кашей городских улиц. В каком-то переулке он лихо свернул на стройку и не снижая скорости подкатил к строящемуся, все еще без окон кирпичному зданию.
"Выметывайтесь вместе вместе со своим барахлом" - беззлобно приказал Вася.
Я сбросил ящики из кузова в снег. Как обычно Лёха лишь слегка помогал. Потом мы перетащили часть ящиков в каморку по замком.
"Шоб не спи..дили" - пояснил Лёха, таким образом начав мое обучение специальности электрика. Потом я еще долго сидел и курил посматривая на Лёху, который копался в электрическом щите ничего не поясняя. Наконец-то он отошел от щита в сторону и обратился ко мне -"Слышь, академик. Ты что такое трех-фазный ток знаешь?"
"Ну знаю, проходили в университете." - откликнулся я.
"Ну здорово" - изумился Лёха, значит точно Уткин не соврал.
"А нагрузка какая должна быть по фазам?"
"Равномерная" - ответил я словно сдавая экзамен профессору.
"Точно." - подтвердил Лёха - "А ежели неравно нагрузить, что будет?"
"Э.." - задумался я - "Наверное произойдет сдвиг..."
"Точно!" - оборвал меня Лёха - "короче все пи..дой накроется. Молодец академик."
"Так вот" - продолжил Лёха - "Я там на пятом этаже намедни лампочек навкручивал, а где чего, на какой фазе не помню. А там надо еще всякую хе..ню добавить." - сообщил он, указав на привезенные ящики.
"Такая вот задача будет на сегодня".
"Могу туда подняться" - предложил я - "Ты включишь рубильник, а я покричу что горит."
"Ты что охренел?" - оборвал меня Лёха - "Ты что за каждую лампочку кричать будешь? Их там сотня. Нахрен надо. Без ваших университетов обойдемся."
Я замолчал, понимая что мои советы Лёхе не нужны и начал наблюдать за ним, совершенно не понимая, что он делает.
Лёха включил один рубильник, спокойно закурил, поразмыслил минуту, потом вернул рубильник в начальное положение. Потом быстро воткнул следующий рубильник и обратился ко мне. Все хватай ящик, пошли. Я схватил ящик и потащил вслед за Лёхой на пятый этаж, опасливо пробираясь по лестничным пролетам без перил. Наконец-то мы ввалились в большой зал с едва намечающимися перегородками для комнат. Я огляделся по сторонам и наконец осознал Лехино "открытие". В холодном с заносами снега зале сверкали десяток ламп. Другие лампы были темны, но с другого десятка тёмных ламп стекала вода на ходу превращаясь в тоненькие сосульки. Я даже слегка даже ахнул от удивления. В голове мгновенно сложилась и формализовалась физико-математическая задачка.
"Три выключателя, стена, с другой стороны три лампочки. Поставив выключатели в любое положение и перейдя за стену нужно определить к какому выключателю присоединене каждая лампочка." Коротко, красиво. Математик в жизни не додумается. Физик может быть. А какой нибудь алкаш электрик разгрызет в два счета. Ну так пусть математики помучаются.
"Лёха" - позвал я - "Ты понимаешь что ты придумал?"
Лёха подскочил ко мне опасливо поглядывая по сторонам - "Что случилось то."
"Да ничего не случилось" - упокоил я Лёху.
"Но то что ты придумал с фазами и нагреванием не должно просто пропасть. Надо что-то делать."
"А что делать?" - удивился Лёха.
Ну например послать в какой-нибудь журнал.
"А премию дадут?" - поинтерисовался Лёха.
"Не дадут" - отрезал я - "Но разве тебе не приятно будет если тебя в каком-нибудь журнале пропечатают! У тебя какая фамилия?"
"Юрьев." - подозрительно ответил Лёха.
"Отличная фамилия, подходящая!" - восхитился я.
"Ну как. Задача Юрьева. Или даже нет, получше. Решение Юрьева. Звучит."
"Звучит-то звучит" - все также подозрительно ответил Лёха.
"Ну так вот, в субботу я опишу задачу и отправлю в журнал."
"А не пиз..." - начал Лёха, но тут же поправился осознав значительность ситуации - "А не обманешь?"
"Чего мне обманывать. Коротенько опишу задачку, в конверт да в почтовый ящик."
Лёха словно надулся от самоуважения.
"Ну раз такое дело, тогда конечно отправляй." - сообщил Леха.
"И премии никакой мне не надо, пусть советская молодежь учится на примерах старших товарищей." - заговорил он вдруг стандартными коммунистическими фразами.
"Ну значит решено." - подтвердил я.
Леха подумал с секунду и вдруг брякнул - "Служу Советскому Союзу".
Потом подумал еще и сообщил уже как бы по-человевески, без привычного мата - "Пойдем что-ли работать. Делов много, успеть бы за сегодня управиться."
Я сдержал слово данное Лёхе. В субботу той же недели оформил задачку по всем как мне казалось правилам и отправил в парочку научо-популярных журналов заказными письмами. Во-первых для солидности, а во-вторых в надежде, что хоть по дороге письма не потеряются. Естественно никаких ответов ниоткуда я не получил. Лёха тоже больше никогда не возвращался к этой теме - демонстрировал свою гордость Лишь иногда при редких встречах на стройках я ловил его вопросительный взгляд. Через несколько месяцев я уволился из своего Ремонтно-строительного управления номер 17. Получил трудовую книжку - если так можно выразиться - путевку в жизнь. С Лёхой попращаться мне не удалось. В момент моего увольнения он получил 15 суток за хулиганку. Какой-то мелкий мордобой и выбитое окно в пивнушке. Больше я его никогда не встречал даже случайно.


Нобелевский лауреат


Джэй посмотрел на часы. До встречи с "нобелевским лауреатом" оставалось еще минут пятнадцать. Можно было еще потянуть время, поговорить о жизни.  Но Джэй почему-то решил иначе.
"Не нужно ли чего-нибудь, кофе или что-то еще" - поинтерисовался он.
"Кофе было-бы неплохо" - отозвался я.
"Кофе..." - протянул Джэй и неожиданно спросил - "Ты бегать умеешь?"
"Умею!" - удивился я.
"Ну тогда побежали" - предложил он.
"Тут не совсем близко но зато НАСТОЯЩИЙ кофе" - подчеркнул он - "а не это ..."
Джэй сдержался что бы не назвать вещи своими именами.
Мы выскочили из его кабинета и скорым шагом устремились по корридорам, временами пререходя на рысцу в особо безлюдных местах. Я естественно обратной дороги бы не нашел, но Джэй великолепно ориентировался в лестницах, поворотах и проходах.
Наконец-то мы очутились в каком-то особенном месте. Джэй "пикнул" своей карточкой-пропуском. Мы вошли в какое-то особое, не для простых смертных отделение.
Джэй рванул на себя дверь с надписью "kitchen". В левой стороне "kitchen" блистал хромом, никелем и бесконечным количеством кнопок здоровенный агрегат.
"Какое кофе желаете?" - официально, с гордостью, словно работник старбакса  поинтерисовался Джэй.
"Можно даже запрограмировать ингридиенты на любой вкус" - продолжал Джэй одновременно нажимая на кнопки и демонстрируя уникальные возможности агрегата. Я слегка опешил от бесчисленных возможностей.
"Да мне обычный черный кофе без ничего. "
Джэй слегка удивился моему примитивному выбору.
"Уверен?" - лишь только спросил он.
"Уверен!" - подтвердил я.
"Ну что ж." - со вздохом небольшого разочарования произнес Джэй и просто нажал на какую-то кнопку. Агрегат подумал несколько секунд и потом ожил. Замигал лампочками. Послышался звук падающих зерен кофе, отсыпаемых автоматикой, потом звук мельницы переходящего от стука в ультразвук. Потом агрегат плюнул первую каплю в стаканчик и из трубочки наконец полился черный напиток. Еще через несколько секунд агрегат издал писк, сообщая, что кофе готов. Я схватил свой бумажный стаканчик. Джэй услужливо подал крышечку, показывая тем самым, что следует торопиться и мы выскочили в корридор. Джэй хорошо рассчитал время, но плохо рассчитал "траффик". Неожиданно, раньше пустынные корридоры наполнились людьми. Вероятно только-что закончились какие-то лекции Теперь мы не могли бежать. Лишь медленно ползли вместе со студенческой, галдящей толпой. Джэй явно нервничал. Постоянно посматривал на часы и жалобно пищал "экскьюз ми, экскьюз ми" проталкиваясь через толпу. Я пытался вплотную следовать за ним. Мы опаздывали всего-то на несколько минут, но нервозность Джэя все нарастала. "Не знаю насколько его начальник справедлив, но без сомнения строг" - подумал я.
Наконец-то мы свернули с главного "хайвэя" и уже галопом помчались по пустому корридору. Еще через минуту мы оказались возле двери с табличкой "Профессор Джонсон". Мы опоздали всего-то на самую малость. Пять минут, не больше. Джей без стука толкнул дверь. Сделал мне знак ждать его снаружи и влетел в кабинет. Через несколько минут он вышел оттуда. По просветлевшему его лицу я понял, что взбучки за опоздание ему удалось избежать. Начальник этого просто не заметил. Джэй открыл дверь передо мной и сделал широкий приглашающий жест руками. Я сделал шаг вперед и услышал как Джэй мне напутственно шепнул - "только не спорь с ним если хочешь тут работать" и потом совсем тихонько добавил - "конечно, если очень хочешь".
Я вошел в кабинет плотно прикрыв за собой дверь. Вид мистера Джонсона меня странно поразил. В голове я себе нарисовал совсем иной портрет "нобелевского лауреата".
Я рассчитывал увидеть худого, изможденного человека с запавшими глазами, как обычно выглядят люди, служители науки, горящие на работе от бессонных ночей и праведных трудов. За огромным столом, напротив же, восседал толстенький круглый человечек, с короткими ручками и словно налитыми кровью глазами на пышущем здоровьем лице. Эдакий типичный наглец, "булли" прямо только что сошедший со ступеней американской хай-скул. Собственно его внешний вид полностью совпадал с его внутренним содержанием. Он даже не удосужился подняться, протянуть руку для рукопожатия и просто предложить сесть. Лишь только я приблизился к столу, он немедленно задал первый вопрос. Это странное интервью напоминало больше допрос в гестаповских застенках. Лишь только я начинал отвечать и он понимал смысл ответа, как он грубо перебивал не давая закончить фразу и тут же задавал следующий вопрос. Манера этого интервью-допроса меня ужасно раздражала. В конце концов от злости я тоже перенял его манеру общения и так же нагло стал перебивать его. К моему удивлению это его нисколько не смутило и по-моему где-то даже понравилось. По крайней мере в наглости и беспардонности он ценил умение идти по головам к заветной цели. Наконец-то обойма вопросов кончилась. Он пристально, оценивающе посмотрел на меня. Неожиданно вспомнил, что не предложил сесть, но тут же добавил что мол ты уже сидишь и начал вкратце описывать работу и работников. Во многом он делал упор на дисциплину и необходимость доставлять результаты любой ценой в нужное время.
"Забудь что такое часы и что такое календарь" - вещал он. У меня есть лишь одно слово - “нужно” и мои работники это прекрасно знают. Нужно, значит они работают вечерами, хоть до двенадцати ночи. Нужно - значит и в праздники и в субботу и в воскресенье.
"Контракторы получают по часам работы" - заметил я.
Мистер Джонсон слегка напрягся и грубо сказал - "А я и не собираюсь платить больше чем за 40 часов работы в неделю. Хоть постоянные работники, хоть контракторы." Ребята выходят на работу и в субботу и в воскресенье. И это потому-что интересно и нужно."
"Понятно" - сказал я - "Свободный труд свободно собравшихся людей."
"Точно" - обрадовался профессор Джонсон - "Отлично сказано. Ты сам придумал?"
"Нет" - признался я.
"А кто?" - поинтерисовался профессор Джонсон.
"Ленин!" - ответил я и поймав его недоуменный взгляд добавил - "Тот самый. Первый премьер Советского Союза."
Мистер Джонсон замолчал. Моя шутка ему явно не понравилась. Он еще немного покопался в своих бумагах и записях и неожиданно сообщил.
"А ты ведь решил мою задачу с лампочками. Мне Джэй об этом сказал.”
"Да черт побери." - подумал я - "тут уж все равно нечего терять"
"Естественно решил!" - отозвался я - "Да потому что это моя задача. Я ее с одним товарищем придумал много лет назад."
Испуг мелкого воришки на мгновенье проскользнул в глазах "нобелевского лауреата". Но через секунду он уже справился с собой.
"А я и не говорил, что это моя задача" - нашелся он - "Это, как обычно мои ребята ничего не поняли и напутали."
"Эту задачку я случайно нашел в одном журнале, который кто-то забыл в самолете" - наставительно сообщил он.
"Я тогда летал в Стокгольм на сессию по поводу представления работ к нобелевским премиям."
Потом он с секунду помолчав добавил. "Я между прочим даже помню как она называлась. Юрив сольюшн."
"Юрьев" - поправил я.
"Юрррив" - попытался повторить мистер Джонсон.
"И как можно такое выговорить" - брезгливо сообщил он.
"Кстати, кто такой Юрррив?"
"Юрьев - один известный профессор" - уже привычно соврал я - "Мы с ним работали одно время над проблемами электромеханики, к этой задаче отношения не имеющими."
"Дааа" - протянул профессор Джонсон - "наши интересы лежат в иной области. Поэтому я эту фамилию не слышал."
"Ну и как работалось с мистером Юррривым?" - поинтерисовался он.
Я на секунду замолчал. Я думал о странной иронии судьбы, столкнувшей абсолютно разных людей в абсолютно разные отрезки времени. О том как странный случай полностью изменил судьбу Джэя, о профессоре Джонсоне одержимым идеей нобелевской премии.
Мистер Джонсон все также вопросительно смотрел на меня.
"Это было необычайно интересное и восхитительное время!" - ответил я. И мне кажется, что на этот раз сказал правду.


Рецензии
Рассказ крутой, но не для всех. Сомневаюсь, что его поймут блондинки, не имеющие счастья работать на стройке... особенно решение задачи.
С уважением. Евгений.

Евгений Иванютенко   15.11.2022 12:31     Заявить о нарушении
Точно. Даже более образованные не всегда соображают :) Есть у меня парочка произведений на основе реальности, а потому сложноватые для восприятия. Прочтите Сказку о трех медведях. Сказка то сказкой а события там реальные и цифры найденных и утерянных богатств настоящие.

Спасибо что заглянули.

Григорий Хайт   15.11.2022 19:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.