Крымские зарисовки. Хытрэ падло

Завод двуокиси титана кормит не только крымчан. Немало и херсонцев еще с 1960-х тоже там свой хлеб зарабатывают. Говоря о сегодняшнем дне, более правильным будет говорить: "завод пытается кормить". Деньги постоянно с задержками выплачиваются. Одни работники ходят злые, у других смех, порой напоминающий истерический.

И все же, пусть и с задержками, но деньги дают. Вот что делать украинцам из сельской местности? Около 800 человек уволили по требованию ФМС и часть из них восстанавливается, хотя и с большим трудом.

Некоторым херсонцам повезло больше. В прежние времена, когда Крым был в Украине, не все заморачивались прописками. Какая разница, где ты прописан: в Армянске (Крым), в Вадиме  или в одном из сел Херсонщины? Роли не играло.

Не играло, пока Крым не отделился. И вот тут-то и показало кому повезло. Я знаю одного коренного украинца, у которого с 1990-х прописка была оформлена в Армянске. Поскольку россиянами стали считаться все, кто был прописан в Крыму до референдума 16 марта 2014, то ряды россиян пополнил и он, хотя все время по факту проживал в одном из сел сопредельного государства.

Таких счастливцев оказалось немного, но есть. Им абсолютно не нужно никаких разрешительных документов для работы на полуострове: получил российский паспорт и вперед! Ты уже автоматом гражданин России! Вот так и стал мой знакомый N (назовем так его в целях конспирации!) россиянином.

Поскольку завод наш вообще вблизи границы, то расстояние от российско-украинской границы (километрах так в двух-трех, то ехать ему домой почти столько же, сколько и нам до Армянска. Нам, кстати, километров десять. Ему не больше, но каждый день он пересекает погранпосты по два раза, т.е., условно говоря, четырежды за сутки или раз 80 в месяц.

Для скорейшего пересечения ему требуется ездить не на общественном транспорте. Эдак можно и часами стоять! Дальнобойщики порой по неделе стоят между границами в ожидании оформления всех документом и бухают там так, что при пересечении границы выползают оттуда в почерневшем виде. Это все я сообщаю со слов того же мистера N, неоднократно наблюдавшего эту картину.

Поэтому тут ни легковой автомобиль не подходит, ни даже мотоцикл. Тут полегче что-то требуется. Велосипед или скутер. Лицо, примелькавшееся погранцам обеих сторон, долго проверками не терзают. По быстренькому в бумаги глянут и рукой дадут отмашку.

Фокус быстроты в том, что у него два паспорта. На российском посту покажет русский и там довольны, хотя без проблем пропустят и по украинскому. Главное, на украинской стороне не ошибиться и не показать краснокожую паспортину с двуглавым орлом. Могут отобрать, а без нее какая работа в Крыму?!

Знакомый мой N извлекает пользу от своего интересного положения по полной программе. Поскольку ТУТ бензин дешевле, то он покупает его здесь и в 10-литровой канистре перевозит к себе. Это предельный размер, который разрешен для перевозки украинской стороной. В автотранспорте вообще запрещается перевозка канистр. Считается, что автомобилисту хватит и полного бака.

Опять же, деньги ТУТ получает в рублях и может на ТОЙ стороне поменять по выгодному курсу в гривнах. Среди своих односельчан он уже считается более-менее обеспеченным человеком. Иногда идет на встречу крымчанам, поучая посылки по "Новой почте", которая не работает уже в Крыму, а что-то важное надо заказать в Украине.

Крутится, как может, зарабатывая хлеб насущный собственными руками. Кстати, руки у него довольно натруженные: от электрического кабеля к лопате на своем огороде – вот так и живет. И все же, ему повезло гораздо больше земляков насчет работы.

И вот едет он не так давно через украинский пост. А там попадается весьма любопытный товарищ в зеленой униформе и спрашивает:

- А чего это ты,  разлюбезный, мотаешься каждый день сюда-туда?

- Работаю там…

- Как это у тебя получается работать в России, если ты – украинец?!

Да-с, вопрос на засыпку. Как ответить? Сказать, что я российский гражданин? Так ведь порвут, как Тузик грелку и прощай работа! И мистер N решил пойти другим путем. Более длинным.

- Знаете. Часть завода принадлежит Украине. (По правде, он весь принадлежит Украине, но зарегистрирован в Москве на друга олигарха Фирташа.) И я устроился на той половине предприятия, что принадлежит именно Украине и мне не надо никаких разрешений на работу…

У погранца в глазах отразился такой себе ступор. Видно подобный вариант в инструкциях его службы не прорабатывался, но аргументы ему показались железными. Он вертел-вертел в руках трезубым синим паспортом и потом, протягивая документ, выдает задумчиво так:

- Ты дывы, якэ хытрэ падло*! (ты смотри, какое хитрое падло!)

Знакомец уж не стал придираться к грубым словам и, взяв бумагу, постарался скорее убраться восвояси…




*Для читателей с особо деликатными ушами: слово "падла" применяется у Солженицына в повести "Один день из жизни Ивана Денисовича", так что случай литературного использования встречается.


P.S. Таки счастливцев из украницев, благодаря крымской прописке имеющих два паспорта, на заводе примерно около десяти человек.


Рецензии