К 70-летию великой победы. Пришлите на фронт песню

Есть события, объединяющие поколение в единую народную судьбу.
 Как ни странно, как ни печально – для поколения сегодняшних стариков – это война 1941-45 годов. Она не  была такой уж неожиданной, как это иногда представляют.
 Поэт Евгений Долматовский вспоминает, что в начале июня 1941 года молодых поэтов, только что вернувшихся с военных сборов, пригласила редактор музыкального отдела радио:
 - Не кажется ли вам, что атмосфера накаляется, и вот-вот начнется война с немцами?
Мы оторопели.
 - Надо подумать о том, с какими песнями красноармейцы пойдут в бой с фашизмом.
Из всей группы серьёзно воспринял разговор лишь А. Лебедев-Кумач.
24 июня 1941 года, на второй день войны, его песня была опубликована в «Известиях». А на четвёртый день – песней с музыкой А.В, Александрова Краснознамённый ансамбль  с Белорусского вокзала провожал бойцов на фронт, заряжая их бодростью, решительностью, волей к победе:

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идёт война народная,
СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА
.
Несмотря на трёхдольный метр (обычно маршевые песни пишутся в четырёхдольном), под песню было удобно шагать в строю, и звучала она, как  военная присяга, как гимн.
Не случайно это произведение стало эмблемой и музыкальным знаменем Великой Отечественной Войны, мобилизовавшей весь народ на победу. К ней стремились, её «приближали, как могли» во;ины, тыловики, для которых священным был лозунг:

 «Всё для фронта, всё для победы!».

Великой силой в этой священной борьбе с фашизмом были творческие работники: артисты, музыканты, певцы, композиторы…
Всем приходилось творить в трудной, нередко опасной обстановке. В качестве примера  к сказанному можно вспомнить, как композитор Б. Мокроусов  после случайного прочтения в газете очерка писателя  Л. Соловьева «Севастопольский камень», (о смертельно раненном моряке, который, последним покидая в 1942 году город, держал в руке  кусок берегового гранита), ещё не имея  стихов, стал набрасывать мелодию. Позже поэт А. Жаров написал стихи, и родилась великолепно-выразительная, мужественно-балладная песня «Заветный камень».

Нередко в сочинении фронтовых песен участвовали  и сами во;ины, солдаты и офицеры. Брали какой-либо любимый и подходящий к случаю мотив и писали на него стихи, и наоборот. Так возникла невероятно популярная песня «Огонёк» (к стихам М. Исаковского приспособили мотив довоенного танго, немного его подкорректировав).
«Песня нужна, как порох, - писали в своих обращениях к композиторам бойцы.
 
Пришлите ПЕСНЮ!»

И песни рождались. Хорошие, вдохновляющие, ободряющие.     Но, как ни странно, война потребовала лирики, слушая которую, бойцы вспоминали дом и всё с ним связанное. Это давало минуты счастья и являлось стимулом в борьбе за это счастье не только в воспоминаниях, но и наяву.
Пионером в области фронтовой лирики был, пожалуй, композитор В. Соловьев-Седой со своей песней на стихи А. Чуркина (написанными позже мелодии) о прощании с любимым городом моряков, уходящих в поход, «в море» - «Вечер на рейде».
Символично, что музыканты-профессионалы вначале не оценили песню, услышав в ней мотивы грусти. Зато сразу же запел фронт и тыл, передавая песню друг другу всеми возможными тогда способами.
И прорвало плотину лирического молчания!  Даже письма в стихах становились песней:
Бьется в тесной печурке огонь,
 На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза…

Поэт Алексей Сурков не писал специально песню, вспоминает Е. Долматовский, просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли, просто рассказал жене, где находится, о чём думает, какая, наконец, погода в тех местах и какая обстановка (ноябрь 1941 г, землянка под Москвой).
«Землянку» запели сперва на разные знакомые мелодии, и только в начале 1942 года её услышал композитор  К. Листов. С его мелодией песня  стала известной и любимой.
Были и противники этой песни, ревнители «боевого духа». Их смущали строки: «…до тебя мне дойти нелегко, / А до смерти – четыре шага».
Фронтовики с их опасениями не согласились и запели песню  с особой любовью. Она грела их душу образами любимых и родных.
Кто-то, когда-то сказал, и сказал неверно: «Когда грохочут пушки – музы молчат».
Не молчат, а вступают в праведный бой наравне с пушками и с
не меньшей востребованностью.  Сколько прекрасных песен родила, нет, не война, а борьба с неправедной войной, что зовется  войной Отечественной.
Эта тема питала и питает до сих пор музыкальную и поэтическую музу, рождая высокохудожественные образцы песенного жанра.

Август 1943 года.

 Новосибирские добровольцы защищали одну из многих высот, безымянных, но таких важных для победы. Из восемнадцати осталось в живых только трое (увы, только двое!). Об этом фильм «Тишина», созданный уже после войны (1963 г.) с его главной песней В. Баснера на стихи М. Матусовского «На безымянной высоте»:
Горела роща под горою,
И вместе с ней пылал закат.
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят…

Лучшие песни военных лет не умирают. Они, напротив, стимулируют создание всё новых и новых музыкальных памятников опаленного войной времени, среди которых и знаменитая «Алия» С. Байтерекова на стихи Б. Тажибаева – визитная карточка  известнейшей  певицы Казахстана– Розы Рымбаевой.
И если на зачин войны пели балладу-присягу «Священная война», то гимном победы стала отстоявшая по времени далеко от войны песня Д. Тухманова на стихи В. Харитонова «День  Победы», как символ того, что: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет».
Все союзные республики бышего СССР сегодня суверенные государства, но тогда, в «лихие сороковые», ПОБЕДУ ковали все народы великой державы. И если бы не она, не ПОБЕДА…
Впрочем, гадать не будем. История не знает сослагательного наклонения.

 Победа была, есть и будет
И ПЕСНЯ, И ПАМЯТЬ, И СЛАВА ТЕМ, КТО ЕЁ СВЕРШИЛ!


Рецензии
Интересно было читать Новые сведения о тех огненных годах и людях, сочинявших песни, которые звали в бой. Военная тема мне близка 10 моих стихов стали песнями.

С уважением.

Евгений Пекки   05.05.2021 21:58     Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.