Животный мир

               
                Из серии "Карпинтерия. Берег".

Часть берега вправо от песчаного вала предоставлена местным жителям и туристам для выгула собак, которым доставляет огромное удовольствие резвиться на воле. Это место многие называют “собачий ипподром”. Здесь животные играют и с огромной скоростью гоняются друг за другом, устраивая настоящие бега.

Неоднократно на этом пляже я видела молодую даму с небольшой собачкой, напоминающей йоркширского терьера, которая никогда не общалась с другими “собачниками”, как это принято среди владельцев четвероногих во всём мире. Властным жестом руки дама посылала свою собачку вперёд, и та, послушная воле хозяйки, “галопом” наворачивала по пляжу большие круги, а потом возвращалась, прося у хозяйки угощение, и немедленно получала его.
 
Обычно собаки на пляже весьма приветливы и достаточно любопытны. Они охотно подбегают к незнакомому человеку, гуляющему вдоль берега, и без стеснения обнюхивают его. Однако они никогда не лают и тем более не бросаются на людей. А эта маленькая собачонка, когда я, проходя мимо, приблизилась к её хозяйке, начала громко и зло облаивать меня, так что мне даже пришлось сказать ей по-русски: “Никогда не видела на этом пляже таких злых собак”. И только после этого хозяйка отозвала свою “защитницу”.

На пляже чаще выгуливают собак мелких пород, но иногда приходят жители или туристы с огромными догами или пушистыми собаками хасками, похожими на голубоглазых лаек. Наблюдать за их гонками или играми, когда они в шутку стремятся укусить друг друга, весьма забавно, и для меня это всегда было развлечением. Многие собаки передними лапами усердно роют на пляже глубокие траншеи, вовлекаясь в эту игру вместе с детьми. Однако своим самым любимым занятием четвероногие считают игры с мячом. Они что есть силы бегут за мячом, кинутым хозяином, а потом приносят его в пасти. Выполняя задание, многие собаки проявляют виртуозность, ловя мяч, отскочивший от песка после броска хозяина, на лету, в прыжке. Хозяева стараются бросить мяч как можно дальше, используя для этой цели нечто вроде клюшки с маленькой полусферой по диаметру шарика на конце.

Я стала свидетелем того, как огромные доги ранее невиданного мной окраса провожали, долго ждали на берегу, а потом радостно встречали своих хозяек, отправившихся в океан на прогулку на кайяке. Сначала доги весело носились по пляжу, а когда их хозяйки подтащили кайяк к воде и сели в него, обе собаки вошли в воду, провожая их. Океан штормило, и я с некоторой тревогой следила за тем, как кайяк преодолевал волны прибоя. Потом он вышел на океанский простор, и было видно, как слаженно обе женщины работали веслами. Какое-то время собаки снова бегали, играя друг с другом и  другими собаками, но потом одна из них забеспокоилась и стала напряжённо смотреть в сторону океана.

Проходя мимо неё, я сказала её по-русски, считая, что смысл собака поймёт обязательно: “Не волнуйся. Вон, видишь, где лодка!” И рукой указала на видневшийся далеко вдали тёмный плывущий объект. Собака, казалось, поняла, что я ей сказала. Во всяком случае, взглядом она последовала в указанном мной направлении и, кажется, успокоилась. Я продолжала наблюдать за игрой четвероногих. Вдруг собака, с которой я “беседовала”, как бы интуитивно почувствовав приближение кайяка к берегу, подбежала к океану и вошла в воду, ожидая приближения женщин. Затем к ней присоединились другие, и все они замерли в воде в нетерпеливом ожидании. Наконец, кайяк преодолел прибой, и собаки бросились навстречу прибывшим хозяйкам, бурно выражая свой восторг. Незабываемая сцена!

На берегу, считая себя здесь хозяевами, в большом количестве живут  чайки. Раньше я видела здесь в основном чаек с жёлтым клювом, белой грудкой и серыми крыльями. Это могли быть калифорнийская, серебристая, делавэрская чайка и другие их виды. Отличить один вид чаек от другого неспециалисту не представляется возможным.  В прошлом году появились совсем новые птицы, похожие на чаек. У них тоже белая грудка и серые крылья, но  короткие чёрные ноги, более длинный и острый по сравнению с известными мне чайками клюв и чёрный хохолок на голове.  Я просмотрела фотографии чаек множества видов, но так и не выявила ни один, к которому могли бы принадлежать мои новые знакомцы. Все чайки мирно стаей сидят на берегу, не мешая друг другу, но порой всё-таки дерутся, стремясь отобрать у разжившейся ракушкой особи её “богатство”.

Чайки – довольно-таки бесцеремонные птицы. Однажды я наблюдала, как больше десятка чаек слетелось к столику молодых людей, оставивших на нём остатки еды и пакеты, а сами они неподалеку играли через сетку в волейбол. Чайки клевали еду на столе и устроили настоящий гвалт из-за какого-то пакета, вырывая его из клюва друг друга. И только этот невероятный шум привлёк внимание игроков к их вещам. Тогда они отогнали чаек, и девушки начали убирать остатки еды в сумки.

В другой раз я наблюдала, как небольшая чайка тщетно пыталась вырвать что-то из клюва у другой. Издали мне не удалось рассмотреть, из-за какой драгоценности они выясняли отношения. Подойдя ближе, я обнаружила, что это было что-то мягкое. А потом к дерущимся подлетела более крупная чайка и без труда отобрала у них добычу. Те даже не сопротивлялись, а я увидела, что в клюве у чайки болтается полусгнившая, почти коричневая кожура банана. Я подумала, что если чайки едят кожуру бананов, то я не стану больше выбрасывать её в помойку, а буду приносить чайкам. Однако вскоре завладевшая сокровищем чайка, потрепав кожуру, за ненадобностью выкинула её.

Постоянными обитателями берега являются также песочники – птички размером меньше голубя, на тонких, длинных ножках, которыми они перебирают с невероятной скоростью, выискивая в песке своим длинным клювом мелких моллюсков, вынесенных на берег океанской волной. Полёт их стремителен. В воздухе они просто восхитительны, особенно из-за красоты бело-чёрных в полоску крыльев. Собаки любят гоняться за живущими на берегу птицами, в том числе за песочниками. Обычно собака поднимает птицу в воздух и продолжает гнаться за ней, уже летящей. Пролетев какое-то расстояние, песочник опускается на пляж, но озорник тут как тут и снова поднимает птицу в воздух. Я видела, как однажды одна не в меру озорная собака довела птицу буквально до изнеможения. В таких случаях я очень сержусь на собак, а хозяева никогда не делают замечаний своим разыгравшимся питомцам.

Очень часто на берегу можно увидеть бурых пеликанов. Много раз я наблюдала их в воздухе. Они летят, вытянувшись клином, соблюдая строй. Тогда мне вспоминалась наша песня о журавлиной стае.

Все пеликаны превосходно летают и плавают, но почти все их виды не умеют нырять. Поэтому они ловят рыбу на мелководье, устраивая на неё “облавы”, как настоящие охотники. Выстроившись полукругом, пеликаны сильно хлопают по воде крыльями и таким образом подгоняют рыбу к берегу. У берега они вылавливают её, пользуясь своими подклювными мешками, как сачками. Бурые же пеликаны – единственный вид пеликанов, ныряющих в глубину океана, чтобы поймать рыбу. Я неоднократно становилась свидетелем их охоты. Бывало, пеликан летит достаточно высоко или совсем низко над водой, а потом стремительно бросается в воду и уже через секунду сидит на поверхности океана. Я подумала: “Где же его добыча?”, а потом сообразила, что для этого он как раз и пользуется своим подклювным мешком.

Однажды пеликаны устроили коллективную охоту на рыбу. На самом деле они работали не совместно, а каждый сам по себе, но, видимо, по океану шёл такой большой косяк рыбы, что и пеликанов слетелось великое множество, так что казалось, будто в небе над океаном началось столпотворение. Часто стаи пеликанов сопровождают чайки, надеющиеся позаимствовать у них часть обеда. Как-то я видела большого пеликана, сидевшего прямо на пляже, на песке. Я подумала, что он нездоров, и начала прикидывать, куда мне следует обратиться за помощью. Пеликан совершенно не реагировал на моё приближение и лишь невозмутимо поглядывал на меня. Внешне он показался мне не очень красивым, каким-то старым. А, может, так оно и было. В это время мимо нас проходил мужчина, к которому я обратилась с вопросом, как он думает, здоров ли пеликан? Мужчина внимательно посмотрел на птицу и сказал, что пеликан здоров и сейчас отдыхает. Действительно, когда я возвращалась обратно, пеликана на берегу уже не было.

Бывает, что за рыбными косяками следуют дельфины, тоже любители свежей рыбки. Дельфинов можно увидеть ближе к закату. Обычно они плывут по двое,  быстро перемещаясь вдоль берега.  Мне ни разу не удалось сфотографировать их, настолько быстро мелькали над водой их изогнутые спины. Людей-рыбаков на берегу тоже довольно много. Я всегда удивлялась, что они могут выловить на мелководье, ведь удочки, даже длинные, на большую глубину не закинешь. Но однажды мне всё же удалось стать очевидцем их значительного улова. Правда, эти рыбаки ловили там, где океан поглубже и народу поменьше.

Часто можно видеть неторопливо гуляющую вдоль берега или стоящую в океанских волнах изящную белую цаплю. Я не поверила своим глазам, когда впервые увидела эту белоснежную красавицу. Мне никогда не доводилось видеть двух цапель сразу, только по одиночке. Но однажды мне повезло, и я сфотографировала двух цапель, чинно направлявшихся в сторону океана.

Возле пляжа, в зарослях травы с мясистыми листьями, растущей прямо в песке, – карпобротусе съедобном, в пещерах живут калифорнийские суслики. Раньше их было, как мне казалось, чересчур много. По сравнению с нашими, лесными белками, калифорнийские кажутся более упитанными, но зато гораздо менее изящными. У них нет шикарного, пушистого хвоста, как у наших белок, а есть какой-то, я бы сказала, облезлый. Калифорнийские суслики пятнистые и боязливые, хотя и любопытные. Если затаиться, то можно увидеть, как пятнистый суслик встаёт на задние лапки и что-то высматривает, и высматривает… А завидев пешехода, стремительно убегает и прячется в свою норку. Глядя на него, я всегда думаю: “Ну, кому вы все нужны, что так себя бережёте?”

В океане и особенно лагуне обитают чёрные и коричневые уточки. Можно наблюдать, как они быстро, с головой ныряют в воду, оставляя над поверхностью воды лишь свои хвосты.  А ещё на пляже можно часто увидеть умных чёрных ворон. Они важно разгуливают по пляжу, но всё же чаще я их вижу на территории местной школы.
Кошки, живущие в коттеджах недалеко от пляжа, нечасто выходят на берег. Но один пушистый серый кот произвёл на меня огромное впечатление. Он сидел на песке, вытянув передние лапы, похожий на невозмутимого Будду. Изредка на пляже появляются даже всадники на лошадях, но о них история будет впереди.

Среди нагромождения валунов, предохраняющих коттеджи на берегу от океанских волн во время шторма, находят пристанище большие крабы. Однажды, когда спала вода, я увидела одного такого краба, спрятавшегося от посторонних глаз между камней. Но самого замечательного краба я увидела на самом пляже, долгое время неподвижно сидевшего на песке. В этот же день я увидела под водой, оставшейся после отлива в углублении между камнями, прикрепившегося к валуну удивительно красивого моллюска. Я сфотографировала его через слой воды. К сожалению, уже на следующий день трупик моллюска плавал в той же морской луже. Дважды я видела на вершине гряды валунов чёрную птицу, но кто это был, не знаю. Весьма часто в небе можно увидеть парящих почти без движения хищных птиц – американских грифов – кондоров. Когда они спускались ниже, чем обычно, мне всегда хотелось втянуть голову в плечи.

Но, конечно, главной достопримечательностью берега в Карпинтерии является заповедник морских котиков, где морским животным  на пляже выделена большая территория, на которую никто, кроме них, пеликанов и чаек, заходить не должен. Грациозные в воде, морские котики неуклюже передвигаются по суше и на берегу лежат большую часть времени неподвижно, как брёвна. Местные волонтёры постоянно следят за их численностью. Как-то я спросила, сколько сейчас котиков находится в заповеднике. Волонтёр ответила, что девяносто семь. Я удивилась и стала пересчитывать, но сбилась, потому что их было действительно много.

На берегу можно нередко увидеть погибших птиц и морских животных. Снова, как и год назад, я видела здесь мёртвого то ли морского котика, то морского льва и несколько раз - погибших уток. Мне даже пришлось быть свидетелем агонии одной из них. А однажды я увидела девушку, сидевшую возле утки, у которой была сломана нога или крыло. Видимо, девушка ждала помощи и не отходила от несчастной птицы. Меня тронуло её милосердие.

На самом берегу и возле ближайших к берегу строений обитает множество маленьких птичек. Однако ни один вид, за исключением крохотных колибри, я пока не могу идентифицировать. К великому счастью местных жителей и приезжающих на отдых людей, в Карпинтерии отсутствуют комары. Я очень люблю лес, но как только вспоминаю о комарах-кровопийцах, то если у меня нет специальной защитной мази от их укусов, предвкушение долгожданной встречи с зелёным другом пропадает. А вот мухи и мошкара здесь есть, но они больше интересуются выброшенными на берег водорослями.

Поистине замечателен и по-своему красив каждый  уголок Земли!


Рецензии
Сколько всяких животных обитает на побережье Калифорнии.
Замечательно рассказали о них, Алла!

Татьяна Шмидт   27.04.2021 18:50     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна.
А я сейчас наслаждаюсь Вашей серией очерков о художниках.

Алла Валько   28.04.2021 00:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.