I. 10. Смелый эксперимент
Север звал мужественных и смелых людей, и они решительно шли, несмотря на риск, на завоевание Арктики. Год тысяча девятьсот тридцать шестой начался под Полярной звездой, писал Георгий Кублицкий. «Полярная лихорадка», порожденная челюскинской эпопеей, распространялась все шире. Комсомольцы отправлялись зимовать на мыс Челюскин, ехали в Игарку строить на вечной мерзлоте, шли с экспедициями в тундру Чукотки. «Во времена Чехова мальчишки бегали в Америку, к индейцам, в тридцать шестом удирали на полярные станции».
Появилась полярная авиация. Чкалов готовился совершить перелет через океан в Америку. Атмосфера была насыщена предчувствием каких-то больших и смелых дел в Арктике. 24-хлетний Георгий Иванович в тот год отправился в первое полярное путешествие – в Пясинский поход, чтобы выпускать многотиражку для Пясинского каравана. Каравану обыкновенных речных судов во главе с мощным теплоходом «Красноярский рабочий» предстояло спуститься вниз по Енисею. Через Енисейский залив выйти в Карское море. Пройти вдоль побережья путями легендарных участников Великой Северной экспедиции и, выйдя в устье неосвоенной суровой реки Пясины, подняться вверх туда, где строился Норильский комбинат, чтобы доставить груз.
В этот же год Шмидт участвует еще в одном смелом эксперименте – проводке из Ленинграда во Владивосток эскадры миноносцев, не приспособленных для плавания в северных морях.
В составе экспедиции - В.Ф.Бурханов, еще один удивительный человек, достоинствами равный Шмидту. Советский полярник, инженер-контр-адмирал, доктор технических наук. Всю жизнь Василий Федорович отдал великому делу – исследованию и освоению полярных областей планеты Земля. Бывший беспризорник, детдомовец (отец и старшие братья погибли, защищая революцию), затем рабочий, комсомольский комиссар, моряк. Бурханов окончил Высшее военно-морское училище, получив звание «офицер-инженер». Когда в полярную экспедицию Шмидта потребовался главный инженер - лучшей кандидатуры не могло быть. Так началась биография будущего контр-адмирала - полярника.
Бурханов вспоминал, как говорил об экспедиции Шмидт: «Задача не только ответственная, но грандиозная. Северный морской путь еще не испытан для таких кораблей, какие нам предстоит в эту экспедицию провести по северным морям. Решается историческая задача – сделать Северный морской путь доступным для плавания военных кораблей».
Проводка военных кораблей осуществлялась впервые в истории Арктики. Это был самый ответственный период в становлении Северного морского пути. Ни проход «Сибирякова», ни, тем более, «Чедюскин» не давали еще полного права считать дорогу через Студеное море открытой. Удачнее оказался ледорез «Федор Литке», который в 1934 году за короткое полярное лето прошел из Владивостока в Мурманск. Вот почему перед экспедицией Шмидта стояла эта сложная и ответственная задача: быть или не быть Северному морскому пути.
Готовили экспедицию крупнейшие специалисты – полярные асы. Ледовые условия оказались крайне тяжелыми - за все семь лет работы в Арктике, по словам Шмидта, он не видел сложнее обстановки. И все-таки экспедиция завершилась успешно. Она доказала, что освоение Северного морского пути открывает значительные перспективы для развития экономической жизни Сибири.
За научные работы по технико-экономическим обоснованиям проводки судов по Северному морскому пути и непосредственное участие Бурханова наградили орденом Ленина. С тех пор любовь к Северу навсегда поселилась в душе.
И все же на целых десять лет пришлось расстаться с Севером. Бурханова назначают заместителем командующего Тихоокеанским флотом. Наконец, новая встреча. Он становится начальником Главного управления Северного морского пути при Совете Министров СССР, «хозяином Советской Арктики», как называли друзья. Полярник не только участвует в экспедициях, но и пишет статьи, книги, монографии. С «благословения» Василия Федоровича состоялось в 1956 году второе открытие русскими Антарктиды.
Бурханов разработал интереснейшую теорию «исчезающих островов». Первым разгадал тайну гипотетических земель, вроде Земли Санникова, за стремление открыть которую многие исследователи заплатили жизнью. Работа легла в основу кандидатской диссертации ученого.
Василий Федорович читает увлекательные лекции в Московском государственном университете, где основал новый лекционный курс на географическом факультете. Когда покинул главный капитанский мостик на Северном морском пути, работает доцентом на кафедре североведения и полярных стран. Но с Арктикой не расстается: ее штурмуют теперь ученики. Созданная Бурхановым Северная студенческая экспедиция вырастает в постоянно действующую лабораторию по освоению Севера. И одна из первых работ – проект быстрого освоения месторождения алмазов в Западной Якутии приносит ей известность.
На рубеже 70-летия Бурханов блестяще защищает докторскую диссертацию, в которой излагает схему – прогноз экономического развития Севера в будущем.
Свидетельство о публикации №215040301041