Купер
Глава первая
АУТИСТЫ
Марвин отодвинул бокал с недопитым бренди.
- В чем дело? - удивленно вскинув брови, спросил бармен.
- Не идет.
Марвин отошел от стойки и присел за столик в зале. К нему подскочила яркая веселая девушка:
- Что будете заказывать?
- Я не тороплюсь, мне нужно подумать, а пока чашечку кофе, пожалуйста..
- Хорошо, я подойду позже.
Клиент проводил ее долгим взглядом и задумчиво перевел свой взор на цветы в кувшине, стоявшем на белоснежной матерчатой скатерти.
- Мистер Кросс?
Марвин обернулся.
- Джеффри!
Кросс встал, и они обнялись.
- Целую вечность не виделись, - взволнованно проговорил Джеффри.
- Всего-то четыре с небольшим года.
Они присели за столик.
- Марвин, почему ты мне не писал?
- А сколько ты сменил мест за эти четыре года?
- Это верно, мне некогда было сообщать тебе об очередном местонахождении. Ладно, давай не будем упрекать друг друга в неуважении. Но я всегда помнил о тебе - посмотри статью в журнале «Спектр», надеюсь, ты по-прежнему увлекаешься функциональной психологией. - И он протянул Марвину журнал, указав пальцем на статью «Памяти Йегуды Новосельского».
- Скажи мне кратко: о чем там? - Спросил Марвин.
- Об аутистах. У них поражен мозг. Но, несмотря на это, они ясно и литературно отвечают на все вопросы исследователей. Ты можешь себе представить: у них практически отсутствуют мозги - некоторые абсолютно не умеют говорить, другие от рождения слепы и глухи и никогда не учились грамоте, а на вопросы могут отвечать на любом языке мира. И еще что удивительно - они умеют без посторонней помощи читать газеты, книги, решать математические задачи любой сложности практически мгновенно. Ты спросишь, а как же тогда контактировали с ними исследователи?
- Да, именно это я хочу узнать. - подтвердил Марвин.
- Впервые это сделала австралийский педагог-психолог Розмери Кросли, работавшая с детьми-аутистами в специнтернате. Она нарисовала на листе ватмана все бук- вы алфавита в беспорядке и цифры от 0 до 9-ти. Завязывала пациенту глаза черной повязкой и задавала вопрос. Придерживая руку больного, она водила им по листу ватмана до появления слабого движения, которое указывало на нужную букву или цифру. Результат записывала в тетрадь. И буквы и цифры выстраивались в осмысленные фразы-ответы. Таким образом были обойдены три канала: зрительный, звуковой и слуховой, которые практически не работали у детей с поврежденным мозгом.
- Следовательно, если мозг поврежден, то он не должен мыслить. Но на практи-ке мышление функционирует. О чем это говорит? Сознанием и мышлением руководит нечто другое. Я читал, что строение человека согласно древнеиндийским представлениям более сложно, чем это уверяет современная медицина. Древние ученые пришли к выводу, что у человека кроме физического тела имеются и другие, в час- тности, тело мысли и прочее. То есть аутизм подтверждает парадигму древних. Джеффри, ты согласен с этим?
- Ну, против фактов не попрешь… Подобные исследования проводили и в Израиле, только там не обошлось без участия раввинов, которые усердно копались в пра- вомерности иудейских догм, заставляя отвечать аутистов на глупые вопросы типа - что появилось раньше: яйцо и или курица?
- Что ты имеешь в виду? - Спросил Марвин
- Например, дотошный раввин задает вопрос 7-летней девочке с болезнью Дауна: «Что самое важное в жизни?» Ответ:
- Любить Всевышнего и каждого еврея.
- Или на такой вопрос: «Из-за какого греха ты пришла в наш мир в таком виде?» последовал ответ::
- Я изменила еврейскому народу (в прошлой жизни). Я крестилась, не хотела быть еврейкой.
Меня поразил еще тот факт, что исследованию подверглись дети от трех до 18-ти лет, и на один и тот же вопрос они отвечали с небольшим разнообразием одинаково. То есть ответ не зависел от возраста! Кроме того, формулировка ответа всегда соответствовала интеллектуальному уровню развития спрашивающего.
- И опять-таки напрашивается справедливость утверждений древних мудрецов, что сознание формируется независимо от возрастного развития физического тела человека, и что оно непосредственно связано с информационным полем космоса.
Марвину очень захотелось прочитать статью Йегуды Новосельского. Он забрал журнал и спешно попрощался с Джеффри. Дома он внимательно прочитал статью и задумался. Решение пришло внезапно - он немедленно должен поехать в Мельбурн и встретиться с Розмери Кросли, чтобы договориться о возможности совместного дополнительного исследования аутистов. По телефону он попросил соединить его с миссис Кросли в Австралии. Через пятнадцать минут он уже разговаривал с ней.
- Хеллоу, миссис Кросли?
- Да, а с кем я говорю?
- Я психолог из Кембриджа Марвин Кросс, выпускник Гарвардского университета.
- Очень любопытно. Вы, наверное, по поводу способностей аутистов?
- Вы попали в точку.
- Тогда почитайте мой доклад.
- Простите, я уже имею кое-какое представление о результатах ваших и израильских исследователей. Но у меня возникли некие соображения о дальнейших исследованиях. Мне бы хотелось поговорить об этом с вами с глазу на глаз.
- М-м, буду свободна через неделю, встретимся в специнтернате Мельбурна. Вас устроит?
- Ну что ж, тогда я выезжаю, до встречи!
В аэропорту Мельбурна Марвина встретила удушливая жара, вызванная близостью океана. Влажный раскаленный воздух угнетал непривычного к такому климату путешственника. По спине поползли ручейки пота. Отдышавшись в здании аэропорта, Марвин расспросил у первого встречного секьюрити как добраться до приличного отеля в городе. Последний порекомендовал нанять такси, водители обычно знают такие вещи, и у них в салоне конденсированный воздух. Марвин поблагодарил охранника, и через десять минут уже мчался по направлению к городу.
В отеле у администратора заполнил анкету, получил ключи и поднялся в свой номер. Марвин не любил откладывать дела в долгий ящик, - изучив справочник, по телефону попросил сообщить ему адрес и телефон психолога Розмери Кросли.
Охранник специнтерната провел Марвина в комнату мс.Кросли.
- Здравствуйте, мистер Кросс. Присаживайтесь. Итак, что вас привело ко мне?
- Добрый день, миссис Кросли. Я начну с небольшого экскурса в мир животных, птиц и рыб.
- ?!
- Дело в том, что эти существа в своем большинстве ведут стадный и стайный образ жизни. Как вы знаете, они, особенно рыбы и птицы, при большом скоплении совершают упорядоченные движения, т.е. индивиды не налетают друг на друга, а совершают перемещения словно ими управляет какая-то разумная сила. Такое поведение, очевидно, присуще и людям, особенно при боевых действиях. Ну, последнее по-нятно - солдатами управляют командиры. Напрашивается аналогия и на поведение животных - у них существуют лидеры, например у стаи волков есть вожак. Исследованиями установлено, что и у птиц, и у рыб тоже имеются лидеры. Если их убирали, то движения стай становились беспорядочными и хаотичными.
Однажды, осенью я наблюдал за перелетом скворцов, они в это время сбиваются в большие стаи и жируют перед отлетом в теплые края на убранных полях. Они часто взлетали с земли малыми стаями, сливаясь затем в общую стаю, бурля и совершая дикие танцы, снова разъединялись, словно веселились в своем птичьем необузданном веселии. При этом никакой катастрофы не происходило, ни одного столкновения.
Полагаю, что в этой громадной стае было несколько лидеров, управлявших индивидуумами. Взаимодействие собственно между лидерами и управление всей стаей происходило, вероятно, на уровне сверхсознания, но мы еще не умеем вторгаться в эту область, и даже не представляем себе, что это такое.
Интересную историю мне рассказал мой знакомый рыбак, побывавший на крымском побережье Черного моря. Тамошние рыбаки рассказывали ему о способе ловли пикшы на любопытную снасть, называемую «самодур». Устроена она так: выше грузила в виде свинцового конуса весом до полкилограмма на поводочках крепятся крючки (до десяти штук). В качестве наживки используются перышки мелких птиц. Так вот на глубине от десяти и свыше метров грузило ложится на спинки плотной стаи рыб и не тонет.
А у берегов Восточной Африки во время хода сардинки к северу также сбиваются в плотные стаи - своеобразная защита от хищников - акул и дельфинов. Подводные съемки показали, когда акула, раскрыв пасть, мчится на плотную стену сардинок, стая разрывается, образуя коридор перед нападающим, и смыкается следом за ним. Этот прием обычно дезориентирует хищника и сокращает число гибнущих беспомощных особей. Понятно, что здесь также не обходится без управления лидерами.
- Интересно, и как же выявляли лидеров у рыб и птиц?
- Достоверно мне известно, что опыты по выявлению лидера у рыбной стаи проводил русский ученый Болотов. А делал он это так: устанавливал в середине аквариума с рыбками перегородку, т.е. делил стайку на две части. Всегда получалось, что в одной половине аквариума рыбки по-прежнему плавали активно и синхронно, а в другой картина резко менялась - рыбки становились вялыми, беспомощными, некоторые из них плавали кверху брюхом, в целом движения были хаотичными. Активную часть Болотов снова делил на две части. Результат повторялся. Таким образом, повторяя эксперимент, исследователь выявлял лидера. Внешне лидер ничем не отличался от остальных собратьев.
И я полагаю, что фокус здесь не просто в личных качествах руководителя, а в большей степени, образно говоря, он наделен способностями «медиума», т.е. являлся связующим звеном между сверхсознанием и сознанием индивидуумов, управляя их действиями.
Такая закономерность поведения живых существ присуща любому обществу.
По мнению Болотова, даже в каждом органе человеческого тела должна существовать клетка-лидер, и старение ее ведет к старению органа в целом и, в дальнейшем, к смерти. Чтобы восстановить жизнеспособность органа, нужно заменить клетку-лидера на более молодую и здоровую. Весь вопрос в том, чтобы выявить ее и подобрать адекватную замену. В настоящее время этим и занимается исследователь.
- Кажется, мистер Кросс, я начинаю понимать, с какой целью вы приехали ко мне. Очевидно, вы считаете, что в нашем пансионате, да и в любом другом одинакового назначения, существуют лидеры, в какой-то степени управляющие сознанием остальных больных. Не так ли?
- Ваша догадка, миссис Кросли, не лишена оснований. Именно за этим я приехал в эту душную и жаркую страну.
- А знаете, мистер Кросс, называйте меня Рози.
- Очень любезно с вашей стороны мс. Рози, тогда называйте меня Марви.
- Договорились. Итак, с чего начнем наши исследования?
- Я уже продумал начало, а далее - как пойдет. Будем исследовать каждого отдельного пациента, изолированного от остальных в специально оборудованной комнате. Этим займетесь вы, а я буду внимательно наблюдать за остальными.
- Что значит специально оборудованная комната?
- Это будет небольшая комната-кабина, обклеенная алюминиевыми плитками, одна сторона которых отполирована до зеркального блеска полировкой наружу. То есть, это будет отражающая поверхность. По замыслу, она должна отражать волны мысли любого живого существа. В данном случае я ориентируюсь на исследовательские эксперименты новосибирских ученых России. Правда, они придавали стенкам кабины особую кривизну и полированная поверхность была изнутри, это связано было с другими целями и задачами.
- И где же мы установим такую кабину?
- Естественно не в палатах. Где-нибудь на улице, но это будет сложно, так как придется позаботиться о поддержании необходимой температуры воздуха в кабине.
- Может быть, найдем место в одном из коридоров?
- Рози, а ты не заглядывала в подвальные помещения?
- Давай исследуем вместе.
Они спустились в подвал. Там обнаружили пустую комнату, захламленную какими-то старыми ящиками и бумагами.
- Лучшего места не найти! - Обрадовался Марвин. - Вот здесь мы и оборудуем наш исследовательский центр. Больных будем спускать сюда лифтом, так что не будем подвергать их стрессовым ситуациям. Пока оборудуют эту комнату, я буду с твоей помощью изучать пациентов, тогда мне будет легче наблюдать за их поведением во время нашего эксперимента.
КУПЕР
Прошел месяц, комната была почти готова, а Марвин хорошо изучил аутистов в пансионате. В поле его зрения попали четыре человека, которые, как казалось Марвину, вели себя по отношению к нему как-то странно: он постоянно чувствовал себя не в своей тарелке, когда приближался к ним в процессе работы. Особенно его беспокоила излишняя внимательность Купера, страдавшего как и знаменитый астро- физик Стивен Хокинг бокововым амиотрофическим склерозом. Купер был полностью парализован, но один палец все еще продолжал жить, подавая сигналы при чтении алфавита во время контактов с ним. Временами его переворачивали на бок, чтобы предотвратить появления пролежней.
В таком положении больной мог наблюдать посетителей и предметы, находящиеся перед его глазами. Именно в такие моменты Марвин явно ощущал спиной внимательный проникающий взгляд Купера. Поворачиваясь лицом к больному, психолог ловил себя на мысли, что тот в такие моменты постоянно следит за ним. Однако, он успокаивал себя тем, что по аналогии такой же эффект присутствует, когда с нарисованного портрета на наблюдателя направлен взгляд изображенного, из любой точке помещения. Однако, отличие было: портретный взгляд пустой, мертвый, и наблюдатель обычно не реагирует на него, здесь же Купер буквально сверлил его живыми глазами, словно пытаясь что-то сообщить.
Марвин и Розмари составили перечень вопросов, чтобы более обстоятельно объясниться с больным. Марвин решил для общения с Купером использовать ноутбук. Усевшись рядом с ним, он взял его за руку с жизнеспособным пальцем, а другой своею рукою приготовился нажимать клавиши ноутбука. Задал вопрос:
- Что тебя беспокоит, Купер?
- Марвин, я хочу на берег океана, хочу подышать морским воздухом….
Марвин удивился, откуда Купер мог знать его имя, если он еще с ним особо не контактировал. Тем не менее, он спросил:
- Откуда такое желание?
- В прежней жизни у моих родителей дом находился на берегу океана, и отец часто брал меня в море ловить рыбу.
- Что ж, попробуем удовлетворить твою просьбу. Ответь, пожалуйста, на вопрос:
- У тебя в какой-либо жизни проявлялись необычайные способности?
- Почти во всех моих прежних жизнях я был лидером - в армиях командующим, у корсар капитаном, в мирной жизни занимал высокие посты, среди дикарей вождем.
- Что послужило причиной того, что ты получил такие страдания в этой жизни? Купер не ответил. Марвин спросил:
- В данный момент ты не хочешь разговаривать с нами?
Купер молчал. Марвин и Розмери переглянулись. Они отошли от больного и стали совещаться:
- Я думаю, что Купера необходимо все-таки отвезти на морской берег. Уверен, он разговорится, - заметил Марвин.
- К сожалению я не смогу поучаствовать в этой экскурсии, у меня появились дела в Новой Зеландии. Вернусь не ранее, чем через месяц. Желаю успеха.
НА БЕРЕГУ ОКЕАНА
Марвин с Купером выехали к берегу океана на специальной санитарной машине. Остановились недалеко от береговых скал. Вечерний легкий бриз с моря шевелил во- лосы неподвижно лежащего на каталке Купера. Марвин внимательно всматривался в его лицо, оно было неподвижно, но какие-то внутренние пружины действовали на его мышцы и в совокупности с блеском глаз выдавали видимость эмоций - волнение парализованного. После некоторого молчания психолог задал свой первый вопрос:
- Купер, ты готов к разговору?
- Марвин, я очень признателен тебе за то, что ты выполнил мое желание. Ты даже не представляешь себе, какие чувства охватили меня здесь - на берегу океана. Меня словно вернули в дом моего счастливого детства. Но в то же время мне грустно, что я больше никогда не испытаю той радости детского бытия, которое я пережил в том же далеком прошлом.
- Сегодня у меня очень большое желание рассказать тебе о моих прошлых жизнях, но, к сожалению, очень много времени уходит на процесс общения. Чтобы ускорить его, я предлагаю изменить формат этого общения. Ты, как и прежде, будешь говорить голосом, а я использую телепатическую передачу своих мыслей, для этого ты должен усвоить несколько упражнений и научиться воспринимать их.
- Но телепатические способности человечество давно уже потеряло.
- Не совсем, их еще можно оживить, особенно прием мыслей. А вот передачу их - задача гораздо сложнее. Короче, приступаем к выполнению специальных упражнений. Сколько времени займет процесс обучения, я пока не представляю, но, тем не менее, приступаем.
- Хорошо, я полностью согласен, даже преисполнился нетерпением.
- Марвин, что ты знаешь о полном йоговском дыхании?
- В этом упражнении объединяются три вида дыхания: грудное, среднее и брюшное, причем они производятся непрерывно, когда один вид дыхания плавно и последовательно перетекает в другой.
- Здесь необходимо соблюдать обязательные правила: вдох не должен совершать- ся до упора, т.е. грудь должна быть заполнена воздухом на 80-90% от полного возможного объема. Все мышцы, кроме дыхательных, должны быть расслабленны и не участвовать при дыхании. После того как усвоишь это дыхание, нужно выполнять его в позе шавасана - «поза мертвых», в которой все посторонние мысли исключаются. Представить себе, что паришь среди облаков в голубом небе. 7-8 слабых вдохов и отдых. И так повторить несколько раз. И во время дыхания и во время отдыха внимательно прислушивайся к моим сигналам внутри себя.
Марвин выбрал площадку и улегся спиной на песок, расслабившись приступил к тренировке дыхательного упражнения. Оказалось не все так просто. Вначале трудно было расслабиться, отвлекали всякие посторонние мысли, совсем не относящиеся к «позе мертвых». То и дело усилием воли направлял их в нужное русло, получился не отдых, а полное изнеможение. Он присел на песок и взглянул на Купера, глаза пациента весело поблескивали в наступающих сумерках.
- Купер, у меня не получается!
- Все в норме, Марвин. Потренируешься в гостинице, все получится… Через неделю снова приедем сюда, здесь идеальное место для психотренинга.
В гостинице, обдумывая события прошедшего дня, Марвин устыдился того факта, что он - психолог, который раньше учил своих учеников концентрации внимания, здесь, в реальности, не смог справиться со своей волей. Хотя сила воли здесь не причем. При исполнении упражнения волю включать запрещено, необходимо использовать принцип распределения информации по смысловым группам, и внимание должно плавно переключаться от одной группы мышц к другой без давления на психику.
Итак, Марвин приступил к тренировке расслабления в «позе мертвых». Он знал, что расслабление мышцы сопровождается ее мысленным утяжелением и потеплением, и начал последовательно расслаблять конечные фаланги левой ноги, затем мысленно скользнул на следующие, одновременно контролируя первые. Таким образом расслабил всю ногу. Тоже самое повторил с правой ногой, в результате обе ноги «повисли» в невесомости.
Не «отпуская» их, расслабил правую руку, затем левую и перешел к туловищу и к голове, расслабление их мышц производилось в определенной последовательности. На всех этапах выполнения упражнения Марвин ненавязчиво старался совершать неглубокое полное дыхание. В состоянии полного расслабления, сосредоточив внимание на сердце, представил себе голубое небо и начал парить в нем. Концентрация внимания на сердце позволяла ему не отвлекаться на посторонние мысли. Продолжительность 3-5 минут.
Терапевтический эффект: кроме ощущения отдыха и свежести человек избавляется от нервозности, психических зажимов, хронического стресса. Шавасана помогает при лечении гипертонии, нарушений сна, способствует долголетию.
Выход из шавасаны, как помнил психолог, должен был совершаться осторожно и по определенному правилу: сделать вдох, поднять руки вверх и потянуться всем телом, как после сна. Затем медленно сесть, открыть глаза и спокойно встать. Резко выходить из этой позы нельзя. Таким образом Марвин ежедневно по нескольку раз занимался упражнениями, в перерывах общаясь с Купером. Через неделю последний предложил снова выехать к океану и там попробовать предложенный способ общения.
Спокойная погода явно благотворно влияла на Купера, глаза его потеплели и он выглядел так, словно собирался встать со своей каталки. Марвин, сидя на стуле, молча мягко взял левою рукою его «переговорный» палец и указательным пальцем правой руки стал водить над клавиатурой ноутбука, при сигнале нажимая соответствующую клавишу.
- Марвин, готов ли ты сегодня попробовать наш контакт в новом ключе? - Первая фраза Купера ввела его в небольшой шок.
У психолога невольно возникло ощущение, что он сидит и разговаривает со своим приятелем-сокурсником, хотя он уже давно знал, что все аутисты при «беседе» с ними подстраиваются под интеллект спрашивающего, начиная с языка общения и кончая уровнем его знаний.
Обычно все спрашивающие, глядя на инвалидов, проникаются жалостью к ним и начинают сюсюкать точно также, как молодые еще не оперившиеся юнцы второго курса института или университета перед немощными старцами, приобретшими большой жизненный опыт и знания.
- Приятель, я готов!
- При «парении в небе» внимательно вслушивайся, я буду сигнализировать, называя тебя по имени. Если услышишь, медленно согни в локте правую руку.
Марвин улегся на песок в прежнем месте и приступил к упражнениям. Контро- лируя себя в состоянии расслабления, он пытался проникнуть в таинственную синь прохладного неба и услышать какие-либо звуки. Был слышан только шорох накатывающихся на песчаный берег морских волн. Неожиданно внутри него прогре- мел властный голос:
- Марвин, слышишь меня?
Этот голос заставил психолога слегка вздрогнуть, и он медленно стал сгибать руку в локте, поднимая ладонь вверх.
- Я буду говорить, а ты медленно вставай, - продолжил Купер.
Марвин встал и присел на стульчик, задав вопрос:
- Купер, кажется, у нас получилось? Тогда продолжим беседу. Ты мне до сих пор не объяснил, за что ты получил такое наказание.
- Видишь ли, уважаемый исследователь, я был очень груб и жесток со своими подчиненными в предыдущей жизни, даже приговаривал их к смерти за пустяковые проступки. И сейчас мне очень стыдно за свое поведение. Давай больше не будем говорить об этом.
- Какое отношение к тебе имеют Оливия, Джеймс и Томас? Мне кажется, ты с ними дружишь?
- Ума не приложу, каким образом ты догадался об этом, но мы действительно друзья.
- По внешним и внутренним ощущениям. Кроме того при просмотре осциллограмм ваших ЭКГ я обнаружил, что в нескольких случаях по ночам, сердечная деятельность у вас резко снижалась, и что интересно, это происходило одновременно только у вас четверых.
- И о чем это говорит?
- То есть все вы одновременно впадали в коматозное состояние. С медицинской точки зрения это нонсенс! Уходить в коматоз одновременно нескольким больным нет никакой необходимости, тем более регулярно. И я пришел к выводу, что вы сознательно покидаете свои тела ради путешествия в астрале. Я прав, Купер?
- Ха-ха-ха! - весело громыхнул инвалид. - Ты сумел проникнуть в нашу тайну, прохвост Марвин! Ты заслуживаешь всяческих похвал, я поговорю со своими приятелями на предмет принятия тебя в наш «клуб четверых». Мы научим тебя тоже выходить в астрал, чтобы смог попутешествовать вместе с нами. Поверь, это очень увлекательно!
ноябрь 2013 г. (Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №215040301142