Переселенцы из-под Тернополя

На фото: украинское село Бережанка ныне; сибирское село Лукошкино ныне



Долго не знала я, с какой стороны подступиться к вопросу изучения своей родословной по линии бабушки, которая умерла еще до моего рождения. Жена моего любимого деда-белоруса, баба Маша, в честь которой назвали и меня – я с самого рождения была обязана заменить эту потерю в сердце моего деда и мамы тоже. Когда я стала изучать психологию, я поняла это отчетливо.

Родилась бабушка в деревне Лукошкино. Первую информацию о роде бабушки дал мне мой дед-белорус – записал в своей тетрадочке воспоминаний всё, что слышал от бабушки. Это был минимум информации, от которого я оттолкнулась. А продолжать пришлось мне самой. Эта мысль поселилась у меня в голове – увидеть Лукошкино. Просто приехать посмотреть – это одно. Интересно было знать, на какой улице жили предки, где стоял их дом, найти их могилы на сельском старом кладбище. А для этого нужно было найти тех, кто может это знать и показать.

Я нашла в соцсети группу с названием «Лукошкино» и создала там тему, что ищу родственников по своей фамилии. Фамилия у моей бабушки красивая, польская: Гамановская. Нашлись две моих новых тёти, которые дали необходимую информацию, за которую я зацепилась и продолжила расследование. Они рассказали мне еще об одной нашей родственнице-старожилке, которой уже 76 лет, и она должна была помнить многое. Я нашла её телефон. Наметила дату поездки в Лукошкино и накануне позвонила тёте Тане-старожилке. Она рассказала, что и где искать в деревне, я всё записала, и мы с новой тетей Еленой, которая вызвалась быть провожатой в родную деревню, поехали.

Наш родственник в Одессе, брат тёти Елены, вспомнил название нашего родного села в нынешней Украине. Таких сёл в Украине в Тернопольской области оказалось сразу два – в Лановецком и Борщевском районах. Я написала в украинский архив, откликнулась его сотрудница, пани Оксано, которая сразу определила, из какого из двух этих сел, скорее всего, уехали наши предки в Сибирь. Я попросила её, она нашла в метрических книгах записи о моих предках! Так я протянула свою ниточку и в Украину.

Село прадеда Димитрия Гамановского называлось Бережанка. Сейчас относится к Украине, но названия речек и местечек в этой области – польские. Например, речки Жирак и Збруч, названия сёл Золочёв, Дрогобыч, Ковель, Любомль, Тлумач, Калуш, Бурштын, Зборов… Вокруг – сплошь польские названия, конечно же, вперемешку с украинскими. Всё сошлось с рассказами прадеда… Ещё одна из пожилых тёть рассказала, вспомнив услышанное от прадеда, что это село постоянно переходило из рук в руки – то к Польше, то к Украине. Поэтому фамилия у прадеда была польская, а разговаривали они на украинском языке. Я проследила историю этих земель. До 1939 года это была территория Польши, к Украине она отошла по «пакту Молотова-Рибентропа».

Благодаря этому своему исследованию я теперь знаю по именам и отчествам всех предков по этой фамилии вплоть до 18 века. Как мне рассказали потом в минском архиве знатоки, такие фамилии, как Гамановская, всегда однозначно указывают на принадлежность рода к польскому дворянству, шляхте. Потом я читала об этом и в научных источниках. Поэтому можно предположить, что наш род по этой линии был из обедневших по какой-то причине польских дворян, проживающих на территории нынешней Украины.

Родился прадед Дмитрий Иванович в 1884 году. Если перевести на новый календарь, принятый после революции, то родились мы с прадедом с разницей в пару дней. Ещё в Украине совсем молодого, неженатого моего прадеда Дмитра вместе с его родным младшим братом завалило в шахте, где они добывали известь для хозяйства. Они уже прощались с жизнью, но их успели откопать. А моя личная история могла даже и не начаться, если бы прадед погиб тогда.

Из Украины прадед с братьями уезжали вместе с отцом и матерью – Иваном Андреевичем и Марфой Дмитриевной. За старшим - моим прадедом Дмитро - шли подряд более младшие по возрасту пятеро братьев, почти все на выданье, и сестра Василиса. В Сибирь приехали вместе с семьей Ничепорук. Жёны Ивана Андреевича Гамановского и Антона Ничепорука – Марфа Дмитриевна, моя прапрабабушка, и Пульхерия Дмитриевна, жена Антона Ничепорука – были родными сестрами. И уже на моем веку с этим обстоятельством вышла мистическая история. Я и моя подруга детства, родившись в разных городах, через полвека после смерти своих прапрабабушек-родных сестёр - вдруг встретились в одном классе за одной партой, подружились, и только спустя много лет мы выяснили, что являемся сёстрами! Это выяснилось тоже благодаря моим исследованиям родословной, которые я начала после того, как узнала, что бабушка моей подруги детства Олеси, оказывается, тоже родилась в Лукошкино! Дружить с детства, а выяснить, что наши бабушки обе из Лукошкино, много лет спустя, разговаривая в кухне за чашкой чая!
Село Лукошкино, куда прибыли Гамановские и Ничепоруки, числилось в Томской губернии, Кузнецком уезде Тарсьминской волости  (ныне Кемеровская область). В Украине остался, не поехал в Сибирь, родной брат прапрадеда Ивана Андреевича – Андрей Андреевич, немного старше Ивана.

Я наблюдала по метрическим книгам, как Сибирь заселялась переселенцами. Пролистывала книги с первых лет 20 века и видела, как книги становились всё толще и толще: прибывали новые переселенцы по столыпинской реформе.

Упоминания о появлении наших Гамановских в Сибири встречаются впервые в 1901 году. Тогда прапрабабушка Марфа Дмитриевна промелькнула в метрической книге в крестных. В последующие годы два рода – Гамановские и Ничепорук – всегда вместе: крестят детей, гуляют свидетелями на свадьбах друг у друга. А на улице Заречная (так улицу звали в народе, ныне она называется Лиственка) когда-то подряд стояли три дома Гамановских: Ивана Андреевича, Дмитра и Василя. А когда-то, приехав в Сибирь в Лукошкино, которое было совсем небольшим населенным пунктом, они выкорчевывали лес, распахивали поля, осваивая новые земли в новых для себя условиях. А вокруг были такие просторы, и земли столько, сколько взору открывалось! Эти просторы напоминали нашим переселенцам просторы исторической родины, которую я видела на современных фото.

В Кузнецкий уезд ехали в основном из Украины. В 1914 году в Лукошкино появилась своя церковь – а это означало, что село разрослось до огромных размеров. Прапрадед Иван Андреевич Гамановский был церковным служителем. Когда люди встречали его, они снимали шапку и кланялись, ходили к нему за советом, а по вечерам он читал церковные книги собравшимся на вечёрки неграмотным односельчанам. Перед всеми большими церковными праздниками правнучки Ивана Андреевича, в том числе и тётя Таня-старожилка, приходили к нему в дом наводить чистоту.

Всё село было сплошь украинским: из каждого двора неслись украинские речи, девушки до самого военного времени выходили в селе замуж по украинским традициям, в веночках. А летом каждый вечер над селом раздавались на закате украинские песни на три голоса - и так хорошо пели, хоть и не был никто обучен музыке... Пели, вспоминали родину – и плакали. Так и скучали всю жизнь по своей исторической родине... А песня у украинского народа в крови, привезли наши переселенцы эти песни и в Сибирь. И в застолье - уже при замужней жизни моей бабушки и деда - звучали эти песни: и украинские, и белорусские.

Примечательна история села Лукошкино. По ней можно изучать историю сельского хозяйства в Сибири. Начиналось Лукошкино в 1859 году с небольшого поселения – 61 житель и 12 хозяйств. В 1911 году, когда в Сибири обосновались переселенцы, Лукошкино насчитывало 1171 жителя и 191 хозяйство (среди которых – и мои предки). В 1926 году – 1866 жителей и 368 хозяйств. В 1968 году – 848 жителей и 192 хозяйства. А ныне, спустя полтора века, село вернулось тому же количеству дворов и числу жителей, с которого начиналось, пережив вместе с другими селами России те исторические встряски, которые привели к вымиранию многих больших сёл. Вернулось на исходные позиции... Время для него как будто откатилось назад на 150 лет!

Морозы за 50 градусов (после земель, где ниже минуса 6 зимой не бывает никогда), воспаления легких, которые в то время не лечились, чахотка, тиф, оспа выкашивали переселенцев семьями. Все эти названия болезней я читала в загсовых записях 20 годов 20 века. У прадеда Дмитро сначала умер маленький сын Пётр, потом в 1910 году, умерла первая жена прадеда Наталья Ивановна, а дочка Мария куда-то исчезла. Жена Наталья умерла весной, когда шли работы на полях, и нужна была хозяйка в доме. А хозяйка на селе должна была быть хозяйственная и крепкая здоровьем. Так выбор прадеда пал на прабабушку Матрёну из соседней деревни Симаново. Наталья умерла 30 апреля, и ровно через 3 недели Дмитро уже обвенчался с прабабушкой Матрёной Ивановной.

Посыпать долго голову пеплом было некогда. У Гамановских было огромное хозяйство (оно значилось за Иваном Андреевичем, их отцом, а работали на полях все его взрослые сыновья, и именно этот факт спас наших Гамановских от репрессий во времена раскулачивания, ведь сыновья – не батраки, а члены семьи). Была у них и своя мельница – они поставили её сразу по приезду в Лукошкино, замутив речку Берёзовую. В те времена кто держал мельницу на селе, были очень зажиточными людьми. К ним ездили со всей округи молоть зерно и в оплату отдавали «десятину». Излишки можно было продать, превратить в деньги и купить на них всё, что было нужно. Семья считалась зажиточной – потому, что появилось много земли и не боялись работы.

Прабабушка Матрёна была переселенкой из украинского села Печерна, которое находится буквально в километре от села Бережанка, из которого были переселенцами Гамановские. Выбор пал на Матрёну, потому что её знали через жену Василя - брата прадеда – они были сестрами. Василь женился уже в Сибири на девушке по имени Фотина из села Симанова, уроженке села Печерна. В той же деревне Симаново проживала и Матрёна Ивановна Казачёк, тоже переселенка из Печерны.

Линию прабабушки Матрёны я восстановила тоже благодаря соцсети Одноклассники через группу Топкинского района, где написала сообщение о том, что ищу Казачков, проживающих с этом районе. И у наших вновь обретенных родственников Казачков нашлась своя старожилка, которая вспомнила и название села, и нашу Матрёну Ивановну, и нас, Гамановских – хотя она, старожилка, была совсем маленькая, когда прадеды были живы, а название села слышала из разговоров взрослых в своей семье. Когда-то, переселяясь, они ехали «в далёкую Симбирь, где много земли». Потом нам снова помогла наша выручалочка в украинском архиве, наша пани Оксано. Она нашла нам информацию и о наших Казачках. В 1894 году, когда Матрёна была совсем маленькой, их мать Юстина умерла от родов. Оставшись малолетней сиротой, Матрёна приехала в Сибирь вместе с семьей своего деда по фамилии Онищук. А в 1915 году родные братья Матрёны – Казачки – во время Первой мировой войны приехали в Сибирь к родственникам. И еще одна мистическая история произошла в связи с расследованием линии Казачков: среди моих давних знакомых в моем окружении нашлись родственники Онищуки! Те самые, с предком которых приехала в Сибирь моя прабабушка!

Когда настало время раскулачивания, отбирать нажитое в Лукошкино (так было во всей Сибири, видимо) приходили свои же, деревенские бездельники, которых все знали в лицо и поименно. Они все были почему-то бритоголовыми, как в 90е годы 20 века (так рассказала моей тете-старожилке её мать, которая застала те времена) и в черных кожаных куртках. На земле они сами работать не хотели и не умели, но посчитали себя обделенными, а тех, кто успел нажить достаток своими трудами – виноватыми. Отбирали скот, продукты. Скот приносили в жертву идее раскулачивания тут же, за деревней – естественно, не на благо «государству», которое в отдельно взятой деревне никак тогда нельзя было потрогать руками, а в свою личную пользу. Этим они заслуживали ненависть односельчан. Но ненависть тихую. Под флагом раскулачивания проявлять свои чувства было опасно. Нашего Ивана Андреевича не тронули - он был старым и уважаемым человеком на селе, а еще потому, что он отдал всё «добровольно» - попробовал бы не отдать-то…

На лукошкинском сельском кладбище в месте, которое мне по особым приметам указала наша старожилка, есть три безымянных холмика. Под ними мои предки, первые переселенцы из Украины в Сибирь. Это место знаю теперь и я.




Ссылка на видео песни "Русая Россия":   

http://www.youtube.com/watch?v=-2gbshnj1FA  SaveFrom.net   


Рецензии