Двадцать минут тишины

Выбрать профессию учителя Косте помогла его бабушка Лидия Григорьевна. Она тридцать семь лет проработала в школе.
- Это вам не шуточки! - говорила она. - Все было, не скрою: и горе, и радость, но радости больше!
На первых курсах педагогического института учиться было легко - все было ясно и понятно. На третьем курсе группа студентов проходила педагогическую практику в школах города. Две недели Костя со своим однокурсником и другом Васей сидели на последней парте на всех уроках, изучали ребят, и к концу второй недели стали всех узнавать даже со спины. Наконец, Косте определили день, когда он должен провести первый в жизни самостоятельный урок.
Бабушка сказала:
- Это прекрасно! Дети добры, и они всегда откликаются на новое и интересное! Ну, и что, что это десятый класс! Дети есть дети! Вы близки по возрасту, но ты больше их знаешь, поэтому можешь и должен научить их. Мой совет тебе: на первый свой урок отправляйся без преподавателя, попроси доверить тебе класс, в крайнем случае, возьми друга Василия. И еще отныне реши, кто ты? Костя или Константин Владимирович? На урок должен пойти Константин Владимирович.
Костя понял. Это означало, что он не может отправиться на урок в потертых джинсах, в клетчатой рубашке нараспашку, а должен надеть костюм, белую рубашку, галстук и выглядеть, с его точки зрения, как пугало.
Бабушка была иного мнения.
- По одежке встречают! И запомни, что тебя там особенно никто не ждет, будет нелегко, но если на уроке без всякой помощи установится удивительная тишина хоть на пять минут и тебя внимательно будут слушать все в классе, поздравь себя - из тебя выйдет учитель!
К уроку Костя готовился тщательно, материал выучил наизусть, написал подробный конспект, у учителя попросил полную самостоятельность.
Настал назначенный день, и Константин Владимирович вошел в класс, занял учительское место. Вася осторожно уселся за последнюю парту.
Ребята лениво встали, без всякого интереса посмотрели на практиканта.
- Здравствуйте, садитесь! Начнем урок с опроса, - произнес Костя.
- Как вы сказали? - вежливым голосом произнес Иванов с последней парты. - С опроса?
Класс выжидательно замер.
- С опроса! - рявкнул Костя.
- Да? - продолжал кривляться Иванов.
- Два! - разозлился Костя. - Уши мыть надо!
Класс разразился хохотом.
- Начнем опрос! - твердо сказал Константин Владимирович. Он задал первый вопрос и по списку назвал фамилию девочки за второй партой.
- Я не стану отвечать! - приторно-сладким голосом сказала она.
- Почему?
- Я вас стесняюсь, - она игриво взглянула на Костю.
Костя окинул взглядом класс. Обстановку можно было описать известными стихами: “Вова пел, Борис молчал, Николай ногой качал”. Иванов, обернувшись к другу Авдееву, рассказывал, как накануне прошла дискотека, и каких он там добился успехов. Под этот говорок Иванова и прошли первые минуты урока, названные в конспекте словом “опрос”. Предполагалось, что практикант будет задавать вопросы, а класс будет думать и отвечать. Намечался оживленный диалог, а вышел унылый монолог Кости. Он спрашивал, он и отвечал. Класс мало обращал на него внимание.
Костя был сам по себе, класс - сам по себе. Лишь одна ученица - рослая красавица Оксана, не мигая, смотрела на него. Костя заволновался, подошел к Васе и шепотом спросил:
- Посмотри, у меня все в порядке? Может с брюками что, или шнурки развязались?
- Успокойся, все в порядке, а шнурков у тебя нет, ты в сапогах.
- Ах, да... - и Костя отправился на свое место у доски.
Он озадаченно посмотрел на Оксану. Он её давно узнал, как только пришел на практику!Он недавно познакомился с ней на дискотеке. Оксана произвела впечатление на Костю. Они танцевали, смеялись... И все. Костя с облегчением подумал: “Слава богу, что дальше этого не пошло. Я не Костя, я Константин Владимирович! Я пришел их учить и ничто не должно отвлекать меня”.
Самовнушение подействовало. Ему стало легче! Пора было объяснять тему урока.
- Откройте тетради. Тема сегодняшнего урока: “Обсервация”, - Константин Владимирович взял мел и повернулся к доске.
- Что? Какая тема? - спросил Иванов, прервав свою беседу с соседом.
- Обсервация! - повторил Костя. - Не я же это слово придумал.
- Если одну букву выкинуть, интересное слово получится. Вы не находите? - продолжал Иванов.
Класс заулыбался. Все оживились и стали ждать реакции учителя, а он спокойно парировал:
- Если у одного молодого человека глупость из головы выкинуть, интересный человек получится.
Реплика была оценена, класс присмирел. Уловив перемену в настроении, Константин Владимирович стал объяснять:
- У этого слова два смысла. Сначала его придумали и использовали моряки, и означало оно определение местонахождения судна по звездам, а потом медики стали его применять для обозначения изоляции людей, выходящих из зоны эпидемии.
Костя стал взволнованно говорить о том, что у человека есть враги видимые, а есть невидимые - микроорганизмы, которые подкрадываются незаметно и поражают неожиданно, часто их удары смертельны. Он рассказывал об эпидемиях, которые были на Земле, и о том, как люди с ними боролись. Он говорил о страданиях людей, об их надеждах на избавление. Объяснял подробно, как действует эпидемиологическая служба в очагах поражения. Он говорил, а класс слушал. Пять минут, потом десять, пятнадцать...
Перестала дерзко рассматривать его Оксана, разговаривать Иванов. Даже Вася слушал его восхищенно и качал головой, давай, мол, в том же духе. Когда до звонка осталось три минуты, Вася просигналил ему: “Закругляйся”. Только после звонка Костя понял, как он устал, измучился.
Вечером, возвращаясь домой, Костя поднял голову посмотреть на окна своей квартиры. На балконе стояла бабушка в валенках и шубе, наверно, не первый час ожидала его возвращения.
- Ну, как? - крикнула она с балкона.
- Двадцать минут!
- Двадцать?! - не поверила бабушка.
- Двадцать! Целых двадцать!
- О чем это вы там кричали? - спросили родители, когда Костя вошел в дом. - Какие двадцать минут?
- Двадцать минут я удерживал внимание класса! - торжественно произнес Костя.
- А почему не сорок пять? Ведь урок столько длится? - удивленно спросил отец.
- Ах, внучек, что ты им толкуешь, они не поймут. Я довольна и в восторге, дай-ка я тебя поцелую, Константин Владимирович!


Рецензии
Прекрасный Рассказ! Истинная правда! Р.Р.

Роман Рассветов   26.09.2015 13:00     Заявить о нарушении
Да. Это мой племянник. Прижился в школе. Молодец. Спасибо за отзыв.

Валентина Телухова   26.09.2015 13:12   Заявить о нарушении