Лютодар, Гл 51, 52

51 Дядя и племянник

Лютен, как и обещал Мире, отправился к дяде. Рур не стал делать вид, что ничего не знает о судьбе его дочери. Но сразу пошел в наступление:

- Ты был очень неосмотрителен, дорогой племянник! Завести ребенка прямо под носом у Свесты! Ты ведь прекрасно знаешь, что главным советникам запрещено иметь детей. Узнай королева…

- Мать обещала мне отречься от престола! – прервал Лютен.

- Это не избавляет тебя от твоего долга. Если завтра меня не станет, кто будет советником при Ливи?

Рур развел руками и изобразил скорбь.

Лютен взмутился – дядя просто играет с ним!

- Надеюсь, ты проживешь долго, дражайший дядюшка! – гневно воскликнул он.
- Как знать, во дворце так часто умирают, но спасибо тебе, племянник, за пожелание.
- Я никогда не буду советником! Лучше сбегу.
- И это тоже слишком часто происходит в Большом Круге.
- Мне не до шуток! – Лютен злился. - Где моя дочь?
- Она жива и она в безопасности. Больше я тебе ничего не скажу.
- Ты не имел права так поступать! Ты выкрал ее!

- Хочешь пожаловаться на меня Свесте? – Рур улыбался.

Он сидел на своем любимом диване красного шелка. Стараниями Рура диваны теперь были почти во всех покоях дворца. Но многие относились к этим удобным предметам мебели с опаской и пренебрежением и предпочитали деревянные скамьи или кресла.

Лютен вообще отказался сесть, хотя дядя несколько раз предложил ему это. Он беспокойно ходил по залу, сжимая рукоятку меча. Глаза его метали молнии.
Вдруг Лютен подошел к дяде и приставил к его горлу клинок.

- Ты скажешь! – задыхаясь от гнева, процедил сквозь зубы Лютен.

- О нет, мой мальчик, нет! И убери меч, а то ненароком ранишь меня, и тогда уж точно ничего не узнаешь о своей дочке. Да и Свеста и остальные только убедятся в своих подозрениях, если ты прирежешь бедного дядюшку Рура.

Лютен убрал меч, опустился напротив главного советника на скамью без спинки, обитую позолоченной кожей, провел по лицу ладонью.

- Прости. Скажи только, мать знает?
- Конечно, нет.
- Моя дочь – заложница?
- И это – нет.
Лютен закрыл лицо руками.
- Больше всего я хотел бы быть обычным человеком, - наконец проговорил он. - Какой неудачный жребий – родиться сыном королевы Лютодара…
- А если – не Лютодара? В любой другой стране ты был бы наследником!
- И ты о том же? Мать подозревает меня в гибели моих сестер. Считает, что я хотел уничтожить всех девочек в роду, чтобы изменить традиции и взойти на трон. Но я любил Ладу! Мы росли с ней вместе, играли... - черты лица его смягчились, в них проступили нежность и скорбь. - Когда мы были совсем маленькими, то даже хотели пожениться. Она думала, что главный советник – это муж королевы…

Рур горько усмехнулся:

- Какая ирония! Но я понимаю тебя, племянник, я тоже всегда любил свою сестру.
- Скажи, дядя, - спросил Лютен, внимательно вглядываясь в лицо Рура. - Ты доволен своей судьбой?

- Ты хочешь сказать, нравится ли мне быть главным советником? Вот мой брат Руко – он мечтал об этом с детства, он был готов. А я… хотел стать видецом.
- Видецом?! – Лютен был изумлен.

- Да, как и бедняжка Лада, в детстве я мало что смыслил в правде жизни и считал, что видецом может стать любой, кто пройдет обучение на острове Вид. Потом я понял, что мне этого не дано, и стал мечтать о науках. Тоже не плохое занятие – книги, древние манускрипты, тайны камней и трав… Это так завораживает. Но тут мой братец Руко занемог и умер, и…

- Как это происходит? – Лютен спросил как бы между прочим, но губы его слегка побледнели.

- На поминках брата я выпил вина и проснулся уже не мужчиной, но государственным мужем. Это неприятно – но... можно пережить.

- Откуда вообще пошел этот обычай? Почему нельзя просто служить стране, имея семью и детей?

- Вижу, ты не слишком много уделял внимание истории, - улыбнулся Рур. - В этом ты похож на мать. Что ж, расскажу, кому бедные советники Лютодара обязаны своей судьбой. Более ста лет назад советник Иды Воительницы Ладест влюбился в мугорскую принцессу и выдал тайные ходы во дворец ее отцу и братьям. Говорят, он хотел свергнуть сестру и Четырех Великих и сесть на трон вместе с красивой мугорочкой.

Мугры напали внезапно, но защитникам Лютодара все-таки удалось удержать Большой Круг, а после и выиграть войну. Принцессу мугорскую сожгли заживо на глазах у Ладеста, затем его ослепили, чтобы муки возлюбленной были последним, что он видел в своей жизни, связали и бросили в лодку, которую пустили по Королевскому Потоку. Каждый желающий кинул туда камень, хотя надо признать, многие промазали. Наверное, она потонула, не добравшись до Ленивого моря. Либо бедняга умер от жажды и голода. С тех пор по указу королевы Иды у главных советников одна цель – служить государству. Им не нужен трон, так как у них никогда не будет наследников. У них остается власть в чистом виде. Никто не знает столько тайн, как главный советник. Ни у кого больше нет доступа к секретным ходам дворца и погребенным в сердце горы кладам. Поэтому королева всегда может положиться на меня.
Выслушав дядю, Лютен задумался. Потом сказал:
- Тебе ведь было четырнадцать? А мне почти двадцать! Я хочу воевать и любить девушек!
- Приятные занятия, наверное… Не пробовал… - Рур смахнул какую-то  пылинку со своего всегда идеально чистого платья.
- Конечно, откуда тебе знать!
- Вот и еще один повод, не так ли, племянник? Я бы на твоем месте помалкивал о том, что тебе так уж противна судьба дядюшки, иначе твои дорогие отцы и мать могут свести воедино условия и этой задачки – пока нет новой королевы, ты не станешь главным советником!
Лютен вскочил.
- Мне надоело выслушивать оскорбления!
- Что ж, иди, - улыбнулся Рур. - А о дочке не беспокойся. Соври что-нибудь ее матери, говорят, кстати, она чертовски хороша собой. Когда-нибудь вы оба скажете мне спасибо.

Пленники и пленница
Когда «Белая птица» подплыла к острову, бой уже закончился. Берег был усыпан телами нападавших и защитников, уцелевших пленников связали веревками и прикрутили к усовому частоколу.
Занимался рассвет. Раст приказал отвести захваченных матросов с «Принца Ладена» на берег, и собрался уже отправиться туда же вместе с князем Чернозерским.
Но тут с «Белой Птицей» поравнялась однопарусная лодка.
- Эй, Великий Летон! – крикнул человек, сидевший на корме.
- Кто ты? – спросил Раст. Приходилось повышать голос. По сравнению с огромным кораблем лодчонка была что блоха перед лошадью.
- Не узнаешь? – человек засмеялся.
- Князь Искрен? Я искал тебя на «Иде». Решил разделить участь с попутчиками? Что ж, добро пожаловать.
- Я, пожалуй, повременю. Не будешь ли ты так добр, Великий Летон, вернуть команду на «Принца Ладена». Не могу же я плыть домой на пустом корабле.
- Что-то я не вижу солнца. Или тебе напекло голову еще вчера? А может во время сражения кто-то из моих солдат неосторожно огрел тебя по затылку?
- К счастью, мне удалось избежать сражения, я был занят куда более приятным делом.
- Сидел в отхожем месте и гадил от страха? - сострил матрос по прозвищу Крабий Дух, смеясь. Команда подхватила, и «Белая Птица» буквально взорвалась хохотом.
- Общался с дамами, - игнорируя издевку, ответил Искрен.
Сердце Раста похолодело, а в животе завязался тугой неприятный комок.
- Знаешь ли, Великий Летон, тут со мной княгиня Дария. Она была очень неосторожна, выскочив на берег без охраны. Но мы простим ей это – бедная женщина так переживала за тебя, пытаясь разглядеть в зоркую трубу твою победоносную битву. Она может тобой гордиться! – Искрен широко улыбнулся.-  А на твоем корабле, насколько я знаю, гостит против своей воли князь Миласт. Вот я и спрашиваю княгиню, какой муж ей милее? Старый, или новый, или новый который старый. Она, бедняжка, совсем запуталась.
- Чего ты хочешь? - прервал Искрена Раст. - Уплыть отсюда живым? Забирай команду и убирайся. Мне пленники и, тем более, трупы не нужны. Я возьму только оружие и пушки с корабля. 
- Заманчивое предложение. Оно мне по нраву.
- Тогда отпусти Дарию.
- Ну уж нет. Сначала ты отправишь выживших из команды на корабль. И только когда «Принц Ладен» поднимет паруса, подойдешь на шлюпке и заберешь Дарию.
- Ты не доверяешь моему слову? – возмутился Раст.
Искрен развел руками.
- И что мне помешает догнать тебя позже и уничтожить в море? – спросил Летон.
- Я думал об этом. Поэтому решил забрать паруса с «Белой Птицы». Тем более вы их уже сняли. Пока сошьете новые, да установите, я буду уже на полпути в Лютодар.
- Не слишком ли много ты хочешь?
- Считаешь много? Ну хорошо, давай урежем мои требования ровно в половину… А я… отдам тебе половину княгини.
Раст заскрежетал зубами.
- Если ты осмелишься так поступить, то умрешь самой лютой смертью.
Князь Искрен пропустил угрозу мимо ушей.
- Думаю, Дария уже скучает по тебе. Не дашь ли приказ отправить команду на корабль? И паруса тоже. Да, когда поплывешь за княгиней, не забудь прихватить князя Миласта. Негоже оставлять их на острове вместе, мало ли что, вдруг вспыхнут прежние чувства? – Искрен расхохотался, но глаза его оставались холодными, как две льдинки.
Расту ничего не оставалось, как пойти на уступки. Он приказал снять с корабля противника все пушки и собрать мечи, а затем - отпустить команду лютодарского флота, которая поредела на две трети, и загрузить в лодку паруса с «Белой Птицы». Искрен уже отплыл на однопаруснике, захваченном в оставленной без охраны островной бухточке, к кораблю.
Когда на «Принце Ладене» подняли паруса, Раст, взяв двух гребцов и Миласта, подошел к его высокому борту.
Дария заметила его с палубы, метнулась,закричала:
- Раст, уплывай, не верь ему!
Раст увидел, что Искрен держит ее за руку. В другой руке у князя Белокаменского был обнаженный меч – он единственный не сдал оружия.
Бывший Великий Летон так сжал челюсти, что губы превратились в тонкую белую полоску.
Гребцы послушно правили к левому борту корабля. Когда лодка остановилась, с судна сбросили веревочную лестницу. Искрен подтолкнул к ней княгиню. Но у самого основания опять схватил за руку.
- Сначала князь Чернозерский.
- Нет.
- Ну что ж, просто боялся перегрузить твою лодку. Искрен помог княгине зацепиться на лестнице, снизу шаткую веревочную конструкцию подхватил Раст. Дария отважно преодолела первые две ступеньки. И тут с корабля по канатам заскользили вниз матросы с кинжалами в зубах. Один с ходу резанул по горлу гребца в лодке Раста, второго выбросил за борт Крабий Дух, сидевший на весле с другой стороны, туда же отправились еще несколько смельчаков, но матросов было слишком много. Раст бросил лестницу и обнажил меч.
- Искрен, я дал ему слово! – крикнул Миласт, но моряки продолжали прибывать. Три полные вооруженных людей шлюпки окружали лодку Раста, в одной из них стоял Искрен.
Дария кричала, раскачиваясь над волнами на незакрепленной лестнице.
- Искрен, поверни шлюпки назад, немедленно! На карту поставлена моя честь,  – повторил князь Чернозерский.
- У меня приказ доставить Великого Летона живым или мертвым. Что мне до твоей чести? – отмахнулся Искрен.
Раст, видя, что дело его плохо, приставил меч к горлу Миласта.
- Отзови своих людей, иначе я убью его.
- Что ж, - развел руками Искрен, - он не капитан и не рулевой, мы доплывем до Лютодара и без князя Миласта. Хотя… будет очень жаль. Лучше тебе образумиться и перейти на наш корабль. А Дарию я, так и быть, отправлю на берег с твоим единственным живым гребцом. Решайся!
- Я перерублю половину твоей команды, пусть только сунуться.
- Скорее треть – не больше. Ты забрал у них мечи, но оставил кинжалы, помни об этом.
Раст посмотрел вверх. Дария все еще качалась на лестнице в двух ступенях от края борта. В голову ему пришла безумная мысль.
- Дария, возвращайся на корабль! – крикнул он и, не дожидаясь, когда она выполнит его приказ, ловко перепрыгнул с лодки на лестницу.
Искрен, поняв, что он задумал увести «Принца Ладена», на котором почти не осталось команды, заорал:
- Хватайте его! Десять золотых за живого и пять за мертвого.
Несколько матросов кинулись следом, но Раст отсек веревки и нижние ступени полетели в воду. С боков несколько человек ползли по канатам. Но их Раст не боялся – этих противников он легко одолеет наверху. Его меч против их ножей стоил дорого.
Какой-то кривоглазый юнец сцепился с Крабьим Духом, чтобы тот не кинулся на помощь хозяину. Оба повалились в воду.
Один из моряков, стоявших в шлюпке рядом с Искреном, достал кинжал и метнул его в Раста. Клинок врезался в обшивку корабля. Следом полетел еще кинжал, один, другой, третий. Раст ощутил удар под лопаткой, и сразу за ним – жгучую боль, попытался отмахнуться от нее и лезть дальше. Но пальцы правой руки начали деревенеть. Второй удар пришелся в поясницу – чуть выше широкого кожаного ремня. Раст посмотрел вверх на Дарию, все время следившую за ним глазами, полными ужаса и надежды. Она все поняла по его стремительно бледнеющему лицу. Он попытался что-то сказать, но губы шевельнулись, не издав ни звука. Пальцы его обмякли, стали чужими и непослушными и Раст, Великий Летон Лютодара, скользнув грудью по борту корабля, рухнул в море. Вода тут же поглотила его. Несколько человек  прыгнули следом, но тут же вынырнули, отрицательно покачав головой.
- Рааааст! Раааст! – кричала Дария, обезумев.
Искрен сделал знак матросам, и сразу несколько человек, уцепившись за канаты, стали подниматься на корабль.
- Уходим! – скомандовал Искрен, и Миласт только теперь увидел, что к ним приближается на гребцах «Белая Птица» - капитан в зоркую трубу заметил, что что-то пошло неладно, и бросился на выручку. У «Принца Ладена» теперь не было вооружения, и единственным его преимуществом являлась скорость.
Дария все также раскачивалась на подрубленной лестнице. Князь Чернозерский слышал ее приглушенные рыдания.
- Дария, поднимайся на корабль! – громко сказал ей Миласт. Она словно очнулась от слов, которые почти в точности повторяли фразу Раста – последнюю, обращенную к ней.
Дария глянула на небо, на воду, на Миласта. Искаженное болью лицо с обезумевшими глазами.
- Вы убили его! Зачем??? – крикнула она и – разжала ладони.
Тело ее понеслось вниз. Но Дария не упала в море, откуда ее тут же выловили бы матросы. Она ударилась грудью о борт лодки, в которой все еще стоял Миласт, пролетев прямо перед ним и едва не задев его рукавом платья. Суденышко, закачавшись, едва не перевернулось.
- Дария!
Князь Чернозерский успел поймать ее за запястье, не дав соскользнуть в воду. Он втащил жену в лодку, взял на руки. На груди ее быстро расплывалось красное пятно, из-под которого слышался жуткий свист.
- Дария! Дария, посмотри на меня! – попросил Миласт. Он тряс ее и укачивал, как ребенка.
Она открыла глаза. Пошевелила губами.
- Мила… наша дочь, - чуть слышно произнесла она.
- С ней все в порядке, она под опекой Свесты, Дария, скоро ты увидишь ее.
На лице Дарии отразилось полное непонимание. Она собрала последние силы и прошептала:
- Мила…. Остров… Малана…
Хотела сказать еще что-то, но из груди вырвался только свист. Дария судорожно вздохнула – и умерла.
- Князь, скорее, на корабль! – звал Искрен, который был уже на борту «Принца Ладена».
Миласт осторожно положил жену в лодку, закрыл ладонью глаза, поцеловал в лоб. И полез вверх по канату.
- Что с княгиней? – спросил Искрен наверху.
Вместо ответа Миласт с размаху ударил князя Белокаменского по лицу.
- Ты поступил бесчестно!
Искрен потер красную щеку, но вопреки ожиданиям Миласта, не вытащил меч из ножен и не вступил в бой. Вместо этого князь Белокаменский развернулся и ушел на капитанский мостик – надо было трогаться немедля. На их удачу, дул попутный ветер, поэтому «Принц Ладен» быстро оторвался от «Белой Птицы», передвигавшейся на веслах.
Миласт стоял на корме, вцепившись взглядом в одну точку – одинокую лодку, качавшую на волнах тело Дарии. «Малана, кто такая Малана?» - вертелось в его голове.
На душе было горько и пусто – единственная женщина, которую он когда-либо любил, умерла из-за другого, не выдержав его потери. Умерла, когда могла бы уплыть с ним, Миластом, опять обнять их малышку дочь, оплакать вместе потерянных сыновей, вернуть смысл в его обесцвеченную жизнь…


Рецензии
Хм-м-м, некоторые подозрения возникают:-))Видать ту Принцессу мугорскую сожгли поздно, успела кого-нибудь родить и завещать ненависть и месть. И Рур о-о-очень подходящая кандидатура для отравителя. Да уж, Искрен оказался тем ещё поганцем:-((Дарию жалко, а вот Раста хоронить рановато... с уважением. удачи в творчестве:-))

Александр Михельман   06.10.2020 18:29     Заявить о нарушении
Нет, принцессу сожгли сразу, в ее случае медлить с расправой было опасно. Искрен - человек без чести, но таким часто сопутствует успех, увы...

Оксана Куправа   07.10.2020 20:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.