В Ларьяке

Размышляя, сидя на скамейке, ожидая своей очереди в отдел кадров, приёма в районо, мы с Галиной Семёновной и не заметили, как предстал перед нами сам заведующий районо Давыденко Александр Михайлович, мужчина сорока трёх лет, высокий, худощавый, в голубоватой рубашке и тёмно-синем костюме. Видно, побывал дома, и на голове появилась светло-серая шляпа. Утром её не было. В правой руке держит такого же цвета плащ. После обеда, действительно, погода испортилась, изменилось и направление ветра. Снова стало прохладно.
  Александр Михайлович узнал нас, ожидающих его, остановился перед подъездом дома, в котором размещался районный отдел образования, пригласил сразу к себе.
 -Добрый день! Долго ждали? – спросил он нас. – Учителя устали. Издалека приехали – из Ларьяка, Корликов, Ваты, Покура, Охтеурья. Сегодня утром в гостинице устроились, пусть отдохнут. Завтра конференцию продолжим, - рассказывает заведующий Нижневартовским районным отделом народного образования нам, совершенно незнакомым людям-новичкам.  Для нас названия посёлков прозвучали так, что мы даже не успели их запомнить. Давыденко Александр Михайлович пригласил к себе Екатерину Васильевну, начальника отдела кадров, сам изучил документы, распорядился: «Пожалуйста, оформите и дайте Лободе Галине Семёновне, учителю русского языка и литературы, вызов в Корлики, а Римме Петровне – приказ о назначении её на работу заведующей Ларьякским пришкольным интернатом и учителем русского языка и литературы в старших классах. »
 На следующий день я попала в Ларьяк. Летела на вертолёте на новое место жительства вместе с Давыденко Александром Михайловичем, с заместителем председателя Нижневартовского райисполкома Андреевым Владимиром Александровичем. Всю дорогу молчала, глядела в окно вертолёта – мимо проплывали низкие облака, под нами мелькали болота, озёра и озёра, между ними островки земли, заросшие мелколесьем. Летели час.
  Ларьяк – обыкновенный северный населённый пункт, окружённый лесом - тайгой. Прямо из посёлка в лес не попадёшь, надо переплыть реку Вах. Приличный посёлок-остров, бывший районный центр. Здесь две школы, клуб, больница, богатый зверосовхоз. 
- Как? Нравится Вам здесь?- спросил меня Давыденко. – Неплохо тут. Главное - люди золотые, живут в основном ханты, а я – наполовину манси. Я о Вас доложил и новому директору, и Андрееву. Себя покажете на работе.
 Через два часа мы в кабинете директора Ларьякской массовой средней школы, совещание проводит сам Давыденко, рядом с заведующим районо пристроился новый, только что назначенный директор школы из Магнитогорска, на совещании присутствует весь педагогический коллектив школы. Александр Михайлович говорит свободно, просто, пусть некрасноречиво, но по-деловому. Новый директор школы молодой, конечно же, человек без опыта, очень волнуется, нервничает, чуть картавит, краснеет, выступая перед заведующим, коллективом учителей. Он мне почему-то сразу не понравился. Я временно поселилась жить в одной из комнат пришкольного интерната. В интернате на полном государственном обеспечении живут дети - ханты, русских нет, кроме воспитателей и обслуживающего персонала. Интернатские дети учатся в школе, где директором человек из Магнитогорска, завуч - его друг-земляк, который по совместительству уже назначен воспитателем в интернат. Всё это меня насторожило.
 Утром следующего дня подошла ко мне дежурная  воспитательница, встревоженная чем-то, смущаясь, начала говорить:
- Вы меня выслушайте, только прошу меня не называть, обо мне никому не говорите, что Вам я рассказываю. Наиль Петрович совсем запугал детей. Он друг нового директора. Директор-то, видно, к нему приехал. Наиль Петрович бьёт детей, груб с ними.
- За что?
- За то, что не встаёт вовремя, в школу опаздывает, мало ли что?
Воспитательница привела конкретные примеры. Я ей поверила и стала проверять факты. Побеседовала с потерпевшими. Факты подтвердились, в письменном виде изложила Александру Михайловичу. Он от сказанного и увиденного на бумаге ужаснулся. Наша беседа с Александром Михайловичем состоялась уже в библиотеке посёлка.
- Что предлагаете делать? – спросил меня Давыденко.
- Взрослый человек совершил преступление, рукоприкладство со стороны учителя.
 Заведующий районо законы, защищающие детей, знал. Он подумал, коротко сказал:
- Напишите в форме приказа, виновника вызовем на аппаратное совещание, там и решим. Завтра я уезжаю. Вот что я Вам предлагаю. Я прочитал Вашу характеристику, посмотрел записи в Трудовой книжке – в течение четырнадцати лет работали в администрации школы, работа с педагогически запущенными детьми. Вы нужнее в центре. Хотите в Нижневартовск?
-Зачем?
- Работать. Есть вакансия инспектора в районо. Будете направлять и воспитательную работу, в школах наладите кружки, преподавание русского языка и литературы. На вакансии логопедия.  Работы много, непочатый край!
- Справлюсь? Я ведь сюда приехала только на три года.
-Видно будет. У Вас сейчас уроки литературы в выпускном классе, русский – в девятом и пятом. Наведите порядок в пришкольном интернате. В результате всего напишете справку. Я постараюсь сюда вместо Вас найти нового учителя. С сегодняшнего дня Вы – и логопед, и инспектор районного отдела народного образования. Через недели полторы командировка в школу района. Пока учите детей здесь и проверьте ещё состояние преподавания Вашего предмета в вспомогательной школе.
-Справлюсь ли я? Так много всего! – я перебила Давыденко.
 Давыденко рассказал о своей семье: супруге Кларе Зиновьевне, учительнице русского языка и литературы и заместителе директора девятнадцатой школы, дочерях Лене и Кате, которых очень любит. Они для него - первые советчики, главные люди на свете. Трудное детство выпало на долю Клары Зиновьевны и Александра Михайловича: родились они в суровом сорок первом году. Александр Михайлович из деревни Килавка Кондинского района Тюменской области, родился в семье колхозников. Закончил семилетку, затем Ханты-Мансийское педучилище, один год поработал в Елушкине Кондинского района учителем начальных классов, затем служба в рядах Советской Армии, учёба в Тюменском государственном университете, факультет историко-филологический. Учительствовал в Луговской средней школе.
- Давыденко Александр Михайлович, Вы зарекомендовали себя как хороший учитель, умеете управлять людьми, не пора ли Вам перейти на работу в районный отдел народного образования?- спрашивает и тут же советует заведующий Октябрьским районо. - Вы справитесь. Давно к Вам присматриваюсь. А мне пора на пенсию.
  С 1968 по 1984 год семья Давыденко жила в районном центре Октябрьском, шесть лет Александр Михайлович – заведующий районо, защитник, учитель детей Северного края, детей манси и ханты. А в 1984 году он переехал в Нижневартовск.
  Я была рада знакомству с этим замечательным человеком.   
После беседы с человеком от мира сего долго размышляла, как мне поступить, что делать. Прогулялась по посёлку, завернула в зверосовхоз, отправилась в гости к чёрным  лисицам в клетках. Не позавидуешь! Несколько улиц-рядков, стоят почти вплотную друг к другу аккуратно сколоченные из досок и жердей клетки на низеньких ножках. Подошла к крайней клетке-жилью чёрной лисицы. Молодая лисица. Покрутилась вокруг себя пышным, серебристо-чёрным мехом - нарядом в тесной клетушке, повернулась ко мне. Лиса щурит, косит мне глаза, смотрит зорко. Бросила я рыбку перед ней – с меня глаз не сводит. «Ну, лисичка-красавица, здравствуй!» - успела я поздороваться – помешала нашей беседе женщина-сторож зверосовхоза.
- Нравятся? – спросила меня женщина.
-Да. Жаль мне их!
-Поняла. Век их короткий. От них совхозу большая прибыль.
 В поселковой библиотеке Ларьяка нашла нужную для меня литературу об особенностях развития детей-олигофренов, об особенностях их развития, поведения и мышления. Посетила несколько уроков русского языка  в третьем, четвёртом классах вспомогательной школы. В классах по восемь-десять школьников, в основном мальчики. Заранее познакомилась с учительницей, как ни странно, супругой нового директора массовой школы. Я ей, Людмиле Григорьевне, для изучения порекомендовала литературу, взятую мной в библиотеке. Итак, я в классе. Поздоровалась со всеми ребятами, представилась, отправилась за последнюю парту. Прозвенел звонок. С небольшим опозданием в класс вошла Людмила Григорьевна, высокая, уверенная в себе женщина. С классом работает около двух недель. Сообщила тему урока, сказала:
- Пишем диктант.
- Вы нам не говорили, что будем писать диктант! – возразила рослая девочка с задней парты у окна.
Позднее я выяснила, что у девочки лёгкая дебильность. Дети с таким диагнозом встречаются и в наших массовых школах.
- Не мешай, Галя, пишем диктант.
 Дети раскрыли домашние тетради. Слежу за письмом мальчика, соседа по парте. Оценок в тетради нет – домашние тетради не проверяются. Каллиграфия ужасная, в письме много ошибок, запятых и точек не признаёт. Все пишут, а двое перестали писать: один из них закачался, закрыл глаза; второй тычет пальцем в спину впереди сидящего ученика, спрашивает:
- Эй, что она сказала? Дай мне тетрадку, я у тебя спишу.
- Вова, пиши сам, - делает замечание учительница,- не вертись, не мешай Мише.
- Я отстал. Повторите предложение,- просит мальчик.
- Сейчас я тебя с урока выгоню!
«Сейчас вмешаюсь. Не допущу, защищу ученика,- подумала я. Учительница по взгляду заметила моё возмущение, продолжила диктант. Вдруг прямо под носом учительницы закачался второй мальчик. Людмила Григорьевна не выдержала, вышла из терпения, кричит:
- Перестань качаться! Не могу больше!
 Звонок с урока. Я подошла к учительскому столу, подняла все тетради, их восемь.
- Тетрадей я Вам не дам. Вначале я проверю…
 Учительница на Север приехала явно не детей учить, а за деньгами. Не захотела работать в массовой школе, сюда пожелала: больше платят…
 Я в Нижневартовск собралась только через три недели после отъезда Александра Михайловича: не было нового учителя, привыкла к своим выпускникам, к детям в интернате. Начало октября, но уже холодно. Поредели листья на деревьях. Ещё неделю назад осина была нарядная, вся красная. Нравится своей стойкостью и красотой северная рябина, её пурпурные, жёлтые, багровые листья, оранжево-красные ягоды. В середине сентября выпал первый снег, полдня пролежал на земле, растаял. И сейчас пошёл мелкий снег, затем повалил хлопьями. Настоящая зима. А в аэропорту Нижневартовска подул порывистый, сильный ветер. Он мешал шагать по асфальту, крутил снег в воздухе. Под ногами смешались листья и снег. Бегу к домику в аэропорту, а там – Давыденко. «Одни командировки. Неужели не надоели поездки в непогоду, дома человеку не сидится. Работает без выходных дней», - подумала я. Он на этот раз ждал вертолёта в Охтеурье.
- Римма Петровна, здравствуйте! Опаздываю на вертолёт. Меня не будет два дня. Пишите справки о командировке в Ларьяк. Пока устраивайтесь в гостинице. Спешу!


Рецензии
Очень интересно было читать. Огромна наша страна! Названия посёлков незнакомы для меня, места, которые Вы описываете, неизвестны. Но всех детей страны нужно обучать, делать грамотными. Этим благородным делом Вы занимались ответственно.
Роза, всего Вам доброго!

Светлана Шаляпина   27.07.2022 17:29     Заявить о нарушении
Светлана, здравствуйте! И сейчас я проживаю на севере ЗАПАДНОЙ СИБИРИ, ТО ЕСТЬ НА СЕВЕРЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ, ГОРОДЕ НИЖНЕВАРТОВСКЕ, ГДЕ ЖИВУ С ДАВНИХ ПОР, ТО ЕСТЬ С НАЧАЛА ОСЕНИ 1980 ГОДА. ГОРОД НИЖНЕВАРТОВСКЕ ПОСТРОЕН ПРИ МНЕ, И ОН ДЛЯ МЕНЯ СТАЛ РОДНЫМ ГОРОДОМ. В НИЖНЕВАРТОВСК ПЕРЕЕХАЛА С БЕРЕГОВ АМУРА, ХАБАРОВСКА...

Роза Салах   27.07.2022 19:33   Заявить о нарушении
Прошу ИЗВИНИТЬ ЗА ПЕРЕСТАНОВКУ БУКВ.

Роза Салах   27.07.2022 19:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.