Из старых записных книжек

ЗАМЕТКИ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА  (ПРОШЛОГО ВЕКА)

«Кто выше всего ставит покой своих близких, тот должен совершенно отказаться от идейной жизни»
 (А.П.Чехов)

1982
Записывать свои мысли, чтобы не «заржавел» мозг.
*
Мечтающий школьник  из разряда «задумывающихся детей», строит в душе свой прекрасный город. Приходит ночь после выпускного. Это – ночь Помпеи.
*
 Роман Ибн-Туфейля о Хайе,  с предположением о самозарождении способности мыслить. Это представляется невозможным. Но как тогда возможно самозарождение жизни?
*
Не надо обижаться на обиженных.
*
Сравнивая жизнь с «охотой на лис». Цель – отыскать свое счастье.
*
«Девушка с гордым взглядом». Детство ушло рано: не доучился, не доиграл, не дочитал…
*
Меня никто не понимает – или я никого не понимаю?
*
Сборник «Красная ромашка» Мусы Джалиля как тема эссе.
Каков – не важно ты с лица
Была бы светлой суть.
Будь человеком до конца.
С высоким сердцем будь!
*
Сцена из жизни.
Четыре мужика пьют водку, по очереди из горла. Дед с клеенчатой сумкой сидит, ожидает, когда опустеет бутылка и ему её отдадут, чтобы сдать...
*
Н.Г.Помяловский «Мещанское счастье» как НЕ судьба?
*
Природа решила, наконец, показать, что такое лето…
*
Искусство модернизма как взбесившийся иррационализм (книга И.С.Кулешовой «Философия и искусство модернизма).
*
До каких только извращений и издевательств над здравым смыслом могут дойти человекообразные, защищая свои интересы!
*
Загадал «координаты» книги, которую возьму в библиотеке: зал, стеллаж, полка, семнадцатая книжка слева – Ю.Куранов «Ласточкин взгляд», «Золотая синь» и т.д.
*
Религиозный фанатизм вызывает психозы или наоборот?
*
У В.Крюкова («Открытое сердце») просто нет таланта, и здесь уже ничем не поможешь. Чёрт возьми, неужели почва Нечерноземья так скудна, что на ней не может вырасти ничего лучшего?
*
Люблю историю, но философия её заслонила…


1983

Юность – самые светлые мечты, самые сильные чувства, самые интересные книги… Позади.
*
Гимн как сигнал побудки. Плюс 13 - комнатная температура. Мороз на улице, холодное железо в цеху.
*
Господи! Человек терпит наибольшие муки от человека же.
*
Беспросветная чаща дел! Когда мучают сомнения, надо углубляться в (свои) занятия.
*
Люди двуличные (или с большим количеством лиц) не имеют ни одного.
*
Поступивший не по-человечески, ставит себя вне человеческого (всего?)
*
Человек в тот или иной важные момент написан, как предложение, в котором подлежащие – это его душевный порыв,  а    сказуемое  - совершенный поступок. Сопутствующие обстоятельства  и колебания выступают как второстепенные члены этого «предложения». Жизненная повесть ими и пишется.
*
Истинные леди есть только в обществе истинных джентльменов.
*
Почему люди часто преклоняются перед талантом? Людям свойственно любить то, чего у них нет.
*
 Не стремишься к лидерству, но вторых ролей тоже не терпишь (?)


1984
… обращаясь к прошлому, «чищу душу».
*
Пятерка престижа. Сдавать выше, чем на «отлично». В семестре получать знания, в сессию – пятерки.
*
Есть ли эстетическая ценность в драке? Почему сцены драк так часто снимают в кино?
*
«Фирменный мираж» /Коновалов, Сердюков:
«Имеем ли мы право закрывать глаза на то, как в погоне за очередной заграничной «тряпкой» продают они не только себя – нас продают! Нашу гордость, имя, честь».  (Конец цитаты). Комс. Правда, 13.01.84.
*
На чашах весов более легкий груз перетягивается ПОЛНОСТЬЮ. Так, и у человека бывает с плохим и хорошим. (По поводу: «но  у него есть хорошие стороны»).
*
Два года назад. Неоконченная повесть мечта «Мечта»: Сергей Соколов и Наташа Волозова…
*
Оказывается, когда то я «дочитал «Анну Каренину». Но этот роман не войдёт в число моих любимых»
*
Любая жизнь – трагедия. Ведь в этом жанре в конце всегда гибнет главный герой.
*
«Мы одиноки во Вселенной! И планеты
Летят одни в космической пыли,
И звёзды – красны, сини, белы, жёлты –
Горят впустую. Солнце – для Земли! (30.01)
*
Он писал роман несколько лет, а я прочел за несколько дней (часов). «Писателем» становится тот, кого многие читают и их суммарное время  чтения превышает затраты на письмо. (Вот, как-то так).
*
СПОКОЙСТВИЕ – ВОТ СЧАСТИЕ ДУШИ!
*
Ну, и где же наука в общественных науках?..
*
Взаимообусловленность терпимости: плохие преподаватели и ленивые студенты.
*
Не надо поспешно зачислять людей в разряд «плохих». Последних и так слишком много.
*
Зло БЫСТРЕЕ добра.
*
Чужую боль начинаешь чувствовать, испытав свою. («Больно кусают бешеные собаки»).
*
Коммунизм:  жизнь как праздник, а не как праздность. (Но может ли праздник быть постоянным?)
*
В остроумной классификации Ф.Бэкона история – это наука, основанная на памяти. Но можно ли развивать «только память»?
*
… я вечен, я противоборствую вашей мощи. Падите все на меня, и ты, земля, и ты, небо… (Фихте)
*
Я отхожу ко сну, не зная верхней грани сна…
*
Короток день, если встанешь после полудня
*
Почему нельзя аккумулировать сон? К. сказал, что «аккумулировать можно только знания». (Поэтому не очень верится в возможность обучения во сне).
*
… чУдно надеяться, когда юность просыпается сама.
*
Необходимость решения нравственного вопроса, стоящего перед тобой, невозможно отменить. Его можно только отодвинуть, но он станет еще тяжелее.
*
Какие люди … непонятные. Гибну от любопытства.
*
9.5.4 – Салют.
*
Верлибр наступающего лета…
*
Почитал немного Монтеня, замыслил собственные «ОПЫТЫ».
*
А я писал среди трудов и мук,
Досугу их не равен мой досуг (А. Навои)
*
Бояться должно лишь того, в чём вред
Для ближнего таится сокровенный;
Иного,  что страшило бы, и нет. (Данте - Лозинский).
*
10.7. Решился на «Второе нашествие…»
*
Роман – дрянь! «Энергия» плоха и по форме, и по содержанию…
*
«Паровоза» нет, чтобы двигаться по жизни. И – как?
*
Чувствуешь себя под властью MAN
*
О «Бегущей по волнам» скажу, что красиво, но большего не скажу.
*
Рассказ мужика в бане:
«На экскурсию ездил с дружком, выпили шесть бутылок (водки) на двоих. Приползаю домой, ни заснуть никак. Сидит на окне ангел. С человеческой головой…  Говорит мне: «иди сюда». Я ему:  «пошел на х!» А он не уходит… В больнице тройную дозу снотворного вкатили. Прошло».
(Муж и отец, да)
*
«Одиночество любят от боли, / Но от радости – никогда. (Евтуш-ко)
*
Поссорился с … кошкой. Махнул на неё рукой, а она вдруг ощетинилась: шерсть дыбом, пасть беззвучно разевает, и взгляд горит ненавистью. (Вот так нужно относиться к тем, от кого зависит твоя судьба, и кто махнул на нее рукой).
*
Больше часа стоишь в очереди за бидоном молока. Совсем в Нечерноземье сельское хозяйство обезлюдело и развалилось.
*
Очередь … очередь, очередь, очередь … Жизнь нашего человека так и проходит в очередях.
*
Осенью «случился» Леонид Андреев: «сатана опоздал» (роман «Дневник Сатаны»).
*
Мы любим сначала девушку-в-себе, потом:  себя-в-ней.

1985

Философию можно победить только философией.
*
Морализаторство? Не научно.
*
Жизнь – игра. Мы все хотим выиграть в ней, но, в конце концов, проигрываем.
*
«Многоликость»? Почему – не многогранность?
*
Ужасно сознавать свое бессилие. Умственное бессилие хуже полового. Но самое страшное, это когда ты ничего не можешь сделать, видя или терпя несправедливость.
*
Близкие люди: поворачиваться друг к другу хорошей стороной, стремясь не показывать дурного в себе, тому, кого ты ценишь. Но – не всегда.
А как там, у магнитов с «плюсом» и «минусом»?
*
Наслаждение мысли (мыслью) открывает полноту жизни.
Но достаточно ли этого для постоянной полноценности существования? Или из «упаковки» будет торчать одна голова?
*
«Своя голова на плечах» действительно тяжела.
Но «лёгкие мысли» могут иметь тяжелые последствия.
*
Интересы начала зимы: новый (безалкогольный) бар,  Ницше («Тропами Заратустры») и пишущая машинка (покупка).
*
Люди без ума превращают даже самое доброе установление в злую реальность (НЕдобро как НЕум).
*
«Человек-схема» - это не интересно, это скучно, даже если все компоненты этой схемы безупречны.
*
Перед дамой опускаешься на одно колено в надежде подняться в её глазах. Где тут равенство?
*
ТЕЛОвеческие отношения
*
«Серость» не помышляет о высоком, и поэтому, обычно склонно к низости. Вот почему стоит опасаться ординарных людей.
*
«Убивая время» - убиваем себя.
*
Не в своей игре выигрыш невозможен.
*
«Ломать - не строить.
«Ломаться» можно только на работе, которая строит твою жизнь
*
«Версиловщина»: сходить с ума из-за юбки, размышлять умно, красиво, но бесплодно – русское проклятье.
*
Любовь «греховной» не бывает. Любишь – люби.
*
Ненавижу  «особей стада».
*
Невкусно едим, неумело работаем, невесело отдыхаем, некрасиво любим – нехорошо живём.
*
Как часто приходится поступать вопреки собственной натуре, чтобы сохранить саму эту натуру.
*
Не надо быть всегда серьезным. Жизнь – часто несерьезная штука.
*
Время сонетов Петрарки  (для тебя) уже прошло, а время сонетов Шекспира (сейчас) еще не наступило.
*
 Время и эмоции, потраченные на переживание чувства собственного превосходства, могли бы быть потрачены с бОльшей пользой.
*
«Личная жизнь» должна быть ИНДИВИДУАЛЬНОЙ.
*
«Время-не-ждет» как начало и конец жизни?
*
Извращение жизни дошло до того, что нормальная жизнь воспринимается как недостижимо королевская!

1986

Сначала во весь рост встают проблемы Бытия, потом – вопросы Существования.
*
Мелких деспотов порождают неглубокие отношения.
*
Если не гордишься, то и не надеешься…
*
Не терплю людей, склонных к произволу.
*
Всех дураков не перевяжешь.
*
Общаги без насекомых, трамваи без давки (мечты).
*
23.7. Ваймар. Бухенвальд. Гёте.
*
Ночь: частью сны, частью грёзы.
*
Не многих, а многого – от одной!
*
Современные оперы так плохи оттого, что это жанр НЕ нашего времени.
*
*
Как надоели ЭТИ, которые « в своем праве»!
*
Чужое дело и чужое место – это либо горе, либо порок.
*
Ненавижу 1930-50-е гг. Те, которых «вели», страдали неизмеримо больше ведущих. Несправедливо.
*
Люди в своем существовании позволяют себе то, чего нельзя позволить в бытии.
*
Моральная смерть: разрыв между твоей сущностью и твоим существованием.
*
Мало живем и много проживаем (Жизнь).
*
Кинорежиссер Ал.Герман – разрушение утопии искусства.
*
Почему при приближении к идеалу он теряется из виду?
*
Педагог Сухомлинский.  Он был одним из немногих, кто искренне поверил в коммунистическую партийную программу и один из единиц, кто смог воплотить идеал на своем участке работы, в сельской школе. Отвлекаясь от идеологических предпочтений,  это не может не вызывать уважения. (Читая «Письма к сыну»).
*
Ем шире душа, тем больше в ней места для любви.
*
Более централизованное обучение требует более индивидуализированного воспитания.
*
«Поэтика Достоевского»
Человек с «идеей главное лицо романов ФМД. Сюжет кажется второстепенным, но именно при помощи «действия» разрешаются столкновения «идей». Проверка «идей» в снах. Финалы: «всё еще впереди». «Двойники». Мышкин – чистая человечность. (Курсив мой – ВК)
*
За окном.
Кусочек светло серого неба под захватившими его темно серыми тучами на фоне скучно серых зданий.
*
Спад НФ после 1960-з гг. Почему?
*
В.Вернадский: «всемирная научная работа»
*
Можно ли убежать от варварства, ускоряя научно-технический прогресс?
*
Альтруизм – всегда утопизм?
*
Перевести бы спецраспределители в «магазины для матери и ребенка».
*
 А есть ли у нас «общественная жизнь»?.. Ответ – отрицательный.
*
Пошли статьи про наркоманию. Стало «как на Западе».
*
Война или военная угроза. Кто-то (во множественном числе) прожил лишнего…
*
Стратегический секрет
Состояние дел в нашей «глубинке» - это должно быть самой страшной военной тайной.
*
Киножурналы перед фильмом –  это хуже западной рекламы. (Вместо возможности отдохнуть пугают гепатитом Б).
*
Время течёт со скоростью 24 часа в сутки. «Ровесник моего типа»
*
Стали бы люди моральнее, если бы в свое время они последовали совету Платона «запретить рассказывать плохие мифы»?
*
Поразило
«Девице 19 лет, а тянет на все тринадцать» (плюс – продовольственные пайки в Эрмитаже).
*
Психология чёрного хода» отравила почти всех.
*
Недавно опять вздули цены на колбасу и мясо. В магазинах их всё равно нет, но на базаре теперь ни к чему не подступиться.
*
Цинизм правильным не бывает.
*
«Среди сумасшедших». (Характеристика жизненной ситуации).
*
«Любовь. Идёт ХХХ век» (Возможно, фантастический рассказ). Название воспринято от Р. Рождественского: «Письмо в тридцатый век»?
*
Хочешь быть нужным, но не нужен… Жизнь, испорченная с самого рождения.
*
Плохую квалификацию тебе не будут прощать после ссылки на неподходящих однокурсников…
*
«Без Учителей» (Характеристика интеллектуального поколения).
*
Незнакомство. «Модели сезона».
*
Судьба как «схватка с маргинальностью».
*
«Одиночество» состоит почти из тех же букв, что и «одичание».
*
Счастье жизни как счастье мысли.
*
Зачем было гнаться за кометой Галлея, когда  многие люди в стране не имеют нормального жилья?
*
Заменить бы (или хотя бы дополнить) министерство просвещения Большим Педсоветом из самых уважаемых педагогов.
*
Ю.Рюриков: «биархат» (ню-ню)
*
Начало антисословных революций в уязвленном сознании.
*
Закон об индивидуальной трудовой деятельности? Бюрократия сработает и здесь.
*
Старым профессорам НЕЧЕГО сказать нам.
*
Русская культура под угрозой: нас теснят, и мы уродуем сами себя. Забыли себя и о себе!
*
«Русь изначальная»  - почти единственный за последние годы фильм, достойный нашей истории. Сколько же шавок это облаяли!
*
Забили ерундой людям головы и теперь не знают, что с этим делать…
*
Проект «Ленского района» как передовой базы прогресса.

*
Умер дед, замерзает бабушка, болеет мама.
*



1987

«Тот, кто пытается перечеркнуть прошлое, обречен переживать его вновь» (Сантаяна).
*
Оправдывающие Сталина – рабы. Однозначно.
*
Мифология – это, конечно, способ ВЫРАЖЕНИЯ общественного сознания той или иной эпохи, но это и способ его РАЗЛОЖЕНИЯ.
*
Кризисы культуры как выражение цикличности времени?
*
Чрезмерный эгоизм настоящего поколения – это предательство будущего.
*
Проведение связи между фактами тоже становится фактом.
*
Любовь, как и искусство, требует большого таланта. Разве многие могут хорошо играть на сцене или писать картины? Почему же мы удивляемся тому, что столь малое количество людей умеют любить.
*
Партия (КП СС) на протяжении всей своей истории вела героическую, последовательную, принципиальную борьбу с партией (сама с собой).
*
«Закон возвышения потребностей и развитие коммунистической цивилизации» (Тема, да).
*
Главная задача сейчас – выжить!
*
Герой мифа, не совершив чуда, погибает (Голосовкер).
*
Образование «про запас» - «резерв» бездельников.
*
 Кто виноват: курица или яйцо?
*
Страх перед внешним миром, как призраком.
*
Настоящий учитель есть олицетворение добра. (Или, если угодно, материализация идеи добра)
*
«Руководство» отнимает то, что дает властью.
*
А что это такое – «мелкобуржуазность» и «мелкобуржуазные настроения»?
*
Ориентация на усреднённые показатели: хорошо для статистики – плохо для жизни.
*
Ужас.
Наш парень в Афгане убит каким-нибудь тамошним дикарем. А убитый еще не целовался с девушкой. Ну, или только целовался…

*
Чтобы затронуть чужую душу, надо отдать часть своей.



1988

Мы хотим не того, чего хотим (на самом деле). 


Рецензии