Из старых записных книжек
«Кто выше всего ставит покой своих близких, тот должен совершенно отказаться от идейной жизни»
(А.П.Чехов)
1982
Записывать свои мысли, чтобы не «заржавел» мозг.
*
Мечтающий школьник из разряда «задумывающихся детей», строит в душе свой прекрасный город. Приходит ночь после выпускного. Это – ночь Помпеи.
*
Роман Ибн-Туфейля о Хайе, с предположением о самозарождении способности мыслить. Это представляется невозможным. Но как тогда возможно самозарождение жизни?
*
Не надо обижаться на обиженных.
*
Сравнивая жизнь с «охотой на лис». Цель – отыскать свое счастье.
*
«Девушка с гордым взглядом». Детство ушло рано: не доучился, не доиграл, не дочитал…
*
Меня никто не понимает – или я никого не понимаю?
*
Сборник «Красная ромашка» Мусы Джалиля как тема эссе.
Каков – не важно ты с лица
Была бы светлой суть.
Будь человеком до конца.
С высоким сердцем будь!
*
Сцена из жизни.
Четыре мужика пьют водку, по очереди из горла. Дед с клеенчатой сумкой сидит, ожидает, когда опустеет бутылка и ему её отдадут, чтобы сдать...
*
Н.Г.Помяловский «Мещанское счастье» как НЕ судьба?
*
Природа решила, наконец, показать, что такое лето…
*
Искусство модернизма как взбесившийся иррационализм (книга И.С.Кулешовой «Философия и искусство модернизма).
*
До каких только извращений и издевательств над здравым смыслом могут дойти человекообразные, защищая свои интересы!
*
Загадал «координаты» книги, которую возьму в библиотеке: зал, стеллаж, полка, семнадцатая книжка слева – Ю.Куранов «Ласточкин взгляд», «Золотая синь» и т.д.
*
Религиозный фанатизм вызывает психозы или наоборот?
*
У В.Крюкова («Открытое сердце») просто нет таланта, и здесь уже ничем не поможешь. Чёрт возьми, неужели почва Нечерноземья так скудна, что на ней не может вырасти ничего лучшего?
*
Люблю историю, но философия её заслонила…
1983
Юность – самые светлые мечты, самые сильные чувства, самые интересные книги… Позади.
*
Гимн как сигнал побудки. Плюс 13 - комнатная температура. Мороз на улице, холодное железо в цеху.
*
Господи! Человек терпит наибольшие муки от человека же.
*
Беспросветная чаща дел! Когда мучают сомнения, надо углубляться в (свои) занятия.
*
Люди двуличные (или с большим количеством лиц) не имеют ни одного.
*
Поступивший не по-человечески, ставит себя вне человеческого (всего?)
*
Человек в тот или иной важные момент написан, как предложение, в котором подлежащие – это его душевный порыв, а сказуемое - совершенный поступок. Сопутствующие обстоятельства и колебания выступают как второстепенные члены этого «предложения». Жизненная повесть ими и пишется.
*
Истинные леди есть только в обществе истинных джентльменов.
*
Почему люди часто преклоняются перед талантом? Людям свойственно любить то, чего у них нет.
*
Не стремишься к лидерству, но вторых ролей тоже не терпишь (?)
1984
… обращаясь к прошлому, «чищу душу».
*
Пятерка престижа. Сдавать выше, чем на «отлично». В семестре получать знания, в сессию – пятерки.
*
Есть ли эстетическая ценность в драке? Почему сцены драк так часто снимают в кино?
*
«Фирменный мираж» /Коновалов, Сердюков:
«Имеем ли мы право закрывать глаза на то, как в погоне за очередной заграничной «тряпкой» продают они не только себя – нас продают! Нашу гордость, имя, честь». (Конец цитаты). Комс. Правда, 13.01.84.
*
На чашах весов более легкий груз перетягивается ПОЛНОСТЬЮ. Так, и у человека бывает с плохим и хорошим. (По поводу: «но у него есть хорошие стороны»).
*
Два года назад. Неоконченная повесть мечта «Мечта»: Сергей Соколов и Наташа Волозова…
*
Оказывается, когда то я «дочитал «Анну Каренину». Но этот роман не войдёт в число моих любимых»
*
Любая жизнь – трагедия. Ведь в этом жанре в конце всегда гибнет главный герой.
*
«Мы одиноки во Вселенной! И планеты
Летят одни в космической пыли,
И звёзды – красны, сини, белы, жёлты –
Горят впустую. Солнце – для Земли! (30.01)
*
Он писал роман несколько лет, а я прочел за несколько дней (часов). «Писателем» становится тот, кого многие читают и их суммарное время чтения превышает затраты на письмо. (Вот, как-то так).
*
СПОКОЙСТВИЕ – ВОТ СЧАСТИЕ ДУШИ!
*
Ну, и где же наука в общественных науках?..
*
Взаимообусловленность терпимости: плохие преподаватели и ленивые студенты.
*
Не надо поспешно зачислять людей в разряд «плохих». Последних и так слишком много.
*
Зло БЫСТРЕЕ добра.
*
Чужую боль начинаешь чувствовать, испытав свою. («Больно кусают бешеные собаки»).
*
Коммунизм: жизнь как праздник, а не как праздность. (Но может ли праздник быть постоянным?)
*
В остроумной классификации Ф.Бэкона история – это наука, основанная на памяти. Но можно ли развивать «только память»?
*
… я вечен, я противоборствую вашей мощи. Падите все на меня, и ты, земля, и ты, небо… (Фихте)
*
Я отхожу ко сну, не зная верхней грани сна…
*
Короток день, если встанешь после полудня
*
Почему нельзя аккумулировать сон? К. сказал, что «аккумулировать можно только знания». (Поэтому не очень верится в возможность обучения во сне).
*
… чУдно надеяться, когда юность просыпается сама.
*
Необходимость решения нравственного вопроса, стоящего перед тобой, невозможно отменить. Его можно только отодвинуть, но он станет еще тяжелее.
*
Какие люди … непонятные. Гибну от любопытства.
*
9.5.4 – Салют.
*
Верлибр наступающего лета…
*
Почитал немного Монтеня, замыслил собственные «ОПЫТЫ».
*
А я писал среди трудов и мук,
Досугу их не равен мой досуг (А. Навои)
*
Бояться должно лишь того, в чём вред
Для ближнего таится сокровенный;
Иного, что страшило бы, и нет. (Данте - Лозинский).
*
10.7. Решился на «Второе нашествие…»
*
Роман – дрянь! «Энергия» плоха и по форме, и по содержанию…
*
«Паровоза» нет, чтобы двигаться по жизни. И – как?
*
Чувствуешь себя под властью MAN
*
О «Бегущей по волнам» скажу, что красиво, но большего не скажу.
*
Рассказ мужика в бане:
«На экскурсию ездил с дружком, выпили шесть бутылок (водки) на двоих. Приползаю домой, ни заснуть никак. Сидит на окне ангел. С человеческой головой… Говорит мне: «иди сюда». Я ему: «пошел на х!» А он не уходит… В больнице тройную дозу снотворного вкатили. Прошло».
(Муж и отец, да)
*
«Одиночество любят от боли, / Но от радости – никогда. (Евтуш-ко)
*
Поссорился с … кошкой. Махнул на неё рукой, а она вдруг ощетинилась: шерсть дыбом, пасть беззвучно разевает, и взгляд горит ненавистью. (Вот так нужно относиться к тем, от кого зависит твоя судьба, и кто махнул на нее рукой).
*
Больше часа стоишь в очереди за бидоном молока. Совсем в Нечерноземье сельское хозяйство обезлюдело и развалилось.
*
Очередь … очередь, очередь, очередь … Жизнь нашего человека так и проходит в очередях.
*
Осенью «случился» Леонид Андреев: «сатана опоздал» (роман «Дневник Сатаны»).
*
Мы любим сначала девушку-в-себе, потом: себя-в-ней.
1985
Философию можно победить только философией.
*
Морализаторство? Не научно.
*
Жизнь – игра. Мы все хотим выиграть в ней, но, в конце концов, проигрываем.
*
«Многоликость»? Почему – не многогранность?
*
Ужасно сознавать свое бессилие. Умственное бессилие хуже полового. Но самое страшное, это когда ты ничего не можешь сделать, видя или терпя несправедливость.
*
Близкие люди: поворачиваться друг к другу хорошей стороной, стремясь не показывать дурного в себе, тому, кого ты ценишь. Но – не всегда.
А как там, у магнитов с «плюсом» и «минусом»?
*
Наслаждение мысли (мыслью) открывает полноту жизни.
Но достаточно ли этого для постоянной полноценности существования? Или из «упаковки» будет торчать одна голова?
*
«Своя голова на плечах» действительно тяжела.
Но «лёгкие мысли» могут иметь тяжелые последствия.
*
Интересы начала зимы: новый (безалкогольный) бар, Ницше («Тропами Заратустры») и пишущая машинка (покупка).
*
Люди без ума превращают даже самое доброе установление в злую реальность (НЕдобро как НЕум).
*
«Человек-схема» - это не интересно, это скучно, даже если все компоненты этой схемы безупречны.
*
Перед дамой опускаешься на одно колено в надежде подняться в её глазах. Где тут равенство?
*
ТЕЛОвеческие отношения
*
«Серость» не помышляет о высоком, и поэтому, обычно склонно к низости. Вот почему стоит опасаться ординарных людей.
*
«Убивая время» - убиваем себя.
*
Не в своей игре выигрыш невозможен.
*
«Ломать - не строить.
«Ломаться» можно только на работе, которая строит твою жизнь
*
«Версиловщина»: сходить с ума из-за юбки, размышлять умно, красиво, но бесплодно – русское проклятье.
*
Любовь «греховной» не бывает. Любишь – люби.
*
Ненавижу «особей стада».
*
Невкусно едим, неумело работаем, невесело отдыхаем, некрасиво любим – нехорошо живём.
*
Как часто приходится поступать вопреки собственной натуре, чтобы сохранить саму эту натуру.
*
Не надо быть всегда серьезным. Жизнь – часто несерьезная штука.
*
Время сонетов Петрарки (для тебя) уже прошло, а время сонетов Шекспира (сейчас) еще не наступило.
*
Время и эмоции, потраченные на переживание чувства собственного превосходства, могли бы быть потрачены с бОльшей пользой.
*
«Личная жизнь» должна быть ИНДИВИДУАЛЬНОЙ.
*
«Время-не-ждет» как начало и конец жизни?
*
Извращение жизни дошло до того, что нормальная жизнь воспринимается как недостижимо королевская!
1986
Сначала во весь рост встают проблемы Бытия, потом – вопросы Существования.
*
Мелких деспотов порождают неглубокие отношения.
*
Если не гордишься, то и не надеешься…
*
Не терплю людей, склонных к произволу.
*
Всех дураков не перевяжешь.
*
Общаги без насекомых, трамваи без давки (мечты).
*
23.7. Ваймар. Бухенвальд. Гёте.
*
Ночь: частью сны, частью грёзы.
*
Не многих, а многого – от одной!
*
Современные оперы так плохи оттого, что это жанр НЕ нашего времени.
*
*
Как надоели ЭТИ, которые « в своем праве»!
*
Чужое дело и чужое место – это либо горе, либо порок.
*
Ненавижу 1930-50-е гг. Те, которых «вели», страдали неизмеримо больше ведущих. Несправедливо.
*
Люди в своем существовании позволяют себе то, чего нельзя позволить в бытии.
*
Моральная смерть: разрыв между твоей сущностью и твоим существованием.
*
Мало живем и много проживаем (Жизнь).
*
Кинорежиссер Ал.Герман – разрушение утопии искусства.
*
Почему при приближении к идеалу он теряется из виду?
*
Педагог Сухомлинский. Он был одним из немногих, кто искренне поверил в коммунистическую партийную программу и один из единиц, кто смог воплотить идеал на своем участке работы, в сельской школе. Отвлекаясь от идеологических предпочтений, это не может не вызывать уважения. (Читая «Письма к сыну»).
*
Ем шире душа, тем больше в ней места для любви.
*
Более централизованное обучение требует более индивидуализированного воспитания.
*
«Поэтика Достоевского»
Человек с «идеей главное лицо романов ФМД. Сюжет кажется второстепенным, но именно при помощи «действия» разрешаются столкновения «идей». Проверка «идей» в снах. Финалы: «всё еще впереди». «Двойники». Мышкин – чистая человечность. (Курсив мой – ВК)
*
За окном.
Кусочек светло серого неба под захватившими его темно серыми тучами на фоне скучно серых зданий.
*
Спад НФ после 1960-з гг. Почему?
*
В.Вернадский: «всемирная научная работа»
*
Можно ли убежать от варварства, ускоряя научно-технический прогресс?
*
Альтруизм – всегда утопизм?
*
Перевести бы спецраспределители в «магазины для матери и ребенка».
*
А есть ли у нас «общественная жизнь»?.. Ответ – отрицательный.
*
Пошли статьи про наркоманию. Стало «как на Западе».
*
Война или военная угроза. Кто-то (во множественном числе) прожил лишнего…
*
Стратегический секрет
Состояние дел в нашей «глубинке» - это должно быть самой страшной военной тайной.
*
Киножурналы перед фильмом – это хуже западной рекламы. (Вместо возможности отдохнуть пугают гепатитом Б).
*
Время течёт со скоростью 24 часа в сутки. «Ровесник моего типа»
*
Стали бы люди моральнее, если бы в свое время они последовали совету Платона «запретить рассказывать плохие мифы»?
*
Поразило
«Девице 19 лет, а тянет на все тринадцать» (плюс – продовольственные пайки в Эрмитаже).
*
Психология чёрного хода» отравила почти всех.
*
Недавно опять вздули цены на колбасу и мясо. В магазинах их всё равно нет, но на базаре теперь ни к чему не подступиться.
*
Цинизм правильным не бывает.
*
«Среди сумасшедших». (Характеристика жизненной ситуации).
*
«Любовь. Идёт ХХХ век» (Возможно, фантастический рассказ). Название воспринято от Р. Рождественского: «Письмо в тридцатый век»?
*
Хочешь быть нужным, но не нужен… Жизнь, испорченная с самого рождения.
*
Плохую квалификацию тебе не будут прощать после ссылки на неподходящих однокурсников…
*
«Без Учителей» (Характеристика интеллектуального поколения).
*
Незнакомство. «Модели сезона».
*
Судьба как «схватка с маргинальностью».
*
«Одиночество» состоит почти из тех же букв, что и «одичание».
*
Счастье жизни как счастье мысли.
*
Зачем было гнаться за кометой Галлея, когда многие люди в стране не имеют нормального жилья?
*
Заменить бы (или хотя бы дополнить) министерство просвещения Большим Педсоветом из самых уважаемых педагогов.
*
Ю.Рюриков: «биархат» (ню-ню)
*
Начало антисословных революций в уязвленном сознании.
*
Закон об индивидуальной трудовой деятельности? Бюрократия сработает и здесь.
*
Старым профессорам НЕЧЕГО сказать нам.
*
Русская культура под угрозой: нас теснят, и мы уродуем сами себя. Забыли себя и о себе!
*
«Русь изначальная» - почти единственный за последние годы фильм, достойный нашей истории. Сколько же шавок это облаяли!
*
Забили ерундой людям головы и теперь не знают, что с этим делать…
*
Проект «Ленского района» как передовой базы прогресса.
*
Умер дед, замерзает бабушка, болеет мама.
*
1987
«Тот, кто пытается перечеркнуть прошлое, обречен переживать его вновь» (Сантаяна).
*
Оправдывающие Сталина – рабы. Однозначно.
*
Мифология – это, конечно, способ ВЫРАЖЕНИЯ общественного сознания той или иной эпохи, но это и способ его РАЗЛОЖЕНИЯ.
*
Кризисы культуры как выражение цикличности времени?
*
Чрезмерный эгоизм настоящего поколения – это предательство будущего.
*
Проведение связи между фактами тоже становится фактом.
*
Любовь, как и искусство, требует большого таланта. Разве многие могут хорошо играть на сцене или писать картины? Почему же мы удивляемся тому, что столь малое количество людей умеют любить.
*
Партия (КП СС) на протяжении всей своей истории вела героическую, последовательную, принципиальную борьбу с партией (сама с собой).
*
«Закон возвышения потребностей и развитие коммунистической цивилизации» (Тема, да).
*
Главная задача сейчас – выжить!
*
Герой мифа, не совершив чуда, погибает (Голосовкер).
*
Образование «про запас» - «резерв» бездельников.
*
Кто виноват: курица или яйцо?
*
Страх перед внешним миром, как призраком.
*
Настоящий учитель есть олицетворение добра. (Или, если угодно, материализация идеи добра)
*
«Руководство» отнимает то, что дает властью.
*
А что это такое – «мелкобуржуазность» и «мелкобуржуазные настроения»?
*
Ориентация на усреднённые показатели: хорошо для статистики – плохо для жизни.
*
Ужас.
Наш парень в Афгане убит каким-нибудь тамошним дикарем. А убитый еще не целовался с девушкой. Ну, или только целовался…
*
Чтобы затронуть чужую душу, надо отдать часть своей.
1988
Мы хотим не того, чего хотим (на самом деле).
Свидетельство о публикации №215040302214