И снова о Гумилёве

   Гумилёв сильно косил, но, как ни странно, гордился этим как особой "божьей отметиной". Он самодовольно утверждал:
  - Я разноглазый. И дети мои все разноглазые. Никакого сомнения, что я их отец.

   Свои руки Николай Степанович находил поразительно красивыми. Как и свои уши. Его уши, маленькие, плоские и хорошо поставленные, были действительно красивы. Кроме них, решительно ничего красивого в нём не было. Но он не сознавал своей "неблагообразности" и совершенно не тяготился ею. Напротив, он часто говорил, что у него очень подходящая для поэта внешность.

   Гумилёв очень любил сладкое. Он мог съесть полфунта изюма или банку мёда за вечер. Вторая жена Гумилёва, Аня Энгельгард, как - то пожаловалась:
  - Коля такой странный. Вчера на вечере в Доме Поэтов мы подошли к буфету. Он ест одно пирожное за другим, а мне говорит:
  - Бери, Аня, если хочешь.
   Вот если бы положил мне на тарелочку хоть одно! А то он ест, а я только смотрю. Он даже не заметил.

   Аня всегда помнила, что Одоевцева ученица её мужа. Иногда это выражалось очень забавно. Уже после расстрела Гумилёва она, во время одного из особенно удачных выступлений Одоевцевой, сказала:
  - И всё - таки я отношусь к Одоевцевой как королева. Ведь я вдова Гумилёва, а она только его ученица.


   Не в пример очень многим Гумилёв всегда знал, какое сегодня число, какой день недели. Однажды, совершенно неожиданно, он спросил у Одоевцевой:
  - Какое сегодня число?
  - 15 октября, - с недоумением ответила она.
  - А что случилось в ночь с 14 на 15 октября 1814 года?
   Ирина растерянно мигает. Это ей не было известно. Наверное что -то, касающееся Наполеона, Ватерлоо или отречение? Или вступление русских войск а Париж? Но почему в ночь на 15? Нет, русские войска вступили в Париж днём и, кажется, весной.
  - Не знаете? Событие, касающееся непосредственно нас с вами.
  - Вотерлоо? Вступление русских войск в Париж? - говорит она неуверенно.
   Гумилёв смеётся.
  - С каких пор армия нас непосредственно касается? Нет, нет, совсем нет. Бросьте проявлять ваши исторические познания, которые у вас, кстати, слабы. Слушайте и запоминайте - в ночь на 15 октября 1814 года родился Михаил Юрьевич Лермонтов. И вам стыдно не знать этого!
  - Я знаю, что Лермонтов родился в 1814 году, только забыла месяц и число, - оправдывалась Одоевцева.
  - Этого нельзя забывать! - отрезает Гумилёв. - Но и я тоже чуть было не прозевал. Только полчаса тому назад вспомнил вдруг, что сегодня день его рождения, - улыбнулся поэт.

  P.S. На фотографии - "только ученица" Гумилёва, Ирина Одоевцева.


Рецензии